воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Рождество Пресвятой Богородицы – Божье чудо

Рождество Пресвятой Богородицы – Божье чудо
«Придите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин, радостно прославим день рождения Всемирной Радости...
О, блаженная чета, Иоаким и Анна! Вся тварь обязана вам благодарностью. Через вас она принесла Творцу дар всех даров драгоценнейший — Чистую Матерь, единую достойную Творца». (Преподобный Иоанн Дамаскин)
Автор текста: Погожев Евгений Николаевич (1870 – 1931 гг.)
(Автор - русский публицист и духовный писатель, подписывавшийся псевдонимом Е. Поселянин; автор книг, статей и очерков православного характера, принял мученическую кончину, расстрелян большевиками. В 1981 году канонизирован в лике мученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских)
БОГОМАТЕРЬ
(отрывок)
Икона. Святые и праведные Иоаким и Анна.
Источник изображения http://zachatevmon.ru/?p=8228
Появление Девы Марии исподволь готовилось Божественным Промыслом. Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, всё духовно совершеннее становилась природа, пока, наконец, благословенная чета, Иоаким и Анна, явились той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудный всход, как Пресвятая Дева Мария.

В трёх днях пути от Иерусалима лежал городок Назарет, где жили Иоаким и Анна... Происходили они из царственного рода Давида, потомки которого в то время смешались в общем множестве народа, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, и Иоаким владел многочисленными стадами. Отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным... Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе, омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.
В один из великих праздников Иоаким пришёл со своими соплеменниками в Иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. Но здесь случился человек, который стал говорить уничижительно о его бездетном браке. Тут, в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, пред жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своего недостоинства. В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слёз». Он утешал себя тем, что, быть может, пример его не единственный, и, в надежде найти благочестивого бесчадного мужа, он из храма пошёл осматривать родословные таблицы двенадцати колен. Но таблицы сказали ему, что все благочестивые люди имели потомство, и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы.
Сердце его было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился исполнить закон? За что же такая судьба и такое поношение? Сорок дней он провёл в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израилев не посетит его Своею милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам. Весть о печальном событии в Иерусалиме дошла в Назарет до Анны. Она тосковала ещё более, чем её муж, считая себя причиною всего происшедшего, и, как муж её, горячо молила Бога, чтобы он разрешил её неплодие.
Как-то, копаясь в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг её в ещё большее уныние. «Одна я, — говорила она, — мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бесчадна, как степь безводная... Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услыши же и меня, и я принесу рождённое от меня в дар Тебе, и да благословится в нём Твоё милосердие!»
Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила она её, как предстал пред нею Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана... слёзы твои упали пред престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради неё благословятся все роды земные. Чрез неё дастся спасение все­му миру, и наречётся она Марией».
Анна тут же дала обещание: если у неё будет дитя, отдать его на служение Богу, и прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и по­вторить там свой обет.
Между тем Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашею общею радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдёшь твою жену, которой я уже возвестил эту радость».
Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении Ангела и вместе принесли в храм жертву.
9 декабря Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анною, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет.
Хотя Иоаким и Анна не выделялись внешним значением своим, Пресвятая Дева имела за собой длинный ряд предков, восходивший в отдалённые века, и среди них были имена патриархов, первосвященников из царей Иудейских.
Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Её на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделало семь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что дочь её не будет ходить по земле, пока она Её не введёт во храм Господень.
Когда Божественной Отроковице исполнилось 3 года, родители привели ее в храм, как дар, обещанный ими Богу. Спустя несколько лет св. Иоаким преставился, будучи 80 лет. Св. Анна переселилась в Иерусалим и жила там близ Пречистой своей Дочери. Спустя 2 года и она отошла ко Господу.
«Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радост­ное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотью; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непости­жимое...
Да будет ныне единое, общее торжество и на небе, и на земле...
Ныне начинается восстановление природы нашей, и обвет­шавший мир, принимая богоприличное образование, получает на­чало второго Божественного творения». (Преподобный Андрей Критский)

Святитель Иоанн (Максимович)
ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ
(в сокращении)
…Из Предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причём Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна — из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды они оба в горести души возносили Богу молитвы: Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая своё бесплодство, — тогда явился Ангел и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить своё дитя Богу.
Через девять месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в Иерусалимский храм малую Марию, Которая Сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Её первосвященником, по откровению Божию, введена была во Святая Святых... Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святая Святых, что можно сказать, жила в нём. Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайной чистоты жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли...
Чтобы ничто не отвлекало Её от молитвы и внимания к Себе, Мария дала Богу обет безбрачия, чтобы всю Свою жизнь угождать лишь Ему.
Обручённая старцу Иосифу, когда Её годы не позволили Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Неё Вышнего: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 28-35).
Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. Мария никому не сказала про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии... а по рождении Христовом со множеством Воинства Небесного благовестил пастырям. Пас­тыри, придя поклониться Новорождённому, сказали, что слышали о Нём.
Естественные чувства заставляли Её заботиться о Нём, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей...
Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос, безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась Силою свыше... Просвещённая, Она ещё ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Её Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.
Конец земной жизни Пресвятой Богородицы был началом Её величия. «Преукрашенная Божественною Славою», Она стоит, будет стоять и в день Страшного суда и в будущем веке, одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая. Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за Него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.
Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращенную к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница...
Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и Славней­шая Серафим...

Источник:
Благодатный Покров: Книга для чтения в школе и дома./ Сост. С.М. Шестакова, референт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; Н.В. Загребина. – М.: Изд. Московской Патриархии, 2010. – 344 с. – (Православные праздники детям)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...