среда, 19 августа 2020 г.

Мои любимые картины из музея «Лувр»

Мои любимые картины из музея «Лувр»
Лувр – самый знаменитый музей в мире, но это музей не только «Джоконды» Леонардо да Винчи скульптуры Венеры Милосской, это великолепное собрание шедевров разных эпох и стран. Попасть в Лувр с каждым годом становится все труднее. По данным Ассошиэйтед Пресс, Лувр — рекордсмен среди музеев мира по числу посетителей: 8,5 миллиона человек в 2010. У каждой картины есть свои поклонники и почитатели. Ниже представляю подборку картин, на которые отозвалась моя душа. И хочется их представить читателям моего блога. Доброго просмотра!



Филиппо Липпи (1406–1469) Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори) 1437. Дерево, темпера. 208x244. Лувр. Париж
О, Пречистая Матерь Божия,
Не отринь меня, как негожего,
Мать родимую огорчившего,
Материнства свет омрачившего,
Сына черствого, сердцем нищего.
Если мать моя Тебе жалится,
Все кручинится и печалится,
Если жгут ее слезы скрытые,
Огорчения незабытые —
То простить меня помоги Ты ей. (Солодовников Александр)
Филиппо Липпи, художник эпохи Раннего Возрождения, получив монастырское воспитание, принял монашеский обет и создавал религиозные композиции.
Это алтарный образ, заказанный живописцу для капеллы, посвященной Святому Фредиано, в церкви Санто-Спирито во Флоренции. Художник — истинный певец прекрасного. В изображении Мадонны с Младенцем и ангелами небесными он создает прелестные образы, поражающие возвышенной красотой. Ангелы удивительны в своей непосредственности: они задумчиво глядят по сторонам, кто-то из них смотрит на Мадонну, которая, держа на руках божественного Младенца и опустив глаза, подходит к двум коленопреклоненным святым — Фредиано и Августину.
До 1810 алтарь оставался в церкви. В ходе наполеоновских завоеваний он был отправлен во Францию и на родину уже не возвращен. В 1814 работа попала в Лувр.


Симоне Мартини (около 1284–1344) Несение креста 1333. Дерево, темпера. 30x20,5. Лувр. Париж
«Несение креста» — фрагмент алтаря, известного как «Полиптих Орсини». Он посвящен страстям Христа и состоит из шести частей, ныне хранящихся в разных европейских музейных собраниях.
Эту работу мастера сиенской школы Симоне Мартини отличают драматизм и эмоциональный накал, которые художник привнес в традиционный сюжет. На лицах персонажей ясно читаются чувства, обуревающие ими, что было бы немыслимым для византийской манеры письма. Жесты и мимика героев патетичны и немного театральны, однако в этом находит выражение личное отношение художника к изображаемому им событию Священной истории, его сопереживание.

Рафаэль Санти. (1483-1520). Прекрасная садовница. 1507. Дерево, масло. 122 x 80. Лувр. Париж
Рафаэль Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, прожил недолгую жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером.
Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением. Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже. Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером - и растения, и дальние горы, и городские стены, - притягивают внимание зрителя. Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В Его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) Увенчание терновым венцом Около 1542. Дерево, масло. 303x180. Лувр. Париж
Одну из сцен страстей Христа Тициан, величайший мастер эпохи Высокого Возрождения, изобразил на фоне арки под мраморным бюстом императора Тиберия. Коронование терновым венцом в знак того, что Иисус называл себя Царем Иудейским, происходит словно в безмолвном присутствии последнего римского императора, в годы правления которого случилось это событие. Мраморный двойник всеми почитаемого владыки похож на бессильного идола, а Тот, кто может врачевать людские души, унижен, оскорблен и осужден на смерть. Остервенелые и ослепленные ненавистью воины набросились на Него, словно лютые звери, и палками возложили терновый венец. Лик Христа искажен страданием.

Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Молитва перед обедом 1740-е. Холст, масло. 49x38. Лувр. Париж
Жан-Батист Шарден писал превосходные натюрморты и жанровые сценки, посвященные быту простых людей Такой сценкой является картина «Молитва перед обедом», изображающая повседневный, ничем не примечательны сюжет: молодая мать учит своих детей молиться перед вкушением пищи. Для художника дороги и эта благочестива женщина, и ее послушные дети, которых она воспитывает в страхе и любви к Богу. Вся сцена получилась очень тепло и уютной, от полотна веет тихим семейным счастьем и благополучием.

Камиль Коро (1796–1875) Воспоминание о Мортфонтене 1864. Холст, масло. 65x89. Лувр. Париж
Пейзажная живопись Камиля Коро стала предтечей «нового искусства», заявленного импрессионистами. В своих произведениях художник много внимания уделял передаче света и воздуха. Некоторые работы написаны с натуры, что позволяло точнее передать сложную игру света, а некоторые были «сочинены» им или воспроизведены по памяти.
«Воспоминание о Мортфонтене» — самая известная картина, написанная по памяти. Как свидетельствует ее название, чарующий романтический ландшафт, оживленный женской и детскими фигурами, навеян приятными воспоминаниями об одном из прекрасных дней, проведенных в столь живописном месте. Это почти монохромный пейзаж с тихой гладью воды, таящими в тумане очертаниями неясного берега и пленительно трепетной световоздушной средой, погружающей весь пейзаж в легкую золотистую дымку.

Мейндерт Хоббема (1638–1709) Пейзаж с фермой 1662. Холст, масло. 82x103. Лувр. Париж
Мейндерт Хоббема, голландский мастер пейзажной живописи, воспринимал природу как среду существования человека. Его пейзажи всегда обжиты, в них обязательно встречаются различные постройки, домики, мельницы, дороги, исхоженные людьми, или сами люди, занятые своими повседневными делами. Тихая умиротворенная жизнь человека на лоне природы — таков идеал голландского художника. Хоббема не писал дикую, поражающую силой стихии и романтическим драматизмом не освоенную и не покоренную людьми природу.

Ян Вермеер Делфтский (1632–1675) Астроном 1668–1669. Холст, масло. 51,5x45,5. Лувр. Париж
Возможно, для написания этой картины знаменитому голландскому живописцу Вермееру позировал не менее знаменитый ученый и изобретатель микроскопа Антоний ван Левенгук.
Рука астронома касается глобуса небесной сферы. На шкафу стоит десяток книг, висит таблица с тремя нарисованными окружностями, назначение которой в настоящее время не определено. Без книг, карт, астролябии и циркуля невозможно представить ученого того далекого времени. Художник настолько точно прописал детали картины, что воспроизведенная им иллюстрация в раскрытой книге астронома позволила исследователям установить ее название.

Ян ван Эйк (1385/1390-1441) Мадонна канцлера Николя Ролена 1435. Дерево, масло. 66x62. Лувр. Париж
Своим названием картина «Мадонна канцлера Николя Ролена», созданная одним из основоположников Северного Возрождения, фламандским художником Яном ван Эйком, обязана заказчику — бургундскому канцлеру Николасу Ролену. Канцлер является действующим героем композиции: он сидит напротив Девы Марии, а Младенец благословляет его. Прекрасно написано архитектурное окружение, сквозь легкие арочные проемы которого открывается дивный вид на небольшой садик, символизирующий непорочность Богородицы. Пространство убегает вдаль. Пейзаж дает дополнительную характеристику образам: за Роленом виднеются жилые дома, а за Девой Марией — церкви.

Герард Давид (около 1460–1523) Брак в Кане Около 1500–1510. Дерево, масло. 96x128. Лувр. Париж
Картина фламандца Герарда Давида написана на библейский сюжет о первом чуде, сотворенном Христом, однако все ее персонажи изображены в современных художнику костюмах, характерных для его страны, тщательно выписаны детали и аксессуары. Герои произведения имеют портретное сходство с современниками живописца. В композицию включены и заказчики работы, которых мастер изобразил в виде коленопреклоненных фигур. Присутствующие при чудесном превращении воды в вино совершенно спокойны, словно не происходит ничего таинственного и необычного. Таким образом, действие Священной истории перенесено через века и расстояния, разворачивается на родной земле художника.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми Около 1636. Дерево, масло. 113x82. Лувр. Париж
Яркий представитель искусства барокко во фламандской живописи, Питер Пауль Рубенс прославился как мифологическими и религиозными картинами, так и портретами.
На «Портрете Елены Фоурмен с двумя детьми» изображена вторая жена художника, ставшая его последней любовью и приходившаяся родной племянницей его первой супруге. На момент бракосочетания Рубенсу было 53 года, а Елене всего 16. Изображение молодой жены и детей — дочки Клер-Жанны и сына Франсуа — дышит безмятежным счастьем материнства. И мать, и дети полны естественной непринужденности.
Работа осталась неоконченной. По всей видимости, мастер начал писать руки третьего ребенка над сиденьем стула Елены, но по какой-то причине не завершил задуманного.


Якоб Йорданс (1593–1678) Четыре евангелиста Около 1620. Холст, масло. 132,7x118. Лувр. Париж
Якоб Йорданс, художник фламандской школы, работал в бытовом и портретном жанрах, а также жанрах религиозной, исторической и мифологической живописи.
Святые апостолы и евангелисты Марк, Матфей, Лука и Иоанн погружены в изучение текста Библии. Они станут авторами книг Нового Завета, повествующих о земной жизни Иисуса Христа. Фигуры евангелистов занимают практически все пространство картины, глубину которому сообщают их диагональное расположение и просвет далекого голубого неба, виднеющегося за красной завесой.

Альбрехт Дюрер (1471–1528) Автопортрет 1493. Холст, масло. 56,5x44,5. Лувр. Париж
Альбрехт Дюрер стал первым мастером европейского Севера, писавшим автопортреты. До этого в средневековом сознании людей личность художника не считалась столь значимой и достойной изображения. Новая эпоха Ренессанса принесла и осмысление важности творца.
Мастер изобразил себя в легком трехчетвертном повороте к зрителю, эта композиционная схема была найдена им в раннем карандашном автопортрете, созданном еще в юности, в возрасте 13 лет.
Существует предположение, что этот портрет был создан Дюрером в качестве подарка для его невесты. Цветок чертополоха в руке может толковаться как символ верности. Есть и иное мнение, согласно которому надпись в верхней части полотна — «Мои дела определяются сверху», следует рассматривать как девиз художника, верящего в то, что его жизнь предопределена Божьим промыслом. В этом случае «Автопортрет» является «иллюстрацией» его кредо, подкрепляемой вторым значением цветка чертополоха — символа страданий Христа.

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...