среда, 25 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква О

 Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «О»

Главные слова на букву «О»:
Отец Небесный; Отче наш: Отрок Иисус

Буквица из книги: Библия для детей

«Отче наш, иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. (Молитва Господня)

***
Отец Небесный, сущий ты везде:
В дыханье ветра и в дожде,
В потоке солнечных лучей,
В мерцании звезд, в тиши ночей
И в ярком пламени свечей…
Ты – Был и Есть, и Будешь вечно!
Любовью светлой, бесконечной,
Движеньем мысли безупречной
Ты утверждаешь Суть вещей.
И в блеске глаз Твоих детей
Отражена Вселенной вечность.
(автор неизвестен)


***
Всё я верю, Боже, дашь
По молитве (Отче Наш)
***
Безрассудство не в почете,
Если с Богом в бой идете.
Но Отечеству во благо
Его воинов (Отвага)
(Юрий Веялис)

Загадка про букву «О»

***
У человека одно, у ворона два, у медведя ни одного. (Буква «О»)
***
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан)

Русские народные загадки на «О»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Лежат у матки телятки гладки, Лежат рядками – зеленые сами. (Огурцы)
  • В поле сережки на тоненьких ножках. (Овес)
  • Сидит Пахом на коне верхом, Книги читает, а грамоты не знает. (Очки)
  • Поле хрустальное, межи деревянные. (Оконная рама и стекла)
  • Красненький петушок по жердочке бежит. (Огонь на лучине)
  • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  • Рос шар  бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)

Названия русских народных сказок на «О»

Художник Станислав Ковалев

  • Охотник и его жена
  • Окаменелое царство
  • Оклеветанная купеческая дочь
  • Огневушка – поскакушка
  • Овца, лиса и волк
  • Отец и дочь
  • Об отце Николае
  • Орел – царевич. Загадка про орла:
    На скале он строит дом.
    Разве жить не страшно в нем?
    Хоть кругом и красота,
    Но такая высота!
    Нет, хозяин не боится
    Со скалы крутой скатиться –
    Два могучие крыла
    У хозяина... (Орла)

Евангельские истины в народных пословицах на «О»

Художник Сергей Ефошкин

  • Отчизна-мать, умей за нее постоять.
  • Один за всех и все за одного.
  • Одной рукой собирай, другой раздавай.
  • Око видит далеко, а ум – еще дальше.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Один и у каши сирота.
  • Одна пчела немного меда натаскает.
  • Одною рукою собирай. а другою - раздавай.
  • Овца руно растит не про себя.
  • Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждущих, проводим мертвых - заслужим Царство Небесное.

Словарь старинных русских слов на «О»

Художник Станислав Ковалев

Обабок — гриб, подберезовик.

Обаять (обаить) — оговорить, сглазить.

Облоухий — долгоухий, ушастый, длинноухий.

Оборка — завязка у лаптя.

Обрадеть — обрадоваться.

Образчатый изразец — изразец с рельефным узором — «образом».

Овин — строение для сушки и молотьбы снопов.

Однова — один раз, однажды.

Однорядка — долгополая одежда из тонкого сукна, однобортная, с прямым запахом, без ворота.

Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха.

Озойливо — пристально.

Окарачь ползет — на карачках, окарачиться — опуститься на колени.

Окрутить — одеть; нарядить (молодую после венца в женскую одежду); обвен­чать.

Окуп — откуп.

Омёшек — лемех у сохи.

Омшаник — уконопаченный мохом сруб для зимовки пчел.

Онучи — обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка.

Опара — тесто.

Опарушка, опара — жидкое тесто с дрожжами или закваской для подъёма пирогов.

Опашень — мужская и женская одежда свобод­ного покроя с длинными, сужающимися к за­пястью рукавами. Опашень часто носили вна­кидку, «на опаш», и не подпоясывали даже в том случае, если надевали в рукава. Полы опашня спереди были короче заднего полотнища. Известный историк И.Е. Забелин считал, что опашень и охабень — один и тот же тип верхней одежды. Он писал: «Опашень иначе охабень, верхнее летнее распашное платье из шелковой или золотой добротной ткани, а большей частью из червчатного сукна».

Опричь — кроме.

Опушка — отделка одежды по краям пол и подолу.

Опока — иней.

Опорки — обувь, сделанная из старых сапог, у которых отрезаны голенища; остатки стоптанной и изодранной обуви.

Оратой, ратай — пахарь.

Орать — пахать.

Острог — первоначально ограда из стоячих заостренных сверху бревен; отгороженное таким частоколом в старину всякое поселение называлось поэтому острогом, или городком. Позже так стали называть укрепленное острогом место заключения.

Отава — трава, выросшая после укоса; свежая трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

Отжить — здесь: отогнать, отвадить.

Охабень — мужская длинная просторная одеж­да с откидными рукавами, столь длинными, что они были вровень с подолом. Охабень имел большой отложной воротник прямоугольной формы. Его расшивали шелком и золотными ни­тями, украшали пуговицами из драгоценных камней и металлов. Так как рукава охабня име­ли чисто декоративный характер, то на уровне локтя в них делали прорези для рук. Одевали поверх кафтана.

Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской.

Очеп — шест, прикрепляемый к потолку в избе, на котором подвешивалась ко­лыбель; слега или жердь, служившая рычагом. На очепе поднималось ведро с водой из колодца,

Что означает буква «О» в старославянской азбуке

Буква О в старославянском алфавите обозначена словом Он. Истинным значением этой буквы является «лицо». Кроме того, что Он обозначало личное местоимение, его использовали для обозначения какого-либо человека, личности или персоны.
Оно встречается в Евангелии в собственно указательном значении (ныне устаревшем: «во время оно», «он пол» - другой берег, и в лично-указательном, в отношении Христа: «о сем познахом любовь, яко Он по нас душу свою положи» (1 ин. з: 16).
Издавна буква эта ассоциировалась с яйцом, символизирующим Творца, заключающего в Себе творение, Живоносный гроб, заключающий в себе Воскресение, а также с солнцем, животворящим природу.
Число, которое соответствует этому слову – 70 – семьдесят.

Значение слов в православии на букву «О»

Обаче — однако, впрочем.

Обдержание — обладание, управление.

Обедня — простонародное название литургии.

Облачение — одежды клира и монашества. О. делится на: 1) внебогослужебное О. духовенства: подрясник и ряса дьякона; подряс­ник и ряса с наперсным крестом священника; подрясник, ряса, мантия и клобук с наперсным крестом и панагией архиерея; 2) богослужебное О. клира: стихарь церковнослужителя; подрясник, ряса, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест священника; подрясник, ряса (на литургии — подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (или фелонь), омофор, панагия, крест, митра у архиерея. В награду священникам дает­ся право ношения скуфии, набедренника, камилавки палицы и митры. Богослужебное О. бывает разного цвета в зависимости от характера бо­гослужения (см. цвет  облачения); 3) облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка, монаха малой схимы — хитон, параман, ряса, мантия, клобук. Монаха великой схимы (схимонаха) — хи­тон, параман, ряса, мантия, куколь.

Облещи — отдыхать.

Обои — и тот и другой, оба.

Обращение — возвращение из рабства греха и восстановление обще­ния с Богом через покаяние.

Обстояние — беда, напасть, тяжелое положение.

Общник — соучастник, причастник.

Овый — иной, некий.

Оглашение — наставление в истинах веры христианской тем, кто готовится к крещению. В субботу в церкви делалась огласка, гласное возвещение о тех, кто намеревается принять святое крещение. Над приступающими к таинству Крещения совершается церковный обряд; в первохристианской Церкви, как правило, крестились взрослые люди, ныне обряд крещения чаще всего совершается над малолетними деть­ми. Оглашением называется также и обряд (первая его часть) посвя­щения в схиму. Оглашение — это и публичное объявление о предсто­ящем браке.

Оглашенный — в первохристианской Церкви это человек, желающий получить святое крещение и постигающий основы христианского уче­ния. Сроки оглашения были различными. Многие в первохристиан­ской Церкви в течение всей жизни находились в разряде оглашенных.

Одесную — по правую руку или по правую сторону; тоже.

Одр — кровать, ложе; смертное ложе, скамья.

Окрест — около, вокруг.

Омофор - покров.

Омофорий (омофор) (с греч. «раменоносник») — священная одежда епископа, одно из семи архи­ерейских облачений, возлагаемое на рамена (плечи). Это широкая лен­та, которая вешается через плечо и спускается спереди и сзади. Сим­волика омофора: он являет собой заблудившуюся овцу (человечество), которую Господь взял на свои плечи и сочетал со своими овцами (ан­гелами). Кресты, которыми украшается омофор, показывают, что свя­щеннослужитель готов последовать страстям Христовым. Омофор — слово греческое и означает на­плечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы.

Орарь – священная одежда диакона. Это длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует бла­годать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Орлецы - во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ дол­жен, подобно орлу, возноситься от земного к не­бесному.

Осанна — выражает или моление о помощи: «помоги! спаси! сохрани!», или уверенность в помощи: «спасение! помощь!» Это слово в настоящее время звучит и как приветствие ликующего народа, равнознач­ное нашему «да здравствует!».

Отай — тайно, скрытно.

Отпевание — богослужение, совершаемое при похоронах веру­ющего священником или архиереем. Существуют различные чины О. для мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. О. дьяконов совершается по чину О. мирян. О. совершается во все дни богослужеб­ного года, кроме Пасхи. В пасхальную неделю О. совершается по особо­му чину. Чинопоследование О. содержится в требнике.

Отпуст — краткая молитва-благословение, произносимая священником по окончании церковной службы.

Отходная — канон, читаемый у одра умирающего, напутствующий "отход" человека из этого мира.

"Отче Наш" — молитва Господня, которую дал Иисус Христос своим ученикам (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4). Состоит из призывания: "Отче наш, сущий на небесах", семи прошений: "да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" и славословия "ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". Молитва Господня произносится на литургии верных пос­ле освящения св. Даров. Апостольские постановления требуют, чтобы каждый произносил ее трижды вдень. Отцы церкви склонны истолковы­вать слова "хлеб наш насущный дай нам на сей день" как просьбу о хлебе евхаристии (см. молитва).

Очистительные молитвы — следуя примеру Богородицы, исполнив­шей закон очищения, христианская Церковь предписывает христианс­ким женам, которые стали матерями, очищаться в 40-й день особыми молитвами. В этих молитвах — просьба, чтобы Господь сподобил их входа в храм, сделал их достойными причащения и чтобы Он помог взрастить рожденное дитя, освятил и благословил новорожденного.

Пропись церковно-славянской буквы «Он»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...