четверг, 8 октября 2020 г.

Иконы, написанные вероятно Феофаном Греком

Иконы, написанные вероятно Феофаном Греком

Средоточием русского храма с конца XIV - начала XV века становится высокий многоярусный иконостас. Благовещенский собор украшает древнейший среди сохранившихся высоких ико­ностасов на Руси. Это одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве древних икон которого до сих пор идут споры.

Феофан Грек (?). Спас в силах. Икона. Деталь. Лик Спасителя. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия

Все иконы, сохранившиеся с конца XIV — начала XV века и по стилю художественного исполнения как будто несколько напоминающие феофановские росписи в Новгороде, приписываются творчеству великого Грека гипотетически.

Первое место среди них занимает иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

Старейшая часть иконостаса - деисусный и праздничный ряды. На основании летописного текста о росписи первого Бла­говещенского собора в 1405 году ученые считали, что над ними работала одна артель, которую возглавлял греческий мастер Феофан, а под его началом трудились русские монахи Андрей Рублев и Прохор из Городца. Полагали, что те же мастера напи­сали иконы для соборного иконостаса.

Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма по приказу царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. Среди привезенных оказались и древние иконы Деисуса и Праздников, помещенные в иконостас придворного храма. Таким образом, исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Феофана Грека исчезли.

 

Однако особенности иконографии Благовещенского Деисуса, духовное содержание и своеобразное художественное исполнение все же позволяют предположить, что его автором был именно Феофан Грек. Более того, кажется возможным относить первоначальное местонахождение этого уникального Деисуса к Успенскому собору города Коломны.

 

Исследования последних лет показали, что иконы двух рядов написаны различными кра­сками и живописными приемами, что свидетельствует не толь­ко о работе двух независимых друг от друга художественных ар­телей, но и о разных церквах, для которых они были созданы.

Высокие стройные фигуры Деисуса предстоят с молитвой за человеческий род Спасителю, восседающему на престоле сре­ди сил небесных.

Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия, восседающего на огненном небесном престоле в окружении Небесных сил. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью, хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства.

Феофан Грек (?). Спас в силах. Икона. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия

Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия, восседающего на огненном небесном престоле в окружении Небесных сил. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью, хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства.

Икона Спасителя в иконографии «Спаса в си­лах» является основным образом многоярусного иконостаса, а в данном случае и самым первым примером подобной иконо­графии в центре деисусного ряда.

Феофан Грек (?). Богоматерь. Икона. Деталь. Лик Богоматери. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия

В его состав входят Богома­терь, родившая Спасителя, и Иоанн Предтеча, крестивший его, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. Торжественности явления Бога, величию этого события сопутствует обособлен­ность и замкнутость фигур, драгоценность цветовых сочетаний, неповторимая физиономическая индивидуальность каждого участника молитвенного предстояния.

Феофан Грек (?). Богоматерь. Икона. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия. Источник изображения: http://www.la-fa.ru/old/old36.html

Центральные девять икон написаны в конце XIV века. Исследователи связывают их с вы­дающимся греческим иконописцем. Им мог быть Феофан Грек, работавший в эти годы в Москве. Вдоль южной и северной стен, продолжая ряд молитвенников, стояли образы великомучеников Георгия и Дмитрия XV века, а также столпников Даниила и Си­меона XVI века. В начале XX столетия эти четыре иконы были убраны. Сейчас они выставлены в южной галерее собора.

Двухметровые иконы Деисуса традиционно считают работой Феофана Грека. Высокие стройные фигуры в спокойных торжественных позах обращены с мольбой о заступничестве за человеческий род к центральному образу - Христу. Иконы находятся на значительном расстоянии от пола, но благодаря лаконичному, четкому контуру фигур, помещенных на светлом (когда-то золотом) фоне, читаются легко. Каждый персонаж предельно выразителен, отмечен яркой индивидуальностью и большой духовной наполненностью.

Феофан Грек (?). Иоанн Предтеча. Икона. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия

Летом  1405 года живописные работы в каменном Благовещенком соборе были закончены. Сотни трепетных огней отражались на глади пола, озаряли яркие и сочные сцены на сводах, переливались на золоченых решетках. Всеобщий восторг, удивление и благоговение вызывал иконостас не виданных ранее размеров — он полностью закрывал алтарь. Такого размаха не знала не только Русь, но и   Византия, славившаяся на  весь мир  великолепием  храмов.

Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев — противостоятели. Если бурный дух византийца не знал предела, если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, устремляющимся вниз, то московский художник был мягок, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. Феофан весь в драматичных противоречиях — его образы каждую минуту ждут, что раздастся глас труб, зовущих людей на Страшный суд, где ни один грех не будет прощен; рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения.

Феофан Грек (?). Апостол Павел. Икона. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия

...Московские изографы, отлично понимавшие толк в живописи, глядели на пылающий золотом иконостас, написанный Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Все были поражены. Прославленных мастеров как будто подменили. Трое неповторимых слились в одного. Конечно, руку каждого из художников можно различить. Но все понимают, что великому Феофану при­шлось несколько смирить свой неистовый пыл. Его святые глядят уже не строго, по-византийски,— в них стало больше человечности и доброты.

Ученые до сих пор спорят, каковы были творческие взаимоотношения Феофана Грека и Андрея Рублева. Мы можем делать только предположения.

Нет никакого сомнения, что работа совместно с таким выдаю­щимся мастером живописи и знатоком античной и византийской и изобразительной культуры, каким был Феофан Грек, не могла не быть полезной для Андрея Рублева. Традиция — это не только продолжение, но и отталкивание. Лермонтов в своих творческих ис­каниях нередко противостоял Пушкину, но никто не продолжил пушкинский путь в литературе так, как Лермонтов.

Гармония Андрея Рублева противостояла трагической страст­ности Феофана Грека. Это не помешало Андрею Рублеву многому научиться у сурового византийца. А совместная работа по созданию иконостаса в Благовещенском соборе заставляет думать, что и не­истовый Феофан не считал свою манеру письма единственно приемлемой.

На летописных страницах истории отечественного искусства имена Феофана Грека и Андрея Рублева навеки стоят рядом.

Феофан Грек (?). Икона. Архангел Гавриил. Последняя четверть XIV в. Из иконостаса деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Москва, Россия. Источник изображения: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=415

 

В Государственной Третьяковской галерее находятся две иконы, приписываемых кисти Феофана Грека.

Из Успенского собора происходит знаменитая икона Богоматерь Донская с Успением на обороте, ближайшая аналогия которой — образ Богоматери из Благовещенского Деисуса. Не исключено, что деисусный чин и икона Богоматери были созданы для Успенского собора Коломны в 1390-е годы по заказу великой княгини Евдокии в память о рано умершем супруге Дмитрии Ивановиче (Донском) и его православных воинах, павших на Куликовом поле.

Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской направленности его мысли. Образ Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери, которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Москву. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, глубокие, плавь мазков создает драгоценную поверхность. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Но самая удивительная деталь — это синий свиток в руке Иисуса, перевитый тонкой золотой нитью. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир.

Феофан Грек (?). Донская икона Богоматери. Двусторонняя икона. На обороте - Успение Богоматери. Государственная Третьяковская Галерея. Москва. Ок. 1395. Дерево, темпера. Размер - 86 х 67 см. Источник изображения: http://www.obraz.org/index.php?menu=iconography&base=5&struct=210&icon_id=1736

Удивительно написаны лики Христа и Богородицы — мягкая плавь с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти, из глаз струится нежный свет. Хочется сказать, что это тихий свет, но в глубине глаз таится невероятный источник энергии, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, необыкновенную концентрацию духа. Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но, активизируя традиционный язык, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы.

Феофан Грек (?).Успение Богоматери. Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. Двусторонняя икона. Государственная Третьяковская Галерея. Москва. 80-90-е годы XIV века. Дерево, темпера. Размер - 86 х 67 см. Источник изображения: http://www.mlm2013rus.ru/blog/chetyrekhmernoe_prostranstvo/2013-04-18-178

Икона Донской Богоматери двухсторонняя, выносная. На ее оборотной стороне написан образ «Успения Пресвятой Богородицы», так как она предназначалась для Успенского собора Коломны. Художник представляет композицию Успения в сжатом, сокращенном варианте (без апокрифических сюжетов — перенесения апостолов из разных концов света к ложу Богоматери и др.). Все внимание мастер сосредотачивает на главном — Христос приходит за душой Богородицы.

Согласно церковному преданию, Богоматерь скончалась, окруженная скорбящими апостолами, а ее душа (изображаемая в виде младенца) была взята на небо явившимся для этого Христом. Важно при этом подчеркнуть, что эти два события — кончина Марии в окружении апостолов, стоящих около ее ложа, и взятие души Христом — происходили одновременно, в одном пространстве, но первое — в реальном плане, а второе — в мистическом.

Обе эти области можно показать одновременно, если разделить их границей и дать им различные цвета.

На новгородской иконе такой границей является линия, отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, в котором находится Христос. Реальному пространству принадлежат ложе Марии, апостолы, святители и архитектурный фон, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, где-то между его средним и дальним планом. Художник всячески подчеркивает, что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие — взятие души Марии. Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, и никто не смотрит на Христа, хотя совершенно очевидно, что его появление среди учеников потрясло бы их. 

 

В Третьяковской галерее находится потрясающая икона «Преображение Господне», посвященная явлению Хри­ста ученикам в преображенном виде на горе Фавор перед рас­пятием. Эту икону тоже приписывают Феофану Греку. Тема Преображения была центральной в исихастском учении о том, что духовно просветленные люди даже на земле способны стать проводниками божественного света и превращаться в (а также и создавать) некое подобие небесной красоты, способной преобразить уродства обыденной жизни.

Феофан Грек (?). Икона. Преображение Господне. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. XVII: 1—9), икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. На иконе изоб­ражены апостолы, ослепленные ярким светом, исходящим от фигуры явившегося им Христа в ярких белых ризах на горе Фавор. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз. Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или опре­деленному событию священной истории, мы видим спускающихся с горы святых, по обеим сторонам от Христа - предстоящих пророков Илию и Моисея, к которым он обращается, а в верхних углах иконы - ангелов в облаках, указыва­ющих им путь.

Православные христиане полагают, что все основные доктрины вероучения определены первыми семью Вселенскими соборами. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первоздан­ном виде, исполнив его божественной красотой». Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных сла­вян, когда в X веке они, отправившись по свету искать себе подходящую религию, попали в Константинополь: «Мы не пони­мали, где находимся — на небесах или на земле. Ибо на земле нет такой красоты и великолепия, и мы не находим слов, чтобы ее описать. Мы знаем лишь, что Господь пребывает среди этих лю­дей и что их молитвы прекраснее молитв иных народов. И мы не в силах позабыть эту красоту».

 

Помимо росписи храмов Феофан украшал миниатюрами рукописные книги и сыскал на этом поприще великую славу. Епифаний называет его «книги изографом нарочитым», то есть лучшим среди книжных художников своего времени.

Феофан Грек (?). Инициал «В» из Евангелия Федора Кошки. Конец   XIV в.

Именно книжная миниатюра, изображающая храм Святой Софии в Константинополе, исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому. Эту миниатюру, по словам Епифания, перерисовывали многие русские художники и великую получали от этого пользу для своего художества. И сам Епифаний, будучи также живописцем, последовал их примеру: повторил феофановский образец в четырех миниатюрах, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека.

Феофан Грек (?). Инициалы из Евангелия Федора Кошки. Конец   XIV в. Источник изображения: http://www.viewmap.org/kulikovskaya-bitva

Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). В Евангелии Кошки нет миниатюр, но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством; исследователи находят им аналогии в греческих и греко-итальянских рукописях XIV столетия.

( На сайте http://www.pravenc.ru/text/180925.html «Православная энциклопедия» имеются следующие сведения: Многочисленные орнаментальные и фигурные буквицы образуют взаимосвязанные серии. Ансамблевый подход особенно заметен при рассмотрении зооморфных стилизованных инициалов - они делятся на циклы змей, драконов, птиц, соотносящихся с комментариями свт. Василия Великого к кн. Бытие. Виртуозность исполнения инициалов в наибольшей степени ассоциируется с творчеством Феофана Грека. Однако обновление Е. Ф. К. приходится на период, когда художник уже покинул Москву или скончался после 1405 г. Документы почти не сохранили имен мастеров (кроме преподобных Даниила и Андрея Рублёва), работавших в Москве в период создания Е. Ф. К.)

  Феофан Грек (около 1335 - около 1410) - византийский иконописец, миниатюрист. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве. В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы. Из всего им написанного сохранилось то, что создано на русской почве: роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, вероятно, иконы иконостаса Благовещенского собора. Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как «преславного мудреца, философа зело хитрого, родом грека, книги изографа нарочитого и среди иконописцев отменного живописца».

 Источники:

Биллингтон, Джеймс Х. Лик на доске: живопись Андрея Рублева.// Биллингтон, Джеймс Х. Лики России: Страдание, надежда и созидание в русской культуре./ Джеймс Хэдли Биллингтон; пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2001. – 248 с.

Щенникова Л. «Среди иконописцев отменный живописец». Феофан Грек: творчество и судьба./ Людмила Щенникова.// Родина. - 2000. - №4. - с.118-121

Журавлева И.А. Благовещенский собор./ Ирина Алексеевна Журавлева. – М.: Художник и книга, 20012. – 56 с. – (Московский кремль)

Осетров Е.И. Мое открытие Москвы: Рассказы о столице./ Евгений Иванович Осетров – 2-е изд. – М.: Детская литература, 1985. – 351 с.

http://www.litmir.net/br/?b=92979&p=31 - Языкова Ирина Константиновна - Книга: "Богословие иконы" - Страница 31   на сайте ЛитМир - Электронная Библиотека

http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&chap=8&ch_l2=7#pic90-4 – здесь книга Лазарева В. Н. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...