пятница, 11 сентября 2020 г.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»



Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
Рассказ о шедевре в деталях
Авторы текста: В.В. Лепахин, Ж.Г. Белик
Иногда приходится слышать что-то вроде упрека в адрес православных: как вы можете праздновать день преставления Богородицы? И праздновать очень торжественно, как великий праздник. К тому же, у вас столько икон, на которых изображается это событие. И огромное количество храмов Успения Богородицы и даже главных кафедральных соборов. Как можно праздновать смерть?
Существует множество разных взглядов на кончину человека. Однако все их можно свести к двум основным. Первый считает смерть абсолютным концом. Далее — только тьма и небытие. К этому примитивному утверждению можно свести все материалистические взгляды.
Икона. Успение Богородицы. Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Другая точка зрения говорит о том, что смерть — это не конец, а начало. Мы празднуем свой день рождения, но почему? По какой причине? Потому что стали на год ближе к смерти? Истинный день рождения человека, — учит христианство, - не дата рождения, а день кончины, поскольку в смерти человек рождается для новой вечной жизни. И он уже никогда не умрет. Если мы заглянем в церковный календарь, то увидим, что день памяти святого — это, как правило, день его блаженной кончины или обретения мощей. Успение — это переход (а переход — это пасха) из этой временной жизни в жизнь вечную. Поэтому мы называем смерть успением. Успение происходит от глагола «спать». Итак, успение — это засыпание. Человек засыпает в этой жизни и просыпается в жизни вечной и для жизни вечной.

Икона. Успение Богородицы. Деталь иконы Ок. 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Икона Успения Пресвятой Богородицы рассказывает о важном событии в жизни Приснодевы и в жизни христианской Церкви. Ее композицию можно разделить на три уровня. На первом, нижнем, мы видим Богородицу на смертном ложе, вокруг Нее — апостолы и епископы. Поднимаем глаза и видим второй уровень. Здесь главное место занимает Сын Божий, Который называл Себя Сыном Человеческим. Господь Иисус Христос сошел на землю, чтобы принять в объятия душу Своей Матери. Мы смотрим выше и видим опять апостолов. На этот раз они изображены летящими на облаках. В самом центре между ними — Богородица. Она сидит на престоле в разноцветном сиянии в виде круга — мандорле. Ангелы поднимают Богородицу в Царство Небесное, которое уже открыло перед Ней свои врата. Так православная иконография изображает событие Успения Богородицы.
Но кроме буквального в иконе всегда есть и скрытый символический смысл. В данном случае икона нам рассказывает также о том, что есть смерть с православной точки зрения. Итак, первый уровень говорит о том, что все люди смертны; тело их остается на земле и в земле. Второй повествует о том, что при сотворении Бог вложил в человека бессмертную душу. Тело остается в земле, а душа идет к Богу. А третий свидетельствует о том, что все мы воскреснем для вечной жизни в Царстве Небесном. Икона рассказывает нам не только о единичном событии Успения Богородицы, но и о том, что такое смерть христианина. И, конечно, если смерть — лишь встреча с Богом и начало вечной жизни, то это праздник!
Внутренний вид Успенского собора Московского кремля. https://yamoscow.ru/dostoprimechatelnosti/uspenskij-sobor/?contest=photo-detail&photo_id=757
Представленная икона находится в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля. По христианской традиции, свято хранимой в наше время, расположение икон в рядах иконостаса следует определенной программе. Центр местного (нижнего) ряда — царские врата, слева и справа от которых расположены иконы Божией Матери и Спасителя. Справа от иконы Иисуса Христа, если смотреть лицом к иконостасу, расположена храмовая икона — на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящена церковь. Храмовый образ Успенского собора Московского Кремля — икона Успения Богородицы.
Иконостас. Успенского собора Московского кремля. https://yamoscow.ru/wp-content/uploads/2020/05/ikonostas-uspenskogo-sobora.jpg
По композиции икона Успения из Московского Кремля немного растянута по горизонтали, поэтому смысловой сюжетный центр сместился чуть ниже, и новый ракурс наполнил традиционную композицию новым звучанием. Апостолы прощаются с Богородицей, иерусалимские жены оплакивают разлуку с Ней, безмолвные святители замерли в молитве... Художник вводит в сцену прощания целый сонм ангелов, которые не только парят в небе, а стоят посреди апостолов, расширяя пространство иконы присутствием мира невидимого, духовного. Святители прощаются с Приснодевой, но их позы воспринимаются как деисусные — они предстоят пришедшему за душой Матери Господу Иисусу Христу, словно на литургии.
Ангел несет в облаке апостола. Деталь иконы «Успение Богородицы». Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Сюжет «облачного Успения» с принесением апостолов к одру умирающей Богородицы усложнен. Ангелы несут в облаках апостолов, которые проповедовали в разных уголках земли. Богородица изъявила желание с ними попрощаться. И ее желание было исполнено чудесным образом.
В сложной композиции повествовательно изложена история Успения. Иконография произведения буквально вобрала в себя все предшествующие достижения в разработке сюжета и дополнила развитие темы новыми деталями и подробностями, что привело к формированию нового извода. Композиция иконы отличается симметричностью и обилием персонажей, которые буквально столпились у смертного ложа Усопшей — апостолы, иерусалимские жены, святители и ангелы, бесплотные небожители стоят посреди живых, подняв руки в жесте принятия благодати. Фигуры поставлены так тесно, что движения кажутся очень сдержанными и почти невозможными. Земной и Небесный миры, живые и воскресшие люди, а также небесные ангелы провожают Деву Марию в Царство Небесное. Они объединены темой общей молитвы, богослужения, богообщения.
Иисус Христос в синей славе. Деталь иконы «Успение Богородицы». Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
За ложем Богоматери, в центре, стоит Иисус Христос в синей славе; Он сошел с небес с сонмом ангелов, чтобы принять душу Своей Матери и вознести ее на Небо. Спаситель обнимает младенца, завернутого в белоснежные пелены — символический образ чистой души Богородицы. Пресвятая Дева, взирая последний раз на Своего Божественного Сына, без всякого телесного страдания, как бы засыпая, предает в Его руки Свою чистую душу. Скорбящие апостолы склонились к телу усопшей Богородицы, глубокой печали вторят их позы и жесты, напряженные эмоциональные взгляды, сдвинутые брови. Слева у изголовья ложа стоит апостол Петр; взмахнув золотым кадилом, он начинает общую молитву.

 Апостол Иоанн склонился к Приснодеве. Деталь иконы «Успение Богородицы». Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Выше него апостол Иоанн склонился к Приснодеве, держась руками за подушечку.
В изножье апостол Павел обнял ноги Пресвятой Девы прикровенными, покрытыми гиматием, руками. Апостолы изображены в традиционных одеждах, но без нимбов.
Справа и слева мастер написал две группы иерусалимских жен, полных святой скорби и неизбывного горя. Богородица научала их доброй и благочестивой жизни, свидетельствовала о Сыне, укрепляла в вере, утешала в несчастьях. Жительницы Святого Града общались с Марией, очень любили Ее и печалились о расставании с Ней. Именно к ним была обращена проповедь апостола Петра по успении Матери Божией. В верхней части иконы показаны небесные события: ангелы приносят апостолов в Иерусалим, а ниже ангелы стоят посреди апостолов. Таким образом, горний и дольний миры соединяется не только в Иисусе Христе Богочеловеке, но и у смертного ложа Богородицы. Вверху посередине, у самой лузги (плавного соединения поля иконы и ее борта), к открытым вратам Рая возносится Пресвятая Дева, окруженная круглой мандорлой голубого и розового цвета.
Вознесение Богородицы. Деталь иконы «Успение Богородицы». Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Образ, созданный мастерской рукой древнего художника, необычайно выразителен, эмоционален. По внутренней напряженности он во многом близок произведениям палеологовского искусства первой половины XV в. Однако, в отличие от греческих произведений этого периода, колорит произведения удивительно сдержан и гармоничен. Звучные тона не противопоставляются друг другу, не контрастируют, а мерно согласуются. Чувство гармонии дополняет размеренный ритм и изящество линий. Иконописец создал образ торжественный, грандиозный, что характерно для мироощущения русской православной культуры XV в., утверждающей идею Божественного заступничества.
Значительность события подчеркивается симметричностью композиции.
Чудо об отсечении рук Афонии. Деталь иконы «Успение Богородицы». Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Стройность и симметрия нарушается небольшими нюансами, в частности, в расположении чуда об отсечении рук Афонии. Вознамерившийся осквернить погребальную процессию, Афония расположен ровно посередине на переднем плане; он протянул свои нечестивые руки к пречистому телу. Как правило, на иконах Успения симметрично ему изображается ангел с мечом — образ возмездия за совершенный грех. Но кремлевская икона иная: ангел расположен справа, за апостолом Павлом, среди святых и ангелов, предстоящих священному ложу. В группе апостолов он выделен динамичной позой и широким замахом руки, держащей меч. А Афония словно с молитвой протягивает покалеченные руки к апостолу Павлу, взирая ему в лицо. Это яркий художественный образ грешного человечества, молящего о милости.
Чертоги Небесного Иерусалима. Деталь иконы «Успение Богородицы». Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Скромные архитектурные кулисы, столь привычные для более древних памятников, на кремлевской иконе заменяют величественные здания с колоннами, украшенными античными капителями. Они находятся в зоне «небесной» и, видимо, символизируют неземные чертоги Небесного Иерусалима. Выразительные жесты всех персонажей не разделяют целостность образа Церкви святых: они ритмически сгармонированы, фигуры всех присутствующих написаны обобщенно, повторяются несколько типов ликов.
В кремлевской иконе рядом с глубоким богословием много искреннего и простодушного: взволнованные румяные лики, приподнятые сдвинутые брови, плачущие глаза с темными подглазными тенями — все это признаки глубокого человеческого горя.
Ничто не нарушает атмосферу молчания, свидетельствующую о полном духовном единении присутствующих, и, чтобы усилить предощущение света, художник намеренно приглушает яркость красочных тонов, создает ощущение сумрака. И наоборот: смертный одр Богородицы — ярко-киноварный; он получает исключительное значение за счет усиления евхаристической символики. Апостолы как бы подходят к Сыну Божию, причащающему их Своим Телом, а смертное ложе Богородицы уподобляется евхаристическому престолу, на котором лежат Святые Дары.
Успенский собор Московского кремля.
http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkqhFHr5YJAh8yoR52yxhe76a
На протяжении столетий Успенский собор был связан с главными событиями истории страны и имел общегосударственное значение. Здесь венчались на царство русские цари и императоры, даже когда столицей стал Санкт-Петербург, избирались церковные первоиерархи; храм служил усыпальницей митрополитов и патриархов и хранил святыни государства — чудотворные иконы и мощи московских святителей. М.Ю. Лермонтов поэтически образно сравнивал Кремль с «державным венцом на челе грозного владыки... Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершаются многие жертвы, достойные отечества... Надо видеть, видеть... надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению».
Кремль -центр жизни любого древнерусского города, тем более кремль столицы — его духовно-политическое ядро, сердце страны. Формирование архитектурно-художественного облика Московского Кремля — задача государственного уровня, каждая эпоха отразилась в кремлевских постройках. Долгое время Успенский собор был кафедральным, то есть главным храмом столицы. В наши дни он носит статус Патриаршего собора, там находится музей, и в тоже время совершаются регулярные богослужения, возглавляемые патриархом.
Успенский собор расположен на соборной площади внутри Московского Кремля. Первый Успенский собор в Кремле был построен при родоначальнике московской ветви Рюриковичей благоверном князе Данииле Александровиче (1261-1303), младшем брате святого благоверного князя Александра Невского. Эту небольшую деревянную церковь разобрали, чтобы в 1326 — 1327 гг. воздвигнуть предшественника существующего собора, который стал первым каменным храмом Москвы. Каменный собор во имя Успения Божией Матери был воздвигнут по благословению святителя Петра, перенесшего первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву.
Крестный ход в Московском Кремле. Гравюра. ХVI в.
Благодаря этому Москва — первоначально центр небольшого княжества — стала духовной столицей страны, преемницей Владимира и Киева. Москва развивалась и благоустраивалась, и ко времени княжения Ивана III храм был уже слишком мал для кафедрального собора столицы крепнущего московского государства. Задумав переустройство города, князь сначала поручил строительство собора русским зодчим Кривцову и Мышкину, но доведенная до сводов постройка рухнула во время землетрясения в Москве 20 мая 1474 г. Тогда Иван III пригласил итальянского архитектора из Болоньи Аристотеля Фиораванти, который воздвиг существующий до наших дней храм. Это самое древнее каменное здание Москвы, полностью сохранившее свой архитектурный облик.
Архитектор прибыл на Русь в марте 1575 г. со своим сыном Андреа и молодым помощником Пьетро. В то время прославленному болонскому зодчему было около 60 лет, но преклонный возраст не помешал создать столь значительный шедевр церковной архитектуры. Технические идеи, предложенные итальянцами и воплотившиеся в строительстве Успенского собора, такие как применение густого связующего раствора, сочетание белого камня с кирпичом, подъемные механизмы, небольшая толщина сводов в один кирпич, железные связи, более удобная форма кирпича, новые методы кладки вошли в практику русских зодчих и повторялись в последующих строениях.
В создании архитектурного облика Аристотель Фиораванти, выполняя желание князя, ориентировался на Успенский собор города Владимира. Новый московский храм — шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный — соединил в себе глубоко национальные черты и достижения итальянской архитектурной школы эпохи раннего Возрождения. Успенский собор производил грандиозное и торжественное впечатление на своих современников; он был освящен 12 августа 1479 г. митрополитом Геронтием.
Икона Успения Богородицы из Успенского собора была написана к освящению собора. Широкое почитание иконы и ее местонахождение в Успенском соборе, предшественник которого был построен стараниями святителя Петра, породили легенду о ее написании самим святителем Петром, который, как известно, был иконописцем и написал Петровскую икону Божией Матери, хранившуюся в соборе и, вероятно, несколько других чтимых образов. Исследования опровергли легенду и определили, что икона Успения все-таки была написана позже, около 1479 г.


Источники:
ЛЕПАХИН В.В., БЕЛИК Ж.Г. Успение Пресвятой Богородицы./ Валерий Владимирович Лепахин, Жанна Григорьевна Белик — СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – («Русская икона: образы и символы». Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений)
Успение Пресвятой Богородицы — праздник не смерти, а обновления всей человеческой природы. Божия Матерь вслед за Своим Сыном Иисусом Христом пережила смерть, но не увидела тления. Не только Ее душа, но и Ее тело было принято в Небесные обители. Свидетели события — Небесные силы и апостолы Христовы — увидели кончину и прославление первого человека, Который во всем уподобился Ииcycy и последовал по Его стопам. Праздник Успения любим русским пародом. Следы этой любви - в богословии и богослужении, в названиях храмов и монастырей и, наконец, в иконописи. Том из серии «Русская икона: образы и символы» рассказывает об иконографии Успения, ее духовном смысле и исторических метаморфозах. Погружению в мир древнерусской иконописи помогут прекрасные иллюстрации и текст, написанный крупнейшим историком и исследователем русского искусства В.В. Лепахиным и специалистом по древнерусской иконописи Ж.Г. Белик. Книга увлечет всех — как серьезных знатоков, так и тех, кто только начинает свое знакомство с древней отчественной культурой. Она станет незаменимым пособием для преподавателей и учащихся художе­ственных школ, на уроках по истории религии и основам православной культуры.

https://yamoscow.ru/dostoprimechatelnosti/uspenskij-sobor/?contest=photo-detail&photo_id=757 Здесь подробно об Успеском соборе Московского кремля

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...