четверг, 10 сентября 2020 г.

Сибирский Шаляпин



Леонид Михайлович Харитонов (1933 – 2017 гг.),
«Сибирский Шаляпин»
Леонид Михайлович Харитонов, народный артист России, обладатель уникального баса, который не спутаешь ни с чьим другим. Мощный, роскошный, сочный, густой и мягкий тембр, неповторимые интонации и модуляции. Леонид Харитонов, обладая прекрасным голосом, демонстрировал высокое актёрское мастерство. Каждая его песня как маленький моноспектакль. Певец стремился донести до слушателя смысл музыкального произведения, создать музыкальный образ.
Леонид Михайлович Харитонов. http://russian-retro.com/upload/video/images/big
Имя Харитонова известно далеко за пределами нашей страны. Его не раз в шутку называли «сибирским Шаляпиным». Ведь где бы ни бывал Леонид Михайлович, он неизменно подчёркивал, что родился в Сибири, совсем недалеко от Байкала. Он говорил: «Иркутяне мои все братья, сестры… Начиная от Губернатора, и заканчивая всеми рабочими и крестьянами, которые там есть, передайте, что я всех очень люблю…»

Леонид Михайлович Харитонов. https://yt3.ggpht.com
У него было тяжелое детство. Харитонов рассказывал:
«…отца у меня не было, он умер, когда мне было 8 месяцев. А мать  неграмотная, таежная, лесосплавщица. Потом, когда я только перебрался в Ансамбль, мне тут же дали квартиру, Александров пожалел меня, хотя было очень сложно, я тут же ее вызвал в Москву. Так она в Москве и умерла, я ее похоронил на Ваганьковском кладбище».
В 1953 году Леонид Харитонов был зачислен в Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии. В 1965 году он стал солистом прославленного коллектива. Первой вещью, которую Харитонов исполнил с ансамблем как солист, была русская народная песня «Есть на Волге утёс»
Леонид Михайлович Харитонов. https://i.ytimg.com/vi/D-e2b0Pfndk/maxresdefault.jpg
Во время парижских гастролей александровского коллектива одна из французских газет писала: «Среди солистов особенно хотелось бы отметить Леонида Харитонова, голос которого достигает порой чарующей глубины…»
«Его голос рокочет, как водопад», — писала о Леониде Харитонове миланская газета. «Напрасно Мирей Матье согласилась петь вместе с этим «сибирским медведем»: когда тот рявкнул, с нашей птички слетели все перышки», — восторгалась французская пресса.
Связи с земляками певец сохранял на протяжении всей жизни. Став известным певцом, Харитонов не раз приезжал на гастроли в Иркутск и говорил: «Я Вам скажу такую вещь: я проживаю в Москве с 1952 года, но москвичом себя не считаю. Я как был Иркутянин, так Иркутянином и остался. Для меня Иркутск – это отец, который родил меня в искусстве. Меня Иркутск подобрал, можно сказать, с улицы и сразу в профессиональные певцы».
Леонид Михайлович Харитонов. https://текстыпесни.рф/uploads/images/haritonov
Ему рукоплескали в Англии и Франции. Им восхищались в Америке и Италии. Его голосу и самобытности завидовали даже очень одаренные певцы. Много раз Леонида Харитонова, уроженца Иркутской области, пытались переманить жить за границу. Но Леонид Михайлович отвечал на такие предложения просто: "Я родился в России. Я живу в России. И умру тоже в России".
Леонид Михайлович Харитонов – человек глубоко верующий. Артист шутил: «Душа все время поет! Я просыпаюсь ночью и пою, сам обращаюсь к Душе и к Богу, говорю: Ребята, дайте мне поспать».
Когда ему едва перевалило за 60, прихватило у певца сердце, он сильно болел и какое-то время вообще не выступал. Видно, пришло время серьезно подумать о смысле жизни. Харитонов вступил в Православное российское общество, стал членом совета. И понял, как глубока в нем вера в Бога. Он всегда сострадал своему сибирскому крестьянину, которого лишили духовной опоры, разрушили храмы.
Свято-Никольский храм в селе Голуметь Иркутской области, https://zen.yandex.ru/media/id/5dc4179d23bf48bc6d3affd2/neschastlivaia-sudba-cerkvei-i-hramov
На въезде в Голуметь, на взгорке, стоит Свято-Никольский храм. Он виден из любого конца большого села — монументальный, каменный, величественный. Возводили его в начале прошлого века из камня и кирпича, кладку стен для прочности скрепляли яичными желтками.
Храм вырос небывалой красы — в пять куполов и три престола: белоснежный, теплый, уютный, с прекрасной акустикой. Композиция ее монументально торжественна и выполнена в русско-византийском стиле, характерном для второй половины 19 века.
Освящен был 20 января 1914 года. Но недолго радовались прихожане. Большевистские антирелигиозные убеждения не обошли Голуметь стороной. В 1935 году постановлением Черемховского городского совета церковь Святителя Николая Чудотворца закрыли. Сначала в ней устроили склад Заготзерна, потом решили снести все венчающие части и устроить кинотеатр. Документы уже оформили, но какая-то случайность спасла храм от гибели. В последние годы СССР он служил загоном для скота.
С чем сравнить Свято-Никольский храм? По красоте он под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола — Николы-угодника, Покрова и Троицы, — пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Писал иконы и устроил иконостас иркутский мастер Ф.Г. Долгов. Ко дню освящения, 20 января 1914 года, в приходе было 4540(!) человек.
Храм в селе Голуметь Иркутской области, где родился знаменитый певец http://cher.irkobl.ru/events/detail.php?special_version=Y&ID=70526
Благодаря Леониду Харитонову началось восстановление Никольского храма в селе Голуметь, где он родился. Храм, был  разрушен большевиками. В качестве помощи на восстановление Леонид Михайлович регулярно давал благотворительные концерты, а сборы от выступлений пересылал в родное село. Он говорит: "Я приехал увидеть родные улицы, дома, подышать воздухом родины. В Москве мне этого очень не хватает, я так и не стал москвичом».
Это не единственная заслуга Леонида Харитонова.
С его помощью в Свято-Никольский храм Голумети была возвращена икона святителя Николая Чудотворца, вынужденно покинувшая его 70 лет назад. Икону обнаружила мать Леонида Михайловича у своей сестры. Лик был очень старым, краска облупилась.
Икона святителя Николая Чудотворца из голуметьевского храма
http://www.leonidharitonov.ru/articles/religion/chudotvorec-vernulsya-domoj/#more-27
Старинная икона в человеческий рост украшала голуметьевский иконостас в 1914 году. В 1934 году в Приангарье стали громить церковь, эта участь не обошла и Голуметь. Три дня вывозили из нее церковное имущество. Церковная прихожанка Марфа Иванова, тетка известного певца Леонида Харитонова, увезла в село Нижняя Иреть три иконы, в том числе икону святителя Николая Чудотворца. Через 30 лет ее сын Виктор нашел икону и пытался сделать из нее стол. «Николай Чудотворец» долгое время даже «служил» ковриком под ноги. Потом был продан соседу за бутылку водки.
Спустя несколько лет из Москвы приехала мать Леонида Харитонова, ей и передали редкую икону. 30 лет иконописный лик пробыл в Москве.
В Москве Харитонов договорился с лучшим реставратором икон — Андреем Вохмятиным. Тот согласился отреставрировать икону, но категорически отказался брать за работу деньги. Леонид Михайлович оплатил лишь расходы на краску и кисти. А потом новенький лик Николая Чудотворца отправил туда, где ему и положено быть, — в Свято-Никольский храм в Голуметь.
Народный артист России Харитонов верил, что икона принесет исцеление многим больным людям и также всему селу, переживающему непростое время.
Кроме этого на свои средства он приобрел позолоченную церковную утварь и выслал посылкой отцу Дмитрию. Теперь служба там проходит при сверкающем семисвечнике и есть Библия в золоченом переплете и прочие предметы обряда, это его подарок.
Митрополи́т Вади́м (в миру Влади́мир Анато́льевич Лазе́бный), род. 14 октября 1954
https://vestiirk.ru/upload/iblock/292/pv1.jpg
Из письма Архиепископа Иркутского и Ангарского Владыки Вадима, адресованного Леониду Харитонову: «Уважаемый Леонид Михайлович, с большим теплом и благодарностью вспоминаем Ваши концерты в рамках проводимых в Иркутске дней русской духовности и культуры «Сияние России». Каким наслаждением слушателям были исполняемые Вашим прекрасным голосом незабываемые произведения. В них действительно торжество русского духа. Признаюсь, очень часто, особенно когда езжу в автомашине, слушаю, записанные на кассете Ваши песни, они волнуют, радуют и вдохновляют. И мы благодарны Господу, что благоволили произрасти великому дарованию на нашей Сибирской земле. Со своей стороны признателен Вам, уважаемый Леонид Михайлович, и за Ваш вклад в дело возрождение Никольского Храма в селе Голуметь — Вашей малой родине».
Леонид Михайлович открыто делился своими мыслями:
«Чем больше живу, тем больше верю, что Бог есть. Господь Бог готовил меня быть чистым, провел через беспризорничество, голод, нищету. Но никогда я никого не обижал, не обманывал, долги не делал. Артист на сцене раскрыт перед зрителем-слушателем. Если человек мелочный, с грязной душой, слушатель это видит и чувствует. Я на сцене не просто камерный исполнитель нотной партитуры. Проживаю на сцене каждый романс, народную ли песню или арию из оперы. К этому меня привел господь Бог. Он устроил в человеке все так, чтобы тот научился понимать и отличать хорошее от плохого».
Железнодорожный вокзал города Иркутска. https://s.go38.ru/section/newsInternalIcon/upload/images/news/icon/000/050/109/8_5bece4544b325.jpg
В Сибири, в городе Иркутске открылся дар «сибирского Шаляпина». Здесь Леня учился в иркутском ФЗО №2 (ныне Лицей № 46) на сварщика. Занятия проходили в мастерских на первом этаже, а жили мальчишки в импровизированном общежитии, в комнатах на втором.
Кругом царили разруха и голод. Кормили ребят изо дня в день одним и тем же блюдом — похлебкой. Хотя даже похлебкой варево из мерзлых капустных листьев назвать было сложно. Но за неимением другого радовались и этому.
Леонид Михайлович вспоминает: «Ели пустые щи, чтобы с голоду не умереть… С тех пор прошло уже много лет, а я не то что есть капусту — смотреть на нее не могу».
Он был единственный, кто сдал на 4 разряд – формовщик-литейщик тяжелого машиностроения. 
Певец сам рассказал, как он оказался в Москве:
«Я познакомился на улице (в Иркутске) с Фолькой, я его так называл, поселился у него жить. Его отец играл на тубе и преподавал в педагогическом институте – Борис Эммануилович Буковский. И они меня взяли к себе, потому что я спал на вокзале. И потом Володя Буковский говорит, слушай, у нас конкурс в доме офицеров, спой там чего-нибудь. Я спел. Председателем жюри был Георгий Лазаревич Люрис. Он потащил меня к Либерзону в Филармонию, я там спел, они меня взяли к себе в оперу. Там я спел три партии небольшие, и они меня отправили в Москву. А в Москве меня прослушали в Большом зале Консерватории, Свешников говорит: мы тебя берем, сдавай документы. Я говорю: а какие, он ответил: паспорт и аттестат зрелости. Я говорю: а у меня только 4 класса образования законченных. В общем взяли.
Как певец я произошел от Лемешева, его пластинки слушал бесконечно.
Когда я поступил в Консерваторию, меня начали призвать в армию. И тогда Свешников, чтобы меня не отдавать в армию позвонил Александрову Борису Александровичу, и туда меня отдал. Там я просидел в хоре 12 лет. В 1965 году на 95-летие Ленина выпустили на Правительственный концерт. Я спел «Есть на Волге утес» и мне сразу же дали звание, и я стал солистом хора».
Леонид Михайлович Харитонов
Леонид Михайлович говорил: "Мои жизненные приоритеты я расставил так. На первом месте у меня стоит Иисус Христос. Затем — Шаляпин. На третьем месте — искусство и моя семья. И только потом идет все остальное".
Несмотря на любовь к Шаляпину, подражать своему кумиру Харитонов все же не хотел. В каждом произведении, которое он исполнял, Леонид Михайлович старался найти какие-то свои, харитоновские нотки.
С семьей Шаляпиных артист подружился сразу, как они познакомились. Дочь Шаляпина  подарила Харитонову отцовский рояль. Сейчас он стоит в московской квартире певца и звучит так же великолепно, как и много лет назад.
«Такие люди являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она — внутри, в глубине своей — талантлива и крупна, обаятельна», — писал Горький о Шаляпине. Эти же слова можно в полной мере отнести и к Леониду Михайловичу Харитонову - замечательному певцу от Бога и настоящему русскому человеку.
Леонид Харитонов почти 20 лет пел с академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, потом 26 лет солировал в Московской Государственной Филармонии. Вырастил двоих сыновей. Но по стопам отца никто из них не пошел. Один окончил институт иностранных языков, второй стал экономистом.
Певец похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На его могиле стоит простой деревянный крест…
Могила певца Леонида Михайловича Харитонова
«Что же сегодня может окрылить Россию? Кажется, все чаще мы послушно одеваем короткий поводок мировых стандартов – в образовании, в искусстве, в традициях семейной жизни, в любви, в нравственности. Мы уже не прежние, тревожно становится за страну, но вот вдруг среди суеты современной жизни зазвучит мощный, вольный бас Леонида Харитонова и все тревоги о будущем отечества невольно отступают. Да как, думаешь, укротить натуру русскую, как посадить на короткий поводок мировых стандартов такую мощь духа? Нет! Никак невозможно! Не в прошлом остался голос Леонида Харитонова, этот голос нужен будущему!» (Сазонова Т.М.)

Источники:
http://russian-retro.com/video/14143-haritonov-melnik.html?playlist=373 здесь видео с записями романсов в исполнении Леонида Харитонова

https://www.youtube.com/watch?v=iXBm0Xbi_t8 Народный артист России, русский певец Леонид Харитонов исполняет "Песню Варяжского гостя" из оперы "Садко". Композитор: Н. Римский-Корсаков для голоса (бас) с фортепиано



http://www.leonidharitonov.ru/articles/bio/vremeni-sebe здесь запись радиопередачи с живым голосом Леонида Харитонова и песни в его исполнении

http://творчестве.russian-retro.com/video/18132-haritonov-gori-gori-moya-zvezda1.html?playlist=373 романс в исполнении Л.М. Харитонова «Гори, гори, моя звезда…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...