четверг, 30 января 2020 г.

Завещание отца Алипия


Завещание отца Алипия
Автор текста Виноградова Е.
Источник: ВИНОГРАДОВА Е. Завещание отца Алипия./ Е. ВИНОГРАДОВА.// Юный художник. – 1991. - № 1. – с.33-36. – (Коллекции служат людям)


Маковский В. Дети в мастерской художника. Масло. 1909. 53 X 69
Собрание каждого музея имеет особенности в зависимости от вкусов, пристрастий людей, которые его формируют, но более от их художественной интуиции, пытливости и настойчивости в поиске произведений искусства. Собирательство — кропотливое и важное дело, ко многому обязыва­ющее человека, занимающегося им. Ведь именно от него зависит выбор того или иного произведения, ему нужно понять, почувствовать, какая работа выше по художественным достоинствам, характернее для своего времени, а главное, насколько она необходима музею, способна сделать его коллекцию богаче и интереснее. Фонды музея комплектуют не только сотрудники. Для создания полного и разностороннего собрания большое значение имеет деятельность коллекционеров, знатоков и любителей искусства. Это — удивительные люди, одержимые своим увлечением. У них нередко можно встретить замечательные, а порой и уникальные живописные полотна, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства. Отношение к собранию как к чему-то родному и близкому, наверное, свойственно любому коллекционеру. Тем труднее расставание. Но желание сделать произведение искусства общедоступным, раскрыть всем его красоту, расширить знания о творчестве того или иного художника часто заставляет многих передавать отдельные работы или даже целые коллекции в музеи. Имена этих людей входят в историю, и определение «из собрания такого-то» как бы объединяется с названием произведения.
В 1975 году в Государственном Русском музее состоялась выставка коллекции Ивана Михайловича Воронова. Он передал в дар музею двадцать два произведения живописи и графики XVIII—XX веков.

Среди них картины И. Айвазовского, В. Поленова, В. Маковского, М. Верещагина, рисунки М. Добужинского, М. Нестерова, В. Васнецова, живописные работы неизвестных мастеров XVIII — начала XIX века. Для Русского музея дар Ивана Михайловича имел большое значение. Искусствоведы внимательно изучили поступившие картины и рисунки, провели экспертизы. Первоклассный художественный уровень большинства произведений, собранных Вороновым, сразу же определил их место в коллекции музея.
Поленов В. Возвратился в Галилею в силе духа. Из серии «Из жизни Христа». Масло. 1890—1900 годы. 131 X 75,5
Творчество известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова представлено в Русском музее достаточно широко. Однако его живописный цикл «Из жизни Христа», над которым мастер работал в течение 1890—1900-х годов, насчитывал в коллекции ГРМ всего три картины. Работая над этой серией полотен, Поленов пробовал различные живописные трактовки одного и того же библейского сюжета. Обнаружение новых, а также возможность сопоставления вариантов очень важны для создания целостного впечатления и суждения об этом цикле. Произведения Поленова из коллекции И.М. Воронова — «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн», «Мечты (На горе)» — не только замечательны по художественному уровню, но и интересны как аналоги к другим работам этого цикла. «Возвратился в Галилею в силе духа» — вариант картины 1888 года «На Тивериадском озере», находящейся в Государственной Третьяковской галерее. Другие варианты того же сюжета 1889, и 1890 годов хранятся в курском и киевском музеях.
Поленов В. Мечты (На горе). Из серии «Из жизни Христа». Масло. 1890—1900 годы. 151 Х 142
«Мечты (На горе)» имеет аналоги 1894 и 1899 годов в Саратовском художественном и Муромском краеведческом музеях. В собрании Воронова значительную часть составляли произведения неизвестных и малоизученных художников, чьи работы редко можно встретить в музейных фондах. Поэтому для Русского музея было удачным получение картин М. Верещагина, В. Бондаренко, И. Горюшкина-Сорокопудова. Имена этих художников появились в каталоге музея впервые. Картина Митрофана Петровича Верещагина «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» была написана по академической программе в 1870 году.
Верещагин М. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни. Масло. 1870. 137 X 187
Сюжет взят автором из жизнеописания Александра Македонского, составленного Квинтом Курцием. Во время войны с царем Дарием Александр выкупался в реке и заболел. Преданный ему врач Филипп стал лечить Александра, но в это время Македонский получает письмо, в котором сказано, что врач подкуплен Дарием и собирается его отравить. Тем не менее Александр принимает лекарство и отдает письмо Филиппу. За это произведение художник получил в 1870 году Малую золотую медаль. Работ Верещагина сохранилось мало, и приобретение именно этой, достаточно известной, было особенно важным.
Горюшкин-Сорокопудов И. Приезд боярина в монастырь. 1912. 87,5 х 104. Фрагмент. Государственный русский музей
О картине И. Горюшкина-Сорокопудова «Приезд боярина в монастырь» 1912 года, напротив, не было обнаружено никаких сведений в литературе и каталогах выставок, на которых принимал участие художник, и даже название ей было дано при поступлении в музей. До сих пор она остается единственным примером творчества художника в коллекции ГРМ (то же можно сказать и о картине М. Верещагина).
Айвазовский И. Утро на морском берегу. Судак. Масло. 1856. 96 X 146
Кто же такой был Иван Михайлович Воронов, подаривший музею столь прекрасную коллекцию? Судьба этого незаурядного, разносторонне одаренного человека необычна, сложна и удивительно цельна. Иван Михайлович Воронов родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчихе. Четырнадцатилетним юношей переехал в Москву, где в 1931 году окончил среднюю школу. Ивану приходилось часто возвращаться в родную деревню, где он работал в колхозе, помогал матери. В 1933 году Воронов начинает работать на строительстве Московского метро и одновременно учится в художественной студии при московском Союзе художников. Однако два года спустя его призвали в армию, и занятия живописью пришлось на время прервать. Закончить художественную студию Ивану Михайловичу удалось только в 1941 году, накануне нападения фашистской Германии на Советский Союз. Воронов прошел всю войну, воевал в составе 4-й танковой армии, дошел до Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды, более чем 10 медалями. Даже на фронте Воронов не оставлял занятий любимым делом. За эти годы он создал более тысячи живописных и графических работ, которые впоследствии экспонировались на его отчетных выставках, и он был принят в Союз художников.
1950 год открывает совершенно иной период в жизни И.М. Воронова. 12 марта он поступает послушником в Троице-Сергиеву лавру, а 28 августа 1950 года был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Иоанном. Ивана Михайловича нарекли именем Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского монастыря, первого русского иконописца, упоминаемого в летописи. Алипий учился у греческих мастеров в конце XI века. Составитель его жития Поликарп, рассказывая о его таланте и прилежании, писал, что заработанные деньги Алипий делил на три части: на одну покупал материалы, другую отдавал бедным, а третью — в монастырь,— и трудился, «не даяше себе покоя день и нощь».
В Троице-Сергиевой лавре Воронову — отцу Алипию было поручено руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в соборах. Алипий принимал участие также в восстановлении и украшении некоторых разрушенных во время войны московских церквей.
28 июля 1959 года отец Алипий назначается наместником, то есть помощником настоятеля Псково-Печерского монастыря, а через два года, в 1961-м, возводится в сан архимандрита. С Псково-Печерским монастырем он связал свою жизнь до конца. Алипий много сделал для этой обители, и годы с 1959-го по 1975-й справедливо выделяются в особый период в истории этого древнего монастыря. Здесь бережно хранится память об этом человеке, существует архив отца Алипия, в монастырской библиотеке лежат толстые альбомы с фотографиями, составлена летопись его жизни.
С появлением в монастыре нового архимандрита происходят изменения не только в укладе монастырской жизни. Под влиянием обаяния его личности в монастыре формируется совершенно особая духовная атмосфера. «Самой главной задачей нового наместника монастыря, отца Алипия, было восстановление жизни в монастыре строго по монашескому уставу первых православных монастырей. С приходом Алипия монастырь стал наводняться богомольцами. ...И как ни странно, но тысячи экскурсантов, посетивших и посещающих монастырь, как бы преображаются незаметно и непонятно для самих себя, потому почти все из них, побывав в обители, выражают мнение, что их прежде всего поражает тишина и мир, царствующие здесь, и, что, побывав, они как-то сами начинают ощущать эту тишину и мир, как бы нисходящий на них»,— читаем в одном из сочинений, посвященных Алипию, которое хранится в монастыре.
Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов)
Как и в Троице-Сергиевой лавре, в Псково-Печерском монастыре отец Алипий занялся реставрацией памятников архитектуры. Он стремился придать полуразрушенным стенам и храмам облик XVI века, то есть восстановить здания в таком виде, в каком они были при преподобном Корнилии (1529—1570), много сделавшем для «устроения монастыря»: при нем обитель была укреплена стенами с бойницами. Работа по реконструкции монастыря стала главным делом отца Алипия. «Этот исключительно трудный по своей сложности многолетний труд потребовал большой энергии, инициативы, деловой сметки и личного участия наместника... И недаром в народе среди верующих, знакомых с историей обители, бытует мне­ние, что архимандрит Алипий по тому, как он отдает все свои исключительно одаренные силы на благо и процветание и одухотво­рение обители, является истинным подражателем и преемником са­мого преподобного Корнилия».
Бондаренко В. В ремесленной мастерской. Из серии «Мастерские Валаамского монастыря». Масло. 1892. 39,5 X 31
Отец Алипий, будучи художником, руководил также иконо­писными и реставрационными работами во всех храмах монасты­ря, а многие, в частности, древние иконы из Никольского собора, были реставрированы им самим. Кроме того, он изучал историю Псково-Печерского монастыря. В «Журнале Московской патри­архии» было опубликовано не­сколько его статей на эту тему.
Скончался отец Алипий 14 марта 1975 года и с почестями похоронен в монастыре — за престолом пещерного храма Воскресения Христова.
Об отце Алипий — Иване Михайловиче Воронове помнят не только в монастырях, в которых он служил. Собранная им коллекция замечательных произведений живописи и графики тоже дело его жизни. Она была разделена между тремя музеями и завещана Вороновым Псковскому музею, Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и Государственному Русскому музею. Имя И.М. Воронова вошло в историю каждого из них. Теперь люди, встречающие на выставках картины и рисунки из собрания И.М. Воронова, даже не зная этого замечательного человека, всегда вспоминают его добрым словом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...