четверг, 7 января 2021 г.

Старчество в Оптиной Пустыни

 Старчество в Оптиной Пустыни

Старчество в Оптиной Пустыни основывалось на тех началах, кото­рые проводил в своей деятельности преп. Паисий Величковский (t 1794 г.). У преп. Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни. Он же указывал и на один из главных источников иноческого воспитания - чтение святоотеческих творений и правильное их применение в монашеской жизни. До середины XIX века боль­шинство переводов преп. Паисия оставались в рукописях, пока, нако­нец, не были изданы в Оптиной Пустыни.

Икона. Преп. Паисий Величковский

Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место.

В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.

Икона. Преп. Паисий Величковский. Источник изображения http://days.pravoslavie.ru/Images/ii1708&268.htm

Преподобный Паисий учил, что истинным наставником в деле спасения души может быть только тот, который сам понуждает себя творить все заповеди Господни, по слову Писания: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется. Какого бо инаго наставити на путь может, иже сам не хождаше?» Соблюдение заповедей Господних и научение всему тому ближних — таков образ святости, достигнутый старцем Паисием.

Житие и деяния старца Паисия сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни — Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX веке, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия.

Начало старчества в Оптиной Пустыни относится ко времени  переселения в нее преп. Льва в 1829 году. До этого времени почти все оптинские монахи, в основном, обращали внимание на внешнюю сторону монашества: псалмопение, пост, бдение, молитву с поклонами - и в этом полагали сущность монашества; внутреннюю же его сторону, совершенствование духа, оставляли в забвении: каж­дый жил по своим понятиям, подвизался, как умел.

Икона. Преподобные Старцы Оптинские

Старчество - это особое благодатное дарование. Старец призывается на это служение Самим Богом, проходит святоотеческим путем тяжелый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, проникает­ся изобильно Божественным светом благо­дати Святого Духа, преисполняется любо­вью, ему открывается воля Божия. Он полу­чает особый дар - направлять души ко спа­сению и врачевать их от страстей, дар руко­водства, основанный на водительстве Свя­тым Духом пасомых ко спасению. Он требу­ет от носителя этого дара мудрого и любве­обильного попечения о вверившихся ему ду­шах и особого таланта, который св. апостол Павел называет даром рассуждения.

Рассуждение ставится святыми отцами превыше всех других дарований, что особен­но видно из жизнеописания преп. Антония Великого. «Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в бес­страстие и принял дар рассуждения»,- гово­рит преп. Петр Дамаскин.

Старцы не изобрели нового духовного пути, а возродили и обновили тот единый духовный путь, который изначально пребывает в Церкви, напомнили забытый путь Богопознания и Богообщения.

Старчество как особый духовный союз, по определению преп. Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духов­ному отцу или старцу. Это духовное отноше­ние состоит не только в исповеди перед Святым Причащением, но преимущественно в частом, даже ежедневном, исповедании ино­ком старцу не только поступков, размышле­ний и всех малейших страстных движений мысли и сердца, но и в испрашивании совета и благословения на любые действия, соеди­ненные с искренней, твердой решимостью осуществить все то, что укажет старец.

Послушание старцу, отсечение своей воли - это не стеснение свободы, а стеснение произвола падшего человеческого разума, не понимающего всеблагой, всесовершенной воли Божией. Нравственная христианс­кая свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении.

Имея особый дар сострадательной, жерт­венной любви, старцы чужие горести и па­дения воспринимают как свои собственные. Они - христианские пророки-утешители.

Отношения между учеником и старцем основаны на полном доверии ученика к свое­му учителю и ответственности старца за судьбу вручаемой ему души.

Часовня на месте упокоения оптинских монахов

«Душа уставшего человека, словно иссохшая земля, жадно впитывала бесконечную любовь старца, живительную влагу мягкой сердечности, тихой ласки, сострадательности, кротости. Люди несли на себе отблески того света, который согрел и освятил душу в маленькой кельи старца. Так нужны были эти праведники людям, измученным горечью жизни, боящимся какого-либо неосторожного прикосновения к их ранам…» (Ф.М. Достоевский)

Препп. Моисей и Антоний были хорошо знакомы с творениями отцов-подвижников, знали о необходимости духовного руководства как важного условия иноческой жизни и желали ввести его в Оптиной Пустыни. Но при тогдашних духовных силах оптинской братии не бы­ло лиц, которые могли бы положить начало старчеству: сам преп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а преп. Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя введение старчества, обычая для многих братии совершенно незнакомого и тяжелого, так как оно требовало постоянного внимания к самым малейшим движениям мысли и сердца. Для этого необходим был человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твердый и смелый, который мог бы преодолеть все препятст­вия на пути к его утверждению. Именно таким и был старец Лев. Ему поручил преп. Моисей руководство братией. Многие из тех, кто привык за долгие годы монашества только к внешнему деланию, не понимали, что значит борьба со страстями, очищение сердца от дурных на­клонностей путем откровения помыслов, послушание. Для некоторых же введение старчества казалось пустым делом и чуть ли не ересью.

Усердием преп. Макария и его помощников переведены и изданы греческие и славянские труды святых отцов, в которых имелись необходимые советы и руководства как для старцев, так и для их учеников. Чтение святоотеческих книг старцы ставили первым занятием инока в свободное от Богослужения время, и постепенно оно стало обязательным для всей братии. Было введено открове­ние помыслов - ежедневное исповедание своих мыслей и чувств как неотъемлемое условие для дости­жения духовного совершенства. Во главу всех сове­тов и наставлений старцы ставили смирение как сущ­ность христианской жизни.

Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х годов. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих их великих преемниках.

Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.

Оптинские старцы

Оптина Пустынь была неразрывно связана с русской культурой Х1Х-начала XX ве­ков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 года в Рос­сийской империи было более 1000 монастырей, около 100 тысяч храмов. Но именно сюда, в Оптину Пустынь, к Старцам приезжали многие представители русской культуры: Киреевские, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, С.М. Соловьев, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), С.А. Нилус, Е.А. Нилус, С.А. Есенин, В.В. Розанов, И.М. Концевич, Е.Ю. Концевич (в монашестве Нектария). Посещали обитель П.И. Чайковский и его брат М.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, Гончаровы (почти все родственники А.С. Пушкина по жене), граф Л.Н. Толстой, граф А.П. Толстой (человек святой жизни, который непрестанно молился, и даже носил вериги), Великий Князь Константин Константинович Романов (президент Императорской Академии Наук, религиозный философ, драматург, поэт), его дети - Великие Князья: Олег (поэт), Игорь, Иоанн, Константин (замученные большевиками в Алапаевске), Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара), прмц. Великая Княгиня Елизавета и многие другие. Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами Оптинских Старцев.

Прославление преподобного Амвросия в год тысячелетия Руси и причисление к лику святых Собора преподобных отцев и Старцев Оптинских: Льва, Макария, Моисея, Антония, Иллариона, Исаакия (Антимонова), Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария, Никона, Исаакия (Бобракова) – особое явление милости Божией. Теперь мы можем в молитве обратиться к Старцам Оптинским, чтобы они молили Господа о каждом из нас, изнемогающих от собственного несовершенства и греховности, и об Отечестве нашем многострадальном, и о мире всего мира.

 Источники:

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

http://shelehov.cerkov.ru/svyatye-moshhi/chastica-moshhej-paisiya-velichkovskogo здесь житие и молитва преподобному старцу Паисию Величковскому

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...