воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква Ж

Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «Ж»

Живые слова на букву «Ж»:
Животворящий крест; Жития святых; Жито; Живоносный источник


Буквица из книги: Библия для детей

«…Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.» (Из молитвы Честному Кресту)

***
Жизни полное
Зерно чистое
Из земли взойдет
Яркой зеленью.
А познание
Слова Божия
Речью скажется,
Полной разума.
Зелень мягкая
Будет нивою
Колосистою,
Золотистою.
Речь разумная
В делах явится
Добром, милостью
Христианскою. (А. Анастасиев)

Загадка про букву «Ж»

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает жужжащий звук:
- Ж-ж-ж-ж!  (Буква» Ж»)
(С.Маршак)

Русские народные загадки на «Ж»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Около серого камешка бегает беленький заюшка. (Жернова и мука)
  • Иду в воду – красен, выйду – черен. (Железо)
  • Черен – да не ворон, рогат – да не бык. Шесть ног – да без копыт: Летит – воет, падет – землю роет. (Жук)
  • Шел Мартын, видит тын, подумал немножко, полез – словно кошка. (Жук и бревно)
  • Звонкий солист над полем повис. (Жаворонок)
  • По поднебесью веревка протянулась. (Журавли летят)
  • В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
  • Я долга и коротка, а один одному не верит: всяк сам по себе мерит. (Жизнь)
  • Двадцать красных, сорок умных, сто безумных. (Жизни годы)
  • Сама пить не пьет, а нас вынуждает. (Жажда)

Названия русских народных сказок на «Ж»

 

 Художник Станислав Ковалев

  • Журавль и цапля
  • Жена – доказчица
  • Жадная старуха
  • Жар-птица и Василиса – царевна.
    Полыхая как зарница,
    в небесах летит… Жар-птица.
  • Сладких яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнем,
    И светло вокруг, как днем. (В.Степанов)

Евангельские истины в народных пословицах на «Ж»

Художник Сергей Ефошкин

  • Жизнь измеряется не годами, а трудами.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.
  • Живи своим трудом, а не чужим добром.
  • Жизнь прожить - не поле перейти.
  • Живи для людей, и люди поживут для тебя.

Словарь старинных русских слов на «Ж»

Художник Станислав Ковалев

Жальник — кладбище, могилы, погост.

Жёлчь — природный краситель зеленого цвета.

Жерновцы — небольшая меленка, два камня-диска, между которыми зерно смалывается в муку.

Жеребье - жребий

Жесточь — жестокость, суровость.

Живот — жизнь, имущество; достаток, богатство, душа; скот.

Жижгил — природный краситель желтого цвета.

Жиковина (жуковина) — металлическая пластинка с фигурным украшением — «жуком». Их набивали у бокового края ворот, дверей (около навесных петель) ; ими же укрепляли угловые соединения стенок сундука.

Жуковинье – перстень, кольцо

Жира (от древнерусского слова — «жировать» в значении «жить») — жилье, этаж дома на Севере; дом о трех жирах — трехэтажный дом.

Жито — всякий хлеб в зерне или на корню; ячмень (северн.), рожь немолотая (южн.), всякий яровой хлеб (вост.).

Жупан — старинный полукафтан.

Что означает буква «Ж» в старославянской азбуке

Живете – буква-слово, которое обозначается сегодня, как буква Ж. Смысл значения этой букв достаточно прост и понятен и выражается такими словами, как «живой», «жизнь» и «живущий». В эту букву вложено всем понятное слово, которое обозначало существование всего живого на планете, а также сотворение новой жизни. Жизнь – это великий дар, которым обладает человек, и этот дар должен быть направлен на совершение добрых поступков. Если объединить смысл буквы Живете со смыслом предыдущих букв, то у вас получится фраза: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…» Числовой характеристикой буква Живете не наделена, и это остается еще загадкой.

Графическое изображение «ж» напоминает дерево, растущее вверх и уравновешенное корневой системой. Древо жизни символизирует полноту бытия, к которой призван человек, и от которой удалился, вкушая плоды другого древа - познания добра и зла. Вернуться к вечной жизни человек должен сам, неся свой крест - древо спасения, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:13).

Значение слов в православии на букву «Ж»

Жезл, или посох — знак церковной власти архиерея и управля­ющего монастырем архимандрита или игумена. Древнейшие изображе­ния Христа представляют его в виде пастыря с посохом в руке. С такими же посохами изображаются апостолы Петр и Павел. Ввиду преемствен­ности духовной власти и силы посох перешел от этих апостолов к их наследникам — епископам. Жезл в руке епископа символически уподоб­ляет архирея пастырю духовного стада, обязанному заботиться о его це­лости и сохранности. На Востоке жезлы делались чаще из акации, с закругленным верхом. Де­лались жезлы и из миндального дерева (евр. — «шакед»), которое счи­талось деревом пробуждения, деревом-стражем, бодрствующим, так как это дерево первым цветет весной прекрасным белым цветом. Жезл Ааронов указывал на то, что первосвященник должен был быть бодр­ствующим, живым, деятельным и благородным.

Жезл архиерейский — посох или трость, как знак высшей пастырской власти. Жезл особого устройства: к верху его приделывались змеевидные головы, а посреди них — крест. Кроме того, у рукояти для украшения привешивался обвивающий жезл плат — его называли сулок. Такой жезл вручался архиерею — как знак власти и его управления паствой. Симеон Солунский: «Жезл, который держит архи­ерей, означает власть Святого Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе». Символика архиерейского жезла такова: змеевидные головы зна­менуют мудрость архипастырской власти, крест — обозначение, что во имя и славу Христову архиерей должен пасти свою паству. Сулок — это символ власти игуменов и архимандритов над их обителью. Посох дается также архимандритам и игу­менам, как начальникам монастырей.

Жена — супруга, женщина.

Жених — под этим словом иногда разумеется Господь Иисус Хрис­тос. Жених Церкви своей и всякой души христианской.

Житиви — оставить в живых, сберегать, спасать; оживлять, давать новую жизнь; ободрять, придавать бодрости, подкреплять.

Живоначальный — содержащий в себе причину или начало жизни.

Живоносный — носящий в себе жизнь.

Живот — жизнь, органическое существование, бытие в союзе души и тела. Например, в древнейших переводных памятниках XI—XIII ве­ков пишется: «лето живота нашего»... Живот — это и значение: «веч­ная, блаженная жизнь». Еще одно значение слова «живот» — имение, пожитки, преимущественно домашний скот. В Псковской летописи читаем: «Деревни, псковские земли грабили и живот секли, да и дво­ры жгли христианские».

Животворя́щий Кре́ст - Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам свет.

Житие — жительство, место жительства: жизнь, образ жизни; насто­ящая земная жизнь; жизнь временная.

Жития святых — обширный отдел христианской литературы, составлявшейся с самого зарождения христианской церкви во исполне­ние завещания ап. Павла: "Поминайте наставников ваших, которые про­поведовали вам слово Божие" (Евр. 13:7). Первым Ж.СВ. были сказания о мучениках. Когда церковь из гонимой стала господствующей, сказания о мучениках были заменены описаниями жизни святых. Ж.св. встречаются в сборниках смешанного содержания — прологах, минеях, патери­ках, календарях, месяцесловах, святцах. Первыми Житиями русских свя­тых стали Ж.СВ. Бориса и Глеба и Феодосия Печерского, составленные Нестором. XVI век — время расцвета агиографии, когда были составле­ны "Великие Минеи-Четьи". Апостол Павел так сказал о святых: «Если Иисус Христос подобен Солнцу, Богородица — Луне, то святые подобны звёздам. Бог истинный — свет для нас, а святые сияют от Его света».
Только шестьсот человек за всю историю православ­ной церкви были прославлены Богом как святые. На Руси святых называли «человек небесный и ангел земной». Жизнь святых всегда была примером для русского человека. По их деяниям они сверяли свои поступки и мысли, учились праведной жизни, в них на­ходили опору и утешение. Жизнь каждого святого удивительна и по-своему отмечена Богом. Самые первые христианские святые были, как правило, жестоко казнены за веру в Бога. Среди святых мучеников были даже дети. (Святые Вера, Надежда и Любовь)

Жрец — священнослужитель, священник, важнейший сановник; приноситель жертвы (слово восходит к старослав. «жерц» — от «жрети — жерти», это однокоренное слово с «гореть». Здесь несомненная связь: при жертвоприношениях употреблялся огонь. Таким образом, жрец был жертвоприносителем). Как жертвоприноситель он имено­вался еще одним словом — «колдун» (южнослав. «калдовати» — зна­чит приносить жертву, а «калдовница», «калдовище» — жертвенник). Жрецы были также гадателями, истолкователями прорицания (широ­ко известен рассказ летописца Нестора о волхвах, предсказавших смерть князю Олегу).

Пропись церковнославянской буквы «Живете»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с.
  • Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...