суббота, 2 января 2021 г.

Поэзия сказочных полотен В.М. Васнецова

Поэзия сказочных полотен В.М. Васнецова

Героев русских сказок и былин — находчивого и смелого Иванушку, грустную царевну Несмеяну, мужественных и добрых богатырей, вещего Олега из пушкинской «Песни» — каждый из нас знает и любит с детства. Эту любовь прививают нам не только книги, но и замечательные картины художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова.

Васнецов В.М. Сирин и Алконост, 1896, холст, масло, 133*250, ГТГ, Москва

Слово художнику Виктору Васнецову:
«Главный тезис моей веры таков: мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту и смысл наших родных образов».

Художник родился в уральской деревушке, затерявшейся среди непроходимых сказочных лесов. Здесь, наблюдая жизнь простых крестьян, в нем проснулась любовь к народному творчеству: «Я жил в селе, среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался на посиделках при свете и треске лучины…».

Виктор Михайлович открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».

«Я всегда был убежден, что... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»,— говорил Васнецов. Эти слова художника определили программу всего его творчества.

Васнецов В.М. Аленушка. 1881 г.

Булычева В.А.
К картине В. Васнецова «Аленушка»
Ты сидишь у пруда, пригорюнившись,
Прибежала в лесок, сиротинушка,
От тычков – колотушек укрылась.
Камень бел-горюч приютил тебя.

Не грусти, дорогая Аленушка,
Не печалься, душа – раскрасавица.
Светлый день придет к сиротинушке,
Как полюбит тебя добрый молодец.

Станешь в доме его ты хозяюшкой,
Малым  детушкам станешь матушкой,
Доброй матушкою – заступницей,
Лаской нежною обогреешь всех.

Аленушка — это одновременно и героиня народных сказок, обиженная злыми людьми, и простая крестьянская девушка, горько задумавшаяся над своей трудной жизнью. Печаль Аленушки подчеркнута грустным колоритом картины: темная вода озера, первые желтые листья...

«Обаятельной лирической поэмой назвал И. Грабарь "Аленушку". Присела она на камень, поджала натруженные ноги, на золотые листья смотрит, в темную воду, ищет братца Иванушку и не находит. Околдовали его злые люди... Темен лес вдали, отчаянное ее горе оттеняет. А на этюде она еще лучше, голову на руки положила, взгляд не в воду устремлен - на зрителя, не безнадежность в ее позе - тревожное ожидание». (Липатов В.С.)

Эта картина - не просто иллюстрация к сказке, а трепетное сочувствие грустному настроению девушки. Васнецов рассказывал: «Картина как будто давно жила в моей голове но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Васнецов В.М. Иван-царевич на Сером Волке. 1889

Булычева В.А.
Стихи к картине В.М. Васнецова «Иван – царевич и Серый волк»
Хмурым лесом мчится волк,
Как стрела из лука,
От погони он ушел:
Нет любви разлуки!
Спас царевича Ивана
С Василисою – красой,
Хоть и с помощью обмана
Привезет он их домой!
Наш царевич смел, прекрасен,
Он любовь свою спасет.
Путь их труден и опасен,
Но их к дому приведет.
Ну а девица – душа
И мила и хороша,
Прислонилась к другу верному,
Будет счастье им безмерное!

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1889 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Находиться в Государственной Третьяковской галерее.
Через глухой лес на Сером Волке везёт свою любимую Елену Прекрас­ную храбрый Иван Царевич. С тре­вогой прислушивается он — не спе­шит ли за ними погоня. Елена Пре­красная прижалась к милому довер­чиво и печально: путь долгий и много опасностей на пути. Но Серый Волк, верный друг Ивана Царевича, помо­жет ему во всякой беде. И любовь Ивана Царевича и Елены Прекрасной одолеет все беды и опасности, потому что любовь у них настоящая, верная.
Это полотно художника воспроизводит эпизод из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке, изложенной А.Н. Афанасьевым по тексту, восходящему к лубочному изданию XVIII века. «Иван-царевич, сидя на Сером волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-Царевича». В своих сказочных картинах автор, между тем, был далёк от формального заимствования сюжета русских былин и сказок.

Васнецов использовал символическое обозначение образов народной поэзии. На его картине огромные стволы деревьев тёмного непроходимого леса похожи на фантастических великанов. Сквозь переплетённые ветви деревьев-чудовищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками.

Атмосфера тревоги и печали окружает героев: беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. Соответствуют сказочным преданиям и образы героев картины в ярких нарядных «парчовых и златотканых» одеждах – женственный, трогательно нежный и печальный Елены Прекрасной и мужественный юного любящего царевича с тонкими чертами лица. Он умеет достичь заветной цели, преодолевая хитросплетения и трудности пути, а потом и сберечь добытое.

В. Васнецов. Три царевны подземного царства. Масло. 1884. Киевский музей русского искусства

Художнику был дан заказ на три картины для здания правления Донецкой железной дороги. «Три царевны подземного царства» — огромное полотно, выполненное по мотивам сказки о том, как Иван Царевич спускается в подземное царство и поднимает наверх трех принцесс. По другому варианту сказки братья Ивана Царевича обрезают веревку, остав­ляя его под землей, но затем все же поднимают его. В центральной части композиции изображены три девуш­ки, каждая из которых олицетворяет собой природные со­кровища — каменный уголь, золото и драгоценные камни.

Их образы торжественны и величавы. Позы царевен несколько статичны, они как бы безразличны к происходящему. Богатство тканей, орнамент в нарядах царевен, головных уборах - все усиливает главную идею картины.

Костюм царевны каменного угля отличается красочной сдержанностью, ее черное платье украшено лишь позолоченным поясом и обшивкой ворота и рукавов. Она стоит несколько поодаль, поза ее более напряженная, чем у сестер, прижатые к туловищу руки опущены вниз. Взгляды двух других царевен устремлены в правый нижний угол работы, где расположены две мужские фигуры в полусогнутом положении, показанные лишь частично. Обрезанная веревка в руках одного из них, блестящий нож на камне возле другого повествуют зрителю о только что развернувшихся событиях. На втором плане картины летучие мыши, огромные камни создают темный фон, на третьем плане - красно-оранжевая светящаяся заря, прикрытая облаками.

 

В. Васнецов. Ковер-самолет. Масло. 1880. Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Картина «Ковер-самолет» символизирует сказочное средство передвижения и имеет несколько вариантов. В первом - бескрайнее небо, слегка выглянувший месяц, раскинутая внизу река и роща создают ощущение огромного простора. Летящие совы в левом нижнем углу размахом своих крыльев вторят очертаниям ковра. Сам ковер, расположенный в центральной части работы, лишь верхним куском обнажает лицевую орнаментированную часть. Иван Царевич, одетый в богатые одежды, с мечом за поясом стоит на ковре. В его руках клетка с жар-птицей. Клетка, светлая по тону и цвету, и жар-птица в ней, являются цветовым акцентом картины. Взгляд царевича направлен вдаль, он ждет встречи со своим будущим.

Васнецов В.М. Снегурочка. 1899, холст, масло, 115*79,8. ГТГ, Москва

Барышня! Живая ли? Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!
Родилась эта картина как декорация к пьесе Островского «Снегурочка». Всех поразила чистота и искренность девушки, одиноко стоящей посреди зимнего леса. Выражение лица, поза, движение рук, любопытный, наивный взгляд – все привлекает в героине. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту «принцессы». Парча на шубке Снегурочки расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Он оттолкнулся от слов из песни Леля:
Земляничка-ягодка
Под кусточком выросла;
Сиротинка-девушка
На горе родилася.
Загадочность русской души, и таинственность родной природы завораживают на этой картине.

В начале ХХ века Васнецов В.М. создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.

Цикл картин находится в Доме - музее В.М. Васнецова, являющимся филиалом Государственной Третьяковской Галереи.

Последний вариант картины «Ковер-самолет», разительно отличается от первого. Иван Царевич сидит на ковре, опустив ноги, он нежно обнима­ет принцессу, склонившую голову к нему на плечо. Ковер лишь тонкой полосой летит по небу, он орнаментирован с обеих сторон, что значительно уменьшает его «вес». Туман и дымка застилают изредка проступающую землю.

Васнецов В. На ковре – самолете. 1919 - 1926

…Парит в небесах, как огромная птица, ковёр-самолёт. Прижавшись друг к другу, сидят влюблённые. Они вырвались из земных оков и поднялись в небо. Ничто не угрожает их счастью, они свободны!

В его доме - тереме, который теперь стал музеем, тоже очень много картин. «Царевна-Лягушка», «Баба-Яга», «Сивка-Бурка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» — словом, любимые сказки и былины художника. Он работал над ними до самых своих последних дней.

Васнецов В.М. Царевна-лягушка. 1918, холст, масло, 185*250, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

«…А как пошла Василиса Премудрая танцевать, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди…». Лебеди, будто сливающие с облаками – плывут в небе, родной стихии этих нежных птиц. Движение одежды, косы до пояса, плавные изгибы рук и грациозная поза Царевны – все это заставляет нас верить в то, что перед нами кружится в танце прекрасная девушка.
Все музыканты – балалаечники и гусляры – любуются прекрасной девушкой. Её танец так заразителен, что они сами готовы пуститься в пляс. До сих пор счтается, что только Васнецов научился органично соединять сказку и быль.

Васнецов В.М. Царевна - Несмеяна. 1916-1926, холст, масло, 262*190, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице её глубокая тоска, ничто не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну.

«…жалко стало девушку, которую никак не могли развеселить гудошники и скоморохи. И впервые подумалось мне о том, что Васнецов - взаправдашний сказочный художник. Воспринимавший сказку как нечто реально существующее, бывшее, гулявшее, воевавшее и строившее на земле, он и сам там чувствовал себя увереннее, чем в мире, ему современном, который "беспокоит... мучает, так тяжело и грустно за него...". Тем более что находили у художника душу поэтическую и, говоря о нем, злоупотребляли эпитетом "нежный"» (Липатов В.С.)

Считается, что в этой картине мастер изобразил Россию – ее прошлое, настоящее и будущее. Печальная царевна – настоящее России, по правую ее руку – прошлое, по левую – манящее светлой далью будущее.

Васнецов В.М. Кощей Бессмертный. 1917-1926, холст, масло, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

В русских народных сказках Кащей появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц. На картине Кощей прельщает похищенную красавицу-царевну чудесами и богатствами. Черты ее лица мягки и округлы, кожа белая и нежная, девушка молода и красива, она противопоставлена Кащею своей молодостью и красотой. Ее свобода бесценна, а вера и благочестие безграничны.
В мрачном подземелье хранит Кощей свои несметные сокровища. Злыми делами наполнил Кощей свою длинную жизнь. Теперь в плену у него царевна Ненаглядная краса. Она пытается выведать у Кощея, где таится его смерть, которая избавит от плена и саму царевну, и всех жителей её страны. Эта картина вошла в цикл полотен Виктора Васнецова «Поэма семи сказок».

Васнецов В.М. Сивка – бурка. 1926. холст, масло, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

В.М. Васнецов справедливо полагал, что в народной сказке или в былине запечатлён проверенный веками, правдивый внутренний и внешний облик народа.

Сказка – это детство народа, и только больной и плохой человек не ценит своего детства и юности, своей истории.

Васнецов В.М. Баба Яга. 1917 г. холст, масло, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва. http://files.school-collectio

«Баба Яга схватила Ивашку, села в ступу, понеслась по кустам, по лесам, по болотам. Пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят — летит в ступе Баба Яга, пестом погоняет, помелом след заметает».
Без Бабы-Яги нет русской сказки. Чаще она выступает на стороне Зла. У Васнецова именно так. Семнадцатый год сказался на этом полотне: красная юбка, человеческие кости, зловещий вид Бабы-Яги, бледный и испуганный мальчик - Зло творит зло. Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки. Спасется ли мальчик? Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, безвольно повисло в руках ведьмы тельце. За ее спиной видно красное зарево пожара, рядом летит зловещий филин. Такова трактовка этого персонажа Васнецовым, так художник донес нам свое настроение в революционное время. Картина символическая.

Васнецов В.М. Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 262*190, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Прекрасный, расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветках, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов – все это похоже на сон. … Юная царевна спит на высоком ложе, околдованная злой завистницей-мачехой. Вокруг ней также все спят: и маленькая девочка. Заснувшая жизнь ожидает пробуждения: вот явится любимый и снимет колдовские чары, а над огромной старинной книгой, и служанки, и скоморохи. Живописно удалось мастеру передать расслабленные позы спящих. В лице каждлгл персонажа проглядывается свой характер. Картина эта – настоящий шедевр  художественного искусства. Живописец использовал яркие, сочные краски.
Сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства.

Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.

Былинную сказочную Русь, прошлое своего народа, видим мы на картинах Виктора Михайловича Васнецова. Словно богатырь земли русской, был он связан с Родиной своими думами, своими делами, всей своей жизнью.

Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах

«Я только Русью и жил» — эти слова художника полностью определяют смысл и значение его творчества.

Вслед за В.Д. Поленовым мы можем утверждать, что «искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

 

Источники:

  • СИНБУХОВА Е. Три картины Виктора ВАСНЕЦОВА./ Е. СИНБУХОВА.// Юный художник. - 2007. - № 5. - с. 30 - 31
  • Липатов В.С. Гусляр живописи./Виктор Сергеевич Липатов.// КРАСКИ ВРЕМЕНИ. – М.: Молодая гвардия, 1983 г.
  • Орлова Е. В.М. Васнецов: История русской живописи в 20-ти книгах. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с. – (Великие русские живописцы)
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5f0c911b916fcc1d24f73ee2/15-skazochnyh-poloten-vm-vasnecova-dlia-detei-i-vzroslyh-5f527dc7c84c033ffd86c79c 15 сказочных полотен В.М. Васнецова для детей и взрослых.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...