пятница, 31 июля 2020 г.

О красоте моря: проза, стихи, картины

О красоте моря: проза, стихи, картины
Григорий Анисимов:
«Когда он видел море, мачты, паруса — на него нисходила благодать. Тому, кто блуждает в темноте, нужно увидеть море, услышать его, понять его природу. Море таит в себе изначальную чистоту. Оно учит человека постоянству, возвращает его к сущности, помогает пробиться к ясности.
Бесконечное, величавое, неисчерпаемое — море есть праматерь всего живого. И оно говорит устами поэта: счастье достижимо как осознанный миг бытия». (Источник: Анисимов Г. От рук художества своего: Роман./ Григорий Анисимов. – М.: Советский писатель, 1987. – 408с.)
Айвазовский И.К. Среди волн. 1898. г. 285 х429 см. Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Языков Н.М.
Пловец
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,
Есть блаженная страна:
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.

Но туда выносят волны
Только сильного душой!..
Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой.


Ушинский К.Д.
MOPE
Судковский Р. Тишь на море
Кто в первый раз увидит перед собой безбрежное море, тот, без сомнения, будет поражен этим величественнейшим явлением земного шара. Хорошо оно, когда, отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей, как зеркало, поверхностью. Оно кажется тогда беспредельным и сходится вдали с небом, так что глаз не различает, где оканчивается вода и начинается небо. Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами, набегают с шумом на скалистый берег, как будто хотят вскочить на него; но, отпрянув назад от твердого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая свое место другим. Весело смотреть, когда разыграется, расходится море; весело слушать его грозный говор; но только весело тогда, когда стоишь на высокой и твердой скале и знаешь, что, бушуй оно, сколько хочет, до тебя не дохватит. Но должно очень свыкнуться с морем, чтобы наслаждаться этой неумолкающей игрой волн, стоя на палубе корабля, когда его кидает то вверх, то вниз, словно легкую щепку.

Свиридов Сергей Алексеевич, крымский художник. Море
Но и без ветра два раза в день высоко подымается море, заливая далеко отлогие берега, и два раза в день опускается снова, открывая далеко отлогое, мелкое дно и оставляя на берегу песок, небольшие камни, раковины, множество морских животных и растений. Это постоянное движение моря называется приливом и отливом. В небольших морях, далеко вдавшихся в середину суши, приливы и отливы бывают малы, а часто и вовсе незаметны, но в открытом океане они очень сильны.
Хотя в море есть много органических остатков, но вода в нем никогда не портится, как портится она в небольшом, отовсюду закрытом и неподвижном пруду: никогда не цветет и не покрывается плесенью. Это происходит, во-первых, оттого, что океан со всеми своими морями, обливающий весь земной шар, очень велик, во-вторых, оттого, что море постоянно движется, и, в-третьих, оттого, что вода в нем пропитана солью.
Айвазовский И. Счастливое избавление
Но не только ветер, приливы и отливы приводят море в движение: в нем есть еще свои особенные морские потоки или течения.
Морские течения очень полезны для мореплавания: корабль, который попадает в середину такого потока, уносится его течением, как лодка течением реки.
Бури — когда сильный ветер страшно волнует поверхность моря — самые опасные враги мореходцев. Если корабль находится в открытом море, вдали от берегов, то искусный капитан легко может его спасти и в самую сильную бурю; но когда корабль застигнут бурей вблизи от берега, да еще такого берега, возле которого есть мели и подводные камни, тогда он легко может разбиться об эти камни или сесть на мель. Когда начинается буря, то все отверстия на корабле, люки, плотно запирают, чтобы волны не могли пробраться в средину корабля. Матросы лезут по веревочным лестницам и проворно убирают паруса: и без парусов ветер слишком сильно упирает в корабль, и бросает его во все стороны. Матросу не в диковинку, если соленая вода окатит его с головы до ног; корабль кидает, как мячик, а матрос бегает по палубе, как по неподвижному полу, и с быстротой и цепкостью белки карабкается по веревкам. Если ветер уже слишком силен, то иногда приходится даже рубить мачты, чтобы только дать ветру как можно» меньше упору. Без мачт и парусов корабль, впрочем, как птица без крыльев: несется по морю, куда угодно ветру, и может легко нанестись на скалу или на мель.
Айвазовский И.К. Закат. 1866г, холст, масло, Картинная галерея Айвазовского, Феодосия, Украина
Безветрие или штиль, если не опасно, как буря, зато гораздо несносней для мореходца. Море неподвижно, как зеркало; в воздухе не шелохнется, паруса висят, а тропическое солнце (штили бывают чаще между тропиками), стоя прямо над головой, льет свои жгучие лучи на спящее море и на корабль, который не может двинуться с места. Пароход штилей не боится; он движется силой пара и, если паруса его, не наполняемые ветром, не помогают ему идти вперед, зато колеса его дружно работают.
Морские смерчи или тромбы напоминают отчасти те крутящиеся вихри пыли, которые бегут иногда по пыльным дорогам. Но тромб не струйка пыли, а огромный крутящийся столб воды, который подымается до облака и вместе с ним бежит по морю с необыкновенной быстротой. Часто они появляются по нескольку вместе и плохо кораблю, если на него обрушится такая масса воды. Завидя смерчи, корабль старается свернуть с их дороги, а иногда разбивает их пушечными ядрами.
Айвазовский И.К. Неаполитанский залив в лунную ночь
При попутном свежем ветре, парусное судно несется быстро; но при ветрах, сколько-нибудь противных, оно должно, беспрестанно переменяя паруса, ловить ветер и, лавируя из стороны в сторону неправильной, ломаной линией, медленно приближаться к своей цели. Движение парохода не столько зависит от ветра, хотя и пароходу идти гораздо легче при попутном ветре, распустив паруса в помощь колесам.
К прекраснейшим морским явлениям принадлежит морское сияние. В некоторых местах океана судно, гонимое ветром или парами, оставляет за собой длинный пламенный след; волны, всплескиваясь, рассыпаются огненным дождем, и даже в глубине моря видны маленькие светящиеся точки. Этот свет зависит отчасти от гниющих маленьких морских животных и растений; а отчасти от таких животных, которые и при жизни светятся в темноте. Первое явление напоминает нам наши светящиеся гнилушки, а другое — наших ивановских червячков. Мы заметим здесь только одно из таких светящихся животных, принадлежащих к породе полипов, а именно морское перо. Это не одно животное, но тысячи крошечных животных, расположенных, как пушистая бородка пера, на одном стержне. Все эти животные движутся разом, как будто управляемые одной волей; в темную ночь, двигаясь и сверкая своим телом по поверхности воды, доставляют они прекрасное зрелище.
Александра Величко. Морская волна №5
Чтобы измерять глубину моря, употребляют лот — кусок свинца, привязанный к веревке, на которой узлами отмечены сажени. Во многих местах море довольно мелко; в других глубина его идет на несколько верст, так что мореходцы не могут и лотом достать дна. Дно морское не ровно так, как и поверхность суши: на нем также есть равнины, холмы, простые и огнедышащие горы, скалы, ущелья, источники, леса кораллов. Иная гора, подымаясь со дна моря на многие тысячи футов, высовывается на поверхность небольшим островком. Случается и так, что вдруг из моря выдвинется огнедышащая гора, несколько дней выбрасывает пламя, лаву, камни и дым; а потом также быстро снова скроется под водой.
Мы уже в другом месте говорили о таких островах, которые появлением своим обязаны неутомимой работе коралловых полипов.
Владимир Кикель. Пенный прибой
Бесчисленное множество живых существ, больших и малых рыб, громадных морских зверей, из которых мы знаем с вами кита, тюленя и моржа, обитающих преимущественно в холодных морях, и неисчислимое множество мелких морских животных населяют глубину моря. Здесь мы упомянем только о невинных дельфинах, которые, выпрыгивая из воды, играми своими забавляют мореходцев; летучих рыбах, которые иногда стаями проносятся над поверхностью теплых морей, и о зубастой акуле, которая своей жадностью и дерзостью приводит в ужас моряка, когда ему приходится или купаться возле корабля, или спускаться к воде, чтобы осмотреть его бока.
На дне морском скрыто много богатств: есть, без сомнения, и дорогие камни, и драгоценные металлы; но они недоступны человеку. В Индийском море преимущественно достают жемчуг, который находится на дне моря в створчатых раковинах, называемых жемчужными. Эта ловля особенно прибыльна у берегов Цейлона. Жители этих берегов привыкли нырять на дно моря: опустившись туда с лодки на веревке, они спешат набрать в короб как можно больше жемчужных раковин и могут пробыть в воде до двух минут; но у бедняков, несмотря на то, что они затыкают себе ноздри и уши хлопчатой бумагой и берут в рот губку, напитанную маслом, кровь часто идет горлом и носом. Однако же, отдохнув минут двадцать на берегу, смельчаки опять пускаются на свой опасный промысел.
Боголюбов А.П. Афонское сражение. 19 июня 1807 года
Если вы никогда не видали большого стройного корабля, когда он, распустив свои белые паруса, гордо несется по морским волнам, или большого сильного парохода, когда он, разрезывая колесами морскую поверхность, расстилает по воздуху длинный хвост дыма, — то вы не видали одного из величайших созданий человеческого гения. У больших военных кораблей, которые называют линейными, видны над водой четыре этажа, да под водой скрываются еще два. Грозные жерла ста двадцати пушек четырьмя рядами выглядывают в его люки: для тысячи человек экипажа достаточно места на корабле, множество пороха, ядер, провианта, дров или каменного угля и, наконец, пресной воды в бочках скрывается в его нижней части. Можно себе представить, что постройка и вооружение такого огромного судна обходится не дешево и что не напрасно считают великим бедствием для целого государства, если десяток подобных кораблей погибнет в морском сражении; если одни из них пойдут ко дну, а другие взлетят на воздух от взрыва пороха. Хорошо построенный корабль, если с ним не случится никакого несчастья, может прослужить около пятидесяти лет.
До тысячи больших деревьев нужно для постройки стопушечного корабля. Купеческие корабли и пароходы бывают меньше, не так стройны и красивы, но зато, перевозя товары между самыми отдаленными странами, они повсюду развозят довольство и образование; тогда как военные суда охраняют берега от нападений или грозят неприятельскому флоту или прибрежным неприятельским городам своими страшными пушками. Можно себе представить, какой ад творится, когда десятка три таких морских колоссов заревут друг на друга в морском сражении, изрыгая из своих боков пламя и тысячи бомб и ядер?
Источник: Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия./ К.Д. Ушинский. – СПб.: ТИТ «Комета», 1994. – 352 с.

СТИХИ
Боголюбов Алексей Петрович. Прибой в Ментоне
Языков Н.М.
БУРЯ
Громадные тучи нависли широко
Над морем и скрыли блистательный день,
И в синюю бездну спустились глубоко,
И в ней улеглася тяжелая тень;

Но бездна морская уже негодует,
Ей хочется света и ропщет она,
И скоро, могучая, встанет грозна,
Пространно и громко она забушует.

Великую силу уже подымая,
Полки она строит из водных громад;
И вал-великан, головою качая,
Становится в ряд, и ряды говорят;

И вот свои смуглые лица нахмуря,
И белые гребни колебля, они
Идут. В черных тучах блеснули огни,
И гром загудел. Начинается буря.

Боголюбов Алексей Петрович. Море в непогоду. 1871
Языков Н.М.
КОРАБЛЬ
Люблю смотреть на сине море,
В тот час, как с края в край на волновом просторе,
Гроза грохочет и ревет;
А победитель волн, громов и непогод,
И смел и горд своею славой,
Корабль в даль бурных вод уходит величаво!

Боголюбов Алексей Петрович. На побережье. 1889
Языков Н.М.
ПЛОВЕЦ
Еще разыгрывались воды,
Не подымался белый вал,
И гром летящей непогоды
Лишь на краю небес чуть видном рокотал;

А он, пловец, он был далеко
На синеве стеклянных волн,
И день сиял еще высоко,
А в пристань уж вбегал его послушный челн.

До разгремевшегося грома,
До бури вод, желанный брег
Увидел он, и вкусит дома
Родной веселый пир и сладостный ночлег.

Хвала ему! Он отплыл рано:
Когда дремали небеса,
И в море блеск луны багряной
Еще дрожал,- уж он готовил паруса,

И поднял их он, бодр и светел,
Когда едва проснулся день,
И в третий раз пропевший петел
К работе приглашал заспавшуюся лень.

Чернецов Никанор. На берегу Черного моря близ крепости Поти. 1833
Языков Н.М.
МОРСКОЕ КУПАНЬЕ
Из бездны морской белоглавая встала
Волна, и лучами прекрасного дня
Блестит подвижная громада кристалла,
И тихо, качаясь, идет на меня.
Вот, словно в раздумье, она отступила,
Вот берег она под себя покатила
И выше сама поднялась и падет;
И громом, и пеной пучинная сила,
Холодная бурно меня обхватила,
Кружит, и бросает, и душит, и бьет!
И стихла. Мне любо. Из грома, из пены
И холода, легок и свеж, выхожу:
Живее мои выпрямляются члены,
Вольнее дышу, веселее гляжу
На берег, на горы, на светлое море.
Мне чудится, словно прошло мое горе,
И юность такая ж, как прежде была,
Во мне встрепенулась, и жизнь моя снова
Гулять, распевать, красоваться готова
Свободно, беспечно, резва, удала.

Боголюбов Алексей Петрович. Отара на берегу моря. Ай-Тодор . 1870
Бенедиктов В.Г.
Море (отрывок)
В вечернем утишьи покоятся воды,
Подёрнуты лёгкой паров пеленой;
Лазурное море - зерцало природы -
Безрамной картиной лежит предо мной.
О море! - ты дремлешь, ты сладко уснуло
И сны навеваешь на душу мою;
Свинцовая дума в тебе потонула,
Мечта лобызает поверхность твою.
Отрадна, мила мне твоя бесконечность;
В тебе мне открыта красавица - вечность;
Брега твои гордым раскатом ушли
И скрылась от взора в дали безответной:
У вечности также есть берег заветный,
Далёкий, незримый для сына земли;
На дне твоём много сокровищ хранится,
Но нам недоступно, безвестно оно;
И в вечности также, быть может, таится
Под тёмной пучиной богатое дно,
Но, не дано силы уму - исполину:
Мысль кинется в бездну - она не робка,
Да груз её лёгок и нить коротка!

Айвазовский 1871. Вечер на море. 1871
Толстой А.К.
***
Не пенится море, не плещет волна,
Деревья листами не двинут;
На глади прозрачной царит тишина,
Как в зеркале, мир опрокинут.
Сижу я на камне; висят облака,
Недвижные в синем просторе;
Душа безмятежна, душа глубока —
Сродни ей спокойное море!

Наверное, море всегда будет привлекать художников и поэтов своей безудержной силой, бесконечностью, неповторимостью. И каждый из них будет изображать его по-своему талантливо.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...