четверг, 26 марта 2020 г.

Графика Карповского А.М.


Работа фломастером: уроки
Автор текста и рисунков:
Анатолий Моисеевич КАРПОВСКИЙ, архитектор-художник

Источник: КАРПОВСКИЙ А. РАБОТА ФЛОМАСТЕРОМ./ Анатолий Моисеевич КАРПОВСКИЙ, архитектор-художник.// Юный художник. – 2004, № 11. – (УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Рисунок Карповского А. Ростов Великий.
Художественное образование я получил в Московском архитектурном институте.
Не случайно темой большинства моих работ является пейзаж, в основном архитектурный, хотя есть и другие жанры — портрет, натюрморт... Мои самые ранние ри­сунки консультировал знаменитый художник первой по­ловины прошлого века Михаил Иванович Курилко. Ос­новным моим учителем был замечательный художник и педагог Сергей Васильевич Тихонов. Я также прошел школу таких корифеев архитектуры и графики, как Сте­пан Христофорович Сатунц, Юрий Николаевич Шевердяев, Михаил Федорович Оленев...
Перед их памятью я всегда с благодарностью склоняю голову.
Все эти мастера оставили глубокий след в графике природного и городского пейзажа, а также в жанре архи­тектурной фантазии.

Конечно, они не могли научить работе фломастером — в их время этого инструмента не было. В истории изобра­зительного искусства фломастер — один из новейших инструментов. Еще полвека назад о нем никто не слышал.
У нас в стране фломастер появился в самом начале шестидесятых годов, причем купить его было практичес­ки невозможно. В те годы часто приходилось делать фло­мастеры самим. Для этого применяли пустые корпуса обычных перьевых авторучек или металлические трубки со сплющенным концом, а в качестве рисующего стерж­ня — плотный войлок, пропитанный с обратной стороны черными чернилами. Но этим примитивным инструмен­том можно было добиться неплохих результатов.
Рисунок Карповского А. Ростов Великий. http://moscowarch.ru/news/2016/6525/
Сейчас в продаже есть большое количество фломастеров различ­ных типов, как импортного (в основном), так и отечест­венного производства: тонкие как перо и широкие, типа кисти, монохромные и цветные.
Самое главное, что надо понять сразу — работа флома­стером необратима и практически не поддается исправле­нию. Поэтому многие художники работают по «акварель­ному» принципу — сначала линейный рисунок каранда­шом, который при необходимости можно поправить, а затем берут в руки фломастер или кисть.
Однако я с самого начала поставил себе задачу работать сразу «набе­ло». Это приучает к композиционной, перспективной и пропорциональной точности. Допущенные на ранней стадии рисунка просчеты можно «исправить» лишь при помощи дополнительных композиционных акцентов, маскирующих неточности, а иногда даже позволяющих добиться более выразительного решения.
Рисунок Карповского А. Литва. Вильнюс
Самый простой, на первый взгляд, рисунок-набросок тонким фломастером линией одной толщины, без теней. Такой рисунок фиксирует общую композицию с соблю­дением пропорций и деталей, с изображением элементов антуража — деревьев, людей, предметов переднего плана — той же тонкой линией без светотеневого решения. Он требует большого навыка и может быть по-своему выра­зительным.
Рисунок Карповского А. Можайск. Бородинская улица
Однако я предпочитаю работать со светотенью. При использовании очень тонкого фломастера это достигает­ся штриховкой различной интенсивности. Штриховка может следовать форме предметов или быть независи­мой от нее, например, для тонового решения неба, но это уже выбор автора. Такие рисунки иногда напомина­ют работу пером. При этом достигается воздушная пер­спектива, пластика рисунка становится более богатой.
Рисунок Карповского А. Берег Истры
Мне очень нравится работа мягки­ми фломастерами различной толщи­ны. Если это тонкий фломастер, то он позволяет за счет нажима работать живой линией с фиксацией теневой стороны предметов, что еще больше приближает его к работе пером.
Люблю фломастеры плоские и широкие. Они дают возможность в зависимости от угла поворота флома­стера относительно плоскости бумаги добиться линии различной ширины и яркости тона — от узких интенсивных линий до весьма широких и мягких по тону. Таким путем удается полу­чить достаточно нюансную лепку форм зданий, деревьев, облаков (рис. 3. Берег Истры; рис 4.).
Рисунок Карповского А. Вильнюс. Костел Св. Анны
Иногда большого эффекта удается добиться при работе старыми, высы­хающими фломастерами — здесь гра­дация переходов может быть тоньше, светотеневые переходы позволяют хо­рошо передавать глубокую воздуш­ную перспективу, состояние природ­ного окружения и предметную среду. Такие рисунки приближаются по впе­чатлению к светотеневым работам
Рисунок Карповского А. Ростов Великий. Немощеная улица
Линейные рисунки целесообраз­но выполнять несмываемыми флома­стерами - это способствует их луч­шей сохранности. Тоновые рисунки с мягкими переходами интенсивнос­ти тона могут выполняться и полу­смываемыми фломастерами. Это дает возможность использовать особенно­сти фломастера для мягкой расту­шевки полусухой кистью и даже чуть влажными пальцами. Такие приемы приводят иногда к неожиданным творческим находкам.
Рисунок Карповского А. Псков. Кремль. У слияния реки Великой и Псковы
Теперь несколько слов о более сложной смешанной технике флома-стерного рисунка.
Весьма перспективна работа двумя различными фломастерами — тонким и жестким в сочетании с ши­роким и мягким. В этом случае необходимо их тща­тельно подбирать по оттенкам, чтобы они восприни­мались практически одинаково. Тонкий фломастер ис­пользуется для контурной части рисунка, широкий — для тоновой части с различной степенью интенсивно­сти, для работы над антуражем: земля, вода, небо, про­низанные стволами купы деревьев, предметы передне­го плана.
Такие рисунки образны и эффектны, они напомина­ют иногда работы пером и кистью аналогичного тона. Следует заметить, что вместо широкого фломастера мо­жет быть использована обычная акварельная кисть. Та­кая техника более сложна при быстрой работе с натуры, но позволяет добиться весьма выразительных решений.
Рисунок Карповского А. Ростов Великий. Рождественский вечер
Самая сложная, по моему мнению, техника — рабо­та фломастером с применением цвета. Сразу хочу ого­вориться — работа обычными цветными фломастерами, как правило достаточно яркими, не привела меня к положительному результату — она не позволяла до­биться той степени обобщенности, целостности и выразительности, ко­торые должны быть свойственны ар­хитектурному пейзажу.
Но однажды я обнаружил в прода­же кисти-фломастеры различных приглушенных цветов, отличающиеся от обычных фломастеров рисующим элементом. Это синтетическая кисть, аналогичная по размерам и эластич­ности обычной круглой акварельной кисти. Набор в целом состоял из поч­ти сотни цветов. Но, к счастью, они продавались поштучно. Я выбрал, ис­ходя из собственных пристрастий, се­пию, умбру натуральную и два раз­личных по интенсивности оттенка се­рого цвета (наименование цветов, ко­нечно, весьма условно).
Рисунок Карповского А. Каргополь. Лодочный причал
Работа этими монохромными кис­тями по рисунку, выполненному очень тонким черным фломастером, дала, на мой взгляд, весьма положи­тельные результаты. Введение цвета в рисунок при край­не сдержанной цветовой палитре (обогащенной лишь промежуточными оттенками от смешения основных цве­тов) значительно расширило художественные средства, сохранив при этом целостный и лаконичный характер восприятия. Эта техника позволила очень быстро выпол­нять на натуре законченные работы, в том числе рисун­ки миниатюрного размера (10x15 см), равные почтовой открытке.
Рисунок Карповского А. Грузия. Тбилиси
Работать фломастером можно и на тонированной бу­маге с локальным использованием пастели или мела. Здесь полный простор для творческой фантазии худож­ника.
Рисуя природный пейзаж, надо помнить, что он под­чиняется тем же композиционным законам, что и пей­заж архитектурный. Здесь можно быть более свободным в передаче пропорций, но почувствовать и передать вре­мя дня, состояние воздуха и ветра, светотеневые переходы и контрасты — необходимо. Главное — самому по­нять, зачем выбран именно этот сю­жет и это время, в чем их неповтори­мость.
Рисуя дерево, надо знать не толь­ко особенности его структуры, но и его характер, покой или динамику силуэта, передавать не просто ствол, ветви, листья, а прежде всего инди­видуальный образ, его целостность и значимость в композиции пейзажа.
А технические средства практиче­ски те же самые, о которых говори­лось выше.
Фломастеру, как и любой другой графической технике, должны быть доступны самые различные жанры, в том числе портрет. Это идеальный инструмент для мгновенных наброс­ков в любых условиях, а также для более проработанных портретов, если условия дают на это хотя бы неболь­шое время. В этом случае лучше всего подходит тонкий мягкий фломастер средней интенсивности.
Из сказанного можно сделать вы­вод, что работа фломастером по своей технике и по художественным при­емам весьма многообразна, она по­стоянно развивается в зависимости от развития технической базы и позво­ляет активно экспериментировать, исходя из чисто творческих задач. Нужно все время искать новые пути художественной выразительности, не замыкаясь на уже найденных при­емах. И творческий успех будет на­градой художнику за постоянное стремление к совершенству.
«А напоследок я скажу…»
Анатолий Моисеевич Карповский. 19. 06. 1930 – 16. 01. 2008 http://www.centuria-mossky.ru/theme_7.html
Заслуженный работник Москомархитектуры, Почетный строитель России, член Международного художественного фонда, потомственный архитектор, московский интеллигент, выпускник МАрхИ с «красным» дипломом, Анатолий Моисеевич Карповский всю жизнь служил Профессии в разных ее ипостасях.
Карповский А.М. после окончания Московского Архитектурного института в 1954 был направлен в МГСПИ, где проработал более 35 лет. Занимался проектированием предприятий электроники и радиотехники. Одновременно преподавал архитектурное проектирование в Московском архитектурно-строительном техникуме, а затем в МАрхИ, где в последние годы был членом аттестационной комиссии.
Сотни архитекторов, которым довелось хоть однажды обращаться за консультациями к А.М. Карповскому, на всю жизнь получали в его лице пример глубочайших профессиональных знаний, культуры, добросовестного отношения к делу, высокой профессиональной и гражданской ответственности. При этом он привлекал людей доброжелательностью, вниманием, умением видеть главное, не упуская важных деталей.
А еще он был прекрасным, удивительным художником-графиком. Влюбленный в свой край, в его древнюю архитектуру и природу, он создал несколько серий графических миниатюр по старым городам России. Они составляют гордость изобразительной галереи нашего цеха как талантливые образцы художественного творчества и как исторические документы эпохи. Карандаш, фломастер неизменно сопровождали его в поездках. Его блокноты полны зарисовками памятников Европы, дорожными набросками и впечатлениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...