вторник, 24 марта 2020 г.

Свято-Николаевский православный собор в Нью-Йорке


Свято-Николаевский православный собор в Нью-Йорке
Автор текста: Е. МАКСИМОВ, профессор МГАХИ имени В.И.Сурикова, академик
Источник: МАКСИМОВ Е. Наш Никола на Матхэттене./ Е. МАКСИМОВ, профессор МГАХИ имени В.И.Сурикова, академик.// Юный художник. - 2004, № 10. - с.8-11 - (РАССКАЗЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ)
Свято-Николаевский православный собор в Нью-Йорке, удивительно красивое здание в самом сердце Манхэттена. Общий вид
Свято-Николаевский кафедраль­ный собор Московского патри­архата в Нью-Йорке стоит на 97-й улице одного из крупнейших го­родов мира. Он был освящен столетие назад — осенью 1903 года. Инициато­ром строительства храма является свя­титель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, который в те годы был архи­епископом Алеутским и Северо-Американским. «Дорог и близок ты мне, храм мой кафедральный, - обращался Владыка к пастве перед отъездом в Россию в 1907 году. — Во время моего святительствования ты был создан, при мне же благоукрашен и при мне сделан кафедральным. Быть может, для иных, видавших великолепные и обширные храмы в России, ты и ка­жешься малым и бедным, и не бле­щешь золотом и серебром и камнями самоцветными, как те храмы. Но для русских православных людей, долгое время страдавших здесь без храма, ты являешься драгоценным сокровищем, и радуются они, что имеют тебя...»

В то время Русская православная церковь окормляла всех православных прихожан США. На территории епархии насчитывалось более четырехсот тысяч верующих - русских и сербов, греков и сирийцев, креолов и индейцев, алеутов и эскимо­сов. Существовали наши соборы в Сан-Франциско, Чика­го, Бруклине и других городах и селениях США и Канады. Открывались новые православные храмы. Но в Нью-Йор­ке такого не было. И для того чтобы храм появился, были привлечены большие силы русских людей.
Строили его священники Александр Хотовицкий и Александр Кочуров.
Надо особо отметить о. Александра Хотовицкого и о. Иоанна Кочурова, внёсших большой вклад в развитие русской православной миссии в Америке и, вернувшись на родину, ставших священномучениками во время гонений на церковь в России.
Священномученик, отец Александр Хотовицкий (1872 – 1937)
Отец Александр Хотовицкий в Американской миссии был секретарём епархиального управления, ближайшим помощником иерархов, редактором церковного журнала «Американский Православный Вестник» и ревностным миссионером, принявшим активное участие в создании 12 новых приходов на восточном побережье Америки. В 1914 году протоиерей Александр Хотовицкий стал настоятелем Успенского Кафедрального Собора в Гельсингфорсе, Финляндия. В 1917 г. вернулся в Россию, был ключарём Храма Христа Спасителя и вновь ближайшим помощником Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В 30-х годах был заключён в лагерь, а в 1937 году расстрелян богоборцами.
Священномученик, отец Иоанн Кочуров (1871 – 1917)
Первое время своего пребывания в Соединенных Штатах отец Иоанн жил в Нью-Йорке, здесь он осваивал английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью протестантской Америки.Потом Иоанн Кочуров был строителем и настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора в Чикаго. Вернувшись на родину в 1907 году, он был законоучителем в Нарвских гимназиях, а затем служил в Екатерининском соборе в Царском Селе, где за короткое время снискал любовь и уважение прихожан. Здесь 31 октября 1917 г., в самом начале прихода к власти большевиков, о. Иоанн принял мученическую смерть от рук вступивших в город красногвардейских богоборцев. Он стал первым священномучеником в начавшемся бесконечном списке жертв «великой бескровной». https://azbyka.ru/days/sv-ioann-carskoselskij-kochurov
Архитектор (шведского происхожде­ния) был из Санкт-Петербурга. Рабочими на стройке бы­ли не только наши эмигранты, но и православные рус­ские, живущие в Америке.
Император Николай II выделил на строительство 5000 золотых рублей. Большую помощь в сборе средств оказал святой праведный Иоанн Крон­штадтский. И еще святитель Иннокен­тий Московский, высокочтимый на американской земле.
Строили храм несколько лет.
97-я улица на тот момент являла собой до­вольно пустынное место. Купили ска­лу — самый, видимо, дешевый участок оказался, взорвали ее, расчистили площадку и начали возводить храм. И построили: довольно приличных раз­меров — в высоту до купола метров сорок. Снаружи он создает впечатле­ние храма ярославского стиля XVII века - белый камень, изразцы, крас­ный кирпич, закомары, кокошнички, купола. Расписывали собор к освяще­нию в 1903 году две бригады санкт-петербургские, о чем можно судить, по крайней мере, по сохранившемуся иконостасу. Но в нем не иконы в на­шем понимании, а холсты живопис­ные, которые вставлялись в деревян­ную конструкцию иконостаса. Сохранились даже штампы Петербургской Академии художеств на оборотной стороне. Бригады же — по ощущению, стилевым признакам — относились к репинской и верещагинской мастер­ским. Но не Верещагина-баталиста, а профессора исторической и портрет­ной живописи, расписывавшего Храм Христа Спасителя, Василия Петрови­ча Верещаг ина. Эти художники и определили об­раз храма. Он получился очень торже­ственный, красивый, пышный и на­верняка нашел отклик в душе у право­славных русских людей того времени.
Интерьер храма (восток)
Дальнейшая судьба храма не была такой радужной, как в первые годы после освящения. Но было и хорошее. Русские моряки, оказавшиеся в Аме­рике после Цусимского сражения, приняли очень активное участие в жизни храма, стали его прихожанами, благоустроителями. Сохранились их боевые флаги, иконы с броненосцев, церковная утварь. Теперь это все бу­дет находиться в музее храма, где их мож­но увидеть. Находили эти ре­ликвии русской и мировой истории заброшенными на чердаках, в подва­лах. Но все было подписано: с броненосца такого-то, с канонерской лодки такой-то.
Несение креста
В 1963 году Верховный суд США отдал храм Московской патриархии. В 1964 — 1965 годах провели первую — косметическую - реставрацию. Возможности, конечно, были крайне ограниченные, но тем не менее, здание при­вели в относительный порядок. И в таком виде оно про­стояло до начала XXI века.
Максимов Е. За работой. С Юлией Горяной
В 2000 году мы со своей бригадой дописывали кувуклию в Храме Христа Спасителя. В те дни там находились мощи св. великомученика и целителя Пантелеймона и было огромное стечение народа. И к нам на леса поднял­ся владыка Меркурий, епископ Зарайский, который явля­ется викарием Святейшего патриарха в Америке и служит непосредственно в Свято-Николаевском храме. И пред­ложил заняться этим храмом. Раз в год, на Пасху, владыка приглашал ме­ня к себе. Мы встречались, обсуждали эскизы, какие-то проекты. Он с само­го начала попросил меня подбирать материал, думать об интерьере храма. До 2003 года шла именно такая рабо­та: сбор исторических, иконографиче­ских данных, сведений о различных американских строительных и живо­писных материалах, которые отлича­ются от европейских. В Америке я до этого не был, поэтому все было для меня внове.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Конечно, сначала шли работы ис­ключительно строительные, по жизне­обеспечению храма. За истекшие 100 лет здание пришло в полную ветхость: сгнила электропроводка, не работала канализация — все было на грани кра­ха. Начинать надо было с самого необ­ходимого, основного. Но к 2003 году решили приступить уже к живописи.
Подкупольное пространство
Первое желание у Святейшего и духовенства — чтобы храм был расписан в традиции XIX века. И второе — чтобы он был светел и радостен. Я имел определенный опыт работы в Храме Христа Спасителя, и это очень здорово здесь по­могло. Но там было воссоздание росписи, можно было на что-то опереться — на авторитет Крамского, Маркова, на­пример. А тут от внутренней росписи ничего не осталось, надо было полностью делать весь интерьер от начала до конца. Единственное, что имелось перед глазами, это ико­ны. И вот на основе их стилистики, колорита, отталкива­ясь от этого, я попытался вместе с владыкой Меркурием сделать новое оформление.
Никола, останавливающий бурю. Роспись Никольского цикла
Владыка Меркурий обратился в Академию художеств к Церетели, и Зураб Константинович назначил меня руководителем работ. Я довольно быстро сделал эскизы, мы показали их Святейшему, который, как оказалось, всегда был в курсе событий и внима­тельно рассматривал все, что относи­лось к возрождению собора. После ут­верждения эскизов были сделаны кар­тоны — частью цветные, частью нет. Я собрал бригаду — в основном, из ребят, которые работали со мной в Храме Христа Спасителя, были знакомы с технологией, методикой, иконографи­ей XIX столетия. И мы постепенно — не все сразу — стали перебираться в Нью-Йорк.
Современный вид храма. http://blogmkp.ru/2017-12/sobor-New-York.jpg
Посольство США не очень-то охотно выдавало визы: пар­ни, в основном, молодые, неженатые и не вызывали у американских чиновни­ков никакого энтузиазма.
Мы с отцом Леонидом Калининым, приставленным патриархией наблюдать за нашими работами, чем он занимался и в Храме Христа Спасителя, долго и упорно искали хоть какие-то следы архивные, касаюшиеся собственно храма: в Библиотеке конгресса США,нью-йоркском городском архиве, других заведени­ях. И нашли достаточно много документов — воспомина­ний, отзывов, газетных вырезок. Потому что реакция та­мошней общественности на освящение храма в Нью-Йор­ке была довольно живой и обильной: для того времени со­бытие было заметное. К сожалению, сохранилось мало хо­роших фотографий интерьера, время сыграло свою роль, фотоаппаратура была не очень совершенной. Но, по всей видимости, стены были расписаны альфрейной живописью, узорами, христианскими символами. Когда мы стали снимать полурассыпавшуюся старую штукатурку и поздние записи, этот узор и открылся, можно было прочесть основной колористический и ритмический замысел росписи. По­том в нашей работе я постарался это использовать.
Введение во храм. Фрагмент
Выполняя пожелание Святейшего — сделать храм светлым и цветным — пришлось пойти на некоторый отход от живописных традиций XIX века, ведь колорит тогда был достаточно плотным, темным по тону, по цвету. Естественно, требовалась иная колористика, не все церковные художники того столетия могли бы здесь помочь. Но вот еще в Храме Христа Спасителя я столкнулся с Николаем Андреевичем Кошелевым, у меня был подлинник его эскиза восточного купола, который я внимательно изучал, копировал. Кошелевский прием, когда все соткано из света и цвета, мне показался здесь близким и просто необходимым. Использовать этот прием я и попытался. Говорят, получилось. По крайней мере, все были довольны: светлый, чистый и ясный, он нашел от­клик и у духовенства, и у прихожан.
Богородица с предстоящими ангелами. Роспись конхи
Работа велась этапами, все пройдено кисточкой от маковки до плинтуса. Сначала расписали алтарь, затем конху, сделали портреты донаторов, отцов церкви. Далее пришла очередь купола, и с него мы пошли вниз — малые и большие композиции, обилие орнаментов. Народу тру­дилось довольно много: человек 7 — 8 над живописью и столько же над орнаментальным рядом. Со мной делал росписи Виктор Павлович Мясоедов, с которым мы ра­ботали в Храме Христа Спасителя. И Ирина Николаевна Дорохова — она занималась всеми орнаментами: мы раз­рабатывали стиль, ритм изображении, она руководила ребятами, которые все это исполняли. - студентами из моей мастерской в Суриковском институте. Была еще од­на бригада — альфрейная: люди там были местные, рус­ские — просто давно живущие в Штатах. Они золотили, делали цветные — венецианские штукатурки. Очень по­могали прихожане.
Свято-Николаевский собор — своеобразный образ России в Америке. Тем более на Манхэттене: он стоит сейчас на так называемой «музейной миле», на которой находятся все крупные музеи Нью-Йорка: Метрополитен, Музей современного искус­ства. Музей Нью-Йорка, кол­лекция Фрика и так далее, то есть окружение достаточно престижное. С другой сторо­ны, русские люди, которые обитают в этом городе — а их на самом деле много, по не­которым данным. 300 — 400 тысяч, — им, честно говоря, и податься-то особенно некуда: кроме храма, другого такого центра русской жизни нет. Вот они там и собираются. Приходят дипломаты, работ­ники различных российских представительств в США, консулата, которые, кстати, принимали активное участие в восстановлении собора. Они поддерживали не только словом, советом, но и делом - материально. Приютили нас (мы жили в прекрасных условиях в нашем российском представительстве при ООН), возили, кормили, полно­стью взяли нас на свой пансион. Нью-Йорк город боль­шой, сложный, и русском} человеку, особенно если он первый раз попадает в Америку, там непросто. Так что эта помощь очень дорогого стоит: мы могли спокойно зани­маться своим делом.
В свою очередь, мы чувствовали ответственность и по­нимали, что делаем серьезное государственное дело. По­стоянно ощущали внимание прессы, телевидения, где я несколько раз выступал, начальства российского — приез­жали министры, интересовались нашей работой, ведь фи­нансовая помощь шла от государства.
Великое освящение Свято-Николаевского собора со­стоялось 16 ноября 2003 года. Из Москвы приехал влады­ка Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Прибыло много священства из России, европейских пра­вославных приходов. Были представители других конфес­сий, которых в Нью-Йорке много.
Сегодня храм действует по полной программе. А меня — таков уж удел художника-монументалиста — больше всего волновало, как там поведут себя эти американские краски, штукатурки в нью-йоркском климате: суровая зи­ма, сорокоградусные морозы трещали, и этот парящий океан. Но вроде бы все хоро­шо. Слава Богу, выдержали ихние материалы. Значит, храму стоять!
Ну а недавно узнал, что вместе с архитектором Сти­веном Петером Пападатосом награжден Национальной премией общества архитек­торов Америки 2003 года — за художественное оформление нашего Николы на Манхэттене.


http://www.ruschurchusa.org/ru/25 Подробно о храме

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...