пятница, 28 февраля 2020 г.

Офорт. Секреты творчества


Офорт. Секреты творчества
Автор С. НИКИРЕЕВ
Источник: Никиреев С. ОБ ОФОРТЕ ИНЕССЫ ГОНЧАРОВОЙ./ С. НИКИРЕЕВ, заслуженный художник РСФСР.// Юный художник. – 1991. - № 8. – с.24-25. – (Рубрика: Рисунок номера)
Инесса Гончарова, 15 лет. Пейзаж. Офорт. Армавир
Автор офорта — Инесса Гончарова, юная художница изостудии Дворца пионеров Армавира.
Возвращаясь домой, подумал: а не оказалась ли первая встреча с этим офортом случайной? Что­бы рассеять сомнения, решил на некоторое время положить его в папку. И вот спокойно, при хорошем освещении рассматри­ваю, что и как изображено.

Офортное искусство требует созерцания вблизи. Помимо деко­ративных моментов композиции, офорт воздействует на зрителя фактурой краски, которая при различной силе травления штри­хов или пятен акватинты имеет неповторимую красоту. Немалую роль при этом играет и факту­ра бумаги.
Офорт Инессы, как мне пока­залось, удобнее смотреть на рас­стоянии, поскольку укрупнены детали сюжета. Точка зрения выбрана автором удачно. Компо­зиция, включающая силуэт мос­та и деревьев, решена в смелой манере свободного штриха, и жи­вописные пятна акватинты соз­дают бодрое настроение. Но са­мое ценное в том, что подобное пластическое решение несет чер­ты подлинного творчества.
Несмотря на сложность пространственного мотива, работу офортной иглой и травление Инесса выполнила быстро и лег­ко. Создается впечатление, что у нее не было никаких затрудне­ний. Иглой в один прием про­царапаны на пластине изобра­жения деревьев, моста, обозначен рельеф берега и возвышенности. Причем линиями обрисованы не только силуэты, но и намечены большие формы внутри, а в не­которых случаях стволы деревь­ев и особенно моста доведены до плотного пятна. Юная худож­ница соблюдала меру в количест­ве штрихов, зная, что предстоит еще травление акватинты.
Штрих тут применен для обоз­начения больших форм. Нужная тональная плотность получена при травлении штриха. И эта экономность темных штриховых акцентов на серебристом фоне создает художественную вырази­тельность, которая мне показа­лась значительной.
Часто художники обращаются к приему акватинты по необходи­мости, когда видят, что штрихом не достигнута нужная тональная плотность. И красоты, присущей этой технике, при этом не полу­чается. Свой мотив Инесса разра­ботала в акватинте.
В советах юной художнице хочется быть осторожным и кратким. Трудно предвидеть, как будет развиваться ее дарование. Ведь в офорте много различных приемов — выбирай, как гово­рят, на вкус. Но если выбор найден, то нужно изо всех сил стремиться к совершенству в начатой работе. При этом исклю­чая небрежность в выборе темы и мотива в природе, а главное, в исполнении красивой, не терпя­щей спешки и незнаний графи­ческой техники.
С. НИКИРЕЕВ, заслуженный художник РСФСР
1 Акватинта — вид гравюры, осно­ванный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близ­кий к тоновому рисунку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...