вторник, 3 марта 2020 г.

Этюды И.И. Шишкина


Этюды И.И. Шишкина
Автор текста РАКУТИН Ю.
Источник: РАКУТИН Ю. Об этюде И.И. Шишкина./ Ю. РАКУТИН, заслуженный художник РСФСР.// Юный художник. – 1991. - № 9. – с. 48

И.И. Шишкин. В лесу. Упавшее дерево.
Бумага коричневатая, графитный карандаш. 1878
«Этюд... прежде всего, должен быть школой, не гнаться за картин­ностью, для чего служит эскиз; в этю­де должен быть тщательно передан кусок натуры со всеми подробнос­тями».
В этих словах заключена целая программа, и принадлежат они И. И. Шишкину, выдающемуся рус­скому художнику, автору многих ши­роко известных и любимых народом картин, в эпических образах воспевающих величие и красоту родной при­роды.
Художник крупного самобытного дарования, большой мастер, прошед­ший серьезную академическую шко­лу, Шишкин был убежденным и по­следовательным реалистом, ни в чем не отступавшим от строгого и точ­ного следования правде жизни. Без пытливого изучения природы он не мыслил творчества и, сам без устали учась у природы, постоянно призывал к этому молодежь.
Трудно назвать другого рисоваль­щика такого масштаба, как Шишкин, в искусстве русского реалистического пейзажа. Рисунок — основа творче­ского метода художника. Графиче­ское наследие Шишкина велико и разнообразно. По значительности не уступая его живописи, оно вме­щает в себя большое количество сложно разработанных, картинных по своей сути рисунков пером, альбомы офортов, литографии, многочислен­ные рисунки и эскизы карандашом, углем, акварелью. Без преувеличе­ния можно утверждать, что одной графики художника было бы доста­точно, чтобы его имя заняло почет­ное место в истории русского искус­ства.
Особо надо выделить натурные рисунки Шишкина. Их великое мно­жество от беглых зарисовок до под­робнейших, законченных штудий. Они свидетельство напряженного труда художника. Зачастую это этюдный материал для живописных произве­дений. Для них характерно почти научное знание различных пород де­ревьев, особенностей их строения, всевозможной растительности вооб­ще. Но служебное назначение не за­слоняет другой стороны шишкин-ских рисунков: большой любви к то­му, что он видит в природе, и артис­тичности выполнения, что придает лучшим из них самостоятельную ху­дожественную ценность.
Все сказанное в полной мере ха­рактерно и для предлагаемого чита­телям «Юного художника» рисунка И. И. Шишкина «В лесу. Упавшее де­рево» из собрания Русского музея. Он типичен для рисовального искус­ства художника. В названии уже за­ключено и сюжетное содержание рисунка: в чаще леса, на болотистой лужайке, заросшей густой травой, лежит давно упавшая, высохшая ель с торчащими в разные стороны су­чьями.
Рисунок сразу же привлекает вни­мание, его хочется разглядывать дол­го, вникая в то, что изображено, как просто и естественно разместилось все на листе, как красиво и легко на­рисовано. Но при этом представ­ляешь, как непросто было худож­нику разобраться в переплетении стволов и сучьев, цветов и трав, вы­делить в натуре главное, обобщить второстепенное и привести увиденное к цельности.
Смысловым и композиционным центром служит упавшее дерево. Ему отведена главная роль в пространст­венном решении листа: взятое в силь­ном ракурсе с характерным именно для ели расположением ветвей, оно уводит взгляд в глубину к частому ельнику, охватив все пространство, возвращается к переднему плану.
Важной особенностью рисунка яв­ляется его светоносность, преоблада­ние света как средства организации пространства и выделения осяза­тельности форм природы, их мате­риальной характеристики.
Шишкин виртуозно владеет штри­хом карандаша, используя его то­нальные возможности от самых лег­ких прозрачных касаний до насыще­ния темных участков активной штриховкой. В рисунке нет ни одно­го вялого по трактовке места. Энер­гия руки точно направляет нужной величины штрих на выражение фак­туры высохшей древесины с остат­ками коры, свободно и уверенно очерчивает все изгибы сухих сло­манных сучьев, траву, стебли цветов, листья осинки и лапы елей. К краям листа формы переходят в контурные обозначения, как бы «размываются» в свету, связывая изображение с плоскостью листа. Конкретно и тща­тельно разработаны средний (цент­ральный) и задний планы, хотя надо сказать, стремление к передаче всех подробностей, может быть, внесло в рисунок момент некоторой дробно­сти, чрезмерной детализации ство­лов и ветвей ельника.
И все же, чем больше вгляды­ваешься в сложную простоту рисун­ка Шишкина, тем больше покоряет и убеждает правда жизни, с любовью выраженная в нем средствами ис­кусства, руками большого худож­ника и мастера.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...