вторник, 3 марта 2020 г.

Строгановское лицевое шитье


Строгановское лицевое шитье
Автор текста Силкин А.
Источник: Силкин А. Строгановское лицевое шитье./ А. Силкин.// Юный художник. – 1991. - № 9. – с.38-  42. – (Из истории русского искусства)
Авраамий Ростовский. Надгробный покров. Фрагмент. Строгановское лицевое шитье. 1642-1649 г. https://megabook.ru/media
Среди многообразной деятель­ности Строгановых в XVII веке -одной из самых ярких страниц яви­лось лицевое шитье, в котором тес­ным образом переплелись роли за­казчика, хозяйки мастерской и ис­полнителя. Поэтому, наверное, произведения эти наиболее инфор­мативны как исторические и худо­жественные памятники. Если на протяжении XVI века самые зна­чительные работы создавались в царицыных мастерских, а в сере­дине столетия яркой вспышкой просияли шедевры княгини Ефро­синьи Старицкой, то в XVII веке им на смену пришла мастерская Строгановых в далеком Сольвычегодске.
Здесь увидели свет, как отдельные выдающиеся памятни­ки, так и серии шитых пелен с праздниками, избранными святы­ми, комплекты литургических тка­ней и облачений, образцы мини­атюрного шитья и большие плаща­ницы и покровы, близкие по худо­жественному строю монументаль­ной живописи. Строгановские мас­терские просуществовали почти полтора века — с конца XVI до тридцатых годов XVIII столетия. До нас дошло более сотни про­изведений, отразивших зарожде­ние, расцвет и угасание самой крупной школы в истории лице­вого шитья.
Мощным толчком для развития художественной и культурной жизни Сольвычегодска послужило возведение Строгановыми Благо­вещенского собора, начатое в 1560 году. Первое освящение храма было совершено в 1584 году и ознаменовало окончание строи­тельства. Украшался собор в ос­новном при Максиме Яковлевиче, Никите Григорьевиче и Петре Се­меновиче — внуках Иоанникия Строганова. В 1600 году храм расписали московские иконники Федор Савин и Стефан Арефьев. Очевидно, к концу XVI — началу XVII века относится развитие иконных горниц, возникших не­сколько ранее. В это время мест­ные мастера работали под непо­средственным влиянием столичных иконописцев, сказавшимся и в па­мятниках лицевого шитья.
Пелена Рождество Богородицы. Мастерская Анны Ивановны Строгановой, Сольвычегодск. https://ar.culture.ru/ru/subject/pelena-rozhdestvo-bogorodicy
Зарождение этого вида искус­ства в Сольвычегодске связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Все ткани, повсед­невные и праздничные шитые, упо­минаются в первой Описи собора конца XVI — начала XVII века как его вклад. Первым точно да­тированным памятником лицевого шитья является плащаница 1592 года, хранящаяся ныне в Русском музее. Остальные восемь произве­дений, названных в описи, не име­ют даты. Из них известны сегодня шесть, среди которых — пелена «Успение Богоматери». В описи о ней говорится: «Пелена образовая Пречистые Богородицы Владимир­ские, что в киоте стоит у царских дверей, вышито Успение Богороди­цы». То есть пелена подвешива­лась под икону «Богоматерь Вла­димирская». Факт изображения на пелене не одноименного с иконой сюжета, хотя и того же — бого­родичного цикла, очень редок. Это придает особое значение пелене, которая уже не является только украшением иконы.
Успение Богоматери. Пелена. 1592-1901. 98 х 81. Сольвычегодский историко-художественный музей
Образуется ансамбль, который расширяет символическое значение и иконы и пелены, раздвигает временные границы произведений: от юной Богоматери — к усопшей, от Бого­матери с младенцем, ищущим за­щиты на ее руках,— к душе Бого­матери на руках сына-Бога; от Христа-младенца, которому еще только предстоит его земной путь и смерть на кресте,- к Христу, сошедшему на землю «в сиянии славы», в окружении «небесных сил». Пелена выполнена с незначи­тельным использованием золота. Пряденым золотом (серебряной позолоченной нитью, обвитой вок­руг шелковой) шиты, помимо ним­бов, одежды Христа и Богомате­ри, крылья херувима и ангелов, детали ложа и одежд. Мягкими тонами голубого, серого, вишнево­го и травно-зеленого шелка выши­та основная часть доличного, фон и каймы — красный атлас и голубая итальянская камка «виницейка» — остаются незашитыми.
Во главе мастерских стояла хозяйка дома, что было обуслов­лено самим укладом жизни. Мож­но предположить, что в создании первых памятников строгановско­го лицевого шитья эту роль играла жена Никиты Григорьевича Евпраксия Федоровна, в монашестве Евфимия. Уже в первый период существования мастерских в Сольвычегодске это искусство стояло здесь на самом высоком уровне. Подобная оценка относится и к ху­дожественной стороне — мастер­ству знаменщиков, наносивших рисунок, и к художественно-тех­нической — умению вышивальщиц. И все же дошедшие до нас памятники не позволяют говорить о существовании своей «школы» с устоявшимися характерными признаками. В целом памятники этого времени находятся под влия­нием столичного искусства, хотя уже намечаются черты, присущие развитому строгановскому шитью.
Сороковые годы XVII века счи­тались ранее «белым пятном» в работе строгановских мастерских. Но вот после реставрации в науч­ный оборот введен покров «Авра­амий Ростовский», который может быть отнесен к этим годам.
Авраамий Ростовский. Покров. 1642—1649. 198 Х 103
При датировке шитья неоцени­мую помощь оказывает генеало­гия рода. Андрей Семенович Стро­ганов скончался в 1649 году, а в 1642-м постригся в монахи под именем Авраамия. Очевидно, он и был вкладчиком этого покрова, со­зданного в период его иночест­ва —1642—1649 годах.
Образ Авраамия отличается от изображений этого святого на про­изведениях XVI — XVII веков. На покрове не старец, как это было принято традицией, а человек в зе­ните духовных и физических сил, строитель и проповедник. Его лик решителен, освещен напряженной мыслью. Благословляющий жест правой руки плавен, но энергичен. Мягкие круглящиеся складки одежд выявляют мощь тела, обла­ченного в монашескую мантию. Этот покров, безусловно, одно из самых прекрасных произведений русского искусства XVII века.
Собор Новгородских святителей Мастерская Анны Иоановны Строгановой, шитьё, пелена. Сольвычегодск. сер. XVII в. https://in.pinterest.com/pin/737534876453322352/
Женитьба Дмитрия Ивановича Строганова на Анне Ивановне Злобиной в 1650 году ознамено­вала особый период расцвета стро­гановского лицевого шитья. С это­го времени и до 1675-го — года смерти Анны Ивановны — из ее светлиц выходят десятки произве­дений. Это многочисленные пелены большие и средней величины, по­кровы и плащаницы, комплекты предметов церковного облачения и евхаристических тканей.
Царевич Дмитрий. Пелена. 1651—1654. 147 X 88
Один из наиболее часто изображаемых об­разов — царевич Дмитрий — свя­той Дмитрия Андреевича. Ему по­священы и большие пелены, сплошь шитые серебром и золотом, некогда украшенные драгоценны­ми камнями и жемчугом, и более скромные, а также отдельные клейма на пеленах с другими сю­жетами. Все они «совершены по обещанию» Дмитрия Андреевича и «трудом и тщанием» его жены Анны Ивановны в ее мастерской. Представленная здесь работа бы­ла первым таким произведением и предназначалась для ношения во время крестных ходов. Две надписи позволяют определить сроки изготовления памятников. В правом нижнем углу каймы зо­лотом вышито: «Лета 7160-го года (по современному летосчисле­нию—1651) октября 19 день пеле­на благовернаго царевича князя Димитрия Московскаго и всея Руси чюдотворца приложил Ди­митрий Строганов». На оборотной стороне: «Лета 7163-го году (1654) месяца октября в 19 совер­шена бысть сия пелена святаго благовернаго царевича и великаго князя Димитрия Московскаго и всея Руси чюдотворца по обе­щанию Димитрия Андреевича Строганова». Таким образом, пе­лена вышивалась три года.
Царевич Дмитрий изображен предстоящим в молении Богома­тери с Христом на руках. На его шее осталась незашитой полоска красного атласа — смертельная рана. Сцена убиения царевича вышита на втором плане: Никитка Качалов убивает Дмитрия, душу которого принимает ангел.
Мастерская Анны Ивановны была не единственной строганов­ской мастерской лицевого шитья в эти годы. Известны произведе­ния, созданные в светлицах Мат­рены Ивановны, жены Петра Се­меновича Строганова, урожден­ной Пушкиной. Ее имя стоит на покрове «Лонгин Коряжемский» 1658 года. Впервые же оно встре­чается на пелене «Богоматерь Владимирская с избранными свя­тыми» 1626 года рядом с именем ее свекрови Евдокии Нестеровны.
Феодор Сикеот и Георгий с избранными святыми и праздниками. Пелена. Середина XVII века. 65 X 47,5
Пелена «Феодор Сикеот и Геор­гий с избранными святыми» была вложена, очевидно, ее сыном Федором Петровичем в придел Фе-одора Сикеота Благовещенского собора, освященный во имя его не­бесного покровителя, как сообща­ют Писцовые книги, после 1646 го­да. В среднике изображен святой патрон Федора Петровича — Фео­дор Сикеот, епископ Анастасиу-польский и великомученик Георгий Победоносец, которого отмечали в тот же день 22 апреля (по совре­менному календарю — на следу­ющий). Преподобная Матрона — святая Матрены Ивановны, Ека­терина и Анна — святые его доче­рей.
Покровец 17 в. строгановское шитье, коллекция В. Мамота. https://marina-golubina.livejournal.com/33103.html
В отношении техники шитья пе­лена вполне соответствует строга­новским произведениям конца 50-х — начала 60-х годов XVII ве­ка. Здесь используется такой но­вый прием, как выделение конту­ров и складок одежд швом «по веревочке» в виде серебристого шнура. Моделировка ликов восхо­дит к покрову «Авраамий Ростов­ский». Но примечательно то, что одежды и нимбы центральных фи­гур шиты не пряденым, а волоче­ным золотом, что встречалось в более раннем шитье. Знаменщи­ком пелены был, очевидно, худож­ник с иной творческой манерой, чем работавший для Анны Ива­новны. Недаром в 1639 году бра­тья Андрей и Петр заключили до­говор, запрещающий «перезывать» друг у друга иконников. Фи­гуры святых на пелене имеют пра­вильные или несколько удлинен­ные пропорции, головы маленькие, лица слегка вытянуты.
Последняя четверть XVII ве­ка — время постепенного вырож­дения строгановского шитья после смерти Анны Ивановны и Матре­ны Ивановны.
Агапова. Положение во гроб. Плащаница. 1680. 152 X 263
Но еще создава­лись такие произведения, как пла­щаница 1680 года из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. На клеймах шита вкладная надпись: «Лета 7189 (1680) года при державе благочестиваго и христолюбивого госуда­ря царя и великого князя Феода-ра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодерж­ца в 6 лета державы царства его и при великом господине святей­шем Иоакиме патриархе Москов­ском и всеа Росии в 7 лета патри­аршества его построена сиа плащеница смиренным Иосифом божиею милостию митрополитом Резанским и Муромским в бого­спасаемый град Переславль Резанский в соборную и апостоль­скую церков чистаго и славнаго еа Успения и святых страстотер­пец Бориса и Глеба». На каймах же вышиты тропарь Великой суб­боты и кондак канона на Пасху. Вокруг средника — композиции: Омовение ног апостолов Христом, Уверение Фомы, Вкушение хлеба, Троица, Вкушение вина, Моление о чаше, Иудино лобзание, Суд первосвященников, Бичевание Христа в темнице, Венчание тер­новым венцом, Суд Пилата, Испрошение тела Христа Иосифом и Никодимом, Несение креста, Распятие, Снятие со креста, Вос­кресение. В углу средника — сим­волы евангелистов: ангел — Мат­фей, лев — Марк, орел — Иоанн, телец — Лука.
Плащаница из Рязани — самый поздний точно датированный па­мятник строгановского лицевого шитья. Ценность его возрастает в связи с тем, что, помимо надписи с датой и именем вкладчика — митрополита Иосифа,— сохрани­лось письменное свидетельство об авторе произведения. В Расходной книге рязанского архиерейского дома имелась запись о том, что «...шила оную разными шелками и серебром и золотом и низала жемчугом Григория Дмитриевича Строганова прикащика ево Алек­сеева жена Агапова. Дано ей за те труды 80 рублей».
Сравнивая плащаницу с произ­ведениями мастерской Анны Ива­новны, нельзя не отметить измель-ченность главной композиции при грандиозности общих размеров, удлинение пропорций фигур. Мо­делировка ликов, особенно жен­ских, выполнена грубее, утрачено чувство меры, при котором орна­ментально-графический рисунок теней не искажал бы ликов. На плащанице, как ни на одном дру­гом памятнике шитья этого време­ни, отразились основные противо­речия искусства переходной эпо­хи. В ней соединились стремле­ние к возрождению своей класси­ки с влиянием и переработкой но­вых образцов западного искус­ства. Последнее относится к стра­стным сюжетам, прообразом для которых служила Библия Пискатора и Евангелин Наталиса — нидерландские сборники гравюр, широко известные в России в середине XVII века.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...