понедельник, 15 февраля 2021 г.

Новоиерусалимский художественный музей

Новоиерусалимский художественный музей
Автор текста: Соболева Н.


Новое здание Новоиерусалимского художественного музея, соответствующее современным условиям хранения, изучения, реставрации, экспонирования и популяризации музейного собрания.
http://n-ierusalem.ru/news/otkrytie_muzejno_vystavochnogo_kompleksa_novyj_ierusalim/2014-11-25-216

… Основу коллекции музея составили «художественные ценности», спасенные из окрестных дворянских усадеб, которых в северо-западном Подмосковье насчитывалось немало: Ильинское, Петровское, Глебово, Никольское, Ярополец и многие другие. С первых лет существования музея научная работа в нем велась на самом высоком уровне, благодаря чему удалось спасти, атрибутировать и описать множество предметов, которым в противном случае грозило исчезновение.

Саврасов А. Ранняя весна. 1880-1890-е гг.

Страшный ущерб был нанесен музею в ноябре — декабре 1941 года, когда фашисты, отступая, взорвали Воскресенский собор и уничтожили большую часть музейных хранилищ (эвакуировать удалось лишь малую долю предметов). Музей был восстановлен лишь в конце 1950-х годов.

Существенную часть живописной коллекции музея составляют русские портреты XVII—XIX веков. Хронологически открывает подборку парадный групповой портрет патриарха Никона с клиром второй половины XVII века. Искусство портрета еще только зарождается в России, поэтому в художественной манере авторов видны влияния как иконописи, так и, с другой стороны, западноевропейской традиции. Патриарх стоит в полном парадном облачении, композиционно занимая центр картины. Внимающие ему монахи написаны погрудно и зрительно оттеснены на второй план. Однако мимика их прорисована очень тщательно.

Портрет патриарха Никона с клиром. (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы).

Патриарх Никон родился в 1605 году в крестьянской семье. Отец его, рано овдовев, женился вторично. Мальчик Никита (таково мирское имя будущего патриарха), не снеся тирании мачехи, сбежал из дома и, будучи обучен грамоте, поступил прислужником в Макарьевский монастырь. Достигнув совершеннолетия и вняв просьбам родных, он вышел из монастыря, женился и зажил мирской жизнью, но, потеряв в один год троих малолетних детей, уговорил жену уйти в монастырь и сам сделался монахом. Через несколько лет, став игуменом и будучи по монастырским делам в Москве, Никон повстречался с царем Алексеем Михайловичем и произвел на него неизгладимое впечатление. Царь оставляет его в Москве и поручает ему принимать челобитные к царю от всех невинно угнетенных, что скоро делает Никона одной из самых популярных личностей в Москве. Никон в 1652 году становится патриархом, причем, поначалу отказываясь от этой чести, заставляет царя, бояр и весь собравшийся собор просить его об этом и клясться ему в неукоснительном послушании.

Этот сильный ход дает в руки патриарха власть почти неограниченную. Царь, отправляясь в военный поход 1654 года, оставляет Никона правителем государства (что вызывает известное раздражение у бояр), а по возвращении награждает его титулом «великий государь». В 1656 году, на пике своего влияния, Никон начинает строительство Нового Иерусалима. В Святую Землю был командирован иеромонах Арсений Суханов. Из Иерусалима он привез макет (по другим сведениям — чертежи) главного храма. Тем временем Никон, обойдя запрещение церкви покупать новые земли, активно скупает недвижимость вдоль течения реки Истры. Для вящего исторического правдоподобия все местные окрестности переименовываются в соответствии с палестинским оригиналом: Истра делается Иорданом, холмы — Сионом, Фавором и Елеоном, деревни становятся Капернаумом и Преображенским.

Строительство Воскресенского собора — центрального здания монастырского комплекса — начинается весной 1658 года. Тем временем над судьбой самого Никона стали сгущаться тучи. С одной стороны, проводимая Никоном церковная реформа вызывала активное отторжение большой части духовенства, в том числе и его недавних друзей. С другой — приобретенная им власть начинала тяготить государя, который заметно охладевает к патриарху. Ситуация накаляется к июлю 1658 года, когда Никон объявляет о своем патриаршем недостоинстве, облачается в простую монашескую рясу и покидает Москву, удаляясь в Новый Иерусалим. Спустя восемь лет Никона окончательно отрешили от патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, строительство же Воскресенского монастыря было практически остановлено и возобновлено лишь при царе Федоре Алексеевиче. С этих пор и практически до начала XX века Новый Иерусалим оставался одним из крупнейших и известнейших российских монастырей.

Неизвестный художник. Конный портрет Петра I. Середина XVIII в.

Столь же очевидны влияния и в конном портрете Петра I работы неизвестного художника. Фигуры коня и всадника прямо восходят к иконографической традиции, только вместо св. Георгия — император, и поблизости никакого змия. Началом XVIII века датируется портрет Смарагды Кантемир работы неизвестного художника. Смарагда — дочь молдавского господаря Дмитрия Кантемира, принявшего сторону Петра I в войне с Турцией, потерявшего свой трон, но заслужившего любовь и благодарность русского царя, что оказалось важнее — он был взят Петром в советники и щедро наделен землей.

Чернецов Н. Вид Нижнего Новгорода. 1837

Расцвет искусства русского портрета приходится на вторую половину XVIII — начало XIX века, и эта эпоха представлена в музее рядом превосходных полотен. Таков, например, портрет Сергея Николаевича Долгорукова, принадлежащий кисти В. Боровиковского. Изображенный представитель славного рода — герой войны с Наполеоном, знаток и историк военного искусства, прославленный нумизмат.

Верне П. Выезд великого князя Александра Николаевича и его супруги Марии Александровны. 1842 г.

К этому же времени относятся парные портреты А.Д. и М.П. Олсуфьевых, написанные А.Ф. Ризинером. Из других работ художников-иностранцев стоит отметить портрет З.Г. Чернышева, написанный шведом А. Рослином. Портрет Захара Григорьевича Чернышева не комплиментарен, но хорош и весьма выразителен. Впрочем, и оригинал был весьма незауряден. Фаворит Екатерины II, вызывавший у нее порой вспышки неукротимого гнева, толковый военачальник, побывавший в немецком плену и отплативший позже взятием Берлина, талантливый и жесткий администратор, в краткие сроки обустроивший вверенную ему только что присоединенную Белоруссию, отличался гордым и самолюбивым характером.

Рослин А. (1718 - 1793). Портрет графа З. Г. Чернышева (1704 - 1795). 1770-ые гг., холст, масло, 65 х 52см. Источник изображения http://www.nearyou.ru/rossik/roslin16.html

В 1780 году, оскорбясь неловким выражением Потемкина, бывшего по тем временам в большом фаворе, он навлек на себя неудовольствие императрицы, из-за чего щедрые награды, приготовленные ею для белорусских чиновников, остались неутвержденными. Чувствуя вину перед своими подчиненными, Чернышев в их присутствии разорвал роскошное жемчужное ожерелье, подаренное Екатериной его жене, и поделил его между ними.

Айвазовский И. Заход солнца на море. 1866

Из картин XIX века стоит обратить внимание на красивую марину И. Айвазовского, «Портрет доктора Бера» кисти В. Тропинина, верноподданническую картину П. Верне «Выезд великого князя Александра Николаевича», в которой державный пафос вдруг отлично сталкивается с живой деталью — маленькой собачкой на переднем плане, преследующей торжественный экипаж.

Пастернак Л. Портрет А.Б. Высоцкой-Гольц. 1911

В разделе живописи XX века хорош монументальный портрет Высоцкой-Гольц работы Л. Пастернака и превосходна подборка работ К.И. Горбатова. Константин Иванович Горбатов — один из редких и приятных примеров благополучных (по меркам недоброго XX века) русских художников. Коммерчески успешный автор умиротворенных пейзажей, он не примыкал ни к одной из художественных групп. В 1922 году он уехал из России, что для его творчества означало лишь то, что вместо волжских городов он стал рисовать Италию, Палестину и Египет — только краски стали чуть-чуть поярче.

Горбатов К. Венеция. 1931

Внутренняя и внешняя гармония художника разладилась лишь в середине 1930-х годов, когда к власти в Германии пришли фашисты. Для обладателя советского паспорта и представителя неактуального искусства наступило тяжелое время, но судьба позволила Горбатову дождаться падения Берлина — он умер после Победы, 24 мая 1945 года. Его безутешная вдова покончила жизнь самоубийством меньше чем через месяц после его смерти. Архив и картины Горбатова были завещаны Ленинградской Академии художеств, откуда были переданы в Новоиерусалимский музей, действительно как нельзя лучше подходящий для этого собрания.

 

Источник: Соболева Н. Новоиерусалимский художественный музей./ Наталья Соболева. // Крестьянка. - 2005. - № 6. - с.31-41. (Иллюстрации предоставлены Новоиерусалимским художественным музеем)

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...