четверг, 5 ноября 2020 г.

Благинина Елена Александровна: ее поэзия для детей

 Благинина Елена Александровна: ее поэзия для детей

Наши любимые поэты

Первое стихотворение Елены Александровны для детей было напечатано в "Мурзилке" в 1933 году, семьдесят лет назад. Это было начало творческого пути. С тех пор сказки, песенки, считалки стали постоянно печататься в "Мурзилке". Стали выходить и книги. Стихи Благининой выдержали испытание временем. Многим поколениям близок и дорог её неповторимый голос — задорный и ласковый одновременно. Ненавязчиво учит она своего читателя душевному теплу, нежности, деликатности. В стихотворении "Посидим в тишине" девочка говорит, что она хотела бы и вслух почитать, и мяч покатать, и громко петь, но

Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!

Деревенское детство Елены Александровны прошло среди лесов и просторных лугов. Поэтому любовь к природе, ко всему живому ярко отразилась в её стихах. И это чувство она передаёт своему читателю.

В стихотворении "Уморилась" девочка рассказывает, что за день она увидела лягушку, гусака, соловья, увидела, как растут травы и цветы. Но больше всего она удивилась муравью, который шёл с большой поклажей:

Я такому силачу
Два часа дивилась!

  Благинина Е.А.

Эхо

Рисовал Е. Подколзин

 Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила эхо:
— Замолчишь ты? —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
— Ишь ты, ишь ты! —
Значит, понимает речь мою.
Я сказала:
— Ты поёшь нескладно! —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
 — Ладно, ладно! —
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь — и всё звенит от смеха,
Замолчу — и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...

 

Благинина Е.А.

Подарок

Рисовал Е. Подколзин

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки
Любимая была, —
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.

 

Благинина Е.А.

Чудо

Рисовал Е. Подколзин

У нас в саду случилось чудо.
Нет, правда чудо, я не вру!
Вдруг ни оттуда, ни отсюда
Оно явилось поутру.

Вчера крыжовник весь светился —
Он был корявый и смешной.
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.

Какие соки в нём бродили,
Чтоб чуду этому помочь?
Или ветра его будили
Весь день вчерашний и всю ночь?

Иль так на солнышке пригрелся,
Так буйно жизнь в нём расцвела,
Что он, как званый гость, оделся
На праздник света и тепла?

 

Благинина Е.А.

Желтый луч

Рисовала Н. Салинко

Бесконечная песенка

Синий день тенями двигал,
Шёл по стёжкам, по тропам.
Жёлтый луч на ёлке прыгал
Между игол и... пропал.

Никуда он не пропал,
Просто на траву упал,
Тронул розовые кашки,
Покачался на ромашке,
Одуванчик растрепал,
Поскользнулся и... пропал.

Никуда он не пропал,
Просто в ельничек попал.
Синий день тенями двигал,
Шёл по стёжкам, по тропам.
Жёлтый луч на ёлке прыгал
Между игол и... пропал.

Никуда он не пропал,
Просто на траву упал...

И так дальше — без конца.

 

Благинина Е.А.

Тараторка

Рисовала Н. Салинко

Как страшно мышке жить в норушке

У кошки ушки на макушке

Чуть загляделся – цап-царап

Уж не уйдешь из цепких лап

 

Дорогой друг! В книгах Благининой "Сорока-белобока", "Журавушка", "Гори-гори ясно!" и других ты найдёшь много прекрасных стихов, которые тебе захочется не только прочитать, но и выучить наизусть. Пусть книги этого замечательного поэта будут твоими самыми близкими друзьями!

 

Елена БЛАГИНИНА

Кукла

Из воспоминаний о детстве

Рисовал Н. Устинов

Отец мой прожил кроткую, смиренную жизнь, никогда никого не обидев, никому не помешав. Он охотно делал домашние дела — мыл посуду, нянчил детей, ходил на базар, носил воду, дрова. Мы не видели его в дурном расположении духа, не слышали, чтобы говорил в повышенном или раздражённом тоне.

Он был прирождённым педагогом, не прочитавши ни одной педагогической книжки. Дети обожали его. И как не обожать затейника, который клеил великолепных змеев, устраивал ёлки (скромненькие леденцово-мятные ёлочки, на которые валом валила вся окрестная детвора), выписывал на гроши из тугого жалованья «Ниву» со всеми приложениями и обольстительный «Светлячок», чьи бандерольки пахли как-то особенно притягательно, суля великие блаженства.

Отец никогда не бранился, никогда не бил детей. Только один раз он поднял на меня руку. Вот как это случилось.

Мне хотелось настоящую куклу — розовую, златокудрую красавицу. В семь-восемь лет это так естественно! Я мечтала о ней ожесточённо и скрытно; тетешкая свою тряпичную Малашу, я, вероятно, приговаривала нечто такое, что выдавало мою тайную грусть. И отец, подслушав мечту, понатужился и... о, диво! — кукла была принесена под Рождество милым-милым Дедом Морозом, в которого мы нерушимо верили. Она была великолепно ослепительна, непостижимо прекрасна и таинственна: Положу — закрываются Голубые глаза. Посажу — открываются Голубые глаза.

Я перестала спать из боязни, что ночью её похитит плюшевый медведь из сказки, напечатанной в «Светлячке». Я закрывала её на ночь в горку с посудой, а днём не расставалась с ней.

Однажды я положила её на стул, а сама выбежала зачем-то из кухни. Вернувшись, вижу: стоит отец, растерянно держит мою красу за ногу, а по лицу его бродит какая-то жалкая улыбка. Я бросилась к кукле — она была раздавлена: отец по рассеянности сел на неё.

— Дурак! Дурак! — завопила я, затопала ногами, залилась плачем. И вдруг отец побелел, глаза его налились кровью, он схватил меня сильными руками и, дико озираясь, выдернул из корыта мокрое полотенце, больно и стыдно отхлестал меня им — без разбору, куда попало. Потом оттолкнул меня и, закрыв лицо руками, пошатываясь, как больной, вышел.

Мокрая, жалкая, я смотрела на дверь, за которой он скрылся, и с отвращением — на куклу, распластанную на полу.

Потом, простив меня, он сказал так:

— Будешь дерзкой со старшими, переселю в нижние этажи сердца!

Боже! Лучше бы он ещё раз отколошматил меня! Так отчётливо представились эти ужасные подвальные «этажи сердца», где темно, пауки, сырость, где нет и в помине солнца отцовской любви — такого тёплого, такого щедрого. Я залилась слезами и уж с тех пор никогда, даже в мыслях — ни-ни.

1961

Публикация Владимира ПРИХОДЬКО

 

Источник:

Журнал «Мурзилка». – 2003. - № 4

Журнал «Мурзилка». – 1996. - № 1

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...