понедельник, 25 января 2021 г.

Рассказ о весенних березах

 Березовый сок
Автор текста: Валерий Полежаев

В самом названии - березовый сок - много поэзии. И даже когда смотрю в магазине на трехлитровые банки этого светлого сока с казенными этикетками, я не думаю о заводе, где его выпускали. Наоборот! Мне представляется пр­хладный сумрак березовой рощи на берегу майского Кызы - Куля. Лунка ветреной ночью замерзла, и прозрачный березовый сок застыл бархатной льдинкой и не капает по соломинке в зеленую бутылочку.

Я представляю себя в детстве и сразу вижу, как мы в живописном Татарском логу с друзьями, жмурясь на солнце, лежим под белоствольной березой-красавицей и с удовольствием слушаем, как прозрачные бисерные капельки березового сока тинькают в литровую банку, веселя нас. К прохладной банке прилипли травинки, корешки, а по ребрышку ее ползет любопытный муравей. И от того, что в сок попала щепочка из лунки или древесная шелуха с березы, он кажется чище и слаще.

https://photocentra.ru/images/main66/660767_main.jpg

А рядом синеют-розовеют медунки и, значит, скоро поднимут в поклоне головки кандыки, а там и саранка пойдет. От всего этого вдруг становится восторженно-счастливо на душе, и наступающее лето кажется бесконечно долгим, как и детство, которое, думается, никогда не кончится.

...Майский синий день. Озерцо с нежной зеленой травкой и сухим камышом на другом берегу. Жарко! До того жарко, что я решаю искупаться. Бр-р!.. А вода-то тало-ледяная! Но вот горит уже костер, печется в пламенеющих углях картошка. Но не это согревает душу. Я, словно в забытьи, завороженно смотрю на лес. Серебристые вербы только покрываются зеленой дымкой. А березы не выбросили еще клейкие пахучие листовки. И вдруг - кукушка! Ее мелодичное, гулко разносящееся по майскому лесу «ку-ку» радостно тревожит, наполняет душу удивительным очарованием.

 - Голодный год будет, - потирая затекшие колени, говорит размеренно старый рыбак. - Кукушка кукует на голый лес.

 - Неправда, - тут же не соглашается, вступая в разговор, другой старик. - Замечай: кукушка кукует в правое ухо, значит, на успех. Да и лес уже одевается.

https://sun9-30.userapi.com/c623630/v623630352/2cd6e/z59Q-_ijvxw.jpg

Я молча улыбаюсь, дивясь таким тонким, в деталях, приметам старых людей, их незлобивому спокойному спору. Не клюет!

А за холмиком, где дружно под солнцем расселяется изумрудная крапива и выкинула уже листочки дикая мали­на, словно с разгона, изогнутым стволом вверх, взлетела и замерла в один обхват раскидисто убранная береза. Райнер Мария Рильке не зря считал, что у русского на­рода душа - художественная, поэтому и символом России просто не могла не стать живописная береза. Гордая и грустная, шелестящая листвой на ветру, как плывущий колокольный звон желтой осенью...

Когда я углом топорика осторожно надрубил лунку, блестяще-матовые капельки сока чуть ли не тонкой дождевой струйкой посыпались на сухие скрюченные прошлогодние листья. Я тут же подставил чистую литровую банку, и вот, пока купался, она была уже до краев полна. Крупные, уже прозрачные капли звучно шлепались в банку, и сок, пенясь, проливался по краям.

http://s4.fotokto.ru/photo/full/407/4072643.jpg

Я благодарно погладил рукой ствол - такой гладкий, упругий, что, показалось, через кору его слышны токи земной силы, поднимающиеся вверх, к солнцу. Мое внимание привлек с черной головкой рыжий муравей. Он бойко бегал по отвесному стволу, ловко огибая чуть шевелящиеся на ветерке невесомые берестяные белые фляжки, пока не остановился у струйки березового сока. Остановился и замер. Мне показалось, что своим невидимым почти хоботком (или усиками там?) он тоже пил березовый сок.

http://itd1.mycdn.me/image?id=853

А там, где аккуратной рощицей семейно росли молоденькие березки, я увидел, чуть пройдя, зацветающие медунки. Они приходят к нам обычно с березовым соком. Над розоватыми бисерными цветками в воротничках зеленых бархатных листиков медуницы важно гудел огромный пушисто-колючий шмель. Я зажмурил, как в детстве, глаза. Мне так хотелось в это мгновение снова услышать майскую кукушку!

Сейчас неповторимая пора березового сока уже почти ушла и, как сказал Александр Твардовский, «и белый пень березовый залился пеной розовой», но поэзия этих коротких дней осталась.

 Источник Газета «Пятница»: еженедельник г. Абакана - № 20, 19 мая, 2011 г. – с.20

Фотографии из открытых источников Интернета

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...