пятница, 23 октября 2020 г.

И эта нежность, мерцающая светом красоты…

Россика. Российские портреты французского художника.
Жан Луи Вуаль (1744 — после 1802 г.).

В 1919 году в Эрмитаж поступил пленительный портрет девочки в костюме второй половины 18 века. Она была изображена в рединготе с изящным воротником и большими пуговицами; милое, еще очень детское личико обрамляла громадная шляпа с лентой по тулье и букетом цветов. Портрет принадлежал к числу произведений высокого живописного качества.

Жан Луи Вуаль. Портрет девочки в шляпе. Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Янис Порук (1871-1911) (Перевод с латышского В. Брюсова)
***

Твоя душа полна неслышным, тихим счастьем,
Им на твое лицо наложена печать;
Прекрасное, оно на всех глядит с участьем,
Струя вокруг себя святую благодать…

Исследователи не случайно называли этого художника неудачником. Действительно, так случилось, что многие его картины по какой-то нелепой случайности попали либо в разряд неизвестных, либо приписывались другим авторам. К счастью на этот раз Жан Луи Вуалю повезло: было не только установлено его авторство, но и по достоинству оценена сама работа "Портрет девочки в шляпе» и сегодня считается одним из лучших поэтических портретов даже такого большого собрания, как Государственный Эрмитаж.

Жан Луи Вуаль. Портрет девочки в шляпе. Деталь картины

В 1919 году в Ленинградский Эрмитаж поступил портрет девочки, имени которой никто не знал. Автор полотна также не был установлен. А между тем мастерство, с которым было написано очаровательное юное личико, пушистые светлые волосы, выбивающиеся из-под широкополой шляпы с цветами, прозрачный воротник, контрастирующий с плотным синим рединготом, свидетельствовали, что это произведение высокоталантливо.

Естественно, многие сотрудники музея, заинтересовавшись портретом, занялись его атрибуцией, иными словами, установлением автора картины, времени и места ее создания. В конце концов, было выяснено имя автора — Жан Луи Вуаль (1744 — после 1802 г.).

Интерес к «Портрету девочки в шляпе» со временем не угас: в 1956 году он экспонировался в Москве на выставке французского искусства, в 1965 году — в Бордо среди шедевров Эрмитажа и, наконец, в 1966 году — в Лувре. Портрет «сделал карьеру», став широко известным всему миру.

Атрибуцией портрета занималась известный знаток французского искусства XVIII века, научный сотрудник Эрмитажа И.С. Немилова. Путем сравнительного анализа ей удалось доказать, что на портрете изображена Екатерина Александровна Строганова, одна из сестер знаменитого в свое время красавца — Григория Строганова.

Как известно, атрибуция любого портрета — дело насколько нелегкое, настолько и увлекательное. Здесь нельзя опустить ничего, ни одной мелочи. Немалое значение, естественно, имеют и профессионализм, разносторонность исследователя, а также его интуиция. Начала Немилова свою работу с просмотра каталога выставки французского искусства в Лондоне (1968 г.). Там была помещена репродукция портрета работы Э. Виже-Лебрен, на котором была изображена та же девочка, что и у Вуаля. Но в аннотации к этой работе говорилось, что владелец картины — князь Павел Югославский, что портрет ранее находился в собрании Демидовых. Указывалось также, что на портрете изображена не Екатерина, а Елизавета Строганова, в замужестве Демидова. Но так ли это? Немилова ведь думала иначе.

Жан Луи Вуаль. Портрет девочки в шляпе. Деталь картины

Чтобы окончательно рассеять все сомнения, она постаралась найти у Виже-Лебрен, которая, как известно, оставила после себя, кроме картин, еще и мемуары, сведения об этом портрете. И нашла! Художница сообщала, что писала Елизавету Строганову, когда та стала уже супругой Николая Демидова. Иными словами, не юную девочку, а вполне взрослую светскую даму

Затем Немилова обратилась к так называемой иконографической экспертизе. Сравнила два опубликованных портрета Елизаветы Демидовой. Один принадлежал Ж.-Д. Грезу, другой — это была миниатюра — выполнен А. Риттом. Оба изображения ничем не напоминали «Девочку в шляпе». Не совпадали ни цвет волос, ни черты лица.

Оставалось теперь познакомиться с кругом людей, портретируемых Вуалем, изучить его манеру живописи. Кроме того, было известно, что Вуаль являлся как бы «собственным художником» семьи Строгановых. К 1780 году подросли дети Строгановых, и Вуаль писал их всех — Павла, Григория, Екатерину. Елизавету Вуаль писать не мог, так как в то время она была еще в пеленках. Сопоставив портрет Вуаля со всеми названными портретами, была установлена полная схожесть «Девочки в шляпе» с известным портретом Екатерины, написанным в то время, когда она уже считалась невестой Ивана Александровича Нарышкина, то есть в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. Скорей всего, Вуаль специально в честь предстоящей свадьбы и создал этот второй портрет.

Оба портрета Екатерины Строгановой художник не раз повторял для родственников, как в ту пору было принято. Один из этих написанных Вуалем портретов оказался у младшей из сестер, Елизаветы, на вилле Демидовых неподалеку от Флоренции. Потомки же, видимо, перепутав имена сестер, назвали изображенную на портрете девушку Елизаветой. Отсюда и ошибка в английском каталоге. Объяснить, почему в каталоге вместо подлинного автора портрета — Вуаля — названо имя Виже-Лебрен, нетрудно. Обычно при составлении каталогов пользуются сведениями, полученными от владельца портрета, не затрудняясь дополнительной проверкой, которая к тому же грозит осложнить отношения с заказчиком, за счет которого и издается каталог.

Вуаль Жан Луи. Портрет Зубовой https://www.liveinternet.ru/users/valniko77/post397481889

Вуаль — ученик художников Друэ — отца и сына. И все-таки в большей степени он испытывал влияние Друэ-сына. написавшего в 1760-х годах ряд превосходных портретов русской знати. Скорей всего он и рекомендовал своего ученика в Россию.

С 1770 по 1793 год Вуаль, живя в Петербурге, написал свои лучшие портреты. Работал он больше всего при так называемом Малом дворе. Писал наследника престола Павла Петровича, его жену Марию Федоровну и их старших детей Портреты были высоко оценены, и в 1780 году их автора удостоили звания придворного художника Ему охотно заказывают свои изображения знатнейшие фамилии России — Строгановы, Демидовы. Куракины.

Жан-Луи Вуаль. Портрет великой княгини Марии Федоровн". 1791–1793. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств http://artmuseum.kaluga.ru/dosug/dosug_exp/dosug_exp_vir/virt_100/dosug_exp_100_22

В собрании Калужского музея находится авторское повторение портрета великой княгини Марии Федоровны (1759 – 1828), второй супруги Павла Петровича, выполненное в 1791–1793 годах, с оригинала 1791 года, который в настоящее время находится в Павловском дворце-музее.

Его портретам этого период присуща своеобразная трактовка лиц с лапидарной, крепко, вылепленной и несколько уплощенной пластикой. Все его портреты исполнены в сдержанной, благородной живописной манере, им свойственна монохромная серебристая цветовая гамма.

Жан-Луи Вуаль. Портрет Анны Лопухиной-Гагариной, https://www.liveinternet.ru/users/valniko77/post397481889

К сожалению, не найдено ни одного автопортрета художника. Поэтому невозможно представить, как он выглядел.

Зато благодаря его творчеству мы знаем, как выглядели самые именитые люди России конца 18 века.

Портреты, написанные Вуалем, сохранили для нас облик людей, оставивших свой след в истории. Портреты еще несколько статичны, как у многих представителей академической живописи 18 века, но лица уже живые, глаза, мимика, игра эмоций уже видны. Такие живописцы, как Вуаль, перебрасывали мостик от тяжеловесного портрета уходящей эпохи к традициям романтизма и реализма наступающего 19 века. И сейчас трудно найти иллюстрированную книгу по истории России, в которой не были бы представлены портреты его кисти.

Успех успехом в России, а тоска по родине, по "милой Франции", не оставляет художника, открыто выражающего свои революционные симпатии

В 1793 году, вскоре после победы революции, он возвращается во Францию.

Спустя два года Вуаль выставляет в Парижском салоне несколько портретов и в том числе портрет жены гравера Ж -Б. Лиенара.

Художник, которому всю жизнь приходилось писать царствующих особ и их приближенных, на этот раз изобразил представительницу победившего во Французской революции третьего сословия. Любопытно, что в Парижском салоне «встретились» портреты женщин из народа: собранная, гневная, готовая к борьбе «Зеленщица» прославленного художника революции Давида и симпатичная, добродушная госпожа Лиенар, мать многочисленного семейства, работы Вуаля.

Портрет г-жи Лиенар — единственное произведение Вуаля, оказавшееся во Франции. С 1873 года эта работа хранится в музее города Лилля и часто воспроизводится в книгах, посвященных французскому искусству.

Вуаль Жан Луи Великая княгина Елена Павловна в детстве. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. https://www.liveinternet.ru/users/tanai1956/post164057200

Свои основные произведения Вуаль создал в России, естественно, не предполагая, что они разбредутся по свету, к тому же под чужими именами. В Эрмитаже среди одиннадцати портретов Вуаля находятся два с изображением Александра I. Один создан перед отъездом художника из Петербурга в 1792 году, другой датируется 1802 годом. Благодаря этой второй дате и стало известно, что Вуаль возвращался в Петербург. После завершения портрета молодого императора художник писал ему 9 августа 1802 года, что собирается покинуть Россию и готов служить ему в качестве комиссионера во всех делах, относящихся к изящным искусствам и литературе...

С тех пор больше никаких сведений о художнике не обнаружено. Очевидно, вcкоре он скончался, тем более что о Вуале говорили всегда: «Скромен, беден и слабого здоровья».

 

Источники:

https://bellezza-storia.livejournal.com/291311.html

http://artmuseum.kaluga.ru/dosug/dosug_exp/dosug_exp_vir/virt_100/dosug_exp_100_22

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...