четверг, 12 марта 2020 г.

Церковь Успения Божией Матери в Газетном переулке


Церковь Успения Божией Матери в Газетном переулке
Автор текста: Александр Петрович Семынин
Источник: Семынин А. Воссоздание скульптуры старинного храма. / Александр Петрович Семынин// Юный художник. - 2004, № 8. - с.19-21
Церковь Успения Божией Матери в Газетном переулке. Фото 1881 года
В 2002 году мне предложили уча­ствовать в воссоздании скульп­турного убранства храма Успе­ния Богородицы на Успенском вражке в Москве. Здание это, расположенное в Газетном переулке около Централь­ного телеграфа, известно москвичам в недавнем прошлом в качестве между­городного переговорного пункта. Од­нако мало кто знает его историю.
В 1531 году на берегу вражка (мало­го притока реки Неглинной, позже на­званного Успенским вражком) появи­лась деревянная церковь Успения Бо­городицы; позже, в 1641 году, на ее месте был выстроен каменный храм. Здесь в непосредственной близости от Кремля в XVII веке шло активное стро­ительство, возникали городские квар­талы. На месте вражка образовался Ус­пенский переулок. С 1788 года здесь в типографии Московского университе­та печаталась первая в Москве (и вто­рая в России) газета «Московские ве­домости», в связи с чем переулок был переименован в Газетный (с 1920-го по 1992 г. — ул. Огарева). В XIX веке каменная церковь Успе­ния Богородицы пришла в полную ветхость, и на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго (таких людей называ­ли храмоздателями) по проекту архитектора Александра Степановича Никитина был выстроен новый храм с использованием стен ста­рого здания.

Современный вид церкви https://photosight.ru/photos/5046555/
Строительство длилось с 1857 по 1860 год. Новая церковь, выст­роенная в духе «эклектики» с использо­ванием «русского стиля», уникальна. По обилию скульптурного оформления в Москве она сравнима только с Хра­мом Христа Спасителя. Оба храма строились одновременно, и в их соору­жении участвовали одни и те же люди: так, скульптура на храме Успения была выполнена скульптором Рамазановым, доля которого в создании скульптурно­го убранства Храма Христа Спасителя весьма велика.
Современный вид церкви
Местоположение храма Успения способствовало тому, что он стал попу­лярен среди творческой интеллиген­ции. Можно сказать, что он стал «до­машней церковью» Московского худо­жественного театра (МХТ), стоящего на другой стороне Тверской улицы, на Камергерском проезде. Кстати, впос­ледствии на противоположном конце
Газетного переулка, на углу Большой Никитской улицы, в 30-е годы был по­строен театральный жилищный коопе­ратив «Сверчок», где жили известные артисты. Всем известна судьба Храма Христа Спасителя. Храму Успения «повезло» больше: в 1924 году он был закрыт, но само здание устояло. Одна­ко была безжалостно уничтожена вся скульптура на фасаде, замазана живо­пись на потолке, иконостас уничтожен, а само здание, как упоминалось выше, превращено в переговорный пункт.
Изуродованное здание простоя­ло в таком виде до 90-х годов прошло­го века, когда оно было возвращено церкви и обрело изначальное значение. Тогда-то понемногу стараниями насто­ятеля храма о. Владимира Лапшина, старосты М.А. Баранова и архитектора И.А. Родионовой по сохранившимся фотографиям и найденным в архивам чертежам началась реставрация храма. Из архивных материалов следова­ло, что основное скульптурное убран­ство находилось на южном фасаде, вы­ходящем на Газетный переулок. Было ясно, что надо вос­становить снесенный аттик — 5 полукружий над карнизом здания. В центральном, самом большом, полукружии по­мещалась скульптурная композиция «Успение Богородицы» - чрезвычайно насыщенный горе­льеф с большим количеством фигур, выполненных в натуральную величи­ну. Стало очевидно, что в четырех ма­лых полукружиях находились головы святых, выполненные в две натураль­ные величины. Над южным входом была установлена полуфигура Христа Благословляющего. По чертежам и со­хранившемуся основанию аттика можно было точно установить его раз­меры, а также глубину ниши для скульптуры Христа над южным вхо­дом. Вот, в сущности, и все.
Горельеф. Современный вид церкви
Остальное было совсем неясно. Сохранившиеся фотографии мало че­му могли помочь. Так, с большой до­лей вероятности можно предполо­жить, что в двух (из четырех) малых полукружиях изображены головы Пет­ра и Павла. Поскольку известно, что в трехчастный алтарь входили престолы Сергия и Усекновения Главы Иоанна Предтечи, можно полагать, что в ос­тальных двух полукружиях изображе­ны были головы Сергия Радонежского и Иоанна Крестителя. В работе над ос­новным горельефом предполагалось идти путем создания совершенно но­вой композиции или попытаться на основании чрезвычайно неясных и не­полных фотоматериалов приблизиться к первоначальному произведению. Был избран второй вариант.
Успение Пресвятой Богородицы. Воссозданная скульптура церкви Успения Божией Матери. 2003
Верхняя часть горельефа на фото­графиях была практически неразличима. Поэтому мы предположили, что со­гласно иконописному канону должен быть изображен Христос, держащий на руках Душу Бого­родицы в виде младенца и два коленопреклоненных анге­ла. Кроме того, в скульптуре часто изображаются лучи света, расходящиеся от головы Христа. Центральное мес­то горельефа, согласно фотоматериалам, занимает одр с телом Богородицы; слева и справа и на фоне одра нахо­дятся фигуры предстоящих апостолов. Иконы Успения Богородицы трактуют их по-разному, но, как правило, изображаются св. Петр, Иоанн Богослов, в доме которого преставилась Богородица, апостолы. На сохранившихся очень неясных фотографиях можно с трудом различить фигуру св. Петра с кадилом, три коленопреклоненные фи­гуры и несколько стоящих фигур, обращенных к Христу со сложенными перед лицом ладонями. Эти скудные дан­ные дополнялись более качественными фотографиями других скульптур Рамазанова, дающими возможность по­нять его стиль. (В окончательном решении горельеф состоит из 15 фигур в натуральную величину)
Успение Пресвятой Богородицы. Воссозданная скульптура церкви Успения Божией Матери. 2003
Хочу коротко остановиться на этапах выполнения ху­дожником подобной работы. Сначала мною был выполнен эскиз с набором персонажей, согласованных с приглашен­ными экспертами и комиссией Государственного управле­ния охраны памятников истории и культуры. Размеры эс­киза были соблюдены точно в кратном отношении 1:10, ко­торое определялось, исходя из известных размеров и глуби­ны полукружий. Я глубоко убежден, что залогом успеха при выполнении большой скульптуры служит точно и тщатель­но проработанный эскиз, в котором решены все основные отношения и параметры вещи. Кроме того, при работе над эскизом для определенного архитектурного сооружения необходимо воспроизвести с большой точностью в нужной кратности окружающие архитектурные детали. В нашем случае точно была смакетирована центральная часть атти­ка.
Евангелист, образ на южном фасаде церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Успенском вражке, в Москве. Фот Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=218720
После того как окончательно решенная в эскизе компо­зиция стала удовлетворять как меня, так и экспертов, мож­но было приступить к работе в величину сооружения. Луч­ший способ не ошибиться с масштабом — сделать кратную фотографию эскиза (в наше время — с помощью цифрово­го аппарата). Фотография расчерчивается на квадраты нуж­ного размера, а затем эти квадраты с необходимым увели­чением переносятся на щит, на котором будет лепиться скульптура в размер сооружения. После этого с достаточ­ной точностью можно по нарисованным квадратам обозна­чить силуэты всех фигур и деталей композиции. Далее по имеющимся силуэтам с учетом выносов делаются необхо­димые каркасы фигур и декоративных деталей, и можно приступать к лепке композиции.
Евангелист, образ на южном фасаде церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Успенском вражке, в Москве. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=218721
Я обычно леплю из плас­тилина, разогревая его в процессе работы горячей водой. Из глины лепить легче, но у пластилина есть преимущест­ва: он не требует поливки и вещь можно тоньше прорабо­тать. Понятно, что, несмотря на описанную выше подгото­вительную работу, в процессе лепки возникают новые зада­чи: уточнение композиции, веса, направлений, трактовки формы, характера изображаемых персонажей. Кроме того, в процессе лепки необходимо учитывать ракурсы: ведь ле­пишь в упор, а смотреть будут снизу. Конечно, далеко не просто выполнить в определенном стиле с большим коли­чеством деталей, складок многофигурный горельеф такой сложности в натуральную величину.
Евангелист, образ на южном фасаде церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Успенском вражке, в Москве. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=218722
После того как все скульптурные компоненты работы — горельеф, полуфигура Христа над южным входом и головы святых для малых полукружий — были выполнены в мяг­ком материале, наступил этап переведения работы в твер­дый материал для установки ее на месте. Нам было извест­но, что первоначальная скульптура была изготовлена из бе­тона; решено выполнить ее в том же материале. Использо­ван белый цемент марки 400, замешанный с мраморной крошкой, мраморной мукой и пластификатором.
Иисус Христос. Воссозданная скульптура церкви Успения Божией Матери. 2003
Здесь тре­буется пояснение для примененной нами технологии. Как известно, обычно изготовляется гипсовый отливок модели, с которого скульптура переводится в любой твердый мате­риал — камень, бронзу или тот же бетон. Для получения от­ливка с модели в мягком материале снимают гипсовую форму отдельными довольно большими кусками, причем модель в мягком материале гибнет. В эти формы (называе­мые черновыми) заливается гипс, то есть отливок, после че­го формы аккуратно расколачивают, потому что иначе их с отливка снять нельзя. Однако для экономии сил и времени решено миновать стадию гипсового отливка и набить бетон прямо в черновые формы с последующей расколоткой. Композиция была расформована на подъемные (по объему и весу) куски. Наша идея себя полностью оправдала, и от­ливки в бетоне получились высокого качества. Последняя и тоже очень ответственная стадия — установка скульптуры на место. К этому времени были восстановлены полностью весь аттик и ниша для полуфигуры Христа над южным вхо­дом. Поднять тяжелое скульптурное убранство надо было ни много ни мало на 14 метров. К этому моменту еще не были сняты леса, поставленные для ремонта фасада, что сильно облегчало задачу. После установки скульптур мне оставалось лишь заделать швы и установочные детали бе­лым цементом с мраморной крошкой.
Наконец были сняты леса, и стало понятно, что мы не промахнулись. Работа над реставрацией храма шла исклю­чительно слаженно и успешно, что бывает редко. Хочется выразить благодарность людям, которые дали возмож­ность осуществиться этой работе: настоятелю храма о. Владимиру Лапшину, старосте храма М.А.Баранову и ар­хитектору И.А.Родионовой. Я благодарен нашему старей­шему блестящему форматору А.В.Петрушину, который взял на себя ответственный труд по формовке работы в бе­тоне, и бригаде монтажников В.А.Афанасьева, блестяще выполнившей работу по подъему и установке скульптур. Моя профессиональная деятельность продолжается более 40 лет, но далеко не всегда приходилось работать в атмо­сфере такого взаимопонимания. Думается, что эта работа — в какой-то степени модель того, что можно было бы сде­лать для восстановления потерь русской культуры. Необ­ходимо желание и здравый смысл, а квалифицированные специалисты пока еще имеются. Восстановление разо­рванных связей дает возможность нам, живущим сегодня, осознать свое место в истории и почувствовать непрерыв­ность культурной традиции.

https://moscowsteps.com/tserkov-uspenia-na-vrazheke подробно об истории Успенской церкви

«И напоследок я скажу…»
Скульптор Александр Петрович Семынин родился в 1939 году, в Москве. Учился в ЛВХПУ (1957) и МВХПУ (1958–1962) у Г. И. Мотовилова, Г. А. Шульца и С. Л. Рабиновича, член Союза художников. Его имя среди тех, кто воссоздал горельефы, и своим мастерством заслужил право быть вписанным в историю Храма Христа Спасителя. Скульптор А.П. Семынин, создатель галереи исторических личностей, рассказывает о себе, своих близких и коллегах, о своих произведениях и творческих мечтах в журнале «Юный художник». - 2014. - № 8. - С. 16-19
В тенистом сквере возле факультета социологии МГУ в 1998 году был установлен памятник выдающемуся юристу Анатолию Кони (1844-1927), архитектор А. Великанов, скульптор А. Семынин. На пьедестале высечена надпись: «Напутствовать юное хочется мне поколение. От мрака и грязи умы и сердца уберечь». https://rblogger.ru/2018/12/09/gorod-na-pamyat-247-monumentalnoe-iskusstvo-v-mgu/
Семынин А.П. Петр I и Витус Беринг. 1985.  Медь. 95 x 80 x 75. Русский музей

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...