Церковь Успения Божией Матери в Газетном
переулке
Автор текста: Александр Петрович Семынин
Источник: Семынин А. Воссоздание скульптуры старинного
храма. / Александр Петрович Семынин// Юный
художник. - 2004, № 8. - с.19-21
Церковь Успения Божией Матери в Газетном
переулке. Фото 1881 года
В 2002 году мне предложили участвовать
в воссоздании скульптурного убранства храма Успения Богородицы на Успенском вражке
в Москве. Здание это, расположенное в Газетном переулке около Центрального телеграфа,
известно москвичам в недавнем прошлом в качестве междугородного переговорного пункта.
Однако мало кто знает его историю.
В 1531 году на берегу вражка
(малого притока реки Неглинной, позже названного Успенским вражком) появилась
деревянная церковь Успения Богородицы; позже, в 1641 году, на ее месте был выстроен
каменный храм. Здесь в непосредственной близости от Кремля в XVII веке шло активное
строительство, возникали городские кварталы. На месте вражка образовался Успенский
переулок. С 1788 года здесь в типографии Московского университета печаталась первая
в Москве (и вторая в России) газета «Московские ведомости», в связи с чем переулок
был переименован в Газетный (с 1920-го по 1992 г . — ул. Огарева). В XIX
веке каменная церковь Успения Богородицы пришла в полную ветхость, и на средства
купца Сергея Афанасьевича Живаго (таких людей называли храмоздателями) по проекту
архитектора Александра Степановича Никитина был выстроен новый храм с использованием
стен старого здания.
Строительство длилось с 1857 по
1860 год. Новая церковь, выстроенная в духе «эклектики» с использованием «русского
стиля», уникальна. По обилию скульптурного оформления в Москве она сравнима только
с Храмом Христа Спасителя. Оба храма строились одновременно, и в их сооружении
участвовали одни и те же люди: так, скульптура на храме Успения была выполнена скульптором
Рамазановым, доля которого в создании скульптурного убранства Храма Христа Спасителя
весьма велика.
Современный вид церкви
Местоположение храма Успения способствовало
тому, что он стал популярен среди творческой интеллигенции. Можно сказать, что
он стал «домашней церковью» Московского художественного театра (МХТ), стоящего
на другой стороне Тверской улицы, на Камергерском проезде. Кстати, впоследствии
на противоположном конце
Газетного переулка, на углу Большой
Никитской улицы, в 30-е годы был построен театральный жилищный кооператив «Сверчок»,
где жили известные артисты. Всем известна судьба Храма Христа Спасителя. Храму Успения
«повезло» больше: в 1924 году он был закрыт, но само здание устояло. Однако была
безжалостно уничтожена вся скульптура на фасаде, замазана живопись на потолке,
иконостас уничтожен, а само здание, как упоминалось выше, превращено в переговорный
пункт.
Изуродованное здание простояло
в таком виде до 90-х годов прошлого века, когда оно было возвращено церкви и обрело
изначальное значение. Тогда-то понемногу стараниями настоятеля храма о. Владимира
Лапшина, старосты М.А. Баранова и архитектора И.А. Родионовой по сохранившимся фотографиям
и найденным в архивам чертежам началась реставрация храма. Из архивных материалов
следовало, что основное скульптурное убранство находилось на южном фасаде, выходящем
на Газетный переулок. Было ясно, что надо восстановить снесенный аттик — 5 полукружий
над карнизом здания. В центральном, самом большом, полукружии помещалась скульптурная
композиция «Успение Богородицы» - чрезвычайно насыщенный горельеф с большим
количеством фигур, выполненных в натуральную величину. Стало очевидно, что в
четырех малых полукружиях находились головы святых, выполненные в две натуральные
величины. Над южным входом была установлена полуфигура Христа Благословляющего.
По чертежам и сохранившемуся основанию аттика можно было точно установить его
размеры, а также глубину ниши для скульптуры Христа над южным входом. Вот, в
сущности, и все.
Горельеф. Современный вид церкви
Остальное было совсем неясно.
Сохранившиеся фотографии мало чему могли помочь. Так, с большой долей вероятности
можно предположить, что в двух (из четырех) малых полукружиях изображены головы
Петра и Павла. Поскольку известно, что в трехчастный алтарь входили престолы Сергия
и Усекновения Главы Иоанна Предтечи, можно полагать, что в остальных двух полукружиях
изображены были головы Сергия Радонежского и Иоанна Крестителя. В работе над основным
горельефом предполагалось идти путем создания совершенно новой композиции или попытаться
на основании чрезвычайно неясных и неполных фотоматериалов приблизиться к первоначальному
произведению. Был избран второй вариант.
Успение Пресвятой Богородицы. Воссозданная скульптура церкви Успения Божией Матери. 2003
Верхняя часть горельефа на фотографиях
была практически неразличима. Поэтому мы предположили, что согласно иконописному
канону должен быть изображен Христос, держащий на руках Душу Богородицы в виде
младенца и два коленопреклоненных ангела. Кроме того, в скульптуре часто
изображаются лучи света, расходящиеся от головы Христа. Центральное место
горельефа, согласно фотоматериалам, занимает одр с телом Богородицы; слева и
справа и на фоне одра находятся фигуры предстоящих апостолов. Иконы Успения
Богородицы трактуют их по-разному, но, как правило, изображаются св. Петр,
Иоанн Богослов, в доме которого преставилась Богородица, апостолы. На
сохранившихся очень неясных фотографиях можно с трудом различить фигуру св.
Петра с кадилом, три коленопреклоненные фигуры и несколько стоящих фигур,
обращенных к Христу со сложенными перед лицом ладонями. Эти скудные данные
дополнялись более качественными фотографиями других скульптур Рамазанова,
дающими возможность понять его стиль. (В окончательном решении горельеф
состоит из 15 фигур в натуральную величину)
Успение Пресвятой Богородицы. Воссозданная скульптура церкви Успения Божией Матери.
2003
Хочу коротко остановиться на этапах
выполнения художником подобной работы. Сначала мною был выполнен эскиз с набором
персонажей, согласованных с приглашенными экспертами и комиссией Государственного
управления охраны памятников истории и культуры. Размеры эскиза были соблюдены
точно в кратном отношении 1:10, которое определялось, исходя из известных размеров
и глубины полукружий. Я глубоко убежден, что залогом успеха при выполнении большой
скульптуры служит точно и тщательно проработанный эскиз, в котором решены все основные
отношения и параметры вещи. Кроме того, при работе над эскизом для определенного
архитектурного сооружения необходимо воспроизвести с большой точностью в нужной
кратности окружающие архитектурные детали. В нашем случае точно была смакетирована
центральная часть аттика.
Евангелист, образ на южном фасаде церкви Успения
Пресвятой Богородицы, что на Успенском вражке, в Москве. Фот Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=218720
После того как окончательно решенная
в эскизе композиция стала удовлетворять как меня, так и экспертов, можно было
приступить к работе в величину сооружения. Лучший способ не ошибиться с масштабом
— сделать кратную фотографию эскиза (в наше время — с помощью цифрового аппарата).
Фотография расчерчивается на квадраты нужного размера, а затем эти квадраты с необходимым
увеличением переносятся на щит, на котором будет лепиться скульптура в размер сооружения.
После этого с достаточной точностью можно по нарисованным квадратам обозначить
силуэты всех фигур и деталей композиции. Далее по имеющимся силуэтам с учетом выносов
делаются необходимые каркасы фигур и декоративных деталей, и можно приступать к
лепке композиции.
Евангелист, образ на южном фасаде церкви Успения
Пресвятой Богородицы, что на Успенском вражке, в Москве. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=218721
Я обычно леплю из пластилина,
разогревая его в процессе работы горячей водой. Из глины лепить легче, но у пластилина
есть преимущества: он не требует поливки и вещь можно тоньше проработать. Понятно,
что, несмотря на описанную выше подготовительную работу, в процессе лепки возникают
новые задачи: уточнение композиции, веса, направлений, трактовки формы, характера
изображаемых персонажей. Кроме того, в процессе лепки необходимо учитывать ракурсы:
ведь лепишь в упор, а смотреть будут снизу. Конечно, далеко не просто выполнить
в определенном стиле с большим количеством деталей, складок многофигурный горельеф
такой сложности в натуральную величину.
Евангелист, образ на южном фасаде церкви Успения
Пресвятой Богородицы, что на Успенском вражке, в Москве. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=218722
После того как все скульптурные
компоненты работы — горельеф, полуфигура Христа над южным входом и головы святых
для малых полукружий — были выполнены в мягком материале, наступил этап переведения
работы в твердый материал для установки ее на месте. Нам было известно, что первоначальная
скульптура была изготовлена из бетона; решено выполнить ее в том же материале.
Использован белый цемент марки 400, замешанный с мраморной крошкой, мраморной
мукой и пластификатором.
Иисус Христос. Воссозданная скульптура церкви Успения Божией Матери.
2003
Здесь требуется пояснение для
примененной нами технологии. Как известно, обычно изготовляется гипсовый отливок
модели, с которого скульптура переводится в любой твердый материал — камень, бронзу
или тот же бетон. Для получения отливка с модели в мягком материале снимают гипсовую
форму отдельными довольно большими кусками, причем модель в мягком материале гибнет.
В эти формы (называемые черновыми) заливается гипс, то есть отливок, после чего
формы аккуратно расколачивают, потому что иначе их с отливка снять нельзя. Однако
для экономии сил и времени решено миновать стадию гипсового отливка и набить бетон
прямо в черновые формы с последующей расколоткой. Композиция была расформована на
подъемные (по объему и весу) куски. Наша идея себя полностью оправдала, и отливки
в бетоне получились высокого качества. Последняя и тоже очень ответственная стадия
— установка скульптуры на место. К этому времени были восстановлены полностью весь
аттик и ниша для полуфигуры Христа над южным входом. Поднять тяжелое скульптурное
убранство надо было ни много ни мало на 14 метров . К этому моменту
еще не были сняты леса, поставленные для ремонта фасада, что сильно облегчало задачу.
После установки скульптур мне оставалось лишь заделать швы и установочные детали
белым цементом с мраморной крошкой.
Наконец были сняты леса, и стало
понятно, что мы не промахнулись. Работа над реставрацией храма шла исключительно
слаженно и успешно, что бывает редко. Хочется выразить благодарность людям, которые
дали возможность осуществиться этой работе: настоятелю храма о. Владимиру Лапшину,
старосте храма М.А.Баранову и архитектору И.А.Родионовой. Я благодарен нашему старейшему
блестящему форматору А.В.Петрушину, который взял на себя ответственный труд по формовке
работы в бетоне, и бригаде монтажников В.А.Афанасьева, блестяще выполнившей работу
по подъему и установке скульптур. Моя профессиональная деятельность продолжается
более 40 лет, но далеко не всегда приходилось работать в атмосфере такого взаимопонимания.
Думается, что эта работа — в какой-то степени модель того, что можно было бы сделать
для восстановления потерь русской культуры. Необходимо желание и здравый смысл,
а квалифицированные специалисты пока еще имеются. Восстановление разорванных связей
дает возможность нам, живущим сегодня, осознать свое место в истории и почувствовать
непрерывность культурной традиции.
https://moscowsteps.com/tserkov-uspenia-na-vrazheke
подробно об истории Успенской церкви
«И напоследок я скажу…»
Скульптор Александр Петрович
Семынин родился в 1939 году, в Москве. Учился в ЛВХПУ (1957) и МВХПУ (1958–1962) у
Г. И. Мотовилова, Г. А. Шульца и
С. Л. Рабиновича, член Союза художников. Его имя среди тех, кто
воссоздал горельефы, и своим мастерством заслужил право быть вписанным в историю
Храма Христа Спасителя. Скульптор А.П. Семынин, создатель галереи исторических
личностей, рассказывает о себе, своих близких и коллегах, о своих произведениях
и творческих мечтах в журнале «Юный художник». - 2014. - № 8. - С. 16-19
В тенистом сквере возле
факультета социологии МГУ в 1998 году был установлен памятник выдающемуся
юристу Анатолию Кони (1844-1927), архитектор А. Великанов, скульптор А. Семынин.
На пьедестале высечена надпись: «Напутствовать юное хочется мне поколение. От
мрака и грязи умы и сердца уберечь». https://rblogger.ru/2018/12/09/gorod-na-pamyat-247-monumentalnoe-iskusstvo-v-mgu/
Семынин А.П.
Петр I и Витус Беринг. 1985. Медь. 95 x
80 x 75. Русский музей
Комментариев нет:
Отправить комментарий