среда, 10 февраля 2021 г.

Красота древних храмов. Владимирская Русь

Красота древних храмов. Владимирская Русь
«Владимирская Русь – истинное сердце Государства нашего» (Н.М. Карамзин)

…«Берегите свои памятники, новгородцы, псковичи, владимирцы, суздальцы, ростовцы, и вы все, счастливые потомки великих народных строителей, сумевшие сберечь эти несравненные создания до наших дней. Берегите их, ибо, когда к нам будут ездить так же, как сейчас ездят в Италию, – а это время не за горами, – они явятся источниками вашего благополучия и наполнят ваше сердце гордостью»». (И.Э. Грабарь, 1928 г.)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

Построен во второй половине XII века в 1165 году, в период становления и расцвета Владимирского княжества по заказу святого Благоверного великого князя Андрея Боголюбского в память победы в войне с Волжской Болгарией. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил этот храм в память о своем любимом сыне Изяславе, который погиб во время похода. Место для строительства церкви указал сам князь. Она выстроена на насыпном холме, при впадении реки Нерли в Клязьму.
Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм был сооружен искус­ственный холм из глины и булыжного камня, в котором был заложен фундамент будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной раз­ливается Нерль, церковь остается на неболь­шом островке, одиноко возвышаясь и свер­кая белизной стен и золотом купола, словно свеча. Этот удивительно гармоничный бело­каменный храм издавна называют «поэмой, запечатленной в камне».
Совершенство Белокаменной кладки, стройные пропорции храма, резные детали на фасаде — все эти отличительные черты владимиро-суздальской ветви древнерусского церковного зодчества придают церкви неповторимый и узнаваемый облик.

Царь-псалмопевец Давид на фасаде храма

«Всякое дыхание да хвалит Господа». Этот гимн любви к Богу «звучит» в камне на резных вставках на фасаде, изображающих царя-псалмопевца Давида, которому внемлют птицы, звери и ангельские лики. Это первый русский храм, посвященный новому тогда на Руси празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа. Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту». (И.Э. Грабарь, 1928 г.)

Владимирский Успенский кафедральный собор

Воздвигнут св. князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 гг. Собор строился как главный храм всея Руси и в сентябре 1164 г. сюда была перенесена величайшая святыня Руси — Владимирская икона Божией Матери. В 1185—1189 гг. при Всеволоде III Большое Гнездо собор выл перестроен.

Владимирская икона Божией Матери

С XIII в. Успенский собор — центр русской митрополии, в нем венчались на Великое княжение Александр Невский, Димитрий Донской, Иван III и другие князья. В XV в. собор послужил образцом при строительстве Успенского собора Московского Кремля. В соборе находится самый древний русский некрополь — более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских Архиереев. Здесь, в южной галерее, почивают мощи свт. Максима (l305), митр. Киевского, который перенес свою кафедру во Владимир, святителей Владимирских: епископа Симона (l226) — первого епископа Владимиро-Суздальской земли, епископа Серапиона (l275) — богослова и писателя Древней Руси.

Рака с мощами блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского

А также раки с мощами святых благоверных князей: Андрея Боголюбского (1174) (рака в северной галерее у алтаря), его сына Глеба Андреевичa (1174)  (рака в южной галерее у алтаря), Всеволода III Большое Гнездо (l212), его сына Георгия Всеволодовича (l238) (рака в центре храма). В центре собора — рака с частицей мощей св. Александра Невского (l263).

Фрески преподобного Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе

В 1408 г. собор был расписан прп. Андреем Рублевым и соиконником Даниилом Чёрным. От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма.

Собор хранит самое Большое количество фресок прп. Андрея Рувлева, а также фрагменты росписи XII, XIII, XVII вв. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в.


Владимирская икона Божией Матери. Владимирская икона (прп. Андрей Рублев)

Владимирская икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель. В V в. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII в. подарена князю Юрию Долгорукому и привезена им в Киев. В1155 г. сын князя Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, и с того времени она стала называться Владимирской. Владимирская икона Божией Матери — Великая Святыня России. Пред образом приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Много раз этот святой образ спасал русскую землю от нашествии. В 1395 г. чудотворная икона была перенесена в Москву ради избавления русских пределов от вторжения Таллерлана. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 г. (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 г. (стояние на реке Угре). Икону оставили в Москве, где Она прославилась многими благодатными знамениями для спасения нашего отечества.
А взамен преподобным. Андреем Рублевым в начале XV в. был написан список (ныне находящийся в музее г. Владимира).

Собор великомученика Димитрия Солунского во Владимире

Один из самых замечательных памятников русского средневековья. Над возведением храма работали греческие, немецкие, итальянские архитекторы, но основную работу выполняли русские зодчие. Греческие резчики использовали элементы, которые были характерны для западных средневековых базилик: стены из известняка снаружи украсили фигурами святых, животных, птиц и растений, а также дополнили резными колоннами.
Построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода III (в Св. Крещении Димитрий) Большое Гнездо и посвящен его небесному покровителю св. вмч. Димитрию Солунскому, которого особо почитали на Руси среди воинства со времени Крещения Руси.

Копия иконы вмч. Димитрия Солунского

В 1197 г. из Солуни во Владимир была принесена «доска гробная» — чудотворная икона, написанная на доске от гроба св. вмч. Димитрия с изображением святого в рост (ныне находится в Москве в Третьяковской галерее, а в соборе — копия). Другой святыней была «сорочка» — часть одежды, пропитанная кровью мученика, хранящаяся в серебряном чеканном ковчежце, который находится ныне в Оружейной палате Московского Кремля (в соборе — копия).

Копия ковчежца

В первую субботу ноября в память воинов, павших в Куликовской битве, установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. Память святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Сербы и болгары почитают вмч. Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению. У русских князей была традиция называть своих первенцев его именем. День вмм. Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам Патриарх в присутствии царя. Сегодня собор принадлежит музею. В день памяти вмч. Димитрия в соборе совершается молебен.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь

Монастырь находится во Владимире. Основан в 1200 г. вел. кн. Всеволодом - Большое Гнездо (l212, память 28.04) по настоянию жены, кн. Марии  (l206, память 01.04). Страдая последние 7 лет жизни тяжкой болезнью, княгиня перед кончиной приняла постриг с именем Марфа и была похоронена в Успенском соборе монастыря, где и покоится по сей день. Скоро монастырь назвали Княгининым, который стал служить родовой усыпальницей княгинь владимирского великокняжеского дома. Здесь под спудом почивают мощи: вел. кн. Анны — второй супруги вел. кн. Всеволода III, св. блгв. княгини Александры — первой супруги вел. кн. Александра Невского и дочери их княжны Евдокии, св. блгв. княгини Вассы — матери блгв. князя Даниила /московского, В 1311 г. монастырь выл разорен татарами; возобновлен в начале XVI в. Тогда Успенский собор монастыря был выстроен заново. В нем почти полностью сохранились настенные росписи, выполненные в 1647—1648 гг. московским мастером Марком Матвеевым «со товарищи» по заказу патриарха Иосифа.

Боголюбская икона Божией Матери

Главные святыни успенского соборного храма — Боголюбская икона Божией Матери и Ковчег с мощами мч. Авраамия Болгарского. Святой был родом из приволжских болгар и воспитывался в магометанстве. Он занимался торговлей и был богат, добр и милостив к бедным.

Ковчег с мощами св. мч. Авраамия Болгарского

Когда Господь просветил его Светом разума, он принял христианство. 1/14 апреля 1229 г. был замучен согражданами-мусульманами. Через год его мощи были перенесены в Княгинин монастырь. Вскоре Господь прославил своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощен. Было замечено, что особо мученик помогает больным детям, исцеляет слепых. После 1920-х гг. мощи были утеряны. Ныне в монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском

Храм построен в 1230—1234 гг. младшим сыном Всеволодом III Большое Гнездо св. багв. кн. Святославом (во святом крещении Гавриил) на месте древнего собора, возведенного еще его дедом Юрием Долгоруким в 1152 г. С 1212 г. Юрьев — столица удельного княжества, и Святослав, став первым его князем и родоначальником Юрьевских князей, заново перестроил Георгиевский «княжеский» собор, лично принимая участие в строительстве «сам бе мастер». В середине XV в. храм неожиданно обрушился, но не целиком. Здание было восстановлено в 1470-х гг. под руководством московского зодчего В.Д. Ермолина по указу великого князя Иоанна III Васильевича.

Святое Распятие - Святославов крест

В храме сохранился белокаменный крест, почитлемый как чудотворный. Князь Святослав высек его из камня в память о своем чудесном спасении на Волге в 1224 г. В соборе находилась гробница князя, где он был похоронен в 1252 г.

Свято-Покровский храм Юрьева-Польского

Мощи св. блгв. кн. Святослава были вновь обретены в 1991 г. и положены в Свято-Покровском Храме (1769) города Юрьева-Польского.

Свято - Боголюбский женский монастырь

Находится в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области... Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви основан святым Благоверным князем Андреем Боголюбским. Повинуясь Воле Божией, летом 1155 года молодой князь с чудотворной иконой Божией Матери, незадолго до того принесенной из Царьграда, двинулся из-под Киева на север, в Ростово-Суздальскую землю. Недалеко от Владимира кони вдруг остановились. Ночью молящемуся князю Андрею явилась Богородица и приказала на этом месте заложить монастырь, а чудотворную икону поставить во Владимире.

Так началось великое княжество Владимирское, которое стало почти на два столетия сердцем Русского государства, предшественником Московского царства. А св. князь Андрей Боголюбский назван был потомками первым русским царем.

Место мученической кончины св. блгв. кн. Андрея Боголюбского (в лестничной башне остатка княжеского дворца на территории монастыря). Здесь летом 1174 г. князь был убит заговорщиками. В 1702 г. он был канонизирован, и его святые мощи покоятся в Успенском кафедральном соборе г. Владимира

Монастырь, как родину русского самодержавия, часто посещали цари, многочисленные великие князья и другие именитые лица. В 1913 г. обитель почтила своим посещением семья последнего русского Императора Николая II. Боголюбская икона Божией Матери — одна из древнейших чудотворных икон Руси. Богородица изображена так, как видел Ее в ночном явлении князь Андрей: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом и ликом, обращенным к Спасителю. Ныне икона находится в Успенском Княгинином монастыре г. Владимира, а в обители – чудотворный список XIX века.

Суздальский Богородице - Рождественский собор

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был первым каменным храмом на русском северо-востоке. Его трижды возводили на одном и том же месте.  Собор построен в 1222—1225. гг. св. блгв. вел. кн. Георгием (Юрием) Всеволодовичем (Мощи в успенском соборе Владимира), на месте обветшавшего первого каменного храма Суздаля, возведенного еще его прадедом вел. кн. Владимиром Мономахом в конце XI в.

Мощи святителей суздальских Феодора и Иоанна

Как кафедральный собор, является так же местом захоронения суздальских архиереев — около 30.

Рака с мощами свт. Арсения Элассонского, архиеп. Суздальского

Среди них немало подвижников веры и благочестия. Некоторые из них прославлены не только месточтимо, но и общецерковно.

https://www.habarolog.ru/wp-content/uploads/2020/07/6888678.jpg

В XIII веке собор был самым красивым сооружением Суздаля. С тех пор храм несколько раз ремонтировали, изменяя его облик. На здании появилось два новых купола, вместо глав шлемовидной формы поставили луковичные главы. В XVII веке в храме обновили роспись, увеличили окна, убрали гробницы, находившиеся на поверхности пола. Помещение стало просторным и светлым, в соответствии с популярным в то время архитектурным стилем барокко.

Суздальский Ризоположенский женский монастырь

Основан в 1207 г. суздальским епископом Иоанном. Приобрел широкою известность в связи с именем подвизавшейся здесь прп. Евфросинии, в миру Феодулии, дочери Благоверного князя Михаила Черниговского, замученного в Орде вместе с Боярином Феодором. После ее кончины в 1250 г., от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих.

В сентябре 1698 г. мощи прп. Евфросинии были открыты и совершено ее прославление. В настоящее время в монастыре находится частица мощей прп. Евфросинии Суздальской. Старейшая постройка обители — снова действующий Ризоположенский собор (первая половина XVI в.), трехглавие которого было восстановлено после вывода из него электростанции (1959 г.).

Святые врата

Двухшатровые Святые врата (1688 г.) — один из шедевров суздальского зодчества. Авторство их принадлежит А. Шмакову, И. Мамину и И. Грязнову — талантливым суздальским мастерам XVII века. Они же пристроили узорчатую паперть к соборк. Самая высокая постройка (72 м.) и монастыря и города – Преподобенская колокольня (1819 г.). Возведена под руководством суздальского каменщика Кузьмина в память победы 1812 года

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь

Основан в 1364 г. св. блгв. князем Андреем Суздальско - Нижегородским в память о своем чудесном спасении во время бури на Волге. Помогал князю прп. Евфимий Суздальский. Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни, обитель скоро стала известна своим благочестием и строгой жизнью монахинь. В 1525 г. из обители была направлена прп. Елена (Девочкина) (память 01.12) для игуменства в Новый Девичий монастырь в Москве, созданный по обету Василием III.

Мощи прп. Софии Суздальской

Через год Покровская обитель стала местом иноческих подвигов прп. Софии (память 29.12), в миру великой княгини Соломонии Сабуровой, первой супруги Василия III.
Строгой подвижнической жизнью она стяжала любовь и уважение всего монастыря. После кончины ее, в 1542 г., у гробницы стали происходить многочисленные исцеления и чудеса. R середине- XVII в. по Благословению Святейшего Патриарха Иосифа установлено почитание Благоверной княгини-инокини.

Зачатьевский трапезный храм монастыря

В 1995 г. было возрождено почитание преподобной Софии в связи с обретением ее мощей (память 14.08), которые ныне покоятся в Покровском соборе (1510—1518). В подклети собора находится усыпальница, где погребены именитые постриженицы монастыря: царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра — сестра Василия III, Анна Васильчикова — жена Иоанна IV, Дарья — сестра Дмитрия Пожарского и др.

Муромский Благовещенский мужской монастырь

Монастырь основан на месте первой церкви Мурома — скромного деревянного храма в честь Благовещения, построенного в конце XI в. Эту церковь возвел креститель Муромской земли св. блгв. князь Константин (Ярослав) Святославич (1129, память 3.06), внук блгв. князя Ярослава Мудрого. В ней кн. Константин поставил привезенную им из Киева древнюю византийскую икону Богоматери, которую потом назвали Муромской (память 25.04). Благодатная сила, исходившая от святого образа, помогла князю обратить язычников Мурома в христианство. Этому образу в Благовещенском храме молился свт. Василий Рязанский (l295, память 23.06 и 16.07), когда выл епископом в Муроме. Подлинник иконы не сохранился, но осталось множество ее списков по России. В 1563 г. по указу царя Иоанна Грозного в память взятия Казани храм был перестроен в каменный, и при нем был учрежден мужской монастырь.

Иверская икона Божией Матери

Во время нашествия Наполеона 1812 г. он стал приютом главных русских святынь — Иверской и Владимирской икон Богоматери.
Список с Иверской иконы, хранящийся и теперь в соборе, стал особо почитаться после этих событий. Монастырь был закрыт в 1922 г., но собор долго оставался единственным действующим храмом в Муроме. В 1945—1946 гг. здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), ставший в 1971 году Патриархом Московским и всея Руси. В 1991 г. в древней обители возобновилась иноческая жизнь.

Рака с мощами благоверного князя Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев

Главная святыня монастыря — нетленные мощи свв. блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора.

Муромский Свято-Троицкий женский монастырь

Монастырь основан в 1643 г. муромским купцом Тарасием  Цветным на месте древнего кафедрального собора города. Монастырский ансамбль сложился в 1640—1650-х гг. и дополнялся в последующие столетия. В 1921 г. монастырь был закрыт. Возвращен Церкви в 1991г.

Рака с мощами святых благоверных и преподобных князей Петра и Февронии

Главная святыня монастыря — мощи святых Благоверных и преподобных князей Петра и Февронии. Согласно Житию святых, князь Петр правил в Муроме с 1203 г. Когда он занемог, его вылечила простая девушка Феврония. В знак Благодарности князь Петр женился на ней. «Жили они долго и счастливо», ко всем питали любовь и прославились Благочестием и милосердием. В старости они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Скончались они в один день и час 25 июня (по н. ст. — 8.07) 1228 г. Изначально их положили в разные гробницы, но они чудесным образом оказались в одной, тогда их вместе и погребли. «Предобрая и пречистая двоица» — образец христианского супружества Святой Руси.
Стяжав святость благочестивой семейной жизнью, они стали небесными покровителями семьи, любви и верности супругов. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым. Чтением русских, людей от царей до простолюдинов-, а ныне это произведение называют «жемчужиной» древнерусской литературы». (Д.С. Лихачев)

 

Источник:

Православный календарь «Владимирская Русь…»

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...