понедельник, 21 декабря 2020 г.

История книгопечатания для детей с картинками. Продолжение

Автор текста: Е.И. Осетров

Источник: Осетров Е.И. Сказ о друкаре Иване и его книгах./ Евгений Иванович Осетров; под научной редакцией действительного члена АН СССР, профессора А. А. Сидорова. - Москва, издательство "Малыш", 1983. – 96 с.

ИВАН ФЕДОРОВ В МОСКВЕ

Первопечатник земли Русской Иван Федоров
http://тюльган.рф/uploads/news/4a80446c35a89cdadac38c7603313795.jpg

Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать. (Иван Федоров)

Нашелся такой человек. Звали его - Иван Федоров. Слыл он в многолюдной Москве книжником. Трудно было отыскать в кремлевских храмах и теремах сочинение, которое бы он не знал. Митрополит Макарий, проведший долгую жизнь среди книг, художников и писцов, видел, что дьякон Иван Федоров, как воин оружием, украшен премудростью. Отличал его Макарий более всех, даже царю Ивану Грозному о нем говаривал, что Иван Федоров хитр (способен), разумен и смышлен.
А какие руки были у Ивана Федорова - быстрые, сильные, проворные, - любоваться не налюбуешься. За что ни возьмется - все у него получается.
Писал Федоров быстро и красиво - самых лучших писцов брала зависть. Мог Иван любую букву затейливо начертать на бумаге, резал на досках изображения - гравюры. Пристрастился из Кремля ходить к Неглинной, на Пушечный Двор и научился там литейному делу... Словом, не было работы, которую бы не сумел и не смог бы сделать Иван Федоров.


Долгой зимней ночью зажжет Иван светильник-лампаду, очинит гусиное перо, положит перед собой книгу и начнет ее переписывать. Гудит метель в маленькое слюдяное окно, ветер поет в печной трубе, а Иван Федоров выводит букву за буквой, тщательно рисует узоры, читает и перечитывает слова. Одним ударом и дерева не срубить, а чтобы переписать "Пчелу" или "Золотую Цепь" - так называли старинные сборники - надо не разгибать спину несколько месяцев. Нелегкая работа, зато книга получается на славу. От строчки к строчке бежит рука; думает Иван о том, что дятел и дуб продалбливает. Не жаль бессонных ночей, а жаль тех, кто книг не имеет.
Когда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Федорову с его содругами. Никто не удивился этому выбору.
В народе про Ивана Федорова тогда так и говорили: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.
* * *

На Крестце в Китай-городе (художник А. Васнецов)

Прежде чем пройти на многолюдную Никольскую улицу, что ведет на Красную площадь, Иван Федоров встал на зеленом пригорке и посмотрел вдаль, туда, где за Неглинной-рекой синели леса.
Иван Федоров смотрел на чистую, как слеза, воду, а перед глазами его возникала сказочной красоты Книга. Никто ее еще не писал. Родные славянские буквы, привычные для слуха слова, но вся Книга - на новый образец. Над ней не сидел согбенный переписчик. Она не привезена из-за тридевяти земель.
Она - своя, родная, близкая. Московская. Ее - оттискивают, печатают...
Всего несколько часов - и вот уже две, десять, двадцать, сто, двести совершенно одинаковых книг. Книги укладывают на возы веселые, добрые молодцы, и едут книги по дорогам - Казанской, Тверской, Владимирской...
Но это только сон. Неужели такое возможно? Неужели одна печатня сотни писцов заменит? И он, Иван Федоров, за один день сделает то, чего не смогут переписчики книг за всю осень и долгую зиму?
И пойдет книжная слава Москвы, и потекут реки мудрости по всем краям земли российской.

НАЧАЛО

Первопечатник земли Русской
http://тюльган.рф/uploads/news/4a80446c35a89cdadac38c7603313795.jpg

Доброе начало - половина дела. (Поговорка)

Скоро только сказка сказывается...
Много лет ждал Иван этого дня. О нем мечтал, когда при свете лучины срисовывал долгими зимними ночами затейливые буквы - одна краше другой - со старых рукописных книг. Денек этот виделся, когда Иван резал доски для гравюр-рисунков, отливал литеры-буквы, шрифты из металла, мастерил из дерева печатный станок.

Печатный станок времён Ивана Фёдорова (реконструкция)

Последний был самого простого устройства – давило да выдвижная доска, на которой помещалась рама с набором, текстом. Когда нажимали рычаг, то давило опускалось на раму с набором, покрытым краской.
На влажной бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск - отпечатанная страница.

Образец древнерусской вязи

В голубизне весеннего неба сияли золотые маковки кремлевских соборов и теремов. За Неглинной, над проталинами, звенели жаворонки. В избе пахло оловом и свинцом.
Много недель пришлось потрудиться над отливкой литер-букв, шрифтов. Когда их оттискивали на бумаге, то они не отличались от тех, что писались рукой.

Украшения из книг Ивана Фёдорова

Много труда ушло и на изготовление разнообразнейших заставок, рисунков большого и малого размеров.
Рисунки изображали и кедровые шишки, и диковинные плоды - ананасы, маковые головки, виноградную листву.

Буквица из книги Ивана Фёдорова

Взял страницу Иван Федоров, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской. Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Дальше шли буквы более мелкие. Вот и готова первая страница!
Иван Федоров внимательно просмотрел и прочел ее сам, потом дал прочитать лист Петру Мстиславцу, потом остальным помощникам, собравшимся в избе.
Хорошо!

Иван IV в типографии Ивана Фёдорова (с картины художника Г. Лисснера)

Не успел Иван Федоров налюбоваться делом своих рук, как во дворе раздался шум. Все бросились к окну и увидели возле ворот всадника в собольей шапке, соскочившего с коня. Двор заполнили повозки, и в Печатную избу вошли митрополит Макарий и царь Иван Васильевич, опиравшийся на костяной посох. Остановились возле печатного станка.
Иван Грозный взял в руки свежий, еще пахнущий краской оттиск и долго держал его перед глазами. Потом передал оттиск Макарию. "Понравилось", - подумал Иван Федоров и с облегчением вздохнул.

Разворот из книги «Апостол» (1564 г.)

Книга - она называлась "Апостол" - выглядела внушительно и красиво.
Она еще очень напоминала рукописную книгу: по буквам, и по рисункам, и по заставкам-концовкам.
Стопы книг, тщательно сложенные на столах, говорили о том, что "Апостол" отпечатан на станке.
Каждая книга не отличалась от другой. Будто сотня старательнейших писцов трудилась несколько лет.
Это случилось в 1564 году.
Этот год и почитается началом московского да и всего русского книгопечатания.

Буквицы (инициалы) из «Апостола» Ивана Фёдорова

Несколько книг, никак не помеченных, были в Москве напечатаны раньше. На их выпуске стольный град учился новому делу. В народе говорится: первый блин комом. Первые пробы были школой для будущих мастеров. "Апостол", созданный Федоровым и его содругами, и ныне поражает своим торжественным видом.

Книжные лавочки на Спасском мосту (художник А. Васнецов)

Среди первопечатников кроме Ивана Федорова и Петра Мстиславца самым способным грамотеем и знающим дело человеком был Андроник Тимофеев. Его все уважали за быстроту и смышленость. Прозвали же в шутку - "Невежей". Всем было известно о больших знаниях Андроника, и когда называли его - Невежей, то все улыбались - шутка есть шутка. Пройдет несколько лет, и Андроник станет самостоятельным мастером, продолжит дело Ивана Федорова.

НЕСПОКОЙНОЕ ЖИТИЕ

Украшение из «Апостола» 1574 г., типографская марка Ивана Фёдорова

Будь грамотен, да памятен. (Поговорка)

После выхода "Апостола" стал Иван Федоров со своими подручными готовить к изданию новую книгу. Это был "Часовник".
Но неспокойно было в Москве. Простой люд волновался, терпя притеснения со всех сторон.
Иван Федоров, наделенный умом, талантом и трудолюбием великим, верил - книги его подобны золотым трубам. И возвестят они на четыре стороны света необходимость согласия и добра. Но его работа не могла радовать писцов-подьячих, что добывали себе денежку на хлеб и квас перепиской книг.

Буквицы, заставки, концовки из книг Ивана Фёдорова

Когда был жив митрополит Макарий, лукавые подьячие помалкивали, зная, что Макарий не даст в обиду Ивана Федорова. А как умер Макарий, так и пошел гулять шепоток, что Печатная изба - дело "недоброе".
Недруги давно бы к Печатне подобрались, да боязно им было - царь скор на расправу. А тут случилось, царь повздорил с боярами и уехал из Москвы в Александрову слободу.

Фасад древнего печатного двора в Москве

Темными ночами жуткие мысли овладевали Иваном Федоровым. Казалось ему, что костром вспыхивают книги, а ведь ими одними он только и жив. Вспомнилось Печатнику: читал он в древней повести, что в тяжкую пору надо быть мудрым, как змий, сильным, как лев, быстрым, как птица. Стараясь не обращать внимания на то, что творилось в Москве, Иван Федоров продолжал свое дело, торопился.
Когда напечатали "Часовник", мастер даже поцеловал книгу и сказал: "Думал, не успеем закончить..."
Выглядел "Часовник" беднее, чем "Апостол", но все равно печатные буквы с гордостью сообщали: "Окончена эта книга подвигами и тщанием, трудами и снисканием..."

На этом месте была типография Ивана Фёдорова (г. Москва, ул. 25 Октября)

Если "Апостол" выпускали год, то на "Часовник" ушло всего два месяца. По "Часовнику" учили тогда детей грамоте: буквари были только рукописными и достать их, купить, было почти невозможно. "Часовник" стал в то время книгой для многих. Но в сердце жила тревога. Не знали, когда и откуда ждать беды. По Москве ходили слухи о разбоях, поджогах, боярской измене... На Никольской улице истошно кричал кто-то ночью, что де Печатный двор давно пора спалить, а печатников отдать воронам на съедение... Куда жаловаться? Да и кому? До царя далеко, до ворогов близко.

Мемориальная доска с указанием, что на этом месте находилась типография Ивана Фёдорова

Помощники Ивана Федорова волновались. Да и было из-за чего! За новое дело боялись больше, чем за собственную жизнь - ведь если погибнут литеры-буквы, то прощай Печатня, ни одной страницы, ни одной строки не наберешь...
Молодой и дерзкий Андроник Невежа предлагал идти в Александрову слободу искать защиты у царя. Но до слободы почти пять дней пешего пути, да и какой прием там будет? Угодишь в руки опричников. У них же разговор короток - вмиг расправятся...
И решил Иван Федоров вместе с малолетним сыном и с Петром Мстиславцем ехать в Литву, где жило много русских, украинцев, белорусов - все они нуждались в "книжном свете". Там и спокойнее, и дело можно лучше наладить. Да и польза "всему будет великая".
На рассвете обошел Иван Федоров Кремль, постоял на Печатном дворе, простился с ним, как с родным домом. Не мог знать Первопечатник, что видит кремлевские соборы, да и Москву-реку в последний раз. В путь собирались тщательно. Уложили литеры-буквы, резные доски, краски и все, что для дела необходимо.
Андроник Невежа решил переждать лихую годину в Москве, а там попытать счастье, пойти в Александрову слободу. Многое из своего типографского хозяйства Иван Федоров оставил Андронику.

 

Источник:

Осетров Е.И. Сказ о друкаре Иване и его книгах./ Евгений Иванович Осетров; под научной редакцией действительного члена АН СССР, профессора А. А. Сидорова. - Москва, издательство "Малыш", 1983. – 96 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...