пятница, 28 февраля 2020 г.

Глиняная народная игрушка


Глиняная народная игрушка
Автор текста Некрасова-Каратеева О.
Источник: НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА О. В традициях народной игрушки./ О. НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной керамики и стекла ЛВХПУ.// Юный художник. – 1991. - № 8. – с.18-20
…Керамика — древнее ремесло изготовления вещей из глины — на протяжении всей истории че­ловечества совершенствовалась мастерами и была поднята до высот искусства. Глина — близ­кий человеку природный матери­ал. Земля хранит глину, вода ее размягчает, делает податливой и пластичной, человек лепит, а огонь закрепляет полученные формы.
Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, плас­тичность) позволяют разнообраз­но использовать ее: для изготов­ления строительных и печных кирпичей, изразцов, создания посуды которою можно ставить на горячую печь, лепки скульп­тур, игрушек и многих нужных в быту предметов.
Богатые качества сырья определяют и различные подходы к формообразованию. Разными способами можно лепить из глины.




Игрушки, вылепленные из комочков глины. Конь. (Дымково. Вятской области), Птица на собаке (Алеховщина. Ладейнопольского района. Ленинградской области). Свистулька (Кожля. Курской области)
Способ лепки из комка: взяв в руку комок глины, разминая его пальцами и перемещая части массы в разных направлениях, можно слепить фигурку, какой-нибудь предмет или сосуд, на­пример: свистульку, солонку, кружку.


Способ лепки из пласта: раз­мяв комок глины до состояния тонкой лепешки (пласта), можно свернуть пласт в трубочку, в ку­лек, в фунтик, склеить края, поставить на ребро. Высохнув, пласт хранит приданную ему форму, а в обжиге изделие ста­новится очень прочным. (Так можно вылепить какую-нибудь вазу)
Индюк (Дымково. Вятской области). Игрушка вылеплена методом лепки из пласта (хвост, крылья, воланы, корона на голове).
Способ гончарения: если комок глины укрепить в центре вра­щающегося диска и давить на него, раздвигая глину от центра в стороны, то между пальцами начнут образовываться стенки будущего сосуда. Их можно де­лать толстыми или тонкими, вы­сокими или низкими, прямыми или волнистыми. (Так делают круглые кринки, миски, чашки, вазы...)

Способ отминки в форму: ком­ком глины можно облепить лю­бую форму и получить ее слепок (это могут быть рельефные из­разцы, архитектурные детали, плоские тарелки, части любой сложной формы).

Способ отливки в форму: разведенную до жидкого сметанообразного состояния глину (шликер) заливают в гипсовую фор­му. Гипс обладает способностью с силой втягивать в себя воду, а глиняные частицы из шликера налипают на стенки формы, об­разуя плотную корочку. После слива лишнего шликера корочка подсыхает, превращаясь в глиня­ный черепок, который точно повторяет конфигурацию гипсовой формы. В обжиге черепок закрепляется. Так отливают чайники и чашки, вазочки и слож­ные скульптурки.
Тверская глиняная игрушка https://tvernews.ru/amp/news/224678/
Глиняные изделия можно красочно расписывать или покры­вать разноцветными глазурями (стекломассой), что придает им еще большую прочность, блеск, красоту.
Такие способы формообразова­ния и декорирования изделий широко используются на произ­водстве.
Яркие глиняные поделки зна­ют и любят все
Промыслы керамических игрушек, как правило, возникают там, где вблизи глиняных месторожде­ний уже существовали гончарные мастерские. Свойства местных глин определяли возмож­ную сложность и тонкость про­работки формы и декора, а это придавало изделиям своеобраз­ный, отличный от других облик. Рядом с мастером гончаром рабо­тали молодые подмастерья, помогали женщины и дети. Они озорно лепили из глины потеш­ки. Поставив в печь свои горшка и кринки, мастер заполнял ос­тавшееся пространство горна мелким товаром — игрушками. Затем обожженные фигурки яр­ко расписывали Большей частью они раскрашивались «холодным способом», красками, не требующими дополнительного обжига (темперными или анилиновыми), но в некоторых промыслах их глазуровали. В результате мно­голетнего коллективного труда складывались традиции, проис­ходил отбор наиболее вырази­тельных, быстрых, экономичных и эффективных приемов испол­нения и декорирования изделий. С чутьем и пониманием детских интересов рождались и закреп­лялись в игрушках пластические образы.
Жбанниковская свистулька https://nnwelcome.ru/guide/tradition/janikowska-tin-whistle
Предполагается, что в далекой древности фигурки из глины имели культовое назначение, изображали определенные сим­волы, которые использовались в обрядах, прежде всего для закли­нания от бед, катастроф, злых сил. Например: женская фигур­ка с птицей — символ богини Мать-сыра земля. Поклонение ей, по поверью, обеспечивало че­ловеку ее покровительство и бла­гополучие в жизни. Постепенно ритуальное значение утрачива­лось, но символическая способ­ность изображения осталась и глубоко была воспринята народ­ным искусством, фольклором: конь — огонь, птица — воздух, утица — вода, соединение воды и воздуха, двух животворных стихий; медведь — весна, пахарь, пробуждение земных сил; заяц — осторожность; собака — верность, защита и так далее. Считалось, что громкий звук, свист отпугивает все злое. Воз­можно, поэтому и перешли свис­тульки да погремушки к детям, как к наиболее нуждающимся в защите от всяких бед и напастей. Существовал даже осо­бый весенний праздник «Свистунья», когда свистом в глиня­ные игрушки прогоняли темные силы, скопившиеся за долгую зиму, и призывали светлую вес­ну. Для этого праздника свис­тульки делали разноголосыми и очень красочными.
Назначение керамических потешек разнообразно: можно иг­рать ими (трогать, свистеть, рас­ставлять, передвигать), рассмат­ривать фантазии художника (за­тейливую лепку, роспись), мож­но самому попробовать сделать ее. И тогда ребенок превраща­ется в мастера, равно как и мас­тер чувствует себя ребенком. Иг­рушки помогают малышам об­рести опыт общения с предме­тами и образами и всегда раду­ют их. Повторяя в миниатюре реальные предметы быта, орудия труда и охоты, изображая до­машних и диких животных, ребята познают и осваивают окру­жающий мир.
В разных музеях страны бе­режно хранятся коллекции гли­няных игрушек, как образцы яркого проявления народного таланта. «Потешная копилка на­родной памяти» — так можно определить духовную ценность самобытного народного искусства. Игрушка — одно из тех, про­веренных веками средств, с по­мощью которых старшее поколе­ние сохранило, а младшее вос­приняло и передало дальше важ­ную часть накопленного опыта. Свои веру, знания, любовь и нежность к детям взрослые воп­лощали в игрушках, насыщая их добротой и красотой.
Так, изучая народное творчест­во как целостное явление в куль­туре, начинаешь понимать, какое важное значение в истории любых народов имеет такое, казалось бы, несерьезное дело, как лепка глиняных забав. К тому же керамистами - игрушечниками накоплен богатый и разнообразный опыт мастерства, освоение которого необходимо будущему художнику.
И опять на примере игрушек видно, как использовали масте­ра известные способы формооб­разования из глины.
Из комочков глины создава­лось большинство маленьких фи­гурок-свистулек в мастерских деревни Филимоново (Тульской области), Дымковской слободы (под Вяткой), Каргополя и дерев­ни Гринево (Архангельской об­ласти), села Кожля (Курской об­ласти), села Жбанниково (Горьковской области) и других.
Однако особенности излишне песчаной (тощей) глины филимоновского промысла задают фи­гуркам уплотненность и вытянутость форм, ограничивают пластические возможности леп­ки в деталях. Простота и лако­ничность образов филимоновских игрушек делают их не по­хожими ни на какие другие. А вот пластичность (жирность) вятской глины богато использу­ется дымковскими мастерицами, и их игрушки отличаются оби­лием лепного декора. Понимая, что пластическая образность за­висит от свойств глины, можно внимательно иссле­довать особенности разных глин и в своих творческих произведениях, искать их выразительные возможности, делать материал своим соавтором.
Элементы лепки из пласта ис­пользовались в промыслах, где была мягкая глина. Это лепка юбок-колоколов, пустотелых форм свистулек, ленточных вола­нов и шляпок (в Дымкове, Кар­гополе, Кожле).
Можно заметить, что при давлении на глину на ней остаются отпечатки пальцев, тканей, кружев, инстру­ментов, трав, листьев. Значит, пласт можно использовать для формообразования фигурки, а его фактуру — для декора. Такие игрушки становятся менее игро­выми, но более декоративными. Здесь глина открывает большие возможности для творчества.
При многих гончарных про­мыслах мастерами создавались игрушки на основе выкрученных на станке пустотелых объемов с дальнейшей долепкой деталей (в деревне Большие Гончары в предместьях Тулы, в мастерских Скопина, на промысле Явосьмы в Ленинградской области и дру­гих).
Можно учится у самой глины (изучая ее характер), у старых мастеров (даже если они жили тысячу лет назад), у природы (наблюдая, как она творит разнообразные формы), у своего народа и на­родов мира (потому что разные культуры по-своему решали проблемы красоты и пользы соз­даваемых человеком вещей), у своих товарищей (потому что творчество индивидуально и каждый отличается фантазией, изобретательностью), учится даже у игрушек... Правда, темы и образы он привносит новые, близкие ему сегодня. Но опять — это человек, окружающий его и создаваемый им мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...