суббота, 16 января 2021 г.

Подвижники Псково-Печерского монастыря. Продолжение

Подвижники Псково-Печерского монастыря. Продолжение

Обитель Богом зданная

«B каждом человеке есть искра Божия. Не будем же тушить эту искру своими земными пристрастиями: желанием «веселой» жизни, мнимого счастья, разгула, сытого довольства. Как оспа выедает красоту лица, так  утроба выедает всю красоту души. И человек остается с пустой душой, опускаясь все больше и больше в глубину порока. Превращая свою жизнь в погоню за добычей, человек оставляет путь служения добру и Божией правде и идет путем нечестия и беззакония». (Схиигумен Савва (Остапенко)

Схиигумен Савва
(в миру Николай Михайлович Остапенко)
1898 – 1980 гг.

Схиигумена Савву (в миру Николай Остапенко) всегда окружали люди: он был пламенным маяком в годы, когда Россию окутала безбожная тьма. Сначала он жил в Троице-Сергиевой Лавре, но из-за «пагубного влияния» на народ, старца перевели «подальше от Москвы», в Псковские Печоры. Но и туда к нему ехали отовсюду. Господь удостоил батюшку дара рассуждения, прозорливости и исцелений.

Отец Савва во время богослужения

Благодатный старец жил молитвой: «Все, кто общался с ним, чувствовали силу его молитв своей душой, даже когда он вел беседу с ними или просто молча слушал их. Это была та непрестанная молитва, которая идет от сердца к сердцу. Человек чувствовал, что он вошел в незримый свет молитвы подвижника. Будет ли он рядом с отцом Саввой, или за тысячи верст от него, этот свет не угаснет и не померкнет, любовь отца Саввы не оставит человека одиноким и брошенным» (архимандрит Рафаил (Карелин). Подвижник говорил: «Христос требует от нас, чтобы мы любили ближних как самих себя — не меньше! Как себя любить, мы знаем, значит, знаем, как надо любить и ближних своих».

«Со святыми упокой». Могила подвижника в пещерах

Схиигумен Савва (Остапенко)
«Многие жалуются, что не могут бороться с грехами, но Господь, Создатель наш, знает наши силы и способности и соизмеряет с ними искушения, на нас попускаемые; и наше дело — бороться с грехом, пока в нас есть дыхание жизни».

«Особенно далек от Бога тот человек, который любит только себя».

Патриарх Пимен
(в миру Сергей Михайлович Извеков)
1910 – 1990 гг.

Епископ Пимен, будущий Патриарх

Как-то к прп. Симеону (Желнину) зашел отец Нафанаил (Поспелов) и сказал об архимандрите Пимене, который возглавлял Псково-Печерский монастырь в 1949-1953 годах: «Какой видный и разумный у нас наместник! Он, пожалуй, мог бы быть и архиереем». Отец Симеон произнес: «Он будет не только архиереем, но и Патриархом». Это сбылось в 1971 году. Путь Патриарха прошел через сталинские лагеря и войну. Однажды недалеко от его роты взорвалась бомба. Он прикрыл собой солдат и получил тяжелый ушиб позвоночника, так что боли в спине остались на всю жизнь. Первосвятитель вспоминал: «Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, я и прикрыл их собой». Так потом он «прикроет» своими молитвами, мудростью и трудами Русскую Церковь, быть кормчим которой ему пришлось в годы советского атеизма. Он всегда оставался подлинным монахом, приняв постриг в 17 лет. Патриарх Алексий II говорил: «Ценно, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало».
Очевидцы рассказывали: «Во время войны полк, где он воевал, попал в окружение и в такое кольцо огня, что люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и бухнулись ему в ноги: «Батя, молись. Куда нам идти?» У него была запрятанная икона Божией Матери, и он слезно молился перед ней. И все увидели, как ожила вдруг икона и Богородица протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся».

Сережа Извеков (слева) с мамой Пелагией Афанасьевной и племянником Юрой. 1917

Матери удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх.
Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам; особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца Зосимовой пустыни преподобного Алексия (Соловьева). Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причащался святых таин в Зосимо-Савватиевской церкви лавры».

Выпускник школы Сергей Извеков 4 мая 1925 г.

Он прошел тяжелые испытания, выпавшие на его долю: арест в 1932 году, двухлетнюю армейскую службу, новый арест в кровавом 1937 году с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва-Волга, среднеазиатскую ссылку; воевал, рискуя жизнью, на самых опасных участках фронта, чудом Божиим будучи спасен из окружения, от вражеской пули и снаряда; перенес несправедливое осуждение за дезертирство, чуть не погиб в Воркутлаге; пережил тяжелейшую болезнь и не менее трех ранений…
Административные способности, проявленные игуменом Пименом, способствовали его назначению 11 августа 1949 года наместником Псково-Печерского монастыря, где были живы традиции православного старчества. После получения телеграммы протопресвитера Николая Колчицкого о своем назначении, отец Пимен сразу же выехал в обитель, чтобы принять дела у бывшего наместника монастыря епископа Владимира (Кобца). Последний, побывав в обители через некоторое время, поразился тому, как много удалось сделать новому наместнику. Однако самоотверженные труды не прошли бесследно: Святейший вспоминал, что именно в это время у него появился сахарный диабет.

Гробница (Патриарха Пимена в Троице - Сергиевой Лавре

Прибыл он в обитель для настоятельства в конце 1949 года и пробыл здесь четыре года – до декабря 1953 года. К Пасхе 1950 года он был возведен в сан архимандрита. Братия обители относилась к своему настоятелю с искренним уважением и любовью. «За годы управления древней обителью архимандрит Пимен благоустроил ее как в духовном, так и в бытовом отношении, заслужив у братии и многочисленных богомольцев любовь и уважение», – писал бывавший в это время в обители будущий патриарх Алексий II…
19 лет продолжалось патриаршество Святейшего Пимена. В условиях тотального государственного контроля над Церковью он медленно, но упорно вел Церковь к ее возрождению. Он был фактически в заключении… Профессор МГУ А.Ч. Козаржевский говорил о патриархе Пимене: «Самородок был. Очень преданный, убежденный человек! Монах в полном смысле слова. Не ханжа, монах по всей строгости… Ему было трудно в “золотой клетке” в Чистом переулке. Он раскрывал себя на службе».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен:
«Надо научиться видеть свои собственные прегрешения. И таким, как говорят теперь, самоанализом заниматься всегда в продолжение своей жизни, ежедневно. Тот человек, который увидит свои собственные пороки и грехи, уже не будет в состоянии осуждать своего ближнего».

 «Нелегко наследовать Царство Божие, но православное сердце не должно смущаться. Лик дивных угодников Божиих и Первенствующая в этом лике Дева Мария, опытом веры нашей знаем мы, всегда с нами. Она, по слову святого Иоанна Златоуста, — первая Преемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее в нуждах и обстояниях».

«Великий апостол Павел пишет: «Мы имеем от Бога жилище на Небесах» (2 Кор. 5, 1), куда, верим мы, пойдет всякая душа благочестивая по скончании своего земного шествия. Мне приходят на память слова выдающегося нашего иерарха митрополита Московского Филарета о том, что «худой гражданин земного отечества и Небесного недостоин». «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), — вот вдохновляющие нас на служение ближним, на служение Отечеству нашему слова. Этими словами Священного Писания вдохновлялись наши предки, защищая Святую Русь. Ими вдохновлялись наши верующие отцы и братья в лихую годину Великой Отечественной войны. Эти святые слова вдохновляют русских верующих людей на служение Родине и сегодня».

https://pravoslavie.ru/36227.html подробно о жизни патриарха Пимена

 Архимандрит Алипий
(в миру Иван Михайлович Воронов)
1914 – 1975 гг.

Архимандрит Алипий (Воронов), наместник обители в 1959-1975 гг.

Отец Алипий знал, что такое война. Она «была такой чудовищной,— вспоминал он,— что я дал слово Богу: если выживу, уйду в монастырь. Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своем пути, немецкие танки, и я вдруг вижу, как наш комиссар рухнул на колени и стал... молиться, прося у Всевышнего, Которого еще вчера третировал, спасения. И понял я: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет». И воин земной вступил в воинство духовное, приняв монашество 28 августа 1950 года.

Алипий — значит (беспечальный). Когда батюшку запугивали власти, он говорил: «Учтите, я Алипий беспечальный».

Указом Святейшего Патриарха Алексия от 15 (28 июля) 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря.
Будучи уже наместником Псково-Печерской обители, он стал крепкой стеной, о которую разбивались планы безбожных властей. Однажды к нему явились с требованием подписать указ о закрытии монастыря. Он взял эту бумагу, бросил ее в горящий камин и изрек: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». А когда пришли отбирать ключи от пещер, он сказал своему келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Незваные гости обратились в бегство.
Когда о. Алипию говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить»,— он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет».
Вот еще его слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление»

Дом наместника, в котором жил архимандрит Алипий. Виден балкон, стоя на котором он часто беседовал с паломниками

Как иконописец и реставратор, он позаботился отреставрировать забронзированный темный иконостас Успенского храма, внутреннюю роспись Михайловского собора, Никольский храм (восстановил тябловый иконостас, отреставрировал икону Святителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены, восстановил стильный купол (стильный - от слова "стиль" - совокупность признаков, характерных для искусства определенного времени и направления (в данном случае Псковская школа зодчества XV-XVI вв.).

Была отреставрирована крепостная стена-ограда с боевыми башнями и переходами, восстановлены их покрытия. Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве.

Отец Алипий имел дар слова: не раз приходилось слышать от паломников: "Поживем еще недельку, может, услышим проповедь отца Алипия". В своих поучениях он поддерживал унывающих, утешал малодушных: "Братия и сестры, вы слышали призывы об усилении антирелигиозной пропаганды, вы головы не вешайте, не унывайте, это значит - им туго стало". -"Страшное дело - примкнуть к толпе. Сегодня она кричит: "Осанна!" Через 4 дня: "Возьми, возьми, распни Его!". Поэтому там, где неправда, "ура" не кричи, в ладоши не хлопай. А если спросят: "Почему?" - Отвечай: "Потому что у вас неправда". - "А почему?" - "Потому что моя совесть подсказывает". - "Как узнать Иуду?" - "Омочивый руку в солило, тот Меня предаст", - сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На 12 - один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие, садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку, не бери и ты. Старшие взяли ложку, тогда возьми и ты. Старшие начали кушать, тогда начинай и ты".

https://pskovo-pechersky-monastery.ru/abbots/67-arkhimandrit-alipij-voronov подробно о наместнике Алипии

Архимандрит Нафанаил (Кронид Николаевич Поспелов)
1920 – 2002 гг.

Родился 11 июня 1920 года в Подмосковье в семье священника Николая Васильевича Поспелова и с детства прислуживал отцу в храме. В 1937 году отца арестовали, и семья долго не знала, что он вскоре был расстрелян (в 2000 г. протоиерей Николай Поспелов был причислен к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Российских).
Во время Великой Отечественной войны в городе Выдропусске были расквартированы солдаты, охранявшие пленных немцев, которых поместили в закрытый властями храм. Стояли морозы. Не было дров. И прозвучал приказ отапливать храм иконами. Среди них была и чудотворная Выдропусская икона Богородицы. Но один из солдат, Кронид Поспелов, сохранил святыню: он договорился с хозяином квартиры, которую снимал, чтобы тот обменял древний образ на дрова. В 1947 году Кронид пришел в Псково-Печерский монастырь, где принял монашество с именем Нафанаил, и прожил там 55 лет. А отпевание его совершилось в день празднования Выдропусской иконы. У него, как у всех подлинных иноков, было много скорбей. Он принимал их с благодарением Богу: «А будь жизнь полегче да порадостней, еще неизвестно, где бы я теперь обретался». Наместник обители, архимандрит Тихон (Секретарев) говорил: «Если бы отец Нафанаил жил в древности, он был бы героем патериков, назывался бы аввой, и о нем знала бы вся Церковь».

Отец Нафанаил с братией монастыря

Шла война. Крониду Поспелову удалось достать Библию. Чтобы читать ее ночью, он сделал из гильзы сигнальной ракеты ночник и поставил лист белой бумаги как фон для отражения и усиления света. Так воин прочитал всё Священное Писание.
Отец Нафанаил пришел в обитель после войны, в 1947 году, в один из самых тяжелейших периодов восстановления монастырского хозяйства. Вся трапеза тогдашних насельников состояла из куска хлеба, воды, иногда овощей. А работать приходилось много, и работать физически.
Отец Нафанаил вспоминал, как трудились в поле по 12 часов до такого изнеможения, что от усталости падали в борозду. При этом он никогда не оставлял правила: после 50 минут трудов обязательно 10 минут посвящать чтению святоотеческих писаний.


Место погребения подвижника — рядом с пещерным храмом воскресения Христов

Он был невероятным тружеником, до конца своих дней ходившим в стареньком рабочем подряснике с неизменной холщовой сумкой через плечо, как рядовой послушник.
До последних дней отец Нафанаил сохранил феноменальную память. Он помнил не только имена и даты, составлял богослужебные указания, но и цитировал Священное Писание, жития святых, святоотеческие труды.
Наталья Викторовна Домашёва 24 года проработала в банковской системе и 12 лет возглавляла Печорское отделение Управления Федерального казначейства. Она многие годы тесно общалась с казначеем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Нафанаилом (Поспеловым):
«Меня поражала сила духа отца Нафанаила и его поразительная ответственность. Он никогда не сдавал позиций, всегда мужественно держался. Монастырские дела он вел до последнего часа своей жизни. У отца Марка, нынешнего казначея, сохранился листочек, где отец Нафанаил в последний день жизни записывал предстоящие дела. Он даже документы какие-то подписать тогда успел, а ведь был тяжело болен!»

Архимандрит Иоанн
(в миру Иван Михайлович Крестьянкин)
1910 - 2006 гг.

Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков.
Был восьмым и последним ребёнком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. С детства прислуживал в храме, был послушником у известного Орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Уже в возрасте шести лет был пономарём, затем исполнял обязанности иподиакона. В двенадцать лет впервые высказал желание быть монахом.

Благодатный дом, все святые в нем. Келья старца Иоанна (Крестьянкина)

8 октября 1950 года был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг на разъезд Чёрная Речка. По воспоминаниям одного из солагерников, Владимира Кабо: «Я помню, как он шёл своей легкой стремительной походкой — не шёл, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. У него были длинные черные волосы — заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».
Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 года по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 года досрочно освобождён.
10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн.

Батюшка Иоанн с братией монастыря

«Теперь уж какая молитва? Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости внешней жизни. Повторить теперь, во дни благоденствия, такую молитву невозможно. Хотя опыт молитвы и живой веры, приобретенный там, сохраняется на всю жизнь»,— вспоминал отец Иоанн (Крестьянкин) годы, проведенные в сталинских лагерях. Он стал мудрым пастырем, стяжал истинную любовь к ближним. Знавшие его говорят: «Батюшкина память — память сердца. Он помнил каждого человека и его скорби». К нему за духовным советом и помощью стремились со всех концов России люди всех званий и состояний. В 2000 году долгую беседу со старцем имел Президент России Владимир Путин. Преставился ко Господу «всероссийский духовник» 5 февраля 2006 года, в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, подвиг которых разделил он сам.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Бог милосерден, но и справедлив. И перед тем как просить Его простить нас, мы сами должны простить ближних».

 

Источники:

Псково-Печерский монастырь. Обитель Богом зданная: Православный календарь. – М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского при храме Святого Духа сошествия

Открытые источники Интернет-ресурсов

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...