суббота, 28 марта 2020 г.

Иосифо-Волоцкий монастырь


Иосифо-Волоцкий монастырь
Автор текста: Т. НЕЧАЕВА

Источник: НЕЧАЕВА Т. ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ: К 525-летию основания./ Т. НЕЧАЕВА.// Юный художник. - 2004. - № 11. - с. 3-7. - (ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВА)
Панорама монастыря. Вид с востока, со стороны большого Иосифовского пруда
Иосифо-Волоколамский монастырь (другое название: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь) находится на северо-западе Московской обла­сти в живописной местности при слиянии рек Се­стры и Струги. Был основан в 1479 году выдаю­щимся церковным деятелем преподобным Иосифом (1439 - 1515) на землях, принадлежащих удельному Волоцкому князю Борису Васильевичу, родному брату мос­ковского князя Ивана III. В отличие от своих великих предшественников Сергия Радонежского и Кирилла Бе­лозерского, которые уходили в пустынь ради отшельни­ческой жизни, Иосиф не стремился к уединению. Он пришел на эти земли для того, чтобы создать монас­тырь, в организации которого мог бы воплотить свои представления об идеальном монашеском общежитии.

Икона. Преподобный Иосиф Волоцкий (1439 - 1515)
Иосиф, в миру Иван, был выход­цем из этих мест, принадлежал к роду служилых дворян Саниных, вотчины которых издавна находились на Во­локе Ламском. Когда Иосиф вернулся в родные волоцкие места, за его пле­чами был уже большой опыт монаше­ской жизни. Восемнадцать лет он провел в Боровском монастыре. Ус­тав этой обители и ее игумен Пафнутий отличались строгостью и благо­честием. Здесь молодой монах про­шел суровую школу самодисципли­ны, во всем имея «послушание без рассуждения и повиновение и про­стоту». Иосиф стал опытным иноком, образованным книжным человеком, знатоком церковной службы, пре­красным чтецом, что было редкостью по тем временам и очень ценилось. По воспоминаниям современников, у него «язык был чистый, и глаза быст­рые, и в голосе сладость, и в чтении умиление, достойные удивления ве­ликого, ибо никто в те времена нигде таким не был». Пафнутий отмечал в нем твердость в следовании выбран­ному пути и «сильный и непоколеби­мый ум».
Икона преподобного Иосифа Волоцкого в иконостасе Успенского собора
В 1477 году, после кончины Пафнутия, Иосиф стал игуменом, однако его желание установить в монастыре общежительный устав не встре­тило сочувствия у братии. Тогда он отправляется в путе­шествие по Руси для изучения монастырской жизни. Во время своих странствий посетил многие обители, но бо­лее всего ему пришелся по душе Кирилло-Белозерский монастырь, в котором устав общего жития был «не на­званием общий, но делом». После возвращения Иосиф покидает обитель, с ним уходят семь старцев, его еди­номышленников, среди них Герасим Черный, Кассиан Босой, братья Иосифа Акакий и Вассиан - будущий ростовский архиепископ.
Князь Борис Волоцкий с радостью принял у себя в уделе молодого, но уже известного игумена и выделил ему земли. В жи­тии Иосифа, составленном его уче­ником епископом крутицким Саввой Черным в 1546 году, описана исто­рия создания монастыря.
Небесные знамения определили место строи­тельства. Неожиданно налетевший вихрь повалил деревья, и таким об­разом расчистилась поляна в бору, «и на том месте, где ныне обитель стоит, внезапно блеснула молния, затмив солнечный свет, воздух же был чист, и солнце сияло». Князь Бо­рис вместе с боярами участвует в за­кладке первого деревянного собора, посвященного Успению Богородицы, и «прежде всех с игуменом Иосифом взяли бревно на плечи и положили в основание».
Жизнь в монастыре была суровой и трудной, ее выдерживали не все, но оставшиеся твердо выносили тя­готы, их одушевляла и сплачивала общая цель. «И видели, как эти чуд­ные Христовы страдальцы своей во­лей сами себя мучили: ночью на мо­литве стояли, а днем на дело спеши­ли, друг с другом состязаясь. Не как земледельцы-наемники, которых понукают работать, не так, но обгоняя друг друга. Все были в обуви из лыка и в заплатанных одеждах: из вельмож кто, из князей или из бояр - на всех равная одежда и обувь, ветхие и со мно­гими заплатами. Сам же преподобный так же ходил. Ни­кто не смог бы отличить его среди братии, он был как один из нищих и таким оставался до кончины своей».
Братия строго выполняла устав общего жития ничего не иметь своего, но только общее, не пользоваться привилегиями, выполнять любые монастырские работы и во всем следовать воле игумена. «На службе каждый стоял на своем месте, которое было дано игуменом, с молчанием, с молитвою. В трапезной же сидели кротко и молча, внимая божественному чтению. Еда же и питье перед всеми стояли одинаковые, как перед игуменом, так и перед всеми братьями. И, встав от трапезы, шли с молчанием в кельи свои». Монастырский устав касался не только уклада жизни, но и правил поведения, и даже внешнего вида монахов. Иосиф наставлял иноков: «Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разго­варивающему с тобой», стоя в храме на молитве, «стис­ни свои руки, и соедини свои ноги, и очи смежи, и ум собери». По его представлению, путь к внутреннему ду­ховному совершенствованию лежал через самодисцип­лину, заботу о внешнем «телесном благообразии и бла­гочинии».
Святые ворота монастыря с надвратной церковью Петра и Павла (1679г.) http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Игумен не жалел средств на украшение своей обите­ли, привлекая для работ выдающихся мастеров своего времени. Великолепие церковной службы, где все идут «благообразно и по чину», красота и стройность храмо­вого убранства оказывают сильное эмоциональное воз­действие. Иосиф, тонко чувствуя прекрасное, высоко ценил художественные достоинства произведений ис­кусства, видел во внешней красоте и совершенстве ис­полнения отражение красоты первообраза.
Вид монастыря с конечной башни. Справа - Успенский собор
В 1484 - 1485 годах вместо деревянного возводится белокаменный Успенский собор, который расписывает и украшает иконами знаменитый Дионисий. Вместе с ним работают лучшие московские иконописцы, его сы­новья Владимир и Феодосии, монастырские мастера старец Паисий и племянники Иосифа, старцы Досифей Топорков и Вассиан. Дионисий выполняет самую ответ­ственную работу, пишет для храма образ Успения Бого­матери. Из всех этих произведений до нашего времени дошла только одна – Троица - написанная Паисием. На­чиная с этого времени. Дионисий принимает участие в украшении всех монастырских зданий вплоть до своей кончины. Не прерывает связи с монастырем и его сын Феодосии, ставший после отца ведущим московским художником.
Успение Богоматери. Конец XVI века. Из Иосифо-Волоколамского монастыря
В 1506 году Дионисий с сыновья­ми и московским иконописцем Пет­ром Тучковым пишет иконы для теп­лой Богоявленской церкви с трапез­ной палатой. Трапезная с небольши­ми перестройками сохранилась до нашего времени.
Интерьер трапезной палаты
Она построена по образцу Грановитой палаты Москов­ского Кремля. Просторное светлое помещение перекрыто легкими сво­дами, которые опираются на единст­венный, стоящий в центре столб. В 1510-х годах возведена трехъярусная колокольня, в верхнем ярусе которой были установлены куранты. Благодаря богатым пожертвованиям монас­тырь стремительно отстраивался и хорошел, в 1543 - 1566 годах после возведения каменных стен и пост­ройки в 1589 году надвратной Петро­павловской церкви архитектурный ансамбль монастыря был завершен.
Духовным и композиционным центром монастыря является Успенский собор, сохранившийся в почти неизменном виде с 1690-х годов http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Стараниями Иосифа монастырь постепенно превратился в крупнейшую сокровищницу русского искус­ства. В 1479 году он принес с собой из обители Пафнутия икону Богома­тери, работы «пресловущего» иконо­писца Дионисия и четыре образа знаменитого Андрея Рублева, произведения которого собирал, так как в его творчестве видел идеальное во­площение мастерства иконописца. Свои взгляды на искусство Иосиф изложил в сочинении «Послание ико­нописцу и три слова о почитании свя­тых икон», адресованном художнику Дионисию.
Иосиф, будучи одним из образо­ваннейших людей своего времени, придавал большое значение книжно­му знанию, им в монастыре была со­брана огромная библиотека, одна из самых больших в России. Основу со­ставили одиннадцать книг, принесен­ных им с собой. Обитель Иосифа становится крупней­шим центром русской книжности и литературы. Над пе­репиской книг трудятся многие его сподвижники и уче­ники, среди них самым прославленным был Герасим Черный, переписчик «мастерского письма». Очень ско­ро вновь основанный монастырь и его настоятель стали знамениты на всю Россию. Иосиф как выдающийся пи­сатель и полемист возглавил борьбу с ересью жидовствующих, возникшей в Новгороде и распространившейся в Москве. Волоцкий игумен написал шестнадцать об­ширных посланий против еретиков, которые позже объ­единили в сборник под названием «Просветитель». Ио­сиф занимал непримиримую позицию по отношению к жидовствующим, требуя для них смертной казни.
Кузнечная башня, наиболее высокая из всех (высота её до верха флюгера более 44 метров), толщина стен - около 2,5 метров http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Такую же жесткую позицию занимал он и в вопросе о монастырском землевладении. Иосиф был сторонни­ком богатой церкви. Ограничение монастырских угодий, проводимое Иваном III в Новгороде после его завоева­ния в 1478 году, вызвало его резкое осуждение. Покро­витель Иосифа князь Борис Волоцкий делал крупные вклады в монастырь, дарил обители села, такие же по­жертвования поступали от многих бояр и вельмож. Иосиф широко использовал эти средства для благотвори­тельности. Помогал местным крестьянам, кормил не­имущих во время голода, в своих страстных посланиях осуждал жестоких хозяев, призывал их относиться чело­веколюбиво к своим «рабам», хотя бы из практических соображений, ибо оскудевший «раб» не может платить подать. Не стеснялся обличать и сына своего покрови­теля Федора Волоцкого в ограблении «городских и сельских людей». По отзывам современников, деятель­ность Иосифа смягчала нравы, ослабляла гнет хозяев. Именно в возможности оказывать действенную матери­альную помощь нуждающимся видел он цель монастыр­ского богатства. Правитель, отнимающий у церкви эту возможность, в глазах Иосифа подлежит осуждению, «ибо он не царь есть, но мучитель». Признавая необхо­димость подчинения подданных государю, ибо прави­тель «властью подобен Вышнему Богу», Иосиф требует от царя соблюдения ряда условий. Защитников церков­ного землевладения стали называть «иосифлянами», их оппонентов - «нестяжателями».
Спор между двумя пар­тиями продолжался на протяжении всего XVI столетия. Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 года и погребен в построенном им Успенском соборе против алтаря в каменной гробнице.
Рака с мощами преподобного Иосифа Волоцкого
После смерти настоятеля монастырь продолжал оставаться крупнейшим духов­ным, политическим, книжным, культурным центром Рос­сии. Традиции, заложенные Иосифом, продолжались в деятельности его соратников и учеников. Многие из них сыграли большую роль в развитии русской публицисти­ки первой половины XVI века. В стенах монастыря были созданы Русский Хронограф, послуживший основой для Никоновского летописного свода, и Волоколамский Па­терик, сборник житий монахов Иосифо-Волоколамского, Пафнутьев-Боровского и других монастырей, его ав­тором считается Досифей Топорков. Известными писа­телями стали игумены Даниил, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и многие другие. Среди постриженников монастыря в XVI веке насчитывается более двадца­ти архиереев, из них немало выдающихся церковных деятелей, которые смело отстаивали перед царем свои взгляды. Одним из них был Герман Казанский, казнен­ный в 1567 году по приказанию Ивана Грозного за обли­чение террора опричников.
Памятный крест митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму
В обширном монастырском архиве накапливались многочисленные хозяйственные записи, дающие ис­следователям драгоценные сведения по истории Рос­сийского государства. В описи церковной утвари, икон и книг, сделанной в 1545 году, находятся уникальные заметки о хранившихся в монастыре и ныне утраченных иконах Андрея Рублева и Дионисия. В 1572 году в мона­стыре произошло важное событие. Из Москвы была принесена икона Богоматери Владимирской. Это была копия древней чудотворной иконы, хранившейся в Ус­пенском соборе, выполненная «мерой и подобием».
Богоматерь Владимирская Волоколамская. 1572. Москва
Образ был заказан ближайшим сподвижником Ивана Грозного Малютой Скуратовым-Бельским и предназна­чался для Волоколамского монастыря. Сразу после принесения она начинает почитаться чудотворной, и вскоре в монастыре создается Сказание и служба ей. Волоколамскую икону отличает наличие большой коро­ны, выполненной из золоченого серебра и украшенной цветными камнями. На древнем образе от нее остался живописный след, драгоценный оклад был снят и укра­ден в Смутное время, когда монастырь подвергся силь­ному разрушению и разорению от польско-литовских интервентов.
Богоявленская церковь с трапезной палатой. На переднем плане слева — навес над остатками колокольни.
В XVII веке монастырь, призванный стать укреплен­ным форпостом на подступах к Москве, полностью перестраивается. Все его обветшавшие постройки разби­рают, и на их месте строят новые. Крепость проектиру­ют по образцу московского Симонова монастыря архи­текторы Иван Неверов и Трофим Игнатьев.
Галерея крепостной стены
Сначала возводились башни и стены: Никольская (1677), Часо­вая и Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германова (1683) и Кузнечная (1685). Стройные и нарядные, с шатровыми верхами, украшен­ные узорной кирпичной кладкой и зелеными (муравле­ными) изразцами, башни подобно ожерелью обрамля­ют монастырские здания. Особенно празднично выгля­дят Святые ворота с надвратной Петропавловской цер­ковью (1679), увенчанной пятью куполами, поставлен­ными на постамент из трех рядов килевидных кокошни­ков.
Интерьер Успенского собора
В 1688 году начато возведение Успенского собора под руководством подмастерья каменных дел Кондратия Мымрина. Величественный пятиглавый собор по­ставлен на высоком подклете. К расположенным с трех сторон порталам ведут торжественные лестницы. Бе­лые стены декорированы широкими поясами много­цветных изразцов, на которых изображены птицы, клю­ющие плоды, и «павлинье око». Изразцы изготавлива­лись в мастерской московского мастера Степана Полубеса. В соборе был установлен высокий резной золоче­ный иконостас, выполненный под руководством Евсевия Леонтьева, в середине XVII века он был заменен.
Фома и Василий Потаповы. Преображение Господне. 1698
В 1698 году осташковские иконописцы братья Фома и Василий Потаповы написали для собора двенадцать икон для установки около столбов, «да в кругах десять лиц святительских». Уникальным архитектурным и инже­нерным сооружением стала десятиярусная колокольня, построенная в 1692 - 1694 годах местными мастерами Никитой Дюженком, Микитой Аристовым, Микешкой Ге­расимовым «с товарищи».
Панорама монастыря с колокольней на снимке начала XX века http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
При огромной высоте (она была всего на пять метров ниже самой высокой москов­ской колокольни Ивана Великого) она имела очень ма­ленькое основание, их соотношение составляло 10:1. Со временем она заметно накренилась, но сохраняла устойчивость. Колокольня была разрушена во время Великой Отечественной войны.
В 2009 году установлен памятник Иосифу Волоцкому - бронзовая скульптура на каменном постаменте (скульптор Сергей Исаков) http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/aaiosifovolotskiy.shtml
Ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря принадлежит к ред­ким памятникам архитектуры, полно­стью созданным в одно время как единое целое и сохранившимся до настоящего времени почти без изме­нений. Во всем своем великолепии панорама обители открывается со стороны большого Иосифовского пруда, в водной глади которого отра­жаются башни и купола храмов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...