вторник, 18 августа 2020 г.

О Фаворском нетварном свете

«Любовь — свет, светлейший всех других добродетелей…»
Из беседы с преподобным Паисием Афонским (Паисием Святогорцем) «О Фаворском свете»:
— Простите меня, отче, за то, что беспокою Вас мирским бестактным вопросом. Мы, миря­не, не можем понять... Позвольте же мне спро­сить. Есть ли сегодня монахи, которые при мо­литве изменяются и созерцают Нетварный Свет?
Он улыбнулся и ответил:
 — Когда перестанет действовать в Церкви Святой Дух, тогда не будут существовать созерцатели Нетварного Света. Святая Гора скрывает великие сокровища, и те, кто отрицают это каким-либо образом, противятся и враждуют с Богом. Во времена святого Афанасия Великого некоторые сомневались в Божественности Христа. В эпоху святого Григория Паламы сомневались в Божественности Нетварных энергий. Сегодня мы впадаем почти в тот же грех: подвергаем сомнению существование обоженных людей, видящих Божественный Свет. И сегодня есть, по благодати Божией, освященные монахи.
Этим благодатным подвижникам обязана своим бытием земля. Они просвещают современный мир, погруженный во мрак греха.

 - Отче, вновь прошу прощения. Вы сказали, что и сегодня на Святой Горе существуют монахи, созерцающие Нетварный Свет. Полагаю, что они много раз видели его. Каждый раз это одно и то же сияние?
 - Можно сказать, что есть духовный свет и свет, который видит человек физическими глазами, когда они предварительно преобразились и получили силу видеть его. Духовный свет — это заповеди, и получает его тот, кто их хранит.  «Светильник ногам моим   —   закон Твой, Господи, и свет стезям моим» (см. Пс. 118,
105).
Заповеди Христовы — «глаголы Жизни Вечной», а не некие этические внешние предписания. Также и добродетели, которые приобретаются в стремлении исполнить заповеди Христовы, — свет. Вера — свет, как и надежда и любовь. Бог — Свет Истинный и «Свет миру». Но имя Бога — Любовь. «Бог Любовь есть». Поэтому мы говорим, что любовь — свет, светлейший всех других добродетелей. Равным образом и покаяние — свет, освещающий душу человека и ведущий его в купель второго крещения, где очищаются глаза от духовной катаракты. Это свет, который получают все христиане, подвизающиеся подвигом добрым, главным образом, те, кто получают очищение от страстей, — естественно, в соответствии с теми усилиями, которые они прилагают. Святой Григорий Богослов говорит: «Где очищение — там просвещение. Без первого не подается второе». В этом смысле следует понимать слова святого Симеона Нового Богослова о том, что, если человек не видит Света в этой жизни, он не увидит его и в другой жизни.
Иногда, после великого очищения и борьбы, но, главным образом, по особой милости Божией некоторые сподобляются видеть Свет физическими глазами, как, например, три ученика на горе Фавор.

Источник:
Архимандрит Иерофей (Влахос). «Одна ночь в пустыне Святой Горы»

А напоследок я скажу…:
13 января 2015 года Священный синод Константинопольской православной церкви после подробного изучения представленных фактов единогласно постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита (Святогорца) с установлением памяти в день его преставления — 12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.).
5 мая того же года Священный синод Русской православной церкви включил преподобного Паисия Святогорца в месяцеслов Русской православной церкви.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...