пятница, 24 июля 2020 г.

Пусть бьют фонтаны...


Пусть бьют фонтаны
          Фонтан «Каменный цветок». Москва. ВДНХ. Автор фото Кочурова Ольга
Нет ничего прихотливее и бесполезнее фонтанов. Их функция — лишь ласкать слух и взор. Идею человек подсмотрел в природе, где, по чьему-то остроумному замечанию, слишком много лишнего и прекрасного. Настолько много, что трудно поверить в случайное совпадение атомов...
В природе выбиваются из-под земли гейзеры, низвергаются со скал водопады, падают с отвесных круч ручьи. В городах и парках по прихоти человека бьют фонтаны. Это фонтаны Версаля и Петергофа, смешной писающий мальчик и замшелая русалка, выдувающая в небольшом сквере струю воды. Это феерические зрелища с цветомузыкой и впечатляющие сооружения на бывшей ВДНХ, окруженные золотыми девушками. И наивная каменная рыбка с открытым ртом, пускающая вверх всю ту же хрустальную струйку, бьющую с хрустальным звоном о чашу покоящейся внизу воды. Хорошо идти мимо и вдруг услышать этот звук...


Красоты французского Версаля
Версаль. Вид на фонтан Нептуна. 1742 г.
В свое время один араб, увидевший фонтаны Версаля, пораженный, воскликнул: «Господь франков дает им на Земле то, что Аллах обещает нам лишь на небе!»
В 1682 году звук воды, бьющейся о воду, только усиленный в миллионы раз по сравнению с дворовым фонтанчиком, услышали приближенные и гости Людовика XIV. Король-Солнце, известный своей склонностью к расточительству и невиданной роскоши, повелел разбить в версальских лесах, где охотился его дедушка, Генрих IV, а папа, Людовик ХШ, выстроил лишь небольшой охотничий домик, Большой дворец. Его так и назвали без затей Большим дворцом — вытянулся он ни много ни мало на пятьсот метров. И одновременно с дворцом, который строил архитектор Л. Лево (позже достраивал знаменитый Ж. Ардуэн Мансар), садовый архитектор, говоря на современный лад, ландшафтный дизайнер, Андре Ленотр создал пространные пейзажные композиции и парки, в которых били великолепные фонтаны. Их скульптурное оформление было задумано как серия аллегорий — естественно, почерпнутых из античных мифов.
Бенуа А.Н. В парке Версаля. Источник изображения http://yablor.ru/blogs/akvarelniy-mir-iskusstva-aleksandra-benua/842100 Здесь же другие произведения русского художника Александра Бенуа
Людовик собрал лучшие умы и таланты Франции, нанял европейских инженеров и мастеров, чтобы перепланировать за несколько лет десять квадратных километров леса и болота и прославить французскую корону на весь свет. А главное, собственное царствование. На протяжении ста пятидесяти лет под неумолчный звук фонтанов в Версале решались судьбы Европы и мира, отсюда диктовалась мода, рождались слухи и легенды. Впрочем, насчет неумолкаемого журчания не стоит преувеличивать: воды Версальским фонтанам никогда не хватало. Машина Марли, крупнейшая серия водяных колес мощностью в семьдесят пять лошадиных сил, трудилась лишь несколько часов в день. Сейчас фонтаны Версаля работают с апреля по октябрь только по субботам и воскресеньям, с 15.30 до 17.00. Что не мешает им поражать современных туристов не меньше, чем арабского путешественника, сравнившего Версаль с мусульманским раем.
Бенуа А.Н. Аллея Версаля. Источник изображения http://yablor.ru/blogs/akvarelniy-mir-iskusstva-aleksandra-benua/842100
Так называемая «Версальская серия» Бенуа родилась в годы его «побега» в Европу от революции. Летом 1905—06 годов он с семьей жил в Бретани, в Примеле, а на осень, зиму и весну пере­бирался в Версаль, где неустанно работал. Версаль очаровал его еще в 1896 году — тогдашние впечатления легли в основу «исторической» серии «Последние прогулки Людовика XIV». В ней Бенуа больше шел от исторической литературы, теперь же он разрабатывал версальскую тему «от пейзажа». Вер­сальские этюды, многие из которых выросли в настоящие картины, создавались им в это время в великом множестве — в среднем по одному в день. Они легки, воздушны, «приметливы». Часто художник варьировал один и тот же полюбившийся сюжет, изображая его при разном освещении, в разную погоду. Он постоянно менял техники, среди его этюдов — и акварели, и гуаши, и темперы... Обычно у Бенуа в Версале — непогода. И это предпочтение объяснимо — художник любил бродить по Версальскому парку, когда тот был пустынен…
Бенуа А.Н. Версаль. Оранжерея
Версаль осенью 1905 года предстал перед Бенуа во всей своей торжественной красоте. «Я буквально не выходил из какого-то восторженного опьянения, — рассказывал художник в своих воспоминаниях, — меня неодолимо тя­нуло в парк, и я находил в нем неисчерпаемое множество возбуждающих мотивов. И то, что роскошь осени посте­пенно, на моих глазах сменялась благородной суровостью зимних красок, не только не порождало во мне какое-то охлаждение моего восторга, а напротив, я все более оча­ровывался всем тем, что я каждый день и по нескольку раз находил, как только переступал ворота Grille du Dragon или, пройдя через главный дворцовый вестибюль, оказы­вался среди овеянного ветрами простора Parterre d'Eau... И снова меня стали посещать какие-то подобия галлюцинаций — образы того, что происходило здесь когда-то (или что могло происходить) — среди этой грандиозной и поэтичной обстановки. Так я вернулся к прежней своей теме — к прогулкам Людовика XIV... ».

Двор Петра
Премацци Л.О. Большой Петергофский дворец. 1850-е гг.
13 сентября 1705 года четырнадцатипушечное судно «Мункер» бросило якорь против небольшой мызы на южном побережье Финского залива. Местечко Петр I приметил для отдыха во время морских переходов из Петербурга в Кронштадт. Зоркий глаз русского императора оценил странное обаяние пейзажа, открывающегося с Ропшинских высот.
Именно там он находит несколько водоемов, питающихся бьющими из земли ключами, и гений местности подсказывает ему основное решение.
Свою загородную резиденцию, задуманную не без желания утереть нос европейским монархам, Петр планирует так: два зеленых массива Верхнего сада и Нижнего парка и связующее их звено — Большой дворец (ну, куда же императорам без больших дворцов!). Этот план Петра словно единой хрустальной нитью скрепила водоводная система фонтанов. Уникальный водовод, созданный по конкретному проекту уже русского инженера Василия Туволкова, отличается тем, что не имеет никаких водонапорных сооружений и насосов. Царь Петр хорошо знал точные науки и догадался, что разница в уровнях воды по закону сообщающихся сосудов заставит его фонтаны бить выше, чем в Версале, и что особенно приятно — круглые сутки. Из водоемов с Ропшинских высот через систему шлюзов и канал вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, а затем в фонтаны Нижнего парка.
Вид на ковш Большого каскада и Аллею фонтанов. Петергоф. 1715 – 1724. Архитекторы: И.-Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, инженер В. Туволков; 1859 – 1860. Архитектор Н. Бенуа
Большой каскад, большой каменный грот, три водопадные лестницы и фонтаны с буйным ликованием водной стихии, золоченые статуи античных богов и героев древности - все складывается в застывший на века праздничный кар­навал, куда явились все персонажи мифов и легенд, так или иначе связанные с водой. К центральному ковшу-бассейну с фигурой Самсона, раздирающего львиную пасть, из которой вырывается мощная двадцатиметровая струя воды, от моря тянется прямой, как стрела, Морской канал.
Большой Каскад. Фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Петергоф. 1735 г. Скульптор Б.-К. Растрелли, 19-801. Скульптор М. Козловский (отливка) 1947. Архитекторы В. Симонов, Н. Михайлов (воссоздание)
Фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва», воздвигнут в ознаменование победы в Полтавской битве, предрешившей исход Северной войны. По Морскому каналу в Нижнем парке проходит главная ось симметрии, лежащая в основе планировки всего Петергофа. Прием «длинной оси» был заимствован из арсенала французского классицизма и воплощен в Версале, знаменитой роскоши которого, как пола­гают, подражал Петр I. По сторонам ковша расположены Итальянские фонтаны-«чаши» и колоннады архитектора А.Н. Воронихина, возведенные в 1803 г.
Всего было сооружено 144 фонтана и 3 каскада, которые украсили статуи богов и героев древности.
Общая длина каналов водовода — 49 километров, на его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, которые, без сомнения, не только исполняли свою утилитарную роль, но отражали деревья, небеса, оттеняли своей серой гладью зелень лужаек.
Когда изумленный заграничный гость (а Петр любил удивлять гостей), нагулявшись по аллеям Верхнего сада и налюбовавшись гладью водоемов, спускался к подножию склона и выходил к террасе Большого дворца, перед ним открывалась величественная панорама. Большой каскад фонтанов с гротом, канал и Финский залив.
Апофеозом победы русских, «прорубивших в Европу окно» и вышедших к Балтийскому морю, и стал Петров двор, или, на немецкий манер, Петергоф.
Вид на Большой дворец и Большой каскад. Петергоф. 1715 -1724. Архитекторы: И.-Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, инженер В. Туволков, фонтанный мастер П. Суалем; 1799-1806. Скульпторы: И. Мартос, И. Прокофьев, М. Козловский и др.
Большой каскад фонтанов, врезанный в толщу естественного берегового уступа, стал своеобразным пьедесталом для Большого дворца – центра всего Петергофа.
Число фонтанов со временем поубавилось, блеск золоченых статуй потускнел.
Противники петровских преобразований после его смерти предали и столицу, и загородную резиденцию Петра забвению.
Но уже при Анне Иоанновне в Петергофе начался подъем строительных работ. Прежним мастерам был свойствен широкий размах: здание они не мыслили не вписанным в ландшафт, что тянуло за собой идеи его переустройства и украшения. В Петергофе насаждались новые романтические парки в духе веяний времени, возводились по воле монархов новые дворцы, но Большой грот с каскадом не тронул ни один из последующих переустроителей. Это одно из грандиозных фонтанных сооружений мира, которое объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных украшений. По сторонам канала стоят водометы в трельяжных нишах. Статуи сделаны из мрамора, алебастра, дерева, позолоченного свинца. В общем ансамбле, пожалуй, и не различишь скульптуры знаменитого Растрелли и работу неизвестных крепостных мастеров. Причудливы имена самих фонтанов: «Адам», «Ева», «Шахматная гора», «Менажфные», «Шутихи», «Фонтаны Китайского садика», «Фонтаны Квадратных прудов»... Но, безусловно, самый знаменитый — «Самсон, разрывающий пасть льву», созданный Растрелли при жизни Петра. ...Ворвавшись в сентябре 1941 года в Петергоф, гитлеровские войска первым делом занялись его уничтожением. Были выведены из строя все главные водоводные артерии. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли, а самую дорогую статую Большого каскада, «Самсона», пощадили, увезя в Германию. После победы Петергоф восстанавливали многие годы по крохам, буквально из пепла. Но уже в сентябре 1947 года золоченая бронзовая группа «Самсон, разрывающий пасть льву» заняла свое место перед Большим каскадом фонтанов.

Бахчисарайский фонтан
Бахчисарайский фонтан. Источник фото: http://www.krimoved-library.ru/dostoprimechatelnosti-Bakhchisaraja.html
Одна необычайно красивая женщина любила одного сильного и необычайно властного мужчину. И он как будто бы ее любил. Но с одной красотой всегда может поспорить другая: со знойной и жаркой — холодная, грустная, тихая. В одночасье мужчина пленился другой девушкой, которая отнюдь не пылала к нему страстью. Она только горько плакала в неволе. А бывшая любимая жена страдала от ревности. А грозный муж — от неразделенного чувства. Так все они страдали и плакали, пока удар кинжала или просто тоска не свела Марию в могилу. Жестокий властелин немедленно повелел бросить Зарему в пучину вод, а сам, безутешный, ушел на войну. Вернувшись из похода, Гирей приказал воздвигнуть в потаенном углу своего дивного, но захиревшего дворца Фонтан слез в память о горестной Марии.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Эти строки положили начало романтичной традиции: каждый день в верхней чаше фонтана появляются две свежие розы, которые приносят сотрудники музея.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна. ..
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Строки «Бахчисарайского фонтана» Пушкина как будто пронизаны этим журчанием, нежной и грустной его мелодией... Поэму в школе изучали все, но не все знают, что сам фонтан существует в самом деле по сей день и исправно действует. В Крыму, в средневековом городе-крепости Чуфут-Кале, мраморный фонтан просто чудесный. Он явно не прославляет монархов и их державы, не является тщеславным воплощением фантазий зодчего. Фонтан слез довольно скромен и откровенно посвящен любви. Вода тихо журчит о печальной невозможности соединения душ на этом свете и робкой надежде на их встречу где-то в ином мире.
Воспетый Пушкиным Бахчисарайский фонтан («Фонтан слез») — одно из самых посещаемых и известных мест Хансарая. Согласно легенде, этот фонтан-сельсебиль был построен в 1764 году по заказу хана Гирея в память о его возлюбленной Диляры-Бикеч. Изначально плачущий фонтан украшал стену мавзолея Диляры. Чуть позже, к приезду в Крым Екатерины II в 1787 году, его перенесли в «фонтанный дворик» Ханского дворца. «Фонтан слез» — типичное для мусульманской культуры сооружение типа сельсибель, устанавливаемое на кладбищах и святых местах. Похожие фонтаны можно увидеть во многих странах мира, но только Бахчисарайский фонтан вдохновил гениального Пушкина на создание одноименной поэмы.

Московские водоразборные фонтаны
Фонтаны имели значение не только, как источник эстетического наслаждения, но и практическую пользу. Например, широко использовались водоразборные фонтаны в Москве.
Васнецов А. У водонапорного фонтана на Сухаревой площади в конце XIX века. В 1829г. и 1854г. в восточном и западном залах второго этажа Сухаревской башни появились резервуары для воды, и Сухарева башня стала водонапорной. На Сухаревскрой площади появился водоразборный фонтан, который действовал до запуска Крестовских водонапорных башен в 1890г.
Центр Москвы, преимущественно заселённый дворянами и купцами, обслуживала река Неглинная. «Но как стекающиеся в оную с улиц нечистоты делали воду к употреблению неудобною, то по высочайшему соизволению... проводится здесь казённым иждивением водовод, который имеет свое начало за две версты от села Больших Мытищ из находящихся там источников». Так мотивировалась в 1787 году постройка водопровода.
К середине 1820-х годов инженером-полковником Н И. Янишем была начата реконструкция водопровода.
"На всех крупных площадях Москвы по проекту Яниша были оборудованы водоразборные фонтаны, получившие от москвичей собственные имена. Так, рядом с Сухаревой башней расположился фонтан, названный Шереметевским. Фонтан на Лубянской площади стал Никольским, на Театральной площади – Петровским, около Александровского сада - Воскресенским, на углу Варварки - Варварским. До наших дней на своем историческом месте сохранился только Петровский фонтан".
Проект водоснабжения заключался в следующем. Мытищинские ключи собираются кирпичными бассейнами под тесовыми крышами, оттуда вода по кирпичным каналам и глиняным трубам стекает в кирпичный водопровод в виде галереи шириной в 0,9 метра, высотой в 0,9 метра с полуциркульным сводом сверх последней в 0,45 метра.
Пересечение реки Яузы осуществлялось в Больших Мытищах двумя чугунными дюкерами, а в селе Ростокине устраивался акведук.
При проходе Поклонной горы водопроводная галерея дополнительно захватывала имеющиеся там ключи. Там, где галерея идёт выше поверхности земли, делались выпуски для воды. В Сокольниках, где поверхность земли выше горизонта воды в канале на 13 метров, на длине около 3 километров производили минные работы. То же самое должно было осуществить вблизи Сухаревой башни, где глубина составляла более 19 метров. Однако, ввиду сложности подземных работ, канал здесь фактически был выполнен в открытой траншее.
Вода должна была разводиться самотёком в разборные бассейны от Каланчёвской площади в Елохово и Немецкую слободу и при помощи огненной машины подниматься в Басманную, Мясницкую и Мещанскую части. На Трубной площади надлежало устроить водоём, отсюда провести водопровод чугунными трубами диаметром в 450 миллиметров вдоль реки Неглинной, где соорудить: здание с резервуаром чистой воды у Сандуновской площадки, два бассейна за Кузнецким мостом, несколько до Тверской улицы и за Воскресенским мостом, проложив вместо труб канал, сделать большой бассейн для украшения города. Подача воды на Тверскую, Большую Дмитровку и к Никитским воротам намечалась из водонапорного резервуара, который предполагалось установить на башне у Троицкого моста. Подъём воды проектировался посредством насоса, приводимого в движение рекой Неглинной.
Представленный проект окончания постройки водопровода был утверждён 8 июня 1797 года и с 1798 года начались работы, на которые было отпущено 400 тысяч руб.
В 1802—1803 годы отпустили на дальнейшее продолжение работ еще 200 тысяч рублей. Воду впервые пустили 28 октября 1804 года.
Вот как описывает это событие в длинной статье современник. «Вода свежая здоровая уже поит всех жителей московских, имевших в ней всегдашний недостаток... Сия вода, чистая и прозрачная, эта первая после воздуха потребность жизни, проведена в столицу из мытищинских колодцев...»
Проект водопровода был выполнен в отношении доведения воды самотёчной до водоема на Трубной площади и разведения воды отсюда к нескольким водопроводным фонтанам. Предположения о постановке огненной машины и водяного колеса для обеспечения водой высоко расположенных районов не были осуществлены.
В целом Мытищинский самотечный водопровод представлял грандиозное по тому времени сооружение. Водосборы состояли из 43 бассейнов, захватывавших 73 родника. Вода из них подводилась к главному каналу. На нём через 213 погонных метров были вентиляционные колоды.
При пересечении р. Яузы у Б. Мытищ был проложен дюкер длиной 55,4 метра из двух линий чугунных труб диаметром 300 миллиметров. У деревни Ростокино через Яузу соорудили акведук длиною 356 метра при ширине 3,5 метров. Основание галереи составляла 21 арка пролетом 8,5 метра каждая, высота каменных устоев достигала 15 метров.

Источники:
Шохина Т. Пусть бьют фонтаны./ Татьяна Шохина.// Крестьянка. – 2005. – № 8. – с.84-87
Санкт-Петербург: История архитектуры./ Автор текста Альбедиль Маргарита Федоровна. – СПб.: Яркий город. 2007. – 160 с.
Бенуа. 50 художников. Шедевры русской живописи: Альбом, вып. № 70 – М.: Де Агостин, 2011. – 31 с.
http://yablor.ru/blogs/akvarelniy-mir-iskusstva-aleksandra-benua/842100 - Акварельный мир искусства Александра Бенуа

http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/4172/?q=497&plint=4172 – здесь про фонтаны Версаля

http://dedushkin1.livejournal.com/567141.html здесь про водоразборные фонтаны Москвы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...