вторник, 16 февраля 2021 г.

«На небесах рай, а на земле – Валдай…»

 Валдайский Иверский монастырь
«На небесах рай, а на земле – Валдай…»

Валдайский Иверский монастырь с высоты птичьего полета

Валдайский Иверский монастырь был основан Патриархом Никоном по образцу Иверского монастыря на Афоне. Специально для него со Святой Горы привезли точную копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

«Я, смиренный Никон, Божией милостью Патриарх, долгое время размышлял о создании, во славу святого имени Божия, обители на пользу себе и другим, хотящим спастись. Долго я думал, как и где найти такое место... Внезапно пришла мне в голову мысль об одном месте, которое приходилось видеть на пути из Великого Новгорода в Москву. Минуя Валдай, я видел Великое озеро. И вот показалось мне, что Великое озеро... подходящее для иноческой жизни место, на котором хорошо стоять монастырю. Тогда я решил проверить свой промысл и передать все в волю Божию, и, не медля, испросить у великого государя Алексея Михайловича то место под строительство монастыря, ибо в Святом Писании сказано, что сердце царя в руке Господней. И великий государь, словно будучи извещен от Бога, с радостью обещал мне дать то место с окрестными полями и селениями».

Никон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Гравюра с литографии по портрету XVII века

Так писал известный церковный деятель XVII века патриарх Никон о зарождении Валдайского Святоозерского монастыря.

В бытность свою митрополитом Новгородским он восхищался суровой красотой Валдайского края, чем-то напоминавшей ему о монашеской юности в Анзерском скиту на Соловецком Беломорье. Весной 1652 года Никон, сменив на патриаршем престоле почившего Иосифа, с воодушевлением принялся устраивать на Валдае монастырь.

Валдайское озеро, освященное Патриархом Никоном. Как и некоторые другие монастыри, Валдайский Иверский был основан на месте, которое почиталось в народе «худым». Но молитвы основателя и братии обратили худое место в святое

Предание говорит, что местный народ поначалу не хотел участвовать в этом, утверждая, что в озере давно уже обитают нечистые духи, являющиеся иногда в виде злобных чудищ и наводящие ужас на людей. Высокообразованный патриарх скептически отнесся к этим рассказам, но, уважая чувства верующих, вышел на берег Валдайского озера со всей братией, отслужил особый молебен и опустил на дно Святое Евангелие с животворящим крестом, назвав озеро Святым. Тут-то и произошло чудо. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон так описывает произошедшее: «Столп огнен явися от земли до небеси, и от того огненного столпа окрест свет блиста велик зело; версты по три, и по пять, и по десяти и более, яко во дне святитеся всему».
Летом 1653 года были построены первые две деревянные церкви будущего монастыря — Соборная и Теплая. К осени Соборная была освящена в честь чудотворной Иверской иконы Божией Матери, а Теплая — во имя святого Филиппа Московского.

Иверский собор — возрожденный шедевр русского зодчества XVII века

Деревянный Иверский собор был построен в Валдайском Иверском монастыре к осени 1653 года. А 14 мая 1655 года уже началось возведение пятиглавого каменного соборного храма — одного из самых больших в России того времени. Летописи донесли до нас имена мастеров, трудившихся над ним, — «каменных дел подмастерь Аверкий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Белозер». Спустя год строительство было завершено, и 16 декабря 1656 года состоялось освящение собора. На этом торжестве, кроме Патриарха Никона, присутствовали и другие иерархи.
Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил на средства Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх. Вся церемония произвела на присутствующих большое впечатление, да и сама обитель — хотя еще недостроенная — восхищала посетителей. Архидиакон Павел Алеппский (сын Патриарха Антиохийского), в 1654—56 годах путешествовавший по Московии, говорил, разумея Валдай­ский монастырь: «Поистине нет ему подобного в мире». Внутри новый собор украшали пятиярусный золоченый иконостас и исполинских размеров паникадило «желтой меди» («величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами»), заказанное за границей.
Затем был возведен еще один храм — Богоявления Господня — с трапезной, кельями и монастырской оградой с башенками по углам. «На небесах Рай, а на земле — Валдай», — именно так говорил о своем детище патриарх Никон.

Современный вид Богоявленской церкви с Трапезной палатой

Теплая Богоявленская церковь, расположенная напротив северо-западного угла Иверского собора, возводилась по благословению и плану Патриарха Никона в 1657—58 годах. Это было тяжелое время для Патриарха. В 1657 году он понял, что царь все более отчуждается от него. Церковная реформа, начатая Никоном, была враждебно встречена многими представителями духовенства — даже теми, с кем некогда Никон поддерживал самые тесные отношения. Враги Патриарха оговаривали его перед Алексеем Михайловичем, да и сам царь начал чувствовать себя не в своей тарелке рядом с властным Первосвятителем.
Но Никон еще надеялся спасти положение. На Рождество 1657 года он пригласил царя в Иверский монастырь и сделал соответствующие приготовления к его приезду, рассчитывая на то, что Алексей Михайлович «отойдет душой» в обители и сменит гнев на милость. Однако царь не приехал.
В 1747 году над Богоявленской цер­ковью была пристроена еще одна ма­ленькая церковь — во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Она была замечательна своим иконостасом, главное украшение которого составляли Царские врата, присланные Патриархом Никоном в 1653 году— еще для деревянного Иверского собора.
Богоявленский храм стал первым, где после возвращения обители Церкви возобновились богослужения. После ремонта здесь освятили два престола: главный — во имя Богоявления Господня, второй — во имя преподобного Нила Столобенского.

Церковь во имя митрополита Московского Филиппа. Очень выигрывает Филипповская церковь от сочетания красного и белого цветов. А золотой купол придает храму совершенно «пасхальный» вид

Теплая (из бруса) церковь во имя митрополита Московского Филиппа появилась в монастыре уже вскоре после его основания. Тогда она находилась, согласно сохранившимся документам, в северо-восточной части монастыря. К церкви вплотную примыкала — деревянная же — братская трапезная.
Столь раннее появление в обители церкви во имя святителя Филиппа связано с тем незримым участием, которое он принял в устройстве монастыря. Известно, что во время перенесения мощей митрополита Московского, убитого по приказу Ивана Грозного, из Соловецкого монастыря в Москву, он явился в сонном видении Патриарху Никону, благословив его на устроение монастыря на Валдае. С тех пор Патриарх не мог не считать митрополита Филиппа покровителем Иверской обители.
Трудно среди отечественных обителей найти такую, которую сразу бы так высоко поставили и обогатили земельными угодьями. В декабре 1653 года вышел царский указ, закрепляющий за Валдайской обителью несколько богатых селений и Боровичский Яковлевский монастырь. А в мае 1654 года последовала грамота, жаловавшая обители озеро со всеми его островами и многие купленные патриархом Никоном вотчины, вместе со Старорусскими солевыми варницами в придачу.

СОИМЕННИК БРАТА БОЖИЯ

Святой праведный Иаков Боровичский — один из немногих русских святых, у которых нет хотя бы краткого жития. О праведном Иакове Боровичском нам известно даже меньше, чем о некоторых древних святых, несмотря на то, что жил он не так уж давно — в XVI столетии. Достоверно мы знаем лишь, что с отроческих лет Иаков принял на себя подвиг юродства. Скончался он, будучи юношей.

Икона праведного Иакова Боровичского. Согласно иконописному подлиннику (так называется руководство по иконографии), изображается святой «подобием млад, наг, препоясан платом».

В 1541 году (по другим источникам, в 1540 году) «в веси Боровичах, на реке Мсте в пороге на святой неделе во вторник, явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим людям тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мсте, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшася на том месте в пороге». Так написано в Новгородской летописи. Ночью праведный Иаков явился во сне старейшинам селения и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Святой называл себя Иаковом, соименником брата Божия.
Слух об этом быстро распространился по округе. На месте приплытия колоды была построена деревянная часовня, возле которой открылся целебный источник (в XIX веке был построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Умиление», сохранившийся до настоящего времени).
Вскоре после освидетельствования мощей святого Иакова игуменом Новгородского Рождественского монастыря Константином, в 1545 году они были торжественно перенесены в деревянную церковь Святодуховского монастыря.
В старых хрониках сохранились свидетельства десятков людей, получивших исцеления по молитвам святого Иакова. 24 февраля 1654 года в главном соборе Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей из ветхой деревянной раки в серебряную, сделанную по заказу патриарха Никона.
Во времена Советской власти мощи святого Иакова Боровичского были осквернены публичным вскрытием, а после закрытия монастыря след их потерялся. Ходят слухи, что монахи спрятали их на территории монастыря или в его окрестностях.
Лишь в Святодуховском монастыре в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова, который впоследствии был передан сначала в Успенский собор, а затем, после его закрытия в 1961 году, — в приходскую церковь великомученицы Параскевы Пятницы.
Тропарь праведному Иакову Боровичскому, глас 1:
Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя! / Слава Действующему тобою всем исцеления!

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА ВАЛДАЕ

Список XIX века с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Богоявленском храме монастыря

Никон строил новую обитель на Валдае по плану Иверского монастыря на горе Афон. По преданию, однажды на море, в огненном столпе, появилась у Святой горы заветная святыня — чудотворная икона Божией Матери, писанная самим апостолом и евангелистом Лукою. Она стала достоянием Иверской обители, получив наименование Иверской иконы Божией Матери Портаитиссы — «Вратарницы» — по тому месту над вратами обители, которое Сама Владычица избрала для пребывания Своего образа. Со временем на вратах обители был создан храм во имя Пресвятой Богородицы. И с той поры огненный столп не однажды являлся над Иверским монастырем.

Чудесного видения сподобился и патриарх Никон, побывавший на Афоне. Сам он рассказывал об этом так: «Когда мы пришли во святую обитель — Иверский монастырь, в четвертом часу ночи, в пятницу, было страшное огненное видение над этим местом. Видели огненный столп от земли до неба, осеняющий обитель, и думали, что она загорелась. И такой сильный свет исходил от святого столпа, что осветились многие поля и села вокруг того монастыря, и казалось, что горит в поле или в селе. И люди, озираясь, увидели над обителью огненный столп, и напал на них великий страх, потому что видение это было чудесным и необычным. Хотя была темная ночь, но из-за сияния того столпа обитель была видна гораздо лучше, чем при дневном свете, и свет исходил от святого места, от церкви, и от всего здания обители. С того времени в обители бывают неисчислимые чудеса: беснующиеся исцеляются, хромые ходят, слепые прозревают, и всякий недуг бежит от страждущего».

До революции в Валдайской обители находился один из известнейших чудотворных списков с афонской «Вратарницы». По одной версии, он был выполнен в 1656 году русскими иконописцами, отправленными патриархом Никоном на Афон, и привезен на Валдай. Но также существует предание, согласно которому Никон просил Иверского архимандрита Пахомия снять с подлинного афонского первообраза точную копию и прислать ее вместе с планом Иверской обители. Возможно, именно эта икона, привезенная с Афона, стала потом главной валдайской святыней.

Валдайский Иверский монастырь на литографии 1904 года

В 1848 году была на Валдае страшная эпидемия холеры. Она прекратилась после того, как с крестным ходом икону Иверской Богоматери обнесли вокруг города. В память об этом событии в 1849 году определением Святейшего Синода был утвержден ежегодный крестный ход из Иверского монастыря вокруг окрестностей. Крестные ходы совершались и в престольные праздники Успения Божией Матери, Богоявления Господня, в память святого Иакова Боровичского.

Находящаяся сейчас в Валдайском монастыре Иверская икона Божией Матери является одним из списков с чудотворного образа, хранившегося в церкви Святых апостолов Петра и Павла. Икона сильно пострадала во время пожара 1993 года, но лик остался цел. Заботами архиепископа Новгородского и Старорусского Льва икона была реставрирована и в настоящее время является великой святыней монастыря, перед которой каждый день братия совершает молебен и просит у Царицы Небесной благословения на свои труды.

ВАЛДАЙСКИЕ МОЛЧАЛЬНИКИ И ИВЕРСКИЕ АРТЕЛЬЩИКИ

Валдайские колокола

Рассказывают легенду, связанную с этим удивительным местом. Еще во времена Ивана III везли по здешнему тракту большой вечевой колокол господина Великого Новгорода в Москву, дабы показать новгородцам, что кончилась их вольница и настают другие времена. Но, видно, сам колокол решил по-своему: доехав до Валдайских гор, вдруг покатился он с высокого обрыва да и раскололся на множество мелких осколочков. А валдайские кузнецы взяли да собрали их и понаделали маленьких колокольчиков в память о большом вечевом колоколе господина Великого Новгорода. Так и стали называть их валдайскими. Говорят, что сами кузнецы ту легенду придумали, но в чудо все равно хочется верить.
Валдайский Иверский монастырь всегда славился высокими примерами духовной жизни братии. Известен его молчальник Пахомий, явившийся в обители в середине XIX века. Он нес с радостью самые тяжелые послушания и скончался коленопреклоненным в молитве в своей келье, подобно Серафиму Саровскому. Добротой и кротким нравом выделялся настоятель монастыря архимандрит Лаврентий. К нему приходили за помощью многие жители Валдая и окрестностей, он был для них истинным наставником. Лаврентий организовал странноприимный дом для паломников. Обитель кормила тысячи людей. Особенно много гостей бывало в дни празднования Иверской иконы Божией Матери. Настоятель принимал всех, устраивал на ночлег, следил, чтобы все были сыты. Монастырский уклад отличался суровостью устава. В Иверскую обитель приходили и послушники из других монастырей, но не все выдерживали такие строгие послушания.

В 1948 году, когда была сделана эта фотография, в монастыре размещался дом инвалидов-ветеранов войны

В 1918 году в монастыре проживали около 70 человек монашествующих, послушников, трудников. Для обители наступили тяжелые времена. Власти отбирали у монахов продовольствие, а осенью 1918 года были реквизированы золотая риза с чудотворной Иверской иконы и все старинные и драгоценные вещи: напрестольные кресты, церковные сосуды, кубки патриарха Никона.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным местными властями. Артель насчитывала 70 человек, имела пять гектаров монастырских угодий и 200 гектаров, занятых монастырским садом и огородами, пастбищами. В коммуне был даже трактор. В дальнейшем монастырские помещения использовались под разные нужды: вначале здесь располагался музей, потом — мастерские, во время Великой Отечественной войны — госпиталь, потом — дом инвалидов, участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом. С 1970 года тут устроили базу отдыха.

«ДАР» ВАЛДАЯ

Валдайский монастырь незадолго до его передачи Церкви

В 1991 году Валдайский Иверский монастырь был передан Новгородской епархии. Ходатайством митрополита Льва и при активной помощи главы администрации Александра Сергеевича Бойцова началось восстановление монашеской жизни. В том же году Святейший Патриарх Алексий II отслужил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в Успенском соборе и благословил братию на дальнейшее устроение обители.

После возрождения монастыря возродилась и традиция крестных тверской иконой Божией Матери

Не по дням, а по часам возрождается прямо на глазах обитель, столь любимая патриархом Никоном. Гулко поют колокола на монастырской звоннице, и будто вторят им изготовленные местными умельцами валдайские колокольчики, чей звон очищает наши грешные души!

 

Источник:

Дмитрий Ярошевский.  «На небесах рай, а на земле – Валдай…»// Журнал Наука и религия. - 2004 - № 5

Валдайский Иверский монастырь: Путешествие по святым местам. Номер 9./ текст Ксения Толоконникова – М.: ООО «Де Агостин», 2009. – 32 с. – (Православные монастыри)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...