Поэты –
фронтовики на войне и о войне
Кульчицкий
Михаил Валентинович (1919 – 1943 гг.)
Кульчицкий
М.В.
Источник изображения http://lovepoetry.com.ua/russkie_poety/kulchitskiy_mihail
Источник изображения http://lovepoetry.com.ua/russkie_poety/kulchitskiy_mihail
В
1941 г.
Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года
окончил пулемётно‑миномётное училище, получил звание младшего лейтенанта.
19
января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил
Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении
от Сталинграда в район Харькова (Юго-Западный фронт, 6 армия, 350 СД 1178 СП).
Похоронен в братской могиле в селе Павленково Новопсковского района Луганской
области Украины. Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы
Волгограда.
Кульчицкий М.В.
Мой город
Я люблю родной мой город
Харьков –
Крепкий, как пожатие
руки.
Он лежит в кольце
зелёном парков,
В голубых извилинах
реки.
Я люблю, когда в снегу
он чистом
И когда он в нежных
зеленях.
Шелест шин, как будто
шелест листьев,
На его широких площадях.
От Москвы к нему летят
навстречу
Синие от снега поезда.
Связан он со всей
страною крепче,
Чем с созвездьем связана
звезда.
И когда повеет в даль
ночную
От границы орудийный дым
–
За него, и за страну
родную,
Жизнь, коль надо будет,
отдадим. Февраль 1939
Александр
Коган о Михаиле Кульчицком
«А ПРОСТО
— ТРУДНАЯ РАБОТА...»
Есть
в Книге войны такое, что уже никогда не будет продолжено другими, но навеки
останется в сердцах живых. Это — слово писателей, погибших на войне. В нашем
сознании они пребудут навсегда молодыми — такими, какими они пали на поле боя —
«лицом на высохшие травы» (Павел Коган); какими запечатлены в своих последних
строках, «в суровой прозе наших дневников» (Николай Майоров). Вспомним Алексея
Лебедева, Георгия Суворова... Вспомним тех, кто ушел недолюбив, недосказав, недопев...
Хочу
поговорить об одном стихотворении. То, что в нем воплощено с наибольшей, может
быть, глубиной и ясностью, пронизывает многие строки войны — потому что, перед
тем как пронизать поэзию, это чувство пронзило многие души.
В
предвоенных стихах Михаила Кульчицкого (и не его одного) война представала в
условно-книжном, подчеркнуто романтическом, «балладном» оформлении: «Приходит
бой с началом жатвы, и гаснут молнии в глазах, но молнии пружиной сжаты в
затворах, в тучах и в сердцах...» Или: «Славлю солдат революции, мечтающих над
строфою, распиливающих деревья, падающих на пулемет...»
Некоторая
риторичность этих строк искупается предельной искренностью, высоким,
неподдельным накалом чувств...
И
все же это еще — воображаемое, непережитое. Или — вспоминаемое об отцах...
А
вот какие поправки — и не только в тему, но и в тон — внесла война.
Стихотворение
(это последние из дошедших до нас строк Кульчицкого, они датированы 26 декабря
1942 года, а уже 19 января 1943 года он погиб под Сталинградом) начинается с
пародирования прежних, условно-романтических приемов изображения войны, с
иронического прощания с ними.
Мечтатель, фантазер,
лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель...
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит — «налейте нам»,
и, зная топографию,
он топает по гравию.
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель...
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит — «налейте нам»,
и, зная топографию,
он топает по гравию.
Так
думалось раньше. Теперь — не то:
Война ж — совсем не
фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
а просто — трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте
пехота.
Марш!
Марш!
И глина в чавкающем
топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чоботы
весом хлеба в месячный паек.
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чоботы
весом хлеба в месячный паек.
Такого
— не пережив — не придумать. Ни уподобления глины месячной пайке хлеба (чтобы
найти такое сравнение, надо было сперва самому потаскать эту глину на
«чоботах», этот хлеб — в вещмешке на горбу), ни точно найденного обозначения
действия. Как эффектно было бы, с точки зрения звукописи, написать не
«скользит», а «ползет»: «Ползет по пахоте пехота!» Но Кульчицкий не
воспользовался напрашивающимся, лежащим на поверхности эффектом звучания —
ради точности. Поистине, говоря словами другого поэта-фронтовика, «я, может
быть, какой-нибудь эпитет — и тот нашел в воронке под огнем».
Но
перевод жизненной реальности в поэтическую из расчета «один к одному» — не для
Кульчицкого! Его оружие — полемическое заострение, гротеск, гипербола. С точки
зрения прямого жизнеподобия его образы «неадекватны» материалу: никому из нас,
довоенных мальчиков, даже самым завзятым книжным идеалистам, не казалось,
конечно, что пули в каску и впрямь безопасней капель дождя, а при слове «лейтенант»
приходили в голову все же другие ассоциации, чем — «налейте нам». Но
Кульчицкому нужна именно такая степень отрицания прошлых, ложноромантических представлений
о войне, такая безоглядность прощания, можно сказать — разрыва с ними!
То
же — и в обрисовке суровой, не книжной реальности войны: если уж грязь, так
«весом в хлеба месячный паек»; если уж Бородино — так чтоб «ежедневные»
(разумеется, нельзя воспринимать эту метафору буквально).
Стихотворение
Кульчицкого написано вроде бы традиционным ямбом. Но как неровно, прерывисто
его дыхание, как взрывается этот ямб изнутри — словно стих читается на бегу,
рывком в атаку:
Марш!
И глина в чавкающем
топоте
наворачивается на
чоботы...
Невольно
вспоминается:
Марш!
Чтоб время сзади ядрами
рвалось... (В. Маяковский)
Стихотворение
Кульчицкого (так резко переламывающееся: от гротескно спародированных довоенных
представлений о войне — к спокойно-некрикливой интонации повествования о
подлинных фронтовых буднях) заканчивается строфой, которую хочется назвать
светоносной. Строфой, выводящей стихотворение из контекста только данного
«своего», этого времени — в широкий исторический контекст времен:
На бойцах и пуговицы
вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
Конечно
же, в этих строках выражено мироощущение, сформированное фронтовыми дорогами;
но разве не сыграл тут своей роли и довоенный идейный, культурный, духовный
запас автора?.. Духовный арсенал народа...
Александр
Блок писал: «Настоящее произведение
искусства может возникнуть только тогда, когда: 1) поддерживаешь
непосредственное (не книжное) отношение с миром и 2) когда мое собственное искусство
роднится с чужим».
К
фронтовой поэзии это относится в полной мере.
Источники:
День Поэзии. 1985 год.:
Сборник./ сост. С.С. Лесневский, В.Н. Мальми, художник Владимир Медведев. – М.:
Советский писатель, 1986. – 240 с.
Интернет – ресурсы:
http://atimopheyev.narod.ru/KulchitskiyMihail/KulchitskiySamoeTakoe.html
- ЗДЕСЬ стихи Михаила Кульчицкого
Комментариев нет:
Отправить комментарий