четверг, 7 января 2021 г.

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни
Не оскудеет земля русская чудесами...

Вид Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни с северной стороны.
Гравюра с раскраской.
Вторая половина XIX века

Cердцем Оптиной Пустыни, местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый Оптинский Скит св. Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни находится по соседству с монастырём Оптиной пустынью (Россия, Калужская область, г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь»). От главных ворот обители к нему ведёт широкая тропа.

Начало благочестивому пустынножительству, на месте, занимаемом ныне Скитом Оптиной пустыни, положил схимонах Иоанникий, смиренный и подвижный старец, живший в начале XIX столетия. Возлюбя совершенное безмолвие, он, с благословения настоятеля, поселился в глубине монастырского леса, на малой пасеке, с двумя монахами Мисаилом и Феофаном. Преставился схимонах Иоанникий 30 апреля  1815 года, и погребен в северной колоннаде соборного храма, (ныне место это вошло внутрь придела Преподобного Пафнутия).

Иоанно-Предтеченский скит. Вид с высоты птичьего полета

Скит был основан в 1821 году на территории малой лесной пасеки (в 170 саженях (362 метра) к востоку от монастыря) преосвященным епископом Филаретом (Амфитеатровым). Среди леса расчистили место в 75 сажень длины и столько же ширины (включая пасеку), обнесли его оградой и построили на юго-восточной стороне небольшую келью, в которой стали жить первые обитатели. Вскоре из соснового леса, срубленного здесь же, заложили церковь во имя Собора великого и славного Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна. Строительство продолжалось полгода и закончилось в 1822 году.

Внутренний вид скита. Фотография. Гольдберг, 1887 г.

Спустя шесть лет после его кончины по бла­гословению митрополита Филарета (Амфитеатрова), великого аске­та и молитвенника, переселились сюда отшельники Рославльских лесов, среди них старцы Моисей и Антоний (Путиловы), которым было поручено устройство Скита и управление им.

Главный труд состоял в том, чтоб очистить избранное место от вековых сосновых деревьев. Ревностно занялись этим отшельники, помогая собственноручно небольшому числу наемных людей, то в рубке толстых сосен, то в выкапывании их глубоких и ветвистых пней.

Скитяне выстроили себе на первый раз, из срубленного на месте леса, небольшую келлию на юго восточной стороне, и жили в ней все пятеро вкупе, общежительно.

Потом обнесли все расчищенное место досчатым забором и наконец приступили, с благословения Преосвященного, к построению скитской церкви во имя собора св. Иоанна Предтечи Господня.

Аллея в Иоанно-Предтеченский скит. Открытка. Начало XX века

«Скит построен в самом лесу, очень близко, впрочем, от монастыря, всего минутах в десяти ходьбы, – писал там же К. Н. Леонтьев. – К нему идет усыпанная щебнем дорожка в тени великолепных деревьев. Главная дорожка случайно, или по верному художественному чувству распорядителей, идет не совсем прямо, а чуть заметно уклоняясь в сторону, от этого Скит долго не виден, но потом вдруг из чащи предстают вам скитские ворота. Они имеют вид как бы небольшого храма, с одною белою главой наверху. Самый выбор этих цветов чрезвычайно удачен. Это так тепло и красиво: и летом – в густой зелени леса, и зимой – в снегу, из которого поднимаются суровые ели и сосны… По обеим сторонам дверей, под этими воротами, на стене изображены почти все главные подвижники и учители монашества: Антоний Великий, Нил Сорский, Исаак Сирин и другие. Все с развернутыми свитками, на которых славянские надписи, изречения их. Если кто-нибудь захочет тут остановиться и внимательно подумать при чтении этих свитков, он найдет уже в них всю основную, так сказать, азбуку монашеской жизни. Внутри, со стороны Скита, на этих розовых, как бы мирно-радостных и приветливых воротах изображена икона Знамения Божией Матери. Под иконой есть подпись: “Все упование мое на Тя возлагаю, Матерь Божия! Сохрани мя под кровом Твоим”… Кто, войдя в ворота Скита, обернется, тот непременно прочтет эту подпись, и она на многих действует с особенной силой. Отец Климент (Зедергольм) говорил мне сам, что как только увидал он эти ворота, как вошел в этот просторный, тихий и цветущий Скит и посмотрел на все вокруг себя, так и сказал себе в сердце своем: здесь тебе кончить жизнь».

Святые врата Иоанно-Предтеченского скита. Внутренний вид. Конец XIX - начало XX века

Самой нарядной постройкой Скита можно назвать Святые ворота, выстроенные в эклектичных формах. Это двухъярусная постройка, в первом ярусе которой — небольшие ворота с боковыми сторожками, а во втором — звонница.

«В субботу раздавался звон ко всенощной: негромкий, «пустынный». Как-то привезли колокол побольше, подняли на колокольню над Святыми вратами, позвонили, – но пришлось его снять и отдать в обитель, слишком громок оказался для Скита. Вот идет служба – всенощная. Звучит голос канонарха… стройно вступает хор… Не всегда в храме одни иноки. В разное время в прошлом веке среди гостей Скита – Гоголь, тайная мечта которого о монашестве, о жизни в смирении возле старца Макария, не исполнилась. Иван Васильевич Киреевский, православный философ, много помогавший старцу Макарию, своему духовному отцу, в издании святоотеческих книг. Великий Князь Константин Константинович Романов с детьми, среди которых были будущие новомученики – гвардейские офицеры князья Иоанн, Константин, Игорь. Писатели, сановники, благочестивые купцы… Тем, сердца которых коснулся перст Христов, оптинская, скитская молитва открывала постепенно, все яснее и неопровержимее, истинные пути к спасению».

Святые врата Иоанно-Предтеченского скита. Современный вид

В начале 1870-х годов, другой интеллигентный паломник, Н. В. Сахаров, остановился в монастырской гостинице, откуда и направился в Скит. «От восточных монастырских ворот тотчас в глубину темного старого соснового леса, – писал он в очерке «В тихом пристанище» (1899 г.), – таинственно пошла, извиваясь, и звала за собой узкая, высоко насыпанная щебнем дорожка. По обеим ее сторонам стояли стройные высокие сосны… Ни звука, ни движения!.. Вдруг, точно откуда-то с неба, упал и медленно прокатился по безмолвному лесу звон небольшого церковного колокола… Звуки неслись из Скита… Вдали, сквозь зелень ветвей, мелькнула горизонтальная белая линия и сверкнуло что-то блестящее, словно звезда. Сделал путешественник еще несколько шагов, и перед глазами его выросли из леса деревянные белые стены Скита, входные ворота и над ними низкая каменная колокольня с невысоким шпилем, обшитым белой блестящей жестью, и над ним сверкающий золотом крест. Лес подходил к самым стенам. Сзади, и справа, и слева Скита стоял и точно охранял его тоже все лес… “Вот это пустыня, древняя палестинская пустыня!” – невольно произнес путешественник, изумленный, очарованный внешним видом Скита и его безмолвием…

Вход этот есть именно вход, а не въезд. За ворота Скита переступает лишь человек. Поэтому все так обставлено, так приспособлено все, чтобы вступающий сознавал, что он вступает в святилище высшей духовной деятельности, имеющей своей задачей – жить во Христе, и проникался благоговением к святому месту. Вся передняя, открытая глазам посетителя, сторона полукруглого дугообразного входа покрыта изображениями Спасителя, Божией Матери и целого сонма представителей древнего палестинского и нашего отечественного пустынножительства… Отворил путешественник тихую, беззвучную дверь в Скит и переступил за его священный порог. В некотором отдалении против входа встретила и приветливо призывала его скромная, но изящная деревянная церковь. Едва отворил он дверь в Скит, его обдало благоуханием цветов. По обеим сторонам широкой дорожки, тщательно усыпанной желтым песком, стояли они целыми семействами от входа до церкви, подступали почти к самому порогу ее, венком окружали храм разбегались по боковым тропинкам, к трапезе, к келлиям, к пасеке, к скитскому пруду, колодезю, к сосновой аллее, к кедровой роще, к башням, к скитским могилам. Всюду стояли цветы и, подобно отшельникам, воспитавшим их, безмолвно переживали свою тихую, безвестную жизнь и славословили Своего Господа. И среди этой благодати приютились свежие, опрятные, с прозрачными чистыми стеклами келлии отшельников, с невысокими крытыми крыльцами, со спускающимися прямо в зелень ступеньками, с галерейками на крыльцах и с белыми деревянными скамьями на галереях. Порядок и чистота были везде изумительные».

Святые врата Скита

Основанный при Оптиной Пустыни Скит давал возможность более строгой безмолвной жизни и укреплял духовно саму обитель.

Созданный в скиту, небольшой архитектурный ансамбль был призван не отвлекать пустынножителей от духовного созерцания, а потому отличается предельной простотой и скромностью. В центре большого прямоугольного участка, обнесённого каменной оградой с башенками, находится главный скитский храм — Иоанна Предтечи.

Вокруг Иоанно-Предтеченской церкви, по периметру территории поставлены небольшие деревянные домики — келлии старцев, утопающие в зелени плодовых деревьев.

Иоанно-Предтеченский скит

После о. Моисея скитоначальником стал его младший брат о. Антоний. Вот какое впечатление оставил по себе скит в воспоминаниях лица, бывавшего там в юности при скитоначальнике о. Антонии:

«Величественный порядок и отражение какой-то неземной красоты во всей скитской обители, часто привлекали детское мое сердце к духовному наслаждению, о котором вспоминаю и теперь с благословением, и считаю это время лучшим временем моей жизни. Простота и смирение в братиях, везде строгий порядок и чистота, изобилие самых разнообразных цветов и благоухание их, и вообще какое-то чувство присутствия благодати, невольно заставляло забывать все, что вне обители этой. В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратности его. С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита о. Антоний, было тихое, стройное, и вместе с тем величественное и правильное, подобно которому после того и нигде уже не слыхал, за всем тем, что мне очень часто приходилось слышать самых образованнейших певчих в столицах и известнейших певцов Европы. В пении скитском слышались кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное, между тем, как в мирском пении часто отражается мир и его страсти - а это уже так обыкновенно. Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита о. Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия»

Иоанно-Предтеченский скит. Храм во имя Собора св. Иоанна Предтечи

Почти посредине Скита, ближе к Святым вратам, стоит скромный храм, освященный 5 февраля 1822 года во имя Собора св. Иоанна Предтечи (отчего и Скит называется Иоанно-Предтеченским). Неброский, похожий своими террасами, украшенными белыми колоннами, на усадебный дом какого-нибудь русского помещика, не слишком богатого, – уютный, как бы домашний по виду (он и был освящен в свое время как церковь «домовая для Архиерейского приезду»), он не нарушал общей скромности построек Скита. Храм состоит из нескольких деревянных срубов: притвора, трапезной и апсидального храма, по боковым сторонам которого устроены четырёхколонные портики с фронтонами. Завершено здание небольшим куполом.

Храм в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Скиту Оптиной Пустыни

Когда для мирян глухая ночь – здесь утро. С двух часов начинаются скитские правила… В скитском храме служба совершалась по субботам, воскресеньям и в праздники. День братия проводила в келейной молитве, богомыслии, чтении аскетических книг святых отцов, но часть времени отдавала разным послушаниям: один инок – письмоводитель, другой – садовод, третий – трапезник или хлебопек, еще иной – привратник. Были иконописцы, столяры, пчеловоды… Старец Макарий ввел еще переплетное дело, вырезывание деревянных ложек, вытачивание на токарном станке разных изделий (подсвечников, солонок…). Была в Скиту и библиотека, содержавшаяся в замечательном порядке и имевшая свой архив.

Храм в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Скиту Оптиной Пустыни

Благодатное старческое окормление привлекало сюда множество людей разных сословий и классов. Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! Любовь к старцам в народе была огромная. Простые люди относились к ним с полным доверием, обращались со всеми своими духовными и хозяйственными нуждами. Именно поэтому не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина Пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.

Храм святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. Источник изображения http://nikchram.ru/index/vvedenskij_stavropigialnyj_muzhskoj_monastyr_optina_pustyn/0-20

Храм был построен двухэтажный. Верхний храм 26 октября 1902 г. освящен калужским епископом Вениамином в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. В нижнем полуподвальном помещении устроен храм в честь собора архангела Михаила, и предполагалась братская усыпальница (по видимому по примеру афонских костниц, в итоге усыпальница не была устроена). Этот храм освящен 10 ноября 1902 г. настоятелем Оптиной Пустыни игуменом Ксенофонтом.

В 1907 году нижний храм указом Калужской консистории был упразднен, иконостас разобран и перенесен в монастырь. Причина – невозможность совершать богослужения из за большой сырости, появившейся в полуподвальном помещении храма. Позже были проведены работы по осушению помещения нижнего храма, устроена дренажная система, однако храм не был возобновлен. Верхний храм считался летним, и в нем богослужение совершалось в теплое время года.
После революции новый скитской храм был закрыт, «Летопись Скита» еще упоминает о богослужениях в этом храме в 1918 г. В течение нескольких десятилетий здание храма использовалось светскими учреждениями, в последние годы в нем располагались учебные помещения сельскохозяйственного училища.
После возобновления монастыря в 1988 г. скит и расположенный в нем храм святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского были возвращены церкви. В настоящее время в здании храма расположена мужская паломническая гостиница. Идут восстановительные работы, которые должны завершиться освящением храма.
17 января 2012 года состоялось малое освящение нижнего храма в честь Собора архангела Михаила.

Внутренний вид скита

«Здесь невольно человек заглядывает в себя и смиряется, вспомнит свое зло и содрогнется. Так мелочны кажутся все вожделения, которыми живут люди, и так хочется забыть их и уйти подальше от всего, и станет тоскливо, что так любится то, что недостойно любви». (Е.Н. Поселянин)

«Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, и скорбь - радость. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16:21). День сменяет ночь, ночь - день, ненастная погода - вёдро, так и скорбь и радость сменяют друг друга». (преп. Варсонофий, старец Оптинский)

«Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечивыйся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест а человек помогает (Симон Киринейский) тем что берет от Него крест и сам несет его. Значит и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т.е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов… Какое высокое назначение!» (преп. Варсонофий, старец Оптинский)

Некрополь Скита. Современный вид

Где-то людские толпы удивляются великолепным дворцам, построенным знаменитыми архитекторами, расписанным великими художниками, наполненным диковинными и драгоценными изделиями, но нет большего благоговения и сердечного умиления для православного человека, чем при взгляде на небольшие домики Скита, где жили преподобные старцы: это и домик скитоначальников, где жили святые отцы наши Макарий, Анатолий (старший), Варсонофий, Феодосий, и «хибарка» старца Амвросия, приютившая после него преподобного Иосифа, затем преподобного Нектария.

Келья преподобного Амвросия Оптинского в Скиту. Источник изображения http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/39170/prosto-prepodobnyiy

«На земле все временно и кратковременно и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: вся хотящий благочестно жити о Христе, гоними будут (2Тим.3:12)». (преп. Амвросий Оптинский)

«Мы живем-то в юдоли плача; поэтому и приходится проводить время-то иногда скача, а иногда плача. Будем хоть утешать себя тою мыслию, что эта юдоль плачевная - временная. Все промчится, все промелькнет, как тень, как эхо, и настанет вечность постоянная, неизменяемая, бесконечная и о, дабы для нас блаженная, светлая! Будем надеяться, что Господь, по беспредельному милосердию Своему, не лишит нас сей милости». (преп. Амвросий Оптинский)

Северо-западная башня Скита

После революции монахи были сосланы или расстреляны, а сам скит превратили в детский санаторий. Он всегда был полон детворы с молодыми мамами и все хворые на удивление быстро в нем поправлялись.
А еще, говорят, видели здесь одно время источник света, бьющий высоко в небо. Широкий и яркий, словно невероятной мощности луч прожектора.
Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, — этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории благодатный мир Христов, а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси.

Пруд на территории Иоанно-Предтечинского скита. http://www.vidania.ru/poezdka_v_ioanno_predtechinskiy_skit.html

Сегодня здесь нет, может быть, прежнего благолепия, но все же Скит Иоанна Предтечи, несмотря на долгие годы запустения, по-прежнему полон благодатной жизни, отрады и утешения. И это явственно чувствует всякий человек, приходящий сюда.

В храме, как и в былые времена, идут тихие, размеренные службы, читаются скитские правила. Шумит вокруг таинственный сосновый бор. Отражаются ночные звезды в маленьком пруду. Здесь – сердце Оптиной Пустыни. Молитвенная тишина не покинула этого удивительного места.

Еще в феврале 1917 года оптинский старец Анатолий (Потапов) пророчествовал о судьбе России: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит… но ведь и на щепках и обломках люди спасаются… Все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным». Корабль России еще не воссоздан, хотя многие спасительные дщицы и обломки уже нашли свое место в его вновь отстраиваемой обшивке…

Главная же плавучая часть этого корабля – Церковь, не боящаяся бурь в открытом море. Можно уподобить кораблю и всякий православный храм, и монастырь. Корабль Оптинского Скита также восстанавливается. И главная созидающая сила в этом деле – молитва и покаяние, которое проповедовал Предтеча Господень.

Не оскудеет земля русская чудесами...

 

Источники:

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/afanasev/3/j2.html - ПО ОБРАЗУ ДРЕВНИХ. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни: (рассказ с прологом и эпилогом в 15 главах)

http://www.marieltour.ru/hramy-v-optinoy-pustyni Храмы в Оптиной пустыни

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...