вторник, 26 января 2021 г.

Святая Земля. По стопам Божией Матери

 Святая Земля
По стопам Божией Матери


Святой град Иерусалим

Иерусалим - Колыбель христианской цивилизации и город мира, освященный не только проповедью Спасителя, но и пребыванием в его стенах Девы Марии. В Святом граде Богородица слышала и радостные возгласы: «Осанна»,— вышедших навстречу Христу израильтян, и вопли обезумевшей толпы: «Распни Его!».

Дева Мария пребывала рядом с Крестом, на котором был распят Ее Сын и Господь. Потом, после Вознесения Спасителя, Матерь Божия большую часть жизни провела именно в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна — любимого ученика Христова.
Успение Девы Марии произошло примерно в 57 году от Рождества Христова в Иерусалиме; в этом же городе состоялось погребение Богородицы, в Гефсиманском саду рядом с гробницами Ее родителей и Иосифа Обручника. Здесь же, по преданию, собрались апостолы, ставшие свидетелями Ее Воскресения. Сюда едут православные всего мира, чтобы ощутить непередаваемое соприкосновение со святыней.

«Радуйся, лествице Небесная, ею же сниде Бог…»

Молченская икона Божией Матери

О том, что земле будет дарована Избранница Божия, Которая родит Спасителя-Бога, неоднократно было предсказано — как правило, в таинственных образах — еще в Ветхом Завете, то есть за много веков до Ее рождества. Так, Книга Бытия описывает сон праотца Иакова: он увидел лестницу, стоящую на земле и касающуюся небес, по которой восходили и нисходили Ангелы Божий. Церковь видит в Пресвятой Богородице духовную лествицу, через которую Господь сошел на землю и открыл вход в Царство Небесное всем Своим верным чадам. Этот символ часто изображается на иконах Божией Матери, например, Молченской.

Паломники на Синае

Не только буквальное прочтение имеет и другое библейское событие, нашедшее отражение в иконе, название которой знакомо всем — «Неопалимая Купина». Недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей увидел купину (по-русски — куст) — горящую и несгорающую. Это еще один прообраз Пресвятой Богородицы, Которая, по определению свт. Григория Паламы, «в Себе неопально приняла Божественный Огонь при сохранении ненарушимого девства».

«Спасение – это и есть не что иное, как подвиг воцерковления о оцерковления через Святые Таинства и добродетели: от Отца через Сына в Духе Святом. В Богоматери каждая добродетель совершенна, ибо Она родила Бога, от Которого и в Котором каждая добродетель имеет полноту» (Прп. Иустин Челийский (Попович)

«Путь каждого христианина неизменно крестный. Богоматерь же на этом пути является «Всех скорбящих Радостью». Она получила дивную благодать воду слез и бед жизни человеческой в вно Божественного веселия» (Священномученик Фаддей Тверский)

«Радуйся, яко Небесная срадуются земным…»

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Само рождение Божией Матери было чудом. Ее родители, праведные Иоаким и Анна происходили из царского рода Давидова и были украшены многими добродетелями, но долгое время у них не было детей, а иудеи воспринимали это как наказание Божие. Однако святая чета не отчаивалась, уповая на милосердие Господа. И уже на склоне лет Он даровал им Дочь, о рождении Которой возвестил Ангел. Рождество Богородицы Святая Церковь празднует 21 сентября н. ст. / 8 сентября ст. ст.

Храм Архангела Гавриила, построенный над источником Божией Матери в Назарете

«Если бы не было Пресвятой Богородицы, все люди давно бы стали демонами. Ибо Она – Бога, Спасителя родила». (Прп. Иустин Челийский (Попович)

«Какое слово может описать боголепную красоту Твою, Богоматерь Дево? Ведь невозможно все Твое изложить рассуждениями и словами: поскольку все оно превосходит ум и слово. Однако же воспевать необходимо, если Ты человеколюбиво дозволяешь. Ибо Ты — вместилище всех благодатных даров и полнота всякой праведности». (Святитель Григорий Палама)

«Радуйся, Святая святых большая…»

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Воля Господа разрешить их от неплодства, праведные Иоаким и Анна дали обет будущее дитя посвятить Ему. Поэтому, когда Деве Марии исполнилось три года, родители привели Ее в храм, чтобы Она росла в святых стенах.

На пути Девочка преодолела пятнадцать больших ступеней, по которым и взрослым было трудно ходить,— так стремилась Ее душа в дом Божий. И, по особому откровению Божию, первосвященник ввел Пречистую Деву в Святое святых, куда только он имел право входить, причем раз в год, с очистительной жертвенной кровью.

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря н. ст. / 21 ноября ст. ст.

Руины Иерусалимского храма

«Дева (Ева) изгнала нас из Рая, через Деву Марию мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны» (Святитель Иоанн Златоуст)

«Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучен от Божества» (Святитель Григорий Богослов)

«Радуйся, всего мира очищение…»

Обручение Девы Марии с праведным Иосифом

Живя в храме Дева Мария проводила дни в молитве, чтении Писаний и рукоделии. В возрасте 14 лет Она, по древнему закону, должна была покинуть храм и выйти замуж. Но по горячей любви к Богу целомудренная Мария дала обет девства. Это было неслыханное для той эпохи явление. Тогда первосвященники стали молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю. Явился Ангел и повелел собрать 12 потомков царя и пророка Давида, которым было приказано принести свои жезлы. Жезлы оставили на ночь в Святилище храма. Утром один из них расцвел, и на нем сидела голубка, которая стала виться над головой праведного Иосифа. Так Господь указал того, кто был достоин стать обручником Богоизбранной Отроковицы, хранителем Ее чистоты.

То, что осталось от дома праведных Иосифа в Назарете, в наши дни «накрыто» стенами большого католического собора

«Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все, ведущие Бога, познают и Ее как место Невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она — причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, и Предстательница настоящих, и Ходатаица вечных». (Святитель Григорий Палама)

«Радуйся Ангелов многословущее чудо…»

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Когда Пречистая Дева жила в доме праведного Иосифа, Ей явился Архангел Гавриил, принеся благую весть о том, что именно Она должна будет родить Божественного Сына. Он сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28). «Это сверхъестественное знамение дал Сам Творец, пременив законы естества, соделав Деву Матерью, а Себя, Господа, Плодом Ее чрева» (Свт. Игнатий Ставропольский). Благовещение празднуется 7 апреля н. ст. / 25 марта ст. ст.

Горненская обитель близ Иерусалима, возникшая на месте, куда, по Преданию, Пресвятая Богородица пришла после архангельского благовестия к Своей родственнице Елисавете, матери  святого Иоанна Предтечи

«Она — виноградная лоза, произрастившая Гроздь. Не по чину естества дала Она Плод сей; облекшись в Ее образ, явился Плод из Нее. Она — источник, потому что живая Вода истекла из Нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды». (Преподобный Ефрем Сирин)

«Радуйся, Свет неизреченно родившая…»

Поклонение волхвов

Рождество Христово произошло в маленьком Вифлееме, куда Дева Мария и старец Иосиф и пришли, чтобы участвовать в переписи населения, затеянной римским императором Августом. Все гостиницы были переполнены, и им не нашлось приюта. Поэтому Всемогущий Бог явился в мир в пещере, крайне уничижив Себя, чтобы возвысить спасаемого Им человека. Ангелы прославляли Его с Небес, но на земле Ему как Царю пришли поклониться лишь волхвы и пастухи. А Матерь Божия слагала все это в сердце Своем, пеленая Того, Кто держит в руках всю Вселенную.

Храм Рождества Христова в Вифлееме, построенном на том самом месте, где произошло великое событие явления Бога в мир

«Благодатной Деве суждено было послужить великой тайне Боговоплощения, когда «Бог, непостижимый в Своей святости, стал Человеком; Вечный — влился в наше время,— и все с этого мгновения изменилось. Нам нечего Его искать — Он нас нашел; и, найдя нас, перед нами раскрыл все величие Божией любви и все величие человека» (митрополит Антоний Сурожский).

«Мария есть Дочь Света, потому что через Нее озарились светом и мир, и обитатели его» (Преподобный Ефрем Сирин)

«Божия Матерь есть величайшая Заступница и Помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу». (Святитель Игнатий Ставропольский)

«Радуйся, море, потопившее фараона мысленного…»

Бегство в Египет

Многие скорби выпали на долю Богородицы. Они начались уже вскоре после чудесного Рождества. Царствовавшему в Иудее Ироду казалось, что новорожденный Царь отнимет у него власть, и он приказал жестоко избить всех младенцев в Вифлееме, надеясь таким образом умертвить и Христа.
Тогда Ангел Господень повелел Иосифу взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, недосягаемый для обезумевшего правителя. Согласно преданию, когда Иосиф с Младенцем-Христом и Пресвятой Богородицей вошли в храм, наполненный идолами, все идолы пали на землю и разбились. После смерти Ирода Святое Семейство вернулось в Палестину, поселившись в Назарете.
А через несколько веков Египет, давший убежище Христу, станет колыбелью монашества: тысячи душ, стремящихся всецело отдать себя служению Господу, жительствуя в египетских пустынях, принесут обильные духовные плоды, которые, к сожалению, иссякнут впоследствии, так как коптская церковь уклонилась в ересь, признавая решения только первых трех — из семи — Вселенских соборов.

Пустыня Египта

«Снизошел Дух Святый на Чистую Деву: Чистая Дева соделалась Пречистою, чуждою всякой скверны помышляемой и ощущаемой, благодатно-чистою, Духоносною, Божественною Девою. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святаго Духа способность и достоинство принять в себя Бога-Слово, низошло Слово-Бог, сделалось во утробе Девы и семенем, и плодом, вочеловечилось». (Святитель Игнатий Ставропольский)

«Пусть наше верующее сердце сносит к ногам Божией Матери все свои воздыхания, все свои нужды и скорби. И Она, как Радость скорбящих, как наша Небесная Мать, всё передаст Своему Божественному Сыну и прострет Свой Материнский Покров над тем, кто к Ней прибегает с верой и любовью». (Митрополит Николай (Ярушевич)

«Радуйся, Бога невместимаго вместилище…»

Отрок Иисус беседует с учителями иудейскими

О детстве Христа сведений не сохранилось. В Евангелии от Луки лишь говорится, что Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем, и приводится такой эпизод. Когда Иисусу было 12 лет, Он вместе со Своей Пречистой Матерью и Ее обручником возвращался из Иерусалима после праздника Пасхи. Они потеряли Отрока из виду и через три дня нашли в храме среди изумленных Его речами учителей израильского народа. «Зачем вы искали Меня? Разве вы не знаете, что Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему»,— сказал Он Своей Матери, и Она сохраняла все слова в сердце Своем.
Святое Семейство жило в Галилее тихо и скромно. Праведный Иосиф был плотником, Отрок Иисус помогал ему. Богоматерь проводила дни в молитве, чтении слова Божия и трудах. Так, Она соткала Своему Сыну цельный, без швов, хитон, о котором во время Его казни воины будут бросать жребий.

Галилейское озеро

«Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них Собою Еву, соделалась их Матерью». (Святитель Игнатий Ставропольский)

«Радуйся, чудес Христовых начало…»

Брак в Кане Галилейской

«Матерь Божия — непрестанная Ходатаица за род христианский. Именно по Ее предстательству было положено начало чудесам Христа. Это произошло на брачном пире в Кане Галилейской, куда Они были приглашены. Во время торжества закончилось вино, на что Богородица и указала Своему Сыну, Который претворил в прекраснейшее вино налитую в сосуды воду. «Чудо в Кане Галилейской является не только первым чудом Спасителя, но и первым знамением Покрова Божией Матери, Ее деятельного материнского участия в нашей жизни. Вино в Священном Писании символизирует радость, и в данном случае отмечается полнота радости,— не по средствам и обычаям бедных этих людей, но в преизбытке, не мерою дал им радование Спаситель, ради предстательства Богоматери, потому что Она желала для этих людей самого лучшего, самого щедрого дара». (Митрополит Николай (Ярушевич).

Храм в Кане Галилейской

«Никто другой не был столь близким слушателем Слона Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такой тщательностью и любовью не хранил их». (Святитель Игнатий Ставропольский)

«Радуйся, Агнца и Пастыря Мати…»

Распятие Спасителя

«Материнская любовь невыносимо страдала при виде мучений Христа на Кресте. Но Она устояла. Господь с высоты Креста передал земную заботу о Своей Матери апостолу Иоанну Богослову, в его лице усыновив Ей весь человеческий род. Это стало как бы печатью того, что Она вышла победительницей из Своего грозного испытания и отныне могла помогать Церкви в ее искушениях». (Митрополит Николай (Ярушевич)

Голгофа, место распятия Христа. Сейчас — одна из частей храма Гроба Господня

«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам». (Преподобный Никодим Святогорец)

«Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душою и телом. Она не только жительствует на Небесах, Она царствует на Небесах: Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве». (Святитель Игнатий Ставропольский)

«Радуйся, Подательнице Божественныя благости…»

Владимирская икона Божией Матери, по преданию, написанная при Ее земной жизни евангелистом Лукой на доске от стола, за котором трапезовало Святое Семейство

«Уже в первые годы по Вознесении Христа на Небо Божия Матерь являлась тем центром, куда сходились и апостолы за благословением на свои труды и с рассказом о своих успехах и пережитых скорбях, и во множестве сходились христиане, чтобы подкрепить свой дух уже от одного только лицезрения Матери Спасителя мира. Любовь к Ней верующих сердец и слава о Ней распространялись, по мере того как апостолы расширяли круг своих апостольских путешествий. Вот свидетельство посетившего Богородицу Дионисия Ареопагита: «Человеческий ум не может представить себе более высокой чести, славы, величия, духовной красоты, какие я увидел. Мой ум и сердце изнемогли при созерцании этого величия и этой Божественной красоты». (Митрополит Николай (Ярушевич)

Иерусалим

«Пресвятая Дева была постоянно смиренна от младенчества; хотя и возрастала телом, но духом смирения умалялась» (Свт. Димитрий Ростовский)

«В жизни христианской нет такого момента, когда бы его сердце не имело паотребности обратиться к Божией Матери с верой и надеждой» (Митрополит Николай (Ярушевич)

«Радуйся, во Успении Твоем нас не оставляющая…»

Икона Успения Божией Матери

В слове «успение» скрывается указание на церковное Предание, что Божия Матерь на третий день после Своего преставления от земли явилась апостолам в небесной славе и — то был не один дух Ее, но вместе с воскресшим телом, которого потому уже и не обрелось в Ее гробе.
Как прежде неверие Фомы обращено в доказательство достоверности Воскресения Христова, так теперь умедление Фомы (он не успел к Ее погребению) обращается в средство к прославлению вознесения Богоматери. Отходя в Церковь Небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, рассеянных по земле, и тем дает знамение, что союз Ее с верующими не только не прерывается Ее отхождением, но становится еще крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ее гроба и наполнить Вселенскую Церковь Ее славой. (Святитель Филарет Московский)

Храм в гробнице Девы Марии

«Если радость, которую подает воскресшая Матерь Божия, имеет своим источником присутствие Матери Божием с нами во все дни, то очевидно, что и радость, как поток из сего источника, должна протека по всем временам, до впадения в море вечного блаженства». (Святитель Филарет Московский)

Преукрашенная Божественною славою

«Не много нужно труда для изъяснения того, что нравственное достоинство Преблагословенной Девы Марии следует признавать беспримерно высоким. Сие видно само собою из достоинства служения, в которое Она избрана и возведена. Если бы нашлась добродетель выше, нежели Ее, то была бы несообразность в том, что Она преимущественно избрана быть жилищем, Престолом, Матерью Бога Слова. Но в судьбах и делах Божиих несообразности быть не может. Следовательно, как верно то, что Мариам есть благословенная в женах (см. Лк. 1:28), то есть благословенная высочайшим благословением пред всеми прочими женами, так же верно и то, что добродетель Ее есть высочайшая, чистейшая, совершеннейшая, хотя, впрочем, Она чиста и совершенна помощью Того же Христа, Который соделался наградою Ее чистоты и совершенства.
Преблагословенная Мария, еще прежде нежели соделаться Богоматерью, по изъяснению церковного Богослова, «предочищена Духом» (стихира на Благовещение), чтобы Ей быть достойным сосудом воплощения Сына Божия.

Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо, поскольку есть Матерь Царя Славы, Матерь Бога Сына, по сему беспримерному достоинству честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов. Но вся слава Ее внутри, поскольку состоит не во внешнем блеске и великолепии, но во внутренних совершенствах и добродетелях и поскольку Пресвятая Дева, во все житие Свое на земле, смирением заключала Свою славу в Своем сердце и удерживала от проявления.
Если еще на земле, во время сокрытия Его и Своей славы, Она предстояла Ему с ходатайством о помощи в наших нуждах, даже маловажных, как, например, о вине для невинного веселия на браке, и еще не пришедший час Его благотворных чудодействий могла приближать (см. Ин. 2:1—9), то тем более ныне, на Небе, когда и Ее человеколюбие, и Ее пред Сыном и Богом дерзновение освободилось от земных ограничений, предстоит Она пред Ним не в забвении о земнородных, но деятельно предстательствует о нас, о благодатной помощи в наших нуждах, бедах и скорбях, о мире всего мира, о спасении каждой души, искренно желающей спасения, и как Царица (поскольку на Небесах нет имен без значения, силы и действия), и Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями в державный Ее покров прибегающих». (Святитель Филарет Московский)

 

Источник:

«Святая Земля: по стопам Божией Матери»: Православный календарь. – М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского при храме Святого Духа сошествия

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...