четверг, 26 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква П

 Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «П»

Солнечные слова на букву «П»:
Пресвятая Троица; Пасха; Причастие; Преображение Господне; Православие; Праздники церковные

Буквица из книги: Библия для детей

«Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыко прости беззакониянаша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. (Молитва ко Пресвятой Троице)

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну…» (Из «Псалом 50»)

***
Сегодня снова в церковь мы идем,
Чтоб причаститься в Таинстве святом,
Не сразу, но Господь помог понять,
Без Причащения Божиим не стать,
И потому с молитвой и постом,
У чаши я стою перед Христом.
(Татьяна Шорохова)


***
Семицветная дуга
Нам видна издалека,
Каждый скажет: все века
Радугой звалась дуга.
О Завете говорит
Той дуги веселый вид.
С Богом заключен завет,
Что вперед на сотни лет
Бог прикажет водам - стоп!
Не пошлет земле (Потоп)
(Юрий Веялис)
***
По пути в Дамаск ему
Голос был, сразивший тьму.
Гнал Христа и звался Савлом,
Ну а стал святым он (Павлом)
(Юрий Веялис)

Загадка про букву «П»

***
С этой буквы слово начинается,
очень людям оно очень нравится.
Самый главный иерарх
В нашей Церкви – (Патриарх)
(Юрий Веялис)
***
Эту букву в спортивнов зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
подойди да подтянись. (Буква»П»)
(А. Шибаев)

 

Русские народные загадки на «П»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Четыре брата, пятый – дядя. (Пальцы руки)
  • По черному пишу, по зеленому смотрю, а по золотому режу. (Пахота, рост, уборка урожая)
  • Сидит мышка в золотой кубышке. Мала малышка – золотая кубышка. (Просо)
  • Сидит мышка в золотой кубышке. Мала малышка – золотая кубышка. (Плуг или соха)
  • Ни глаз, ни ушей, а слепых водит. (Посох)
  • Конь бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит. (Паровоз)
  • Еду не путем, погоняю не кнутом, а оглянусь назад: следу нет. (Пароход)
  • Дедушка старый – весь белый: Лето придет – не глядят на него, Зима настанет – обнимают его. (Печь)
  • Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
  • Есть глаза – не видят, есть уши – не слышат, Есть рот – не говорит, есть нос – не нюхает. (Портрет)
  • Надену – ободом сведет, сниму – змеей упадет, Тепла не дает, а без него холодно. (Пояс)
  • Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, Семя не всходит, а плод приносит. (Пишущий буквы на бумаге)
  • Мал малышок, а мудрые пути указывает. (Перо для письма)

Названия русских народных сказок на «П»

Художник Станислав Ковалев

  • По щучьему велению
  • Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что
  • Правда и Кривда
  • Петух и жерновцы
  • Петушок золотой гребешок и чудо-меленка
  • Петухан Куриханыч
  • Птичий язык
  • Покати - горошек
  • Пузырь, сломинка и  лапоть
  • Петух, кот и лиса. Загадка про эту сказку:
    Ах ты, Петя-простота,
    Сплоховал немножко:
    Не послушался кота,
    Выглянул в окошко.

Евангельские истины в народных пословицах на «П»

Художник Сергей Ефошкин

  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Поклониться - голова не отвалится.
  • Празднику честному злат венец, а хозяину - многая лета.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Повинную голову меч не сечет.
  • По одежке встречают, а по уму провожают.
  • Птица красна пением, а человек – умением.
  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • Первое дело в жизни – служить Отчизне.
  • Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
    • Первое дело в жизни – служить Отчизне.
    • Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
    • Приготовь домашним пищу, а потом подай и нищу.
    • Просит убогий, а подаешь Богу.
    • Пост приводит к вратам рая, а милостыня отверзает их.
    • Подай, Господи, пищу на братию нищу!
    • Полно спать, пора на тот свет запасать.
    • Помни, завтра скоро будет вчера.

Словарь старинных русских слов на «П»

Художник Станислав Ковалев

Падла — падаль.

Пажить — пастбище, место выгона скота.

Палют — выжигают:  в старину  выжигали  лес,  чтобы запахать землю и посеять хлеб.

Парусинник — матросская одежда.

Пасма — часть мотка ниток, пряжи; единица счета напряденным ниткам, равнявшаяся примерно 120 аршинам (90 метров).
Пелъчатый — с бахромой.

Перелог — запущенное пахотное место.

Переладец — вид древнерусской дудки.

Перемётная скамья — скамья со спинкой, которую можно было перекидывать (переметывать) в обе стороны.

Переставиться, представиться — умереть.

Перестрёл — расстояние, которое пролетает стрела, снаряд и т. п.

Пестерёк — берестяная корзина.

Пестерь (пещер, кошель, кузов) — большая заплечная корзина, сплетенная из лыка или прутьев, сшитая из бересты или луба. Использовалась для сбора грибов, ягод или для переноски вещей в дороге.

Пеструхи — тетера; марьюхи — полевая птица; косачи польник, полевая птица

Печенки — птицы дрофы.

Пищаль — древнерусское тяжелое ружье. На вооружении русских войск находилось с XV по XVII в .

Пласточки — в словосочетании как пласточки — то есть лежать пластом, во всю длину, без чувств, не шевелясь.

Пленка — силок, петля для ловли птиц.

Плугатарь — пахарь, пашущий плугом.

Побыт — образ, случай.

Поверить — доверить, сказать.

Повершить — здесь: устроить верх у строения.

Повой — прием новорожденного.

Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок.

Поветь, поветка — сарай, хлев; навес, крыша над двором; крытый двор, крыша над скотным двором.

Повивается, повивать — обвить, обмотать, уку­тать повязкой. Повивают молодую — надевают кокошник, повойник.

Погост — кладбище, сельский приход.

Подать — форма налога.

Подголовок (призголовашек) — сундук со скошенной верхней крышкой. Его можно было класть под голову.

Подклёт — нижняя часть помещения, имеющая служебное назначение.
Подреза — «сани с подрезами» — с окованным санным полозом.

Поезд (о свадьбе) — торжественная обрядовая езда свадебных чинов и гостей. Поезжане — свадебные чины и гости, едущие поездом.

Покорить — ускорить.

Покуть — передний угол; почетное место за столом и на пиру.

Полатки — полати.

Полдень — юг.

Полог — покрывало над колы­белью; браный — полотняный, с узорами. Браный полог.

Полушка — старинная мелкая медная монетка в четверть копейки.

Полуштоф — половина кружки вина.

Поляковать, полякует, поляницы приудалые — слова первичные, древнерусские.

Полякует — ищет поединщика, выезжает на поединок, отсюда и былинные поляницы; слово более древнее, чем богатырь (от древнетюркского — багадур, батур, батор).

Поляне — одно из двух славянских племен, составивших ядро Киевской Руси.

Понюгальцё — погонялка, кнут.

Поняга (паняга) - заплечные одиночные носилки (из бересты или плетеные) сибирских лесников.

Попелуйник, попелуйница, попелушка, попель — от «попел»: пепел, зола; перегоревший прах.

Порадеть — поусердствовать; много поесть.

Порный — сильный, здоровый; взрослый.

Пороша — падающий ровно снег; слой только что выпавшего снега.

Порскать — кричать, хлопать кнутом с целью выгнать зверя.

Посад — село, в котором жили торговцы и ремесленники.

Поскотина — выгон, пастбище.

Поставец (постав, подстав) — низкий шкаф, ставившийся в избе на скамью.

Поставок (став, ставен) — посуда для кваса или пива.

Постать — полоса, поле; делянка, участок поля, занимаемый жницами.

Постойщик — постоялец.

Постудить — здесь: прохладиться, подышать свежим воздухом.

Потник — кусок войлока, который кладут под седло.

Поярчатый — из шерсти первой стрижки ягненка.

Празелень — природный земляной краситель сине-зеленоватого цвета.

Прапор, прапорец — знамя, значок, прикреплявшийся к концу копья. В XVI-XVII вв. прапор служил знаком определенного воинского подразделения.

Приворотник, или прикалитник — сторож у городских ворот.

Прикорнать — погубить.

Прилбица — то же, что шишак, шлем.

Примельчаться — стать мелким.

Принада — ловушка.

Приобщить —свершить церковный обряд.

Припол — полы одежды.

Пристать — остановиться.

Проголосная (песня) — протяжная, заунывная.

Прогон — палата при езде.

Пролетье — начало лета, июнь, пора до петровок.

Пропарина — полынья в реке, озере к концу зимы.

Просвирня — женщина при церкви, которая пекла просвиры — хлебцы особой формы.

Постудить — здесь: прохладиться, подышать свежим воздухом.

Прыскучий зверь — рыскучий, дикий.

Пряженец — лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.

Пряженица — яичница на сковородке.

Пряжить — жарить в масле.

Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.

Прямо — против.

Пряслице, или подпрядок — см. веретено.

Прясло — часть изгороди от столба до столба; приспособление из продольных

жердей на столбах для сушки сена.

Псалтырь — сборник 150 «песнопесней», одна из книг Библии (Ветхого завета). По Псалтырю в Древней Руси чаще всего обучали грамоте.

Пудовка — пудовая мера веса.

Пустынъка — здесь: одинокое жилье.

Путина — время, в течение которого производится лов рыбы.

Пухлина — больное, опухшее место, следствие укуса.

Пялички, пяло — пяльцы.

Что означает буква «П» в старославянской азбуке

Покой – буква духовности. Истинный смысл Покоя заключается в тишине и покое, в особом душевном покое или душевной гармонии. Только имея в душе благодать, можно обрести душевный покой. Человек, совершающий добрые поступки, имеющий чистые помыслы и почитающий заповеди, живет в ладу с самим собой. Ему не нужно ни перед кем притворяться, потому что он в ладу с самим собой.
Покой является существительным в значении жизни земной и небесной - мира без мятежа. Покой есть свойство Бога. У Него мы просим «покоя многотрудной плоти», ибо «всуе мятется всяк земнородный». Таким образом, три стоящие рядом в алфавите буквы складываются в утверждение - наш Он покой, - согласное с Евангелием: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы». (Мф. 11: 28).

Число, соответствующее букве Покой равно 80 – восьмидесяти.

Значение слов в православии на букву «П»

Пагуба — бедствие, мор.

Пажить — пастбище

Паки — опять; с другой стороны, напротив.

Палица — священная одежда епископа. Это четырехугольный плат, приве­шиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же, как и у архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и на­бедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

Панагия (гр. panagia — пресвятая) — часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божьей Матери.

Панагия - священное облачение епископа. На труди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит «Всесвятая». Это — небольшая круглая икона - образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными кам­нями. Носится епископами в знак архиерейского достоинства.

Паникадило (от гр. pan — все, kandela — свеча) — подставка для свечей или лампад, имеющая более двенадцати свечей.

Панихида (от гр. pannychida — всенощная) — заупокойная служба, богослужение, на котором происходит поминовение умерших. П. по отдельным лицам совершаются по просьбе верующих (см. требы). Вселенские П. в память всех умерших христиан происходят в установ­ленные дни — на радоницу и родительские субботы. Во время П. на канун ставится коливо. Специальная заупокойная всенощная называет­ся  парастасом.

Паперть — внешний притвор храма, площадка перед внутрен­ним притвором, на которой в первые века христианства стояли плачу­щие, кающиеся.

Парастас — заупокойная утреня, когда совершается поминовение усопших (Димитриевская родительская суббота, родительская суббота перед мясопустной неделей).

Партесное пение — многоголосное хоровое пение право­славной церкви, разделенное на голоса, или партии.

Пасха (греч.pascha от древнеевр. «прохождение») — иудейский и христианский праздники. В христианстве как главный праздник установлен в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа; переход от смерти к жиз­ни и от земли к небу.

Патер — отец; католический священник.

Патерик (от греч. pater — отец) — сборник жизне­описания отцов Церкви, монахов какого-либо мона­стыря.

Патриарх (греч. patriaches — родоначальник) — глава церков­ной иерархии. Высший духовный сан в православии.
Избирается поместным собором. Титул П. установлен Чет­вертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон). На Руси патриаршест­во было учреждено в 1589 г. и упразднено Петром I в 1700 г.
Первым Патриархом Московским и всея Руси был митрополит Иов (1589—1605). За всю историю Русской Православной Церкви было избрано 15 патриархов. Патриарх, согласно Уставу Рус­ской Православной Церкви, управляет Церковью совместно со Свя­щенным Синодом. Патриарх подотчетен только Поместному и Архи­ерейскому соборам. Он является полномочным представителем Церкви перед государством. Сан патриарха — пожизненный. Восстановле­но с 1918 г., когда П. был избран митрополит Тихон.

Патриархия — соборная патриаршая церковь. Высшая власть в ряде автокефальных православных церквей, а также церковная область, уп­равляемая патриархом.

Патристика — совокупность теологических, философских и поли­тико-социологических доктрин христианских писателей II—VIII веков. В настоящее время как православная, так и католическая церкви, и богословы широко используют различные идеи восточной и западной патристики, признавая ее в качестве неоспоримого авторитета.

Пасхалии — вычисления, с помощью которых на каждый год опре­деляется дата Пасхи и зависящих от Пасхи праздников. Эти вычисле­ния делаются на много лет вперед. Пасхалии обычно помещают в кон­це церковных книг (в Псалтири, Уставе, Месяцеслове и пр.).

Паче — более, выше, сверх (например, «паче естества» — сверхъес­тественно, «паче слова» — невыразимо, «паче разума» — непостижимо).

Перезвон — поочередный звон в колокола, начиная с самого большого и кончая самым маленьким. Совершается перед архиерейским рукоположением, малым водоосвящением, на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Гос­подня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста.

Перси — грудь.

Пещися — заботиться, иметь попечение.

Пиво — питие.

Плащаница — полотнище с изображением тела Иисуса Христа пос­ле снятия Его с креста. В Великий пяток (пятницу перед Пасхой) пла­щаницу торжественно выносят из алтаря на середину храма для покло­нения верующих. Плащаница остается там до пасхальной полуночи, после чего ее возвращают в алтарь.

Плинфа — кирпич.

Повергати — бросать на землю.

Подризник – священное облачение священника, то же, что и стихарь в несколько изменен­ном виде. Отличается он от стихаря тем, что дела­ется из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они за­тягиваются на руках. Белый цвет подризника на­поминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой хо­дил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Подрясник — нижнее облачение духовенства — длинная одеж­да до пят, в талию, с узкими рукавами.

Поелику — потому что, так как.

Покаяние — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника, и, открыв свои грехи священнику, и принимая прощение от священника, невидимо разрешается от грехов самим Иисусом Христом. В первохристианские времена покаяние было публичным. Тайная исповедь стала практико­ваться много позднее.

Полма — пополам, на две части.

Полуношница — церковная службы, совершаемая в полночь и в любой час ночи до утра. П. установлена, чтобы напомнить верую­щим молитвенный полуночный подвиг Христа перед шествием его на страдания, для постоянного напоминания о втором пришествии Христа, которое, по учению церкви, должно наступить в полночь, и для призыва верующих к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Бога. П. бывает вседневная, субботняя и воскресная.

Поминальные дни — дни поминовения умерших. В христи­анской церкви П.Д. являются 3-й, 9-й и 40-й день по кончине, а также самый день смерти. Ежегодные общие П.Д.: суббота мясопуст­ная, суббота троицкая (накануне Пятидесятницы, субботы "родительские" (2-я, 3-я и 4-я недели Великого поста), радоница (вторник Фоминой недели) и Димитровскаясуббота перед 26 октября, в которую поминаются, главным образом, павшие на поле брани. Им же посвящается П.Д. 29 августа.

Поне — хотя бы, по крайней мере.

Понеже — потому что.

Пономари - церковнослужители, имеют своей обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении.

Попразднство — дни, продолжающие вели­кий праздник. Число дней попразднства неодина­ково (в зависимости от последующих праздников или дней поста — от одного до восьми; у Пас­хи — сорок). Последний день попразднства назы­вается днем отдания праздника и отличается от других дней попразднества большей торжествен­ностью богослужения. В келейные молитвы в дни попразднства желательно включать тропарь и кондак праздника и (вместо «Достойно есть») задостойник.

Поручи - священная одежда священнослужителей. Поручами именуются узкие нарукавники, стя­гивающиеся шнурками. Поручи напоминают свя­щеннослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христо­вой, выполняют это не собственными силами, а си­лою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Послания — так называются писания святых апостолов, написанные в форме писем или посланий: одно — Иакова, два — Петра, три — апо­стола Иоанна, одно — апостола Иуды и 14 посланий апостола Павла. Послание может быть окружным, окрестным или соборным. Это посла­ния, которые отправлялись по всем знаменитым церквам по окончании заседаний соборов для извещения о том, какие решения и по каким вопросам церковной жизни были приняты на соборе.

Послушание — то или другое дело, исполняемое по указанию настоятеля монастыря.

Послушник — человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре.

Пост — учреждение церкви, содействующее победе в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Древнейшие церковные писания утверждают, что апостолы установили П. в 40 дней в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне. Первоначально четыредесятница существовала не повсеместно и в по­стоянный 40-дневный П. сложилась с учреждением чина для оглашен­ных и кающихся, которое было приурочено ко дню Пасхи: в П. огла­шенных и кающихся стали принимать участие все верующие. В IV в. великий П. существовал повсеместно, но соблюдался не везде одинако­во. П. в древней церкви был очень строг и состоял или в полном воздержании от пищи, или в сухоедении (сушеные плоды и овощи) и не раньше вечера. С XII в. на Востоке постной пищей стала считаться также рыба, а иногда и водяные птицы. Всякая радость считалась нарушением П. Со временем церковное значение П. было усилено, и грех нарушения П. был приравнен к ереси. Законодательство на Востоке сообразовывалось с требованиями церкви: в дни великого П. запрещались всякие зрелища, закрывались бани, торговля мясом, приостанавливалось судопроизвод­ство. К П. приурочивалась благотворительность. С появлением монаше­ства П. стал одним из монашеских обетов. П. бывают многодневными и однодневными. Многодневных П. четыре: 1) Великий П., продолжаю­щийся семь недель перед Пасхой, 2) П. апостольский, или Петров П., начинающийся спустя неделю после Троицы и продолжающийся до дня памяти апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); 3) Успенский, или Богородичный П., продолжающийся с 1 (14) августа до дня Успения Бо­городицы 15 (28) августа; 4) Рождественский, или Филиппов, П., начина­ющийся 15 (28) ноября и заканчивающийся в рождественский сочельник 24декабря (6 января) с появлением вечерней звезды. К однодневным П. относятся: 1) П. в среды и пятницы в память о предании Христа на стра­дания и смерть и самих страданий и смерти Его. Нет П. в среды и пятни­цы сплошных седмиц: в пасхальную седмицу, седмицу Пятидесятницы, на Святки, т.е. в течение 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, в седмицу мытаря и фарисея и седмицу сырную; 2) П. в праздник Воздви­жения Креста Господня 14 (27) сентября; 3) П. вдень Усекновения гла­вы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября); 4) П. в навечерие Богояв­ления Господня 5(18) января. Великий П., а также П. в среды и пятницы является каноническими. Остальные П. являются уставными, т.е. вве­денными в практику через монастырский устав.

Постриг — 1) пострижение волос как символ служения соверша­ется над новокрещенным после крещения, над новопоставленным чте­цом во время посвящения; 2) богослужение, совершаемое при принятии монашества. Соответственно трем степеням монашества существуют П. в рясфоры, П. в малую схиму и П. в великую схиму. П. клириков совер­шается архиереем. П. неклириков совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом). Чинопоследования П. содержатся в большом требнике.

Пострижение — принятие нового имени, монаше­ского звания.

Потир — евхаристическая чаша, куда вливается красное вино.

Пояс - священное облачение священника, надевается поверх епитрахили и подриз­ника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, кото­рая укрепляет священнослужителей в прохожде­нии их служения. Пояс напоминает и то полотен­це, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Пояти — взять, забрать.

Православие – (является переводом греческого слова «ортодоксия»). Одно из главных и старейших направлений в Христианстве. Содержит истинное, неискаженное учение веры и благочестие, «право славящее» Бога. Возникло с разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 веках. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси появилось с конца 10 века. С 1448 года – Русская православная церковь. Крещение Руси начато Владимиром Святославичем в 988-989 в греко-православной форме, как государственной религии. Содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. Вначале РЦП была митрополией Константинопольской Церкви, но с 1448 года обрела самостоятельность. В настоящее время во всем мире - 15 автокефальных (от греч. «сам» «голова»), обособленных православных церквей. РПЦ включает в себя Украинскую Православную Церковь и автономную Японскую Православную Церковь.

Православная культура – часть христианской культуры. Под словом „православие" понимается истинное знание о Боге и творении. Греческий термин „православие" состоит из двух слов — „правый, истинный" и „слава" (в двух значениях: „вера" и „славословие"). Правильное учение о Боге включает правильное славословие. "Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души... Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно... Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка» (Ильин И.А.). Таким образом, духовность человека (его совесть, доброта, нравственность, творческий потенциал) – основной компонент православной культуры. Православная культура материально воплощена в самых лучших творениях искусства. Это и огромное количество прекрасных архитектурных, храмовых сооружений и монастырей. Это - иконы и фрески, наполненные особым теплым светом, с изображением Господа, Богородицы, Ангелов и Святых. Это и удивительные ювелирные украшения крестов, священной утвари и окладов икон и Евангелий. Это и изумительная красота и духовность слов Библии, молитв и песнопений. Это и высокий нравственный посыл, заложенный в Законах Божиих, в откровениях апостолов и святых, в проповедях священников.

Праздники Церкви - разделяются на великие, средние и малые. К великим праздникам относят­ся праздник праздников Пасха, двунадесятые празд­ники, а также следующие праздники: Обрезание Господне (1/14 января), Покров Пресвятой Богродицы (1/14 октября), Рождество Иоанна Пред­течи (24 июня/7 июля), день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авгус­та/11 сентября). Средние и малые праздники подразделяются по степени торжественности и соот­ветствующим особенностям богослужения.

Предпразднство — день (или дни), предше­ствующие великому празднику, когда Церковь на­ряду с молитвами и песнопениями воспоминае­мым святым предлагает молитвословия в честь наступающего праздника, приготавливая верую­щих к его достойной встрече. Двунадесятые празд­ники имеют по одному дню предпразднаства, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Бого­явления (4 дня).

Преложение — изменение.

Премогати — преодолевать, побеждать.

Преподобный — праведный, Святой угодник Хрис­тов. Обращение к священнику: «Ваше преподобие», «Ваше высокопреподобие».

Пресвитеры – (с греч. Presbuteros. , букв. старейшина) – в раннехристианской общине лицо, управляющее ее делами, в православии – второй сан священнослужителей, то же, что и священники.

Престол — главная принадлежность алтаря христианского хра­ма. Представляет собой четырехугольный стол, находящийся в середине алтаря и служащий для совершения литургии. На П. кладутся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над П. устанавливается киворий. П. облачается в два покрова — нижний, называемый срачицей и изображающей плащаницу, которой было обвито тело Христа при погребении, и верхний, цветной, называе­мый нидитией. При освящении храма П. опоясывается вервием, симво­лизирующим узы Иисуса Христа. П. изображает гроб Христов, на кото­ром возлежит Тело Христово, и является местом таинственного присут­ствия Бога. Прикасаться к П. дозволяется только священнослужителям.

Престольный, или храмовый, праздник — день праздника или памяти святого, во имя которого освящен храм или при­дел храма.

Прещение — угроза, запрещение.

Придел — дополнительный алтарь с престолом, устраиваемый для того, чтобы в один день в храме можно было совершать несколько литургий (по числу приделов), ибо на одном П. литургия священнодействуется не более одного раза вдень. П., как и главный алтарь, обращен к востоку, параллельно главному алтарю, несколько впереди, или поза­ди, или по сторонам его.

Припев канона — стих, которым предваряют­ся тропари канона. Для канонов праздников Гос­подних припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных — «Пресвятая Богородице, спаси нас», припев воскресных канонов — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», крестовоскресных канонов — «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению». В каноне ко Святому Причащению — особые припевы: стихи 50-го псалма. В некоторых канонах бывает особый припев к 1-му тропарю 1-й песни (так — в каноне Ангелу Хранителю), Троичный припев в 8-й песни (в каноне ко Святому Причащению). На 9-й песни канона великих праздников бывают особые при­певы — иногда целый ряд припевов, как в Пасхальном каноне или, например, каноне Сретения Господня.

Присно — всегда, непрестанно, беспрерывно.

Притвор — западная часть храма, отделенная от средней глухой стеной, куда дозволяется входить оглашенным и кающимся, известным под именем слушающих, а также иудеям, еретикам, раскольникам и языч­никам для слушания слова Божия и поучения. В П. совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полуношница, оглашение, об­ручение и другие богослужения.

Приход — низшая церковно-административная единица, включающая общину верующих и храм с служителями. В русской православной церкви  приходы объединяются в благочиния.

Причащение — таинство церкви, иначе называемое таинством евхаристии, состоящее во вкушении Плоти и Крови Христовой, пресуществленных из хлеба и вина. П. совершается на литургии священ­ником или архиереем. П. предшествуют пост и покаяние. П. делает верующих участниками божеского естества. Жертва евхаристии, по учению церкви, тождественна крестной жертве, принесенной Богу за живых и умерших. В некоторых случаях П. совершается запасными Дарами. Причащение – соединение с Церковью и с Христом. К таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое со­стоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, то есть очищением своей со­вести в таинстве покаяния. Таинство Св. Причащения по-гречески называ­ется евхаристией, что значит «благодарение».

Причт — причет церковный — священнослужители, а также чтецы, певцы, дьячки, пономари — то есть клир.

Прокимен — стих из псалма, которым предваряется чтение или пе­ние в храме.

Проповедь — церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией с целью разъяснения верующим христианского учения.

Пророки – это вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира

Просфора (гр. prosphora — приношение) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый во время евхаристии и для помино­вения во время проскомидии живых и мертвых. Тесто для П. готовится из пшеничной муки, воды и соли. На П. помещается изображение креста или образа к-л. святого. П. делаются двухсоставными в ознаменование двух естеств Иисуса Христа — божественного и человеческого.

Протодьякон — старший дьякон в белом духовенстве (обык­новенно при кафедральном соборе). Звание П. дается в качестве награ­ды.

Протоиерей — старший священник в белом духовенстве, обычно настоятель соборной церкви. Звание П. дается в качестве награ­ды.

Протопресвитер — высшее звание белого духовенства.

Псалмы (греч. psalmoi — хвалебная песнь) — песно­пения, составляющие Псалтирь.

Псаломщики – церковнослужители, имеют своей обязанностью чи­тать и петь как при Богослужении в храме на кли­росе, так и при совершении священником духов­ных треб в домах прихожан. Церковное и приходское письмоводст­во.

Псалтирь (Псалтырь; «Книга хвалебных песен») — одна из книг Библии, содержит 150 псалмов, большая часть из которых принадлежат царю иудейскому Дави­ду, некогда победившему могучего филистимлянского воина Голиафа.

Пустынь — монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте. Место уединения христианина, решив­шегося на подвиг уединения, молчания и сосредоточенных молитв.

Пропись церковно-славянской буквы «Покой»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...