пятница, 6 декабря 2019 г.

Осень, как символ бытия России, в живописи русских художников



Осень, как символ бытия России,
в живописи русских художников
Представляю вниманию читателей подборку картин российских художников, в которых осень является не просто пейзажем из золотистых и багряных красок. В приведенных картинах осенний пейзаж как бы оттеняет  загадочность русской души, подчеркивает ее своеобразие и неоднозначность. Бытие в России полно противоположностей, так же как и в осенней поре, в которой есть всё: красота и увядание, мечта и ностальгия, умиротворение и печаль, подведение итогов ушедшего времени…
Венецианов Алексей Гаврилович. 1780-1847
Венецианов был одним из первых российских художников, который увидел неброскую, но до пронзительности красивую русскую природу. До Венецианова национального пейзажа в русской живописи не существовало. Художник первым увидел прелесть тонких, покрытых молодой листвой, деревьев. Он первым из русских художников начал писать этюды на пленэре, его увлекали натурные зарисовки. Алексей Гаврилович всегда сетовал на то, что современные ему живописцы не умеют писать облака. Сам он за «облачными штудиями» проводил очень много времени, более всего стремясь в изображении облаков достичь «естественного хода уходчивости к горизонту». Особенно интересно изображение природы в его картине «Спящий пастушок»
Спящий пастушок
     Венецианов А.Г. Спящий пастушок. (1823 — 1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В этой картине удивительно изображено единение человека с природой, где все напоено миром, тишиной и покоем.

В «Пастушке» нет ни водных каскадов, ни живописных камней, ни «сочиненных» прекрасных лесов, ни «правильного» расположения деревьев, ни «прилично» разбросанных чело­веческих групп. Пейзаж оказался «слепком» с той самой Натуры, следование которой Венецианов в то время превратил в кредо собственной живописи. А портрет спящего пастушка удивительным образом еще более оттеняет величие и вечную красо­ту скромной русской природы, кото­рые старался показать художник.
Картина уникаль­на и еще по одной причине — это был первый венециановский опыт работы на пленэре — вещи неслыханной в тогдашнем русском искусстве. И этот ре­алистический пейзаж оказался выше всяческих похвал — в нем уже просматриваются будущие открытия Саврасова и Левитана.
Венецианов А.Г. Спящий пастушок. Фрагмент картины
Венецианов пишет пейзаж пространственными слоями, каждый из которых исполнен в своей тональности. Последова­тельно меняя цветовую гамму, он выступает здесь мастером построения воздушной перспе­ктивы.
Рыбак удит рыбу, женщина с коромыс­лом, не спеша, шествует по противопо­ложному берегу реки, в прекрасном покое застыли просторы полей: все здесь призвано выразить идею гармоничной жизни на лоне природы.

Васильев Федор Александрович 1850 - 1873
Васильев Федор Александрович – молодой, рано умерший, мастер лирического пейзажа, «гениальный юноша» (Крамской). Обладая повышенной эмоциональностью восприятия природы, тонко чувствуя ее волнующую прелесть, Васильев достигал подлинной значительности пейзажного образа, его картинности. Художника увлекала жизнь неба. Он любил писать этюды облаков, проносящихся над землей. Небо в его картинах — это особый мир, где невозможны человеческие измерения, мир, где человеку нечем дышать, но куда мучительно стремится душа.
Он верил в безграничные возможности искусства, преображающую силу его воздействия на человека. Васильев писал: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе». Его картины – это восторг перед красотой окружающего мира и щемящего чувства прощания с ней.
Деревня
Васильев Ф.А. Деревня. 1869. Холст, масло. 61 х 82,5 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Эта картина является живописной переработкой впечатлений, полученных Васильевым во время поездки в Тамбовскую губернию и на Украину. В ней чувствуется влияние дюссельдорфской школы живописи с ее подробной повествовательностью и своеобразное народничество в духе социальной проблематики того времени.
В пейзажах Васильева мир природы предстает неласковым, полным скрытой тревоги, человек оказывается одиноким и беззащитным перед лицом ее величия, мир природы несоразмерен человеку, превосходит его. По дорогам Васильевских пейзажей зритель не в силах "идти", его взгляд от переднего плана сразу же переносится к дальнему, ему не дают побыть у воды, насладиться прохладной зеленью изумрудной травы, неведомая властная сила отрывает взгляд от земли и переносит в мир торжественной музыки движущихся влажных облаков. Душу человека как будто что-то отзывает, и от этого властного зова она сжимается и наполняется трепетом, чувствами восторга и страха. Человеческое существо страдает, но в этом страдании очищается и возвышается его душа.
Философский строй пейзажного творчества Васильева близок настроениям философской лирики Тютчева.
Шумят верхи древесные
Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной.
Все пошлое и ложное
Ушло так далеко.
Все мило — невозможное
Так близко и легко.
Удивительны диапазон и эмоциональная насыщенность палитры пейзажей Васильева. Живет пламенеющее золото огненных красок таких работ, как "Болото в лесу. Осень" (ГРМ) или "Осенний лес" (ГТГ)
Болото в лесу. Осень
Васильев В.Ф. Болото в лесу. Осень. 1872. Холст, масло. 81 x 111,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Болото в лесу» было написано (а, точнее, «недописано») в 1872 году. Это полотно является «потаенной» работой Федо­ра Васильева — о ней мы не найдем упоминаний в его эпистолярном наследии. Разве что кроме одного — как-то он обронил, что в начале 1872 года начал писать кар­тину «Болото большое». Тема для него — вполне устой­чивая, сквозная. Первое, что обращает на себя внимание в представленном произведении, — это звучащие в нем чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к ее влажным лесам и обширным, от­крытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами. Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия (художник всегда разделял Крым и Россию, не находя в первом того, что он так любил в последней). Особенную привязанность питал он к такой, на первый взгляд, малохудожественной» подробности русского пейзажа, как болото, и тосковал по ней на юге. «О, болото, болото! — писал он из Крыма Крамскому. — Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины».
«Болото» — не пленэрная кар­тина. Васильев писал ее, живя в Крыму и пользуясь старыми набро­сками. Однако в ней есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силою мысли и своего творческого воображения худож­ник переносится в тот болотистый и березовый край, который он вынужден был навсегда оставить.
Будучи «колористом от Бога», Васильев замечатель­но чувствовал наиболее звуч­ные соотношения цветов. Так, пламенеющая осенняя листва очень выигрывает от соседства насыщенно-свин­цовой тучи.
Могучие деревья, возвышающиеся на берегу болотины, как бы подпи­рают своими ветвями небо, задавая основную вертикаль композиции.

Волков Ефим Ефимович. 1844 - 1920
Ефим Волков перед поступлением в Петербургскую Академию художеств был чиновником и служил в петербургском банке. Но работа ему не нравилась. В банке все суетятся, шумят, деньги считают, а молодой человек любил родную русскую природу. В выходные дни он отправлялся за город и все, что видел вокруг, рисовал карандашом в альбом или красками на холсте. Дела в банке у него не ладилась, и его выгнали с работы. И бывший чиновник успешно сдал экзамены в Академию художеств, закончил ее и стал профессиональным художником-пейзажистом — писал на всех своих картинах природу Северной и Средней России. Со временем он вступил в Товари­щество передвижников — худож­ников, устраивавших передвижные выставки живописи по городам Рос­сии.
Болото осенью
Волков Е.Е. Болото осенью. 1871. Холст, масло 42 х 80 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В 1871 году Волков создает свою первую картину – «Болото осенью», а в 1872 году представляет ее на выставке Общества поощрения художеств.
Картина произвела неизгладимое впечатление на публику, и ее тут же отправляют в Лондон, где она получает бронзовую медаль на Всемирной Лондонской выставке. В 1873 все та же картина удостоена второй премии на конкурсе Общества поощрения художеств. Полотна Волкова пользовались большим успехом у публики. О них говорили: «Надо же, как этот мастер понимает природу! От его тихих за­думчивых пейзажей становится спо­койно на душе! У него, конечно, какой-то секрет!».
Октябрь
Волков Е.Е. Октябрь. 1883. Холст, масло 38,2 х 55 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Октябрь» привлекает внимание стройностью берез, оголивших свои стволы и ветви, ворохом опавших листьев на земле, речной излучиной с осенней потемневшей водой и одинокой фигурой странника… Картина наполнена философским смыслом, возникает диалог между осенним пейзажем и человеком. Зрителю картины предоставляется возможность самому сочинить дальнейшую судьбу путника. Может быть, также как березы, потерявшие свою последнюю листву, и человек уходит в свою последнюю дорогу. Но деревья не грустят, весною они возродятся к новой жизни, а согбенная спина странника навевает печальные мысли о нем.
Картины Волкова пользовались большим успехом у публики. О них говорили: «Надо же, как этот мастер понимает природу! От его тихих за­думчивых пейзажей становится спо­койно на душе! У него, конечно, ка­кой-то секрет!».
Ефим Волков больше всего це­нил в природе тишину и покой, он не любил ярких кричащих цветов. Краски на его пейзажах тоже буд­то шептали что-то тому, кто на них смотрел, как шептали, разговаривая между собой, деревья. А если художник на картинах изображал людей, то где-то на заднем плане, чтобы они не нарушали тишины и покоя. 

 Продолжение следует

Источники:
Альбомы «50 художников. Шедевры русской живописи».. – М.: ООО «Де Агостини»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...