среда, 18 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква А

 Красота букв русской Азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковнославянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «А»

Добрые слова на букву «А»:
Ангел – хранитель; Аллилуйя; Агнец; Алтарь; Апостол

Буквица из книги: Библия для детей

 «Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день…» (Из вечерней молитвы ко Святому Ангелу хранителю)

Он всюду от бед тебя охраняет,
Все твои мысли он тайные знает,
Вместе с тобой и в беде, и в радости,
А согрешишь, он заплачет от тягости.

(Ангел – хранитель)

 

Богу здесь священник служит,
Здесь он просит все, что нужно.
Вечно, в наши дни и встарь,
Божий дом – святой… (Алтарь)

Загадки про букву «А»

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква ... («А»)

(С.Маршак)

 

А вот фруктовый магазин!

Здесь припасли  для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва...

Какие вкусные слова –

И все на  букву... («А»)

(С.Маршак)

Русские народные загадки на «А»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Во мне есть вода, но не мокрая,
    Огонь – но не жгучий,
    Мое твердое тело – бесцветное
    И в то же время – разноцветное. (Алмаз)
  • Туп конец, востер резец,
    Режет листки, летят куски. (Алмазный стеклорез)
  • Стоит горница – об одной окольнице. (Амбар)
  • Моя куртка зелена, рубаха бела, штаны красны, галстук черен. (Арбуз)

 Названия русских народных сказок на «А»

Художник Станислав Ковалев

  • Аленький цветочек
  • Арысь – поле
  • Алконост – птица радости. Загадка про нее:
    Она всем радость принесет,
    если песню запоет.

Евангельские истины в народных пословицах на «А»

Художник Сергей Ефошкин

  • Азбука - к мудрости ступенька.
  • Ангел помогает, а бес подстрекает.
  • "Авось" да "как-нибудь" до добра не доведут.
  • А воз и ныне там.

Словарь старинных русских слов на «А»

Художник Станислав Ковалев

Абвахта — гауптвахта.

Ажио — так что.

Алтын — (слово татарского происхождения) — старинная серебряная монета, равная трем копейкам или шести деньгам.

Арапчик — голландский червонец.

Аршин — русская мера длины, равная 0,71 м; линейка, планка такой длины для измерения.

Аспидный — расписанный под мрамор. В XVII веке словом «аспид» называли все виды камня, употреблявшегося для поделок: мрамор, малахит, гранит и проч. Так, например, малахит назывался «зеленый аспид».

Что означает буква «А» в старославянской азбуке

Церковнославянская «Азъ» – это начальная буква кириллицы, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения.

Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного.

Уже  в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира.

Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чет и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. В свою очередь чётные числа представляли тьму и зло. При этом единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами.

Значение слов в православии на букву «А»

Абие — тотчас, сразу.

Авва — отец (с сирийского). Это титло дастся начальнику обители (по житиям святых). В Новом Завете это имя относится к Отцу Небесному. На русском языке нельзя передать полное значение этого слова — оно выражает высшую степень искренней любви, доверенности, покорности, дружеского общения.

Автокефалия (от греч. autos — сам, kephale — голова) — самоуправление, административная самостоятельность православных церквей. Образование автокефальной церкви совершается с согласия го­сударства, ее самостоятельность канонизируется признанием со сторо­ны той церкви, из которой она выделилась. Первые автокефальные церкви возникли в провинциях Византии — Александрии, Антиохии и Па­лестине — в процессе их освобождения от власти константинопольского патриархата. Начало А. Русской православной церкви было положено в 1448 г., когда собор русских епископов избрал митрополитом Москов­ским и всея Руси рязанского епископа Иону. Учреждение в России пат­риаршества в 1589 г. означало полное освобождение церкви от власти константинопольского патриарха. Первым русским патриархом стал мит­рополит Иов. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных пра­вославных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Бол­гарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.

Агиасма (гр. святыня) — святая вода, освященная накануне праздника Богоявления.

Агиасма великая — вода, остающаяся после крещения младенца (см. богоявленская  вода).

Агиография (от гр. hagios — святой и grapho — пишу) — жизнеописания (жития) святых, повествования о святых.

Агнец — ягненок; ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа (Исх. 12, 5; Лев. 22, 37); Иисус Христос (Ив. 1, 29).

Ад – в христианском представлении – место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. В переносном смысле это слово говорит о тяжелых, невыносимых условиях, состоянии; о хаосе и ужасе, царящих где-нибудь («Душевный ад»)

Аже (а также ажь, ажо) — что, если, даже, тем более, так что, а(н) вот.

Академия духовная — высшее богословское учебное заведение, готовящее богословов и специалистов в области церковно-пастырского служения. Первая русская православная А.Д. была основа­на в Киеве в XVII в. В настоящее время Русская православная церковь имеет 3 А.Д.: Киевскую, Московскую и Санкт-Петербургскую.

«Аллилуйа» — «хвалите Бога». Слово это встречается в псалмах Давида и других местах Ветхого и Нового Завета. Возгласом "Аллилуйя!" - завершаются церковные песнопения. В православном богослужении "Аллилуйя!" произносится 3 раза с добавлением слов "Слава тебе, Господи!"

Алкати — хотеть есть, испытывать голод.

Аминь — истинно, истинно так.

Аможе — куда.

Акафист (от позднегре.ч. akaphistos — несидящий) — особые хвалебные песнопения в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений — 13 кондаков и 12 икосов, из которых первый кондак и икосы оканчиваются восклица­нием "радуйся", а 12 кондаков — припевом "Аллилуйя!"

Акафистник — сборник акафистов. Первое собрание акафистов в России было издано в 1925 г.

Алтарь (от лат. altus — высокий, alta ara — возвышенное мес­то) — важнейшая часть христианского храма, возвышающаяся над по­лом и отделенная от остального помещения иконостасом и невысокой оградой.
В алтарь ведут три, иногда две двери. Средняя, ведущая прямо к престолу, называется Царскими вратами, а боковые: южная — диаконскими вратами, северная — пономарскими вратами. В алтаре, кроме престола, располагающегося посреди него, на северной стороне находится жертвенник, а на восточной (в храмах, где служит епископ) — Горнее место. Алтарь символизирует небо, где Бо­жье присутствие, а потому алтарь — место священное, доступное толь­ко для лиц, освященных на служение в храме.
Вход в Алтарь жен­щинам воспрещен, а вход через "царские врата" воспрещается всем мирянам, кроме царской особы.

Амвон (от гр. ambon — край) — возвышенная, выдвинутая внутрь храма средняя часть солеи, с которой диакон возглашает ектению, читает евангелие, а священник или вообще проповед­ник говорит поучения предстоящему народу. С А. совершается таинство евхаристии. А. символизирует камень, который отвалил ангел от гроба Господня и с которого возвестил женам-мироносицам о воскресе­нии Иисуса Христа. Иподиаконы и чтецы не всходят на А., а становятся на его ступень.

Аминь — подлинно, истинно, да будет так. Слово перешло к хрис­тианам от евреев. И в синагогах, и у первых христиан молившиеся после благословения в подтверждение произносили «аминь». Употребляется для большей силы утверждения. Традиционное окончание молитв.

Амо, аможе — куда.

Аналой, аналогий, налой (гр.) — в православном храме стол, покрытый той же материей, из которой делаются ризы священника. А. ставят на солее, когда диакон читает евангелие, или в середине церкви, когда на него кладутся евангелие, крест и иконы для поклонения молящихся. Имеет покатый верх. На аналой кладутся также особо почитаемые иконы.

Анафема (греч. anathema — проклятие) — церковное проклятие, отлучение от церкви отвергающих или искажающих ее учение. Объявля­ется А. на церковном соборе.

Анафора (гр. возношение) — 1) главная часть литургии, начинающаяся после пения символа веры. Кульминационный момент А. — возношение над престолом приготовленных для причастия святых да­ров; 2) А. называют также особый плат («воздух»), которым священник покрывает священные сосуды — потир и дискос — после перенесения святых даров с жертвенника на престол.

Ангел – (от греч. Angelos – «вестник») Сверхъестественное существо. Они бесплотны, прекрасны и бессмертны. Пребывают в таинственном и непостижимом мире. Посредники между Богом и людьми. Бог посылает Ангелов на землю. Ни стены, ни двери, ни замки не остановят его. Они появляются возле нас тогда, когда мы молим Господа о помощи. Ангел-хранитель покровительствует человеку.

Андрееве стояние — утреннее богослужение, совершаемое в четверг пятой недели Великого поста, на котором единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон св. Андрея Критского (ко­нец VII в.).

Антипасха (гр. — вместо Пасхи) — воскресенье, следующее после Пасхи, называемое "Фомино воскресенье" в честь второго посещения Христа, когда апостол Фома, прозванный "неверным", уверовал в его божественность.

Антифон (от гр. anthiphonos — звучащий в ответ) — песнопение, построенное на попеременном звучании двух хоров. Как правило, текст А. состоит из законченных духовных песен или стихов, взятых из Библии.

Апостол — от греч. «посланник». Апостолами называются святые ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. В месяцесловах принято добавлять к имени любого из 70 апостолов пояснение: «единого от 70-ти». Апостол — также богослужеб­ная книга, которая состоит из Деяний святых апостолов, семи соборных посланий и четырнадцати посланий апостола Павла, разделенных на отрывки для чтения за литургией на каждый день года. Те же святые люди, которые подобно апостолам, много и славно трудились  для распространения веры Христовой в той или иной стране именуются равноапостольными. Например, русск. - вятые – равноапостольный князь Владимир, равноапостольная княгиня Ольга.

Артос (гр. arthos — хлеб) — просфора, квасной хлеб (в противо­положность еврейским опреснокам), освящаемый в день Пасхи особой молитвой. В течение Светлой Недели хранится на аналое перед иконос­тасом, а в пасхальную субботу окропляется святой водой и раздается верующим.

Артофор (от гр. arthophorion — ковчег) — сосуд для Святых Даров, дароносица, дарохранительница.

Архи (от греч. archi — старший, главный) — исполь­зуется как приставка в словах: архиерей — старший в епархии иерей из черного духовенства. Архидиакон — старший диакон. Архимандрит — настоятель монастыря. Архипастырь — употребляется, как и архиерей. Мит­рополит зовется архиереем.

Архидиакон (от гр. arhidiakonos — старший диакон) — в русской церкви титул, присваиваемый главному из монашествующих диа­конов в лаврах и больших монастырях.

Архиепископ (от гр. architpiskopos — старший блюститель, надзиратель) — почетный титул, даваемый епископам.

Архиерей — представитель высшего духовенства православной церкви (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Начальник над священниками, высший чин иерархии Христовой Церкви.

Архимандрит — высшее звание священника-монаха, присваиваемое настоятелям мужских монастырей и другим монашествующим лицам, занимающим высшие административные должности (например, ректорам духовных учебных заведений).

Архипастырь — общее название для высших начальствующих лиц православного духовенства.

Аскет (от гр. asketes — упражняющийся) — отшельник, религиоз­ный подвижник.

Аспид — ядовитая змея.

Аще — если, если бы, когда, так как, что не, хотя, может быть, ни (напр.: аможе аще — куда бы ни; иже аще — кто бы ни).

Аще-бо — если.

Аще-убо — если же.

 Пропись церковнославянской буквы «Азъ»:


Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...