понедельник, 22 марта 2021 г.

С.А. Григорьев. «Вратарь»

С.А. Григорьев. «Вратарь»:
Мир детства советской эпохи
Автор текста: Т. Волкова


С.А. Григорьев (1910 – 1988 гг.). Вратарь. 1949. Холст, масло. 100×172 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/04/grigorev-sergej-alekseevich-vratar-1949-god.jpg

Художнику удалось отобразить мир детства советской эпохи в разных лицах ребятни. Особенно характерной является небольшая картина «Вратарь» (находится в Государственной Третьяковской галерее), где дети изображены на фоне городского пейзажа. Пленительный облик Киева, с его живописным рельефом, здания над крутыми склонами, купола Андреевской церкви воссоздаются художником с большой любовью. Золотая теплая южная осень. На пустой площадке за домом, на импровизированном футбольном поле — яростное состязание. Где-то за пределами холста происходит жаркая схватка, и именно к ней приковано внимание главного героя картины — долговязого, белоголового вратаря. Перевязанная коленка, спустившиеся чулки, подвязанные тесемками галоши, теплый свитер и кожаные перчатки «дорисовывают» образ «стража ворот». В портрете этого мальчика проявился мягкий юмор художника. За вратарем стоит малыш, в игру его не принимают, и он «болеет» за воротами.

Очень разнообразна группа зрителей во главе с подсевшим справа парнем в расшитой украинской рубахе. В руке у него папка с зарисовками и набросками, на лацкане пиджака — орденские планки. Он всецело захвачен зрелищем, того и гляди сам кинется в схватку. Удачно изображена группа детей, сидящих рядом с ним на скамейке. Все их взгляды устремлены вправо, где и происходит бой, каждый из них реагирует на увиденное по-разному. Сильнее всего захвачен происходящим мальчик в зеленом лыжном костюме и красном галстуке, он весь поглощен игрой. Сидящие с ним девочки реагируют на происходящее более спокойно. Безучастной к происходящему остается только малышка, укутанная в платок, да лежащая у ее ног собачонка.

В этой работе художнику удалось объединить всех персонажей единым действием, тонко его продумать, «срежиссировать» композицию, благодаря чему сценка представляется как бы зарисовкой непосредственно увиденного в жизни. И сегодня, через тридцать лет после написания, картина смотрится с большим интересом, воспринимается в некотором смысле как историческое полотно. Нынешним детям она помогает воссоздать атмосферу детства их отцов.

Художник Сергей Алексеевич Григорьев, автор многих полюбившихся зрителям произведений, посвященных преимущественно детям, стал известен еще в начале тридцатых годов. Однако настоящий творческий успех пришел к художнику в послевоенные годы, когда он поистине «нашел себя», создав свои лучшие произведения — « Вернулся», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки»... Именно в этих работах глубокое знание жизни и профессиональное мастерство художника проявились наиболее полно. Проявилось здесь и свойственное художнику острое чувство современности, умение раскрыть типические черты эпохи.

С. А. Григорьев родился 5 июля 1910 года в Луганске в многодетной семье железнодорожного кондуктора. Вскоре после рождения Сергея его отец был переведен в г. Александровск (Запорожье), где и прошли годы детства художника. Именно там начинал он в перерыве между школьными занятиями пробовать свои силы в рисовании, а в 1923 году поступил в городскую художественно-профессиональную школу. Пребывание в Запорожской художественной школе осталось одной из ярких страниц в памяти художника. Преподавание там, как отмечал сам художник, велось на высоком уровне, находилось в руках хороших педагогов и талантливых художников, ученикам прививались не только грамотность и знания, но и любовь к искусству, художественный вкус. Спустя много лет, став уже признанным мастером, он вспоминает об этом периоде жизни с неизменной теплотой. Именно там, в школе, как отмечал сам Григорьев, он «получил классическое академическое начальное и среднее образование».

В 1926 году Григорьев с отличием оканчивает Запорожскую художественно-профессиональную школу и решает продолжать свое образование в Москве. Здесь в качестве вольнослушателя (ему было тогда только 16 лет) он посещает Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), пишет копии с картин в Третьяковской галерее. Его товарищами по мастерским были П. Крылов, А. Дейнека, С. Образцов. Через несколько лет он пытается поступить в Академию художеств в Ленинграде, но неудачно. Однако это не сломило юношу, твердо решившего посвятить себя искусству. Около года он много и упорно занимается самостоятельно затем поступает на первый курс Киевского художественного института. Внешнее «бурление» и «кипение» вузовской жизни, борьба течений и группировок, споры и дискуссии, происходившие в художественной жизни двадцатых — тридцатых годов, естественно, захватили энергичного молодого человека, хотя разобраться в существе происходящего ему было нелегко. Его плакаты на различные темы, выполненные в последние годы учебы, несут на себе явные черты увлечения экспрессионизмом: тяготение к предельному обобщению форм, жесткие, изломанные контуры фигур... Но вместе с тем первые самостоятельные произведения художника свидетельствуют о стремлении к органической связи с действительностью, остром желании работать над самой актуальной тематикой.

Обстановка в советском искусстве к моменту окончания Григорьевым вуза была довольно сложной. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке художественных организаций требовало от художников четкого определения своих художнических позиций, подводило черту под целым историческим периодом в развитии советского искусства.

Творчество С.А. Григорьева тех лет свидетельствует о большой активности художника, о его искреннем стремлении раскрыть жизнеутверждающий характер советской действительности. Большое место в его работах тридцатых годов занимает тема молодости, физической и духовной красоты человека, привлекавшая и других советских художников.

В 1939 году Григорьев был призван в Красную Армию. Офицер, политработник, он прошел Великую Отечественную войну.

Среди множества произведений первых послевоенных лет наибольший интерес представляют работы, в которых ощутимо пристальное внимание художника к внутреннему миру человека. Именно в те годы Григорьева особенно заинтересовала детская тема, в раскрытии которой художник проявил особую наблюдательность и тактичность («Детская музыкальная школа», «Юные натуралисты»). Он никогда не впадает в сентиментальность, а рассказывает о детях живо и серьезно, с чувством острой заинтересованности и ответственности. Дела и интересы ребят, их манера держаться, непосредственность и изобретательность, игры, намечающиеся черты будущего характера — все это требует глубокого анализа, спокойного, сдержанного повествования. Рассказывая о детях, Григорьев постоянно ощущает всю важность происходящего, важность, казалось бы, самых обыкновенных событий в жизни детей.

Произведения 1949 года « Вратарь» и «Прием в комсомол» свидетельствовали о новом этапе в творчестве художника. Полотна эти имели большой успех у зрителей. Именно за эти работы автору была присуждена Государственная премия СССР.

Народный художник Украинской ССР, лауреат Государственных премий СССР Сергей Алексеевич Григорьев отдал много сил педагогической деятельности в Киевском художественном институте, профессором которого он являлся. Известность, пришедшая к художнику в пятидесятые годы, заставила мастера быть еще более требовательным к своему творчеству. Он много и увлеченно работал, ни одна крупная художественная выставка не обходилась без его жанровых картин, портретов, графических работ. И по-прежнему большое место в творчестве художника занимают дети...

 Источник:

Журнал «Семья и школа»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...