четверг, 7 января 2021 г.

Преподобный Никон, исповедник (Николай Митрофанович Беляев)

 Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских
Преподобный Никон, исповедник (Николай Митрофанович Беляев)
26/9 октября 1888 - 25/8 июля 1931

«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Искренность и твердость произволения испытываются именно терпением и временем». (преп. Никон)
«Скорбью надо считать не то, что по внешности переживает человек, а то, насколько попускается ему Богом быть удрученным от этого переживания, причиняющего его сердцу скорбь и страдания».
(преп. Никон)

Николай Митрофанович Беляев родился в Москве в купеческой семье. В 1907 году, в день Обретения главы св. Иоанна Предтечи, вместе с братом Иваном приехал в Оптину. Их принял старец Варсонофий. Николай, назна­ченный письмоводителем старца Варсонофия, стал самым близким его учеником и сотаинником.

Николай быстро при­вык к жизни в Скиту и полюбил ее. Веселый и жизнерадостный, любя­щий общество людей, любящий развлечения и забавы, свойственные всем молодым людям в миру - здесь он как бы переродился. Он до та­кой степени полюбил уединенную жизнь, что даже кратковременные выходы за ограду Ски­та были ему в тягость и, он по возможности избегал их.

Отец Никон неизмен­но спокойный, в выс­шей степени сдержан­ный в проявлении своих чувств и в то же время оживленный внутренней тихой радостностью, к духовным детям своим относился внимательно, заботливо, любовно и в меру строго.

Были у отца Никона и недоброжелатели, недо­верчиво и критически относящиеся к его духовничеству в столь мо­лодые годы, с иронией называющие его «стар­цем». Были и такие, ко­торые не стеснялись ос­корбительно укорять его в таких поступках, которые он не только не совершал, но и не по­мышлял о них. Напрас­лину и клевету он тер­пеливо и спокойно вы­слушивал молча, не оправдываясь.

Старец Никон (справа вверху), старец Нектарий, благословляющий матушку Евгению. 1925 год. Рисунок отца Адриана Рымаренко

Наступила полоса скорбей. Как и предска­зывали ему епископ Трифон и старец Варсонофий, тихое, безмя­тежное состояние души, благодатная радость и беспечалие уступили место страданиям. Вна­чале скорби не были настолько тяжелы, чтобы надолго омра­чить его светлую душу. Господь постепенно, не сразу, вводил Своего избранника на предназ­наченный ему крест­ный путь. Предстояло расстаться со своим отцом и наставником - старцем Варсонофием. Тяжесть его скорби описать нельзя. Ее пой­мет без слов всякий, кто перенес разлуку с любящим и любимым человеком.

После закрытия Оптиной трудился в созданной на территории монастыря сельскохозяйственной артели. В 1919 году - первый арест. Вернув­шись в 1923 году из заключения, за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, продолжал выполнять свой пастырский долг в Козельске. После ареста в 1927 году сослан в Архангельскую область, затем в г. Пинегу. Больной, умирающий Старец был пере­везен в соседнюю деревню, где Гос­подь даровал ему после принятия Святых Тайн кончину праведника.

С великим терпени­ем и мужеством пере­носил аресты, изгна­ния, тюрьмы, концла­герь и ссылку. Он пи­сал матери: «Теперь пришло время испыта­ния - в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и ис­кренно верит, кому Бог дороже всего».

Преп. Никон погребен на кладбище села Валдокурье под г. Пинегой. Могила не найдена.

Духовные поучения преп. Никона, старца Оптинского

Икона преп. Никона, Старца Оптинского

К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И этого не должно быть. (преп. Никон)

 

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как перед лицем Божиим. Помните, что Господь видит все. (преп. Никон)

 

Господь научит кроткия путем Своим (Пс.24:9). Так сказано в псалме. Человека только Бог научает путям Своим, но только при условии, что человек кроток, смирен, только таких научает Бог. (преп. Никон)

 

Как хорошо бывать в храме, слушать священные молитвы, песнопения и псалмы! Какая глубина сокрыта в псаломских и других священных изречениях! Конечно, за чтецом нельзя все сообразить, но даже если одна мысль западет, и то хорошо. (преп. Никон)

 

Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию. (преп. Никон)

 

Да умудрит нас Господь без двоедушия вести борьбу с врагом нашего спасения и грехом: без умудрения от Господа и помощи Его победа невозможна; мы немощны и слабы без помощи Божией, а с Божией помощью все возможно" как сказал Апостол: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13).(преп. Никон)

 

Теперь пришло время испытания, в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего. Сохранить веру может только тот, кто хранит себя от всякого греха по Евангельскому слову: Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла... (Ин.3:19). (преп. Никон)

 

Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело - смиренно хранить веру Христову. Аще вера сохранена - есть и надежда спасения. Бера должна сохраняться с воздержанием от всякого греха. (преп. Никон)

 

Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру Православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною. (преп. Никон)

 

Воздержание умеренное полезнее всего. (преп. Никон)

 

Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как должное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28). (преп. Никон)

 

Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божий были и есть всегда основанием жизни. Предайтесь воле Божией. (преп. Никон)

 

Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно. (преп. Никон)

 

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при переживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. Молись Богу о удалении напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой... Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон)

 

Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение. (преп. Никон)

 

Надо молиться, да укажет Господь путь... Будем молиться Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Человеческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твердое основание. Остальное все непрочно. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия! Наше дело - хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу. (преп. Никон)

 

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, - но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией. (преп. Никон)

 

Достижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей. (преп. Никон)

 

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть. Иначе погрешим против Бога. (преп. Никон)

 

Все надо предать воле Божией, - и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно не казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную. Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет. (преп. Никон)

 

В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша Православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. Надо честью для себя считать такое отношение. Аще укоряема бываете о Христовом имени, блажени, яко слава и Дух Божий на вас почивает, - сказал апостол Петр (1Пет.4:14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы - не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует. (преп. Никон)

 

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру. (преп. Никон)

 

Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид. (преп. Никон)

 

Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. (преп. Никон)

 

Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу примешивается страсть. (преп. Никон)

 

Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет у этого столпа. (преп. Никон)

 

Господь Иисус Христос, молящийся в саду Гефсиманском, есть до некоторой степени образ всякому духовнику в отношении духовных чад его, ибо и он берет на себя грехи их. Какое это великое дело, и что только ему приходится переживать! (преп. Никон)

 

Духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво. Были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слышали его наставления, даже и жительствовали с ним, и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали. Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными. (преп. Никон)

 

Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Вся суть в том, что всякий инок должен сам вступить в подвиг с самоотвержением и сам себя должен понуждать с болезнию сердца на борьбу со страстями. Если же он не будет так подвизаться, то никакие старцы ему не помогут. Сказал один угодник Божий: "Старец об нем (ученике) молится, плачет, а тот скачет". (преп. Никон)

 

Полное беспечалие бывает при полном послушании, по вере в духовного отца. (преп. Никон)

 

Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это - единственный свет жизни нашей. (преп. Никон)

 

На жизненном пути неизбежно встречаются скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья. (преп. Никон)

 

Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия жизни, для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться? (преп. Никон)

 

Большая часть наших грехов происходит оттого, что мы забываем заповеди Божии. (преп. преп. Никон)

 

Свое понуждение на хранение заповедей Божиих необходимо. А помощь Божия всегда с нами. (преп. Никон)

 

Надо стараться, чтобы вся жизнь, целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она была согласна с волею Бож ией. Только при таких условиях чисто будет наше сердце, и только чистые сердцем Бога узрят (Мф.5:8). (преп. Никон)

 

Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой - как по внешним поступкам, так и по душе. (преп. Никон)

 

Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его (Пс.36:31). Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божий в сердце своем, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха. (преп. Никон)

 

Кто сознает себя недостойным грешником, тот плачет о своих грехах. А сознающий свое недостоинство и плачущий о своих грехах не может подвергаться гневу. Он будет кроток по примеру Спасителя, Который сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29). (преп. Никон)

 

Слишком большое напряжение вредно. Можно потерять силы напрасно и обессилеть. Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо произносить после того, как помолишься и проверишь. (преп. Никон)

 

Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, "отречения от своей воли и разума". (преп. Никон)

 

Наша жизнь устрояется не самочинно, а Промыслом Божиим, успокоение обретается в отречении своей воли, полного удобства никогда нельзя найти, невозможного Господь не требует от нас, и посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его. (преп. Никон)

 

Личиною добра, оставшегося в падшем естестве, враг старается всех отвлечь от Христа, доказывая злохитро, что падшее добро есть единственное добро, ибо оно таким и кажется тому, кто не знает учения Христова. Кто, несмотря на все обольщения врага, будет держаться евангельского учения, тот должен неизбежно пережить борьбу внутри себя. Падшее естество любит себя и любит мир сей, а Евангелие требует самоотвержения и любви к Богу. Поэтому согласия между ними не может быть никогда. (преп. Никон)

 

Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение - польза души согрешившего. (преп. Никон)

 

Греховные навыки и страсти не поддаются уврачеванию без исповеди. Всякое врачевание будет неполным и недостаточным без исповеди, а при помощи исповеди они удобно искореняются. Всегда необходимо обращать особенное внимание на исповедь, всегда тщательно готовиться к ней и чистосердечно исповедовать все свои согрешения. (преп. Никон)

 

Духовника бояться нечего, и стыдиться его не должно. Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются, и его не удивишь никаким грехом, как бы он велик и тяжек ни был. (преп. Никон)

 

Если совесть у человека не потеряна, она не дает ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано все подробно. Не следует лишь говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блудных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом. (преп. Никон)

 

Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств. (преп. Никон)

 

Очень дорого иметь благоговейного духовника, с которым можно было бы посоветоваться и выяснить те или иные вопросы жизни духовной и просто побеседовать, дабы согреть духовною беседою холодное сердце и получить подкрепление духовное в скорбях, нас окружающих. (преп. Никон)

 

Кто в простоте сердца скажет свои согрешения с сокрушением и смиренным чувством, с желанием исправиться, тот получит прощение грехов и мир совести своей силою благодати Божией, действующей в Таинстве. (преп. Никон)

 

Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением (Иер.48:10). (преп. Никон)

 

Не всякий может часто становиться на молитву в течение дня. Но понуждать себя на молитву, хотя мысленную, если при людях, всякому возможно. Возможно начинать и оканчивать всякое дело и занятие возношением ума к Богу. Неполезно холодное отношение к делу молитвы. "Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою". Такая молитва не дает благих плодов. (преп. Никон)

 

Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение. (преп. Никон)

 

Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых. (преп. Никон)

 

Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его. (преп. Никон)

 

Любовь к Богу прежде всего выражается в соблюдении заповедей Божиих. (преп. Никон)

 

Нельзя работать Богу и мамоне (ср.: Мф.6:24), нельзя служить Богу и греху. Должен человек, по Евангелию, возлюбить Господа всею душею, всею крепостию, всем сердцем, всем помышлением своим (Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27), не отдавая греху ни одного чувства, ни единой способности своей душевной или телесной. (преп. Никон)

 

Если на волю Божию положиться - все хорошо, даже и неприятности, все ведет ко спасению души нашей, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога все поспешествует во благо. (преп. Никон)

 

Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (ср.: 1Ин.3:18-19), смиряйтесь, смиряйтесь. Потому что если кого любишь (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т.е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым), то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба - там гордыня. Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь. (преп. Никон)

 

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей. (преп. Никон)

 

Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые. (преп. Никон)

 

Под словом "мир" мы подразумеваем все то, что подвержено страстям, что далеко от Бога. Нам хорошо. Слава Богу! Мы живем в пустыне мира, - можем в церковь ходить, можем побеседовать с единомысленными людьми. Слава Богу! (преп. Никон)

 

Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться. (преп. Никон)

 

Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому. Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов. (преп. Никон)

 

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо молчание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначительное слово может нарушить и спугнуть, как птичку, из души нашей умиление. (преп. Никон)

 

Не забывай молитвы - она жизнь души. (преп. Никон)

 

Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия сразу после молитвы и от мечтания, которое есть то же празднословие, но лишь с самим собой. Молчание после молитвы весьма полезно: оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах вслух себе. (преп. Никон)

 

Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное. (преп. Никон)

 

Делание монашеское должно быть тайным. Потому и молитва Иисусова у святых отцев называется "сокровенным деланием". Даже от самого себя надо хранить в тайне, не трубить, как сказано в Евангелии, не только перед другими, но и перед самим собою. (преп. Никон)

 

Помни монашеское правило - не начинать говорить самому, не быв спрошенным. (преп. Никон)

 

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, - как она благотворно действует на душу! (преп. Никон)

 

Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит. (преп. Никон)

 

Если монах пребывает в мирском доме, то на него смотрят как на мирянина. Нельзя монаху долго пребывать в миру. Как рыба без воды, так и монах вне монастыря. (преп. Никон)

 

Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя - он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: Уготовихся и не смутихся (Пс.118:60). Итак, уготовим свои души и сердца смирением, и оно нам поможет в терпении всяких искушений. (преп. Никон)

 

Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного грешника. (преп. Никон)

 

Господь видит сердце человеков. А люди в суждениях своих всегда могут ошибаться, и тогда суждения эти бывают плодом простого празднословия. (преп. Никон)

 

Надо твердо помнить этот закон духовной жизни: если в чем кого осудишь или смутишься чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет, ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком. (преп. Никон)

 

Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий. (преп. Никон)

 

Со всеми людьми, встречающимися на жизненном пути, поступай так, как тебе хотелось бы, чтобы с тобой поступали. (преп. Никон)

 

Без терпения и снисхождения к ближним жить невозможно. (преп. Никон)

 

Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам. (преп. Никон)

 

Спасение наше и погибель наша - в ближнем нашем. Спасение зависит от того, как мы относимся к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий. (преп. Никон)

 

Противодействовать и бороться с людьми, причиняющими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы отступят. Монах должен к смерти готовиться, поэтому надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. (преп. Никон)

 

Место не спасает. От себя никуда не уйдешь. (преп. Никон)

 

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль происходит от привязанности к видимым вещам. (преп. Никон)

 

Никогда не было, нет, и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем. (преп. Никон)

 

Если некому открыть свою душу - Господу Богу возвестите печаль вашу. (преп. Никон)

 

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение. (преп. Никон)

 

Имей общее покаянное чувство. Имей смирение. Терпи все, что тебе посылает Господь, и Он, Милосердый, примет твое покаяние и помилует тебя. (преп. Никон)

 

Свойство истинного покаяния открывает глаза на свою греховность и грех вообще. (преп. Никон)

 

Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние. (преп. Никон)

 

Ежедневно перед сном надо вспомнить грехи, соделанные за день, и покаяться в них пред Господом. (преп. Никон)

 

Только у Господа и в Господе ты можешь найти себе мир душевный. Твоя истерзанная душа только в Господе, в покаянии и исправлении жизни может найти себе отраду. Грех ядом своим убивает душу человека. Воскресает душа от живительного действия покаяния. (преп. Никон)

 

Успех и радость инока в сознании своей греховности, в видении грехов своих. Нужно не только видеть свою греховность, нужно и все поступки свои, всю жизнь и деятельность построить в полном согласии с сознанием и видением своей греховности. Зрение грехов есть дар Божий. Его надо просить себе у Бога. (преп. Никон)

 

Если бы пришлось кому и преткнуться, пасть ненамеренно, недобровольно, он уврачуется покаянием, слезами, сознанием своей немощи, если не откажется впредь бороться с собой, с борющим нас грехом. Таковый, аще и падет, - восстанет и устоит в своем основном направлении, не продавая себя греху. (преп. Никон)

 

Да не обольщает нас враг-диавол! Если кто видит, что сильно его укоснение во грехе, что грех приобрел над ним большую власть, пользуясь забвением и неразумием его, что уплыл он далече в море греховное, что долог и труден путь возвращения к Богу, - пусть не унывает, требуется лишь искреннее желание возвратиться к Богу, а Он уже ждет нас. (преп. Никон)

 

Согласие с помыслами греха есть общение с врагом, отсюда отступление от нас силы Божией и помощи. (преп. Никон)

 

Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум и славословить Бога, и хулить. На такие мысли не надо обращать внимание, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. (преп. Никон)

 

Если какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу. (преп. Никон)

 

Нам не надо никогда останавливаться на помыслах. Пусть идут мимо, если они пришли к нам, отражайте их Иисусовой молитвой. Пусть не находят они в сердцах наших сочувствия себе. Старайтесь очищать свои сердца, для этого-то и необходима, кроме молитвы Иисусовой, памяти Божией, тщательная и откровенная исповедь. (преп. Никон)

 

Когда заметишь, что какая-нибудь мысль долбит постоянно и сердце к ней прилепляется, вот тогда это ужасная опасность; скорее надо бороться, чтобы выбросить ее; молитвой Иисусовой прогоняй, а если все же не в силах, исповедуй старцу. (преп. Никон)

 

Господь ждет: куда склонится наше сердце - сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной сласти греха. Сказали святые отцы: "Отсеки помысл - отсечешь и все". Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью - необходимы. (преп. Никон)

 

Настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, происходит тогда, когда делаешь наперекор себе, тогда Сам Господь на Свои руки берет тебя, благословляет твои труды. (преп. Никон)

 

Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо смиряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлевающее действие блудных помыслов от услаждения ими - надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержанием от этих помыслов. (преп. Никон)

 

Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией. (преп. Никон)

 

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела. (преп. Никон)

 

Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку. (преп. Никон)

 

Что лучше - редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению - одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству. (преп. Никон)

 

Смысл и польза переживаемого по большей части познается впоследствии. (преп. Никон)

 

Прежде чем у Господа просить прощения, надо самой простить. Так сказано в молитве Господней. (преп. Никон)

 

Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,- это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук. (преп. Никон)

 

Что нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. (преп. Никон)

 

Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы не ближних, уготовь кроткою, доброю жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Своим. (преп. Никон)

 

Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни. (преп. Никон)

 

Человек хочет одно, а сам делает совсем другое, не то, что хочет. Ум его хочет одно, а чувства требуют другого. И видит человек, и чувствует болезненно, что это все не то, понимает он, что нехорошо у него получается, не так, как надо, даже приходит в уныние, видя, что не преуспевает он в борьбе со страстями, что не налаживается его духовная жизнь. Но нет, не нужно унывать, надо терпеть. (преп. Никон)

 

Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Господа Бога, надо прийти в смирение и сознать, что своими делами без Божественной помощи человек ничего не успеет. И когда, наконец, уготовится сосуд души и тела человека, когда настроятся струны его псалтири во всяком смирении, терпении и благочестии... тогда придет время, и раздастся чудное пение, и польются прекрасные дивные звуки духовной жизни, и узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа (Пс.39:4), ибо от соединения с Господом получается это пение неизреченное. (преп. Никон)

 

Совершению добродетелей противодействуют и противостоят различные скорби, соблазны, препятствия, и прежде всего от людей, подущаемых врагом нашего спасения. Враг желает воспрепятствовать доброму намерению и внушает людям мира сего ненависть к рабам Божиим. (преп. Никон)

 

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле. (преп. Никон)

 

Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: "Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые..." Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые, очень часто, прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать - считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание - корень зла. (преп. Никон)

 

Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека. (преп. Никон)

 

Некого винить: злоба внутри нас. (преп. Никон)

 

Чистота сердца достигается хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь. Необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей. Как незыблемое основание необходимо смирение. (преп. Никон)

 

Старайтесь тщательно очищать сердца свои от всего Богу неугодного откровенною исповедью, Иисусовой молитвой и исполнением заповедей Божиих. (преп. Никон)

 

Не унывай от скорби жизни сей, это - наш удел, это - суд Божий. (преп. Никон)

 

Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по видимому ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их. (преп. Никон)

 

Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией. (преп. Никон)

 

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их. (преп. Никон)

 

Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу. (преп. Никон)

 

Когда скорби обуревают души наши и колеблется сердце наше, смущаются мысли наши, единое прибежище - Господь. (преп. Никон)

 

Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями. (преп. Никон)

 

В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! (преп. Никон)

 

Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее. (преп. Никон)

 

Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами. (преп. Никон)

 

Как хорошо встретить смерть с молитвою! А для этого надо навыкнуть, пока здоровы. (преп. Никон)

 

Боязнь смерти - от бесов. Это они вселяют в душу такой страх, чтобы лишить надежды на милосердие Божие. (преп. Никон)

 

Без смирения нельзя быть учеником Христовым. Без смирения сердце человека не примет, не усвоит себе Христова учения. Смирение сердца внушает человеку быть покорным воле Божией, принимать покорно все, что Господу угодно будет послать человеку на жизненном пути его, покорять свой ум, свое рассуждение, свои хотения в послушание Христово. (преп. Никон)

 

Смирение - это нечто великое и божественное, а путь к нему - считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. (преп. Никон)

 

Без смирения нельзя спастись. Какое бы здание добродетели вы не возвели, оно рухнет без смирения. (преп. Никон)

 

Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит. (преп. Никон)

 

Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому и большому (по нашему пониманию), надо усердно молиться Господу о помощи, "да не внидем в напасть". Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека. (преп. Никон)

 

Вход Господа в душу человека приготовляется изгнанием из нее всякого греха. (преп. Никон)

 

Для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо греховному. (преп. Никон)

 

Подобно тому, как древле Господь призывал Своих учеников, так и ныне не перестает звать к Себе каждого из нас. Но души наши весьма ожесточились и прилепились к земле, и мы не слышим гласа Господня, остаемся и пребываем в нераскаянном своем состоянии. (преп. Никон)

 

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться. (преп. Никон)

 

Если мы всегда будем с Господом, то и мы будем иметь силу и мощь свидетельствовать о Нем, и мы будем иметь мужество, твердость и крепость исповедовать Его, и исповедовать не только языком, но и самою жизнью своею. (преп. Никон)

 

Каждый человек есть дом Божий, он предназначен на то, чтобы в нем обитал Святой Дух, чтобы в нем непрестанно возносились славословия Богу. А Бог может быть только в чистом сердце, место надо приготовить для Него. Как это сделать? - Очищать себя от страстей и молиться. Тогда сердце наше будет храмом - домом Божиим, мы будем видеть тогда попечение Божие о нас и будем непрестанно славословить Его. (преп. Никон)

 

Немощны мы. Ничего не можем сделать своими силами. Какое бы ни было великое дело, все это - внешнее, земное. Все по воле Божией и по неисповедимым судьбам Его обращается в ничто. Все - временно, и дорожить им мы должны, поскольку оно служит нам для спасения нашей души. Одно только это надо неизменно помнить и об одном только этом, спасении своей души, заботиться, а все остальное предать в волю Божию. Смиряться должно. (преп. Никон)

 

Участь всех хотящих спастись - страдать. Поэтому, аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение. (преп. Никон)

 

Страх - как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество - как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь. (преп. Никон)

 

Под талантом надо подразумевать не только богатство, ученость, знатность. Таланты - это благоприятные условия для спасения души. Каждому из нас даны таланты. Бедность, болезни, различного рода скорби - это все таланты. Если человек данный ему талант употребляет духовно, для спасения своей души, - они приносят плод. (преп. Никон)

 

Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо. (преп. Никон)

 

Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: семя (слово) хорошее и почва хорошая. Плод созревает при наличии терпения. Сколько было случаев, когда человек, не видя ожидаемого плода, впадал в уныние, и все его труды пропадали. Надо иметь решимость все терпеть. Только тогда можно надеяться на получение желаемого. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). (преп. Никон)

 

Терпение есть непрерывающееся благодушие. (преп. Никон)

 

В терпении надо стяжавать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами - необходим крест. (преп. Никон)

 

Искренность и твердость произволения испытывается именно терпением и временем. (преп. Никон)

 

Веруй, что если трудно приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному, ради спасения. (преп. Никон)

 

Нужно понудить себя, чтобы привести себя в порядок, нужно потрудиться в подвиге ради Господа, потерпеть всякую тяготу и неудобства в борьбе с собою, со своими страстями. (преп. Никон)

 

Великое душевное бедствие - рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении. Бдите и молитеся, да не виидете в напасть (Мк.14:38), - сказал Господь. (преп. Никон)

 

Трезвение есть путь всякой добродетели. (преп. Никон)

 

Нужно нам глубже вникнуть в самих себя, и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами, и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, ибо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню. (преп. Никон)

 

На людей никогда не надейся и не смущайся, не видя в них сочувствия, не суди их. Себе внимай. (преп. Никон)

 

Страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом. (преп. Никон)

 

Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. (преп. Никон)

 

Хотя к человекам мы и должны обращаться за помощью душевной и телесной, но успеха в сих обращениях должны ожидать от руки Господней. (преп. Никон)

 

Никогда нельзя надеяться на человека. Это - великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Бессилен человек без Божией помощи. (преп. Никон)

 

Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблудно к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное. (преп. Никон)

 

Входи в церковь, как в дом Божий. И находись в храме, как в дому Божием, с сознанием присутствия Божия, удаляясь всякой вольности и развязности. (преп. Никон)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...