среда, 11 марта 2020 г.

Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927)


Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927)
Автор текста: ДЕНИСОВА Н.
Источник: ДЕНИСОВА Н. ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО. / Н. ДЕНИСОВА, научный сотрудник ГТГ.// Юный художник. - 2004, № 8. - с.8-12. - (ВЫСТАВКИ)
Кустодиев был удивительный художник, абсолютно российский, традиционный - и в то же время совершенно не похожий на других, так же как своеобразна и не похожа традиционным укладом на другие народы и страны та Россия, которую он видел вокруг себя: праздничная, но не официальная, не столичная, уютная и разгульная, гармоничная и несуразная, просвещенная - и наивная, простовато-хитрая, нарядная и пестрая.
«Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни», - говорил он. Может быть, это та Россия, которой нам не хватает. и которую мы сейчас так ищем. Но почему только в прошлом? И это тоже может стать открытием. Взгляните на мир поверх его несовершенства и собственных страданий, с восхищением и мягкой иронией, так, как смотрел на него художник Борис Михайлович Кустодиев.
Б. Кустодиев. Автопортрет. (На охоте). Масло. 1905. Русский музей
Имя Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927) хорошо из­вестно всем, кто хотя бы в ма­лой степени интересуется русским ис­кусством, многие картины этого заме­чательного художника мы знаем с дет­ства. Тем не менее, некоторые грани его творчества до сих пор недостаточ­но изучены, а те оценки, которые дава­лись произведениям Кустодиева в до­революционной и советской печати, в свою очередь, нуждаются в пересмот­ре.
 Великолепные гра­фические произведения, монументаль­ное искусство, театральные декорации, скульптура, плакат, и, естественно, жи­вопись. Подлинный художник модерна, каким и являлся Кустодиев, должен был уметь делать все - от виньетки в журна­ле до плафона для общественного зда­ния. 
Б. Кустодиев. На террасе. Масло. 1906. Нижегородский художественный музей. Изображены: автор, его жена, дочь и сын, их няня, сестра с мужем
Кустодиев родился в Астрахани. Вспоминая о детстве, художник писал: «Весь уклад богатой и изобильной купе­ческой жизни был как на ладони... Это были живые типы Островского». В 1887 году, посетив выставку передвижников, юный Кустодиев ре­шил стать художником. Окончив обучение в иконописной мастерской Астраханской духовной семинарии, Кустодиев поступает в Высшее художественное училище при Акаде­мии художеств в Петербурге. С 1898 года он занимается в мастерской И.Е.Репина. Именно Репин привил молодому художнику интерес к портретному искусству, в котором Кус­тодиев в начале 1900-х годов создает ряд произведений, принесших ему настоящее признание. Среди них портрет соученика по репинской мастерской И.Я. Билибина, за него Кустодиев полу­чил золотую медаль Международной выставки в Мюнхене в 1901 году.
Б. Кустодиев. Портрет И.Я. Билибина. 1901
Живопись ранних портретов сво­бодная, импрессионистическая, харак­теры моделей переданы точно и прав­диво, художник не добавляет здесь ни­чего от себя, всякий раз отталкиваясь в своей технике от конкретной модели, ее особенностей. Такая позиция будет сохранена и в более поздних портре­тах, - пронизанных теплом и любовью изображениях жены и детей, портрет­ных этюдах, созданных во время работы под руководством Репина над полотном «Торжествен­ное заседание Государственного совета...». Все эти работы отличаются нестандартным композиционным решением, красотой колорита, легкостью, с которой движется кисть художника. В 1911 - 1917 годах почерк мастера эволюцио­нирует в сторону большей простоты композиции, особой ясности линий и локального колорита, что характерно для господствовавшего в то время стиля неоклассицизма. В 1920-х годах Кустодиев отдает предпочтение графическому портрету. В те же годы был создан известный портрет маслом Ф.И.Шаляпина, решенный в концептуальном ключе - великий русский певец изображен в распахнутой шубе на фоне солнечного зимнего пейзажа в день праздничного на­родного гуляния. Портретное искусство Кустодиева доно­сит до современного зрителя образы лучших представите­лей русской интеллигенции эпохи Серебряного века.
Становление индивидуального стиля у Кустодиева при­ходится на 1904 - 1910 годы. В это время он много экспе­риментирует, работает в самых разных жанрах и техниках. Работы Кустодиева включают в выставки Союза русских художников, парижского Осеннего Са­лона, о них пишут статьи в художест­венных журналах.
Б. Кустодиев. Портрет жены Ю. Е. Кустодиевой. 1903
В октябре 1909 года Академия художеств присудила Кустодиеву звание академика живописи.
Если ранние произведения Кусто­диева носят импрессионистический характер, что позволяет сближать их с работами мастеров Союза русских ху­дожников, то, начиная с 1905 года, ста­новится все более очевидным интерес Кустодиева к линии, доминирующему декоративному началу, что характерно для стиля модерн. Об этом свидетель­ствуют его иллюстрации к повестям Н.В.Гоголя «Коляска» и «Шинель», а также рисунки «Манифестация» и «Первомайская демонстрация у Путиловского завода». Что касается живо­писи, то в таких работах, как «Священ­ник и дьякон» и «Монахиня», стилисти­ческая новизна проявляется в более темном колорите, который подчерки­вает материальность предметов, вни­мательном отношении художника к силуэту.
Б. Кустодиев. Монахиня. Масло. 1908. Русский музей
В 1909 году Кустодиев пишет свою первую картину на тему русской провинции - «Гуляние на Волге». Будучи сам уроженцем шумной и богатой Астрахани, Кустодиев хоро­шо знал патриархальный уклад провинциальной жизни, эту пеструю смесь «французского с нижегородским», по поводу которой можно иронизировать, но нельзя не пле­ниться ее обаянием и своеобразной красотой.
Б. Кустодиев. Ярмарка. Темпера, графит. 1906. Третьяковская галерея.
В темпере 1906 года «Ярмарка» и более поздней картине «Деревен­ский праздник» художник сделал первую попытку передать атмосферу небудничной крестьянской жизни средствами, почерпнутыми им из самого народного творчества, орга­нично соединив натуру и условность. В отличие от пере­движников, главной задачей которых было поведать о тя­готах крестьянской жизни, Кустодиев, как и многие его со­временники (Ларионов, Гончарова), стремился передать красоту и внутреннюю гармонию деревенского уклада, яр­кий колорит праздничных нарядов, расписной утвари, пла­стическую выразительность деревянной игрушки - всего того, что до недавнего времени считалось «низовым» ис­кусством, в отличие от «высокого» профессионального.
Б. Кустодиев. Осень в провинции. Масло. 1926. Третьяковская галерея
Тема русской провинции - главная в творчестве Кусто­диева. Его старший коллега по художественному объеди­нению «Мир искусства» А.Н.Бенуа писал о молодом худож­нике так: «Мне кажется, настоящий Кустодиев - это рус­ская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село с их гар­мошками, пряниками, расфуфыренными девками и лихи­ми парнями... это его настоящая радость». Картины Кусто­диева, посвященные праздничной стихии русских дере­вень, подобно произведениям народных художественных промыслов, радуют глаз и наделяют нас той природной силой, которая помогала нашим предкам жить и творить, несмотря на все трудности.
Б. Кустодиев. Сенокос. Фрагмент картины. Масло. 1917. Третьяковская галерея
Зрелый период творчества Кустодиева приходится на 1910 - 1917 годы. Именно в это время мастер создает серию картин на тему крестьянских праздников и труда, по­нятого как некий жизнеутверждающий ритуал - «Хоровод», «Сенокос», «Кос­тер. Ночное».
Б. Кустодиев. Купчиха. Масло. 1915. Русский музей
В 1910-х годах появляет­ся серия «русских красавиц» - «Купчи­ха», «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. Как пейзажи мастера не явля­ются изображениями конкретной ме­стности, так и героини Кустодиева представлены им не как конкретные лица, а как собирательные образы, ти­пы той светлой, беспечальной Руси, которую художник искал в окружаю­щей его подчас далеко не радужной действительности.
Б. Кустодиев. Голубой домик. Масло. 1920. Музей-заповедник «Петергоф»
Кустодиев, подоб­но народным мастерам, не считал нуж­ным вносить в свое творчество горечь, которой зрителю хватало и в повсед­невной жизни. Искусство должно не­сти радость - это кредо Кустодиев во­площает в своих «масленицах», полных «мороза и солнца», «праздниках» с ве­селым колокольным звоном, «красави­цах», привлекающих своей ленивой грацией и исходящим от их дородных тел здоровьем.
Б. Кустодиев. Яблоко и сторублевка. Масло. 1916. ГМЗ "Петергоф"
Октябрьская революция привнесла новые сюжеты в творчество мастера. Наряду с «праздниками» и «купчиха­ми», которых Кустодиев продолжает писать и в 1920-е годы, появляются изображения первомайских демонст­раций и манифестаций. Такие работы, как «Большевик» и «Праздник на пло­щади Урицкого», заражают своей ис­кренностью, верой в справедливость нового строя, которую вместе с худож­ником в то время разделяли многие. В живописных работах 1920-х годов со­храняются уже знакомые нам черты «кустодиевского» стиля: праздничный тон, панорамное или фризовое постро­ение композиции, яркий колорит.
Б. Кустодиев. Купец-сундучник. Масло. 1923. Нижегородский художественный музей
По­здние полотна Кустодиева отличаются большей символичностью по сравне­нию с дореволюционными. Художник нередко обращается к исторической картине, изображая сцены из совре­менной ему истории или более отда­ленных времен. Своеобразие творчес­кого почерка позволяет говорить о Кус­тодиеве как об одном из основополож­ников социалистического реализма в русском искусстве - стиля, который на первом этапе развития еще был напол­нен искренним чувством его создате­лей, художников, с радостью и надеж­дой встретивших революцию.
Б.Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. Масло. 1923. Фрагмент. Нижегородский художественный музей
В конце 1920-х годов произведе­ния Кустодиева стали относить к «фор­мализму», а после 1929 года имя ху­дожника, подобно многим другим, бы­ло практически предано забвению. До сих пор в творчестве этого замеча­тельного русского мастера остается немало «белых пятен», которые еще ждут своих исследователей.
Б.Кустодиев. Женщина с блюдцем. Этюд для картины «Купчиха на балконе». 1918. Бум., графитный и цветные карандаши
Глядя на этот великолепный, тончайше проработанный рисунок, не перестаешь удивляться, какими возможностями обладают обыкновенные карандаши, графитный и цветные, в руках мастера-виртуоза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...