пятница, 22 мая 2020 г.

Антропов Алексей Петрович (1716-1795), его творчество



Антропов Алексей Петрович (1716-1795), его творчество
Русский живописец. Его портреты, наивно-непосредственная образность которых восходит к традициям русского искусства конца 17 - начала 18 века, отличаются характерным для живописи барокко декоративным богатством цвета. «Портрет А.М. Измайловой» 1759, «Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина» 1763. Портрет императора Петра I.
 
    Антропов А.П. Портрет императора Петра I. 1770, 268×159 см
«Портрет Петра I» – парадное изображение со всеми атрибутами: колонной, алым бархатом, заломами пышных драпировок. Эти обязательные детали даются щедро и богато. Художник как будто множит всё на два. Пурпурным бархатом не только обит трон, но и накрыт стол. Колонна не единственная, как это бывает обычно, – их две: вторая, с коринфским ордером, – декоративная. Драпировки из драгоценных тканей по форме практически дублируются в мантии Петра и в занавесе над колонной. Много золотых деталей: большая императорская корона, спинка трона, бахрома и кисти, оружие, отделка одежды. По-видимому, такая избыточность понималась автором как предельное выражение величия русского императора.
Михаил Ломоносов
Петр Великий (Героическая поэма. Отрывок):
Пою премудрого Российского Героя,
Что грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вел войну,
Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,
Смирил злодеев внутрь и вне попрал противных,
Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивных,
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь и зависть удивил.
К тебе я вопию, Премудрость бесконечна:
Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна
Петра Великого гласить вселенной в слух
И показать, как Он превыше человека
Понес труды для нас, неслыханны от века,
С каким усердием, Отечество любя,
Ужасным подвергал опасностям себя,
Да на Его пример и на дела велики
Смотря весь смертных род, смотря земны Владыки
Познают, что Монарх и что отец прямой,
Строитель, плаватель, в полях, в морях Герой,
Дабы Российский род вовеки помнил твердо,
Коль, небо, ты ему явилось милосердо. (вся поэма ЗДЕСЬ https://rustih.ru/mixail-lomonosov-petr-velikij-geroicheskaya-poema )
Алексей Петрович Антропов был из семьи оружейников. Русское оружие всегда славилось красотой. Поэтому мальчик вырос в окружении настоящих художников. В то время русская живопись только зарождалась, и Алексей Петрович был одним из первых художников. Поэтому многое ему приходилось постигать самому. Сначала он был подмастерьем у художников, помогал растирать краски, мыл кисти – и смотрел и запоминал, как работает мастер.
До конца жизни Алексей Антропов сохранил независимый нрав. Его живописная манера позволяла ему говорить правду о героях своих полотен.
Ему довелось писать портреты членов императорской семьи.
Антропов А.П. Портрет Екатерины II
Великая государыня Екатерина II вызвала у художника уважение. Она на портрете – серьезная и важная.
Антропов А.П. Портрет великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в детстве. 1765, 49.5×65 см. Ростовский областной музей изобразительных искусств (РОМИИ), Ростов-на-Дону
С любопытством смотрит с портрета малолетний сын Екатерины – будущий император Павел I.
Антропов А.П. Портрет Петра III Масло. Холст. 1762. 250×179см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В портрете Петра III, мужа Екатерины имевшего в обществе репутацию человека неумного и лекомысленного, заметна авторская ирония: длинным и нескладным изобразил его художник.
Поколению Антропова, художникам середины XVIII предстояло сыграть переходную и связующую роль между первыми русскими живописцами европейского толка и блестящими портретистами конца столетия. Его прадед, дед и отец были связаны с московской Оружейной палатой, объединявшей ремесленные художественные мастерские; отец служил — в  петербургской  Канцелярии  от  строений. Туда  же, после обучения у своего родственника Андрея Матвеева, был зачислен и Антропов. Вторым его учителем был итальянец Пьетро Ротари - уже когда Антропов мог считать себя сложившимся художником,   он вновь стал учеником: два года «для распространения наилучшего художества самоизвольно находился на своем коште при знатном художнике Ротарии». В свою очередь, Ротари считал Антропова лучшим русским живописцем, и иногда они одновременно писали одну и ту же модель.
Антропов А.П. 1759 Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой
«Портрет статс-дамы Измайловой» обладает всеми чертами сложившегося стиля. Погрудное изображение пожилой придворной дамы статично, внимание сосредоточено на немолодом обрюзгшем лице бывшей красавицы, написанном объективно и беспристрастно - не скрыты ни следы безжалостного времени, ни живой и проницательный взгляд, ни недюжинная индивидуальность. Это образ, полный внутренней силы и ясности; художник не умеет передать душевного движения, но способен показать жизненную определенность характера. Архаичность композиции искупается разнообразной и уверенной манерой письма и звучанием интенсивного, хорошо сгармонизированного цвета.
Персонажи антроповских портретов не отличаются духовной сложностью и противоречивостью, и написаны они без утонченной изощренности. Более, чем с европейскими живописцами, художник ощущал свое родство с русской и украинской парсуной, несомненно повлиявшей на лапидарность композиции и сочность колорита его картин. Он остался верным своей манере и тогда, когда рядом уже работали младшие его современники - Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий. Антропов вошел в историю русской живописи мастером, с чьим именем связано возникновение небольшого камерного портрета, написанного с ясной убедительностью, проникнутого живым интересом к человеку и трезвым отношением к модели и жизни.
13 июля 1762 года из Петербурга в Москву была отправлена группа живописцев для украшения триумфальных ворот перед коронацией Екатерины II. Среди них был и А.П. Антропов. После совершения торжеств, двор задержался в древней столице почти на год, так что у художника оказалось довольно времени, чтобы исполнить здесь целый ряд портретов. Так появились изображения членов семьи Бутурлиных, богатых московских дворян, владевших обширными поместьями, в том числе и знаменитым селом Палехом — центром иконописания. Глава семьи Д.И. Бутурлин в духе идеалов эпохи Просвещения и патриархальных традиций русской старины управлял своими имениями разумно и справедливо. Например, сохранившиеся его письма к бурмистру Палеха содержат требования решать спорные вопросы на общем собрании крестьян, «по мирскому приговору».
Антропов А.П.  Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина. 1763. Холст, масло. 60,9x47,7. Государственная Третьяковская галерея
Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя по живописи своей после портрета А.М. Измайловой он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. Такое впечатление не случайно, оно связано с определенными художественными приемами, напоминающими иконопись. Лицо модели идеализировано, его контуры и черты отличаются безупречной ровностью, форма строится с помощью обобщенных рафинированных линий, размер глаз преувеличен. К тому же Антропов избегает здесь теней, благодаря чему лицо кажется источающим свет, но плоскостным и словно вырезанным из твердого материала. Иконопись напоминает и декоративное красочное великолепие портрета: черный костюм с серебряными и голубыми нитями и цветками звучно выделяется на благородном коричневом фоне. Возможно, эта архаизация нарочита. Иначе трудно было бы объяснить, почему она то появляется, то исчезает в творчестве Антропова. В свою поэтику мастер сознательно вводил черты народного мировосприятия, которое, в сущности, и составляет основу его самобытной колористической манеры.

Источники:
Набор открыток. - М.: Изобразительное искусство, 1983. А П. АНТРОПОВ (1716—1795)
Русские художники от «А» до «Я»./ Е.М. Адленова, И.А. Борисовская, Т.И. Володина, Е.С. Гордон и др. - М.: Слово/ SLOVO, 1996. - 216с.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...