суббота, 21 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква Е

 

Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковнославянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «Е»

Главное слово на букву «Е»:
Евангелие – благая весть

Буквица из книги: Библия для детей

«Евангелие — уста Христовы» (Игнатий (Брянчанинов)

«Евангелие — это не учебник морали. В основе Евангелия лежит любовь, которая в морали не нуждается». (Владимир Микушевич)

«Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа… (Из Песни 1. Канон Ангелу хранителю)

***
В России, в Африке и в Англии
Читают с радостью Евангелие
Что лучше книги нет на свете,-
Об знать должны все дети,
А тем, кто любит слово Божие,
Господь всегда во всем поможет.

***
Змей успел шепнуть жене,
Что познать она вполне
Может и добро, и зло.
И слово - ложь в нее вошло.
В раю растет познания древо!
Яблоко с него украла...(Ева)

***
С панагией на груди
пастырь паствы впереди.
Попрошу: «Благословите!
И меня в нее примите!»
Поклонюсь при этом низко
Вам, Владыка наш, (Епископ)

***
Исповедался - и значит
Жить начну совсем иначе!
Каясь, обличил грехи я.
Я накрыт (Епитрахилью)

Загадка про букву «Е»

***
Что находится посередине Киева? (Буква «Е»)

***
С этой буквой слово есть,
что не можно глаз отвесть,
стройная красавица,
в Рождество всем нравится. Какая это буква? И какое это слово? (буква Е, а слово – ель)

***
Она на грядке потрудилась,
Вместо грабель пригодилась.
(В.Степанов)

Русские народные загадки на «Е»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик)
  • Под дубочком, под листочком свился, скрючился клубочком. (Ежик)
  • Драчуны и забияки, живут в воде, когти на спине. (Ерши)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

Названия русских народных сказок на «Е»

Художник Станислав Ковалев

  • Елена Премудрая
  • Емеля – дурак. Загадка про эту сказку:
    По тропе шагая бодро,
    Сами воду тащат ведра.
    Вымолвил словечко –
    Покатилась печка.
    Прямо из деревни к царю да царевне
    И за что, не знаю, повезло лентяю.
    (По щучьему веленью. Емеля)

Евангельские истины в народных пословицах на «Е»

Художник Сергей Ефошкин

  • Если бы молодость знала, если бы старость могла.
  • Ему много дано, много и взыщется.
  • Ешь хлеб – коли пирога нет.
  • Есть слезы, есть и совесть.

Словарь старинных русских слов на «Е»

Художник Станислав Ковалев

Единорог (индрик, инрог) — мифический зверь в виде коня с рогом на лбу.

Ендова — праздничная посуда с носиком-сливом. В ней питье подносилось к столу и разливалось по чаркам; широкая медная чаша с носиком.

Ерданские полотна — т. е. иорданские; привозная восточная ткань.

Ерлыки (ярлыки) – грамота, письмо

Ернишныи — от «ерник»: мелкий, малорослый лес. мелкий березовый кустарник.

Ерофеич — горькое вино; водка, настоянная травами.

Ества — еда, кушанье.

Что означает буква «Е» в старославянской азбуке

Одним из самых многогранных слов старославянской азбуки является «Есть». Это слово обозначается такими словами, как «есть», «достаток», «присутствие», «присушность», «существо», «естество», «природа» и другие синонимы, которые выражают значение этих слов. Наверняка, услышав эту букву-слово, многие из нас сразу вспомнят фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», которая уже стала крылатой: «Азъ есть царь!». На таком наглядном примере легко понять, что человек, сказавший эту фразу, позиционирует себя как царь, то есть царь - это его настоящая сущность.

Числовая загадка буквы Есть скрывается в пятерке. Это число несет в себе большой религиозный потенциал: в Священном Писании пятерка является символом благодати и милости. Масло для священного помазания состояло из 5 частей, в которые входили 5 ингредиентов, а при осуществлении обряда «окуривания» также используется 5 различных ингредиентов, таких как: ладан, стакт, оних, ливан и халван. Пятерка - это отождествление с пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Значение слов в православии на букву «Е»

Евангелие (от греч. euangelion — благая весть) — общее название первых четырех новозаветных книг. Добрая весть о том, что на Землю сошёл Спаситель, Он возьмёт на Себя все наши грехи перед Богом Отцом, и только Он, Спаситель, ответит перед Ним за всех нас, и один пострадает за всех грешников.
Появление Иисуса Христа на Земле — главное событие всей мировой истории. Не случайно от Рож­дества Христова началось новое летоисчисление, кото­рое называется Новой эрой.
Кто же написал жизнь Христа, кто соста­вил Евангелие? Первые три Е. от Матфея, Мар­ка и Луки называются синоптическими (лат. synoptikos обозримый, даю­щий обзор всех частей), поскольку они содержат много общего в содер­жании и структуре. Апостол Матфей часто напо­минает о том, что приход Иисуса Христа предсказан за 2 000 лет многими ветхоза­ветными пророками, и именно поэтому Христос — ожидаемый, Истинный Спаси­тель мира.
Евангелист Марк подробно пишет о чудесах и де­лах, совершённых Господом.
Апостол Лука рассказывает о земной жизни Хрис­та, о Его доброте, милосердии и помощи всем нуждаю­щимся в Нём. Это Евангелие наиболее понятно тем, кто только начинает изучать Новый Завет.
В своём Евангелии апостол Иоанн, любимый ученик Христа, поведал нам о Божественной сущности Христа, передал содержание вероучительных бесед Господа в Иудее.
Евангелие были написаны на греческом языке во второй по­ловине I в. Из авторов Е. Матфей и Иоанн были апостолами и очевидца­ми служения Христа. Марк также мог быть свидетелем последнего пе­риода его жизни. Е. от Марка носит следы непосредственного влияния ап. Петра,
Лука не был очевидцем служения Христа, но являлся ближайшим последователем ап. Павла и, по преданию, принадлежал к числу семидесяти учеников. Синоптики повествуют в основном о деятельности Христа в Галилее и касаются внешних событий его жизни, Иоанн повествует о деятельности Христа в Иудее и оттеняет ее божественный смысл.
В каждом храме на алтарных вратах есть изображение четырёх пишущих свитки евангелистов - святые апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
История христианства и, конечно, Еван­гелие оказали огромное влияние на литера­туру и искусство всего мира. Едва ли не все художники писали картины на библейские темы, многие писатели упоминали Христа в своих произведениях.
Замечательные слова сказал о Священном Писании великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности! Мои дети будут читать вместе со мной Библию... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть...»

 Евангелие напрестольное — богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия и расписание евангельских богослу­жебных чтений. Чтение Евангелия входит в богослужение литургии, празд­ничной утрени, царских часов и др. За исключением времени чтения, Е.Н. всегда находится в алтаре на престоле.

Евангелистов символы — со II века СЕ. стали служить четыре апокалипсических животных: первое подобно льву, второе — тельцу, третье — с лицом как человек, четвертое подобно орлу летящему (Апокал. 4:7). Символы, изображенные в один ряд, соответствовали порядку Евангелий в каноне, Т.Е. ангел, бык, лев, орел. В этих животных заключен и символ самого Христа, который, будучи от природы человеком (ангел), умер как жертвенное животное (бык), восстал из смерти как лев и вознесся на небеса подобно орлу.

Евангелисты (гр. "благовестники") — авторы четырех Еванге­лий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности это название прилага­лось ко всем проповедникам Слова Божия.

Евхаристия (гр. eucharistia — благодарение) — одно из семи таинств православной церкви, иначе называемое таинством причащения. По преданию, оно было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. При совершении Е. хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Христову, которыми совершается причащение. Е. совер­шается на литургии  во время евхаристического канона.

Единоверие — под этим названием разумеется условное едине­ние старообрядцев с православной церковью.

Единосущный — одного с кем-то существа. Например, «Единосущна Отцу», то есть Сына Божия, имеющего с Отцем одно существо.

Еже — дабы, чтобы, что, если, когда; средний род местоимения «иже» — который.

Екзарх — духовное лицо, облеченное особой высшей властью. Сна­чала екзархами называли митрополитов обширных церковных округов, позднее — уполномоченных от патриарха распорядителей церковных дел. Например, в западной России в XVI и XVII веках ими были Никифор и Кирилл Лукарис. Екзархами назывались также и местоблюс­тители патриаршего престола: в России до учреждения Святейшего правительствующего Синода после патриархов духовными делами правил Стефан — митрополит Рязанский с титулом екзарха.

Ектения (гр. ekteneia — распространение) — молитвословие, содержащее ряд прошений о нуждах христианской жизни и завершаю­щееся возгласом священника, прославляющим Бога. После каждого про­шения хор поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". Е. бывают четырех главных видов: великая (около десяти прошений), малая (из одно­го прошения), сугубая и просительная. Есть также Е. об оглашенных и об умерших. Употребление Е. в богослужении началось со II—III в.

Елей — оливковое масло, используемое для возжигания перед иконами, при обряде благословения хлебов, елеосвящении, крещении, для возлияния на усопших. Как образ Божьей милости упоминается в Св. Писании. Елей состоял из пяти веществ: смирны самоточной, то есть душистой смолы, вытекавшей из миррового дерева; благовонной корицы, то есть коры веток коричневого дерева; благовонного тростника; кассии, то есть благовонной тонкой коры лаврового дерева; оливкового масла. Эта смесь разог­ревалась на огне и употреблялась для помазания и освящения скинии (палатка, шатер, место, где свидетельствовал Господь о Себе людям), а также первосвященника и священников. В настоящее время елей используется Православной Церковью таким образом: возжигается в церкви перед святыми иконами; при обряде благословения хлебов (вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется и елей — как питательное и целительное вещество); для помазания немощных — в таинстве Елеосвящения. При этом помазании священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; для помазания крестящегося в сопровождении особой молитвы.

Елеосвящение - есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для ис­целения его от телесных и душевных болезней. Таинство елеосвящения еще называется собор­ванием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они многих больных мазали маслом, и исцеляли (IsAk. 6, 13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).

Елеопомазание — чин, отправляе­мый в церкви на утрени при ее окончании. Происходит оно так: по церковному уставу, священник по прочтении молитвы «Владыко, многомилостиве...», взяв от горящей перед образом лампады елей, помазует народ, знаменуя крест на челе. Елей возливается и на усопших.

Еллада (Эллада) — Греция, известная в древности как Иония (от Иована, сына Иафета (Быт. 10, 2), занимающая южную часть Балкан­ского полуострова.

Епархия (гр. eparchia — властвование, начальствование) — церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем. Е. разделена на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы Е., как правило, совпадают с административным де­лением страны.

Епископ (гр. episkopos — надзиратель, блюститель) — составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам. Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т.е. наместником.

Епитимья (гр. epitimion — наказание) — духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедую­щегося за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника. Е. может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. Духовное наказание или духовный труд с целью преодоления греховных привычек.

Епитрахиль (гр. epitrachelion — на шею) — необходимая часть богослужебного облачения священника и архиерея — длинная лента. Надевается поверх подризника или рясы. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитра­хили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря.
При исповеди Е. возлагается на голову исповедующегося, получающего отпущение грехов, Символизирует совершительную и свыше сходя­щую благодать Святого Духа: как Сам Иисус Христос нес на своих раменах (плечах) крест на страдание, так поступает и иерей, удостоившись совершать таинства страданий Его.

Пропись церковнославянской буквы «Есть»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с.
  • Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...