четверг, 12 декабря 2019 г.

Соловки – духовная твердыня Беломорья. Продолжение третье



Духовная красота Соловецких островов
Соловецкая тишина
(автор фотографий иеромонах Стефан)
СИЯНИЕ УСПОКОЕННОЙ РАДОСТИ
Белая башня
Все окружающее просвечивалось сквозь внутренний мир иноков. Из созерцания величественной природы они подчерпывали важные уроки для своего простого ума и чистого сердца.
Святые подвижники, странники, живущие непрестанной мыслью о Боге, остро воспринимали разлитую и природе красоту. В духе отречения есть великая, зазывающая сила, сияние успокоенной радости небесной красоты.


О, ГОСПОДИ, ЗА ЧТО КРАСОТА СОЗДАНИЯ ТВОЕГО ЧЕМ И КАК МНЕ, ЧЕРВЮ ПРЕЗРЕННОМУ, БЛАГОДАРИТЬ ТЕБЯ ЗА ВЕЛИКИЕ МИЛОСТИ ТВОИ
Твердыня
Как повествует житие, преподобный Елеазар Анзерский, выйдя рано утром из кельи, взглянул на красоту и безмолвие, озаренные сиянием, и умилился до слез, из сердца его, растворенного божественной любовью, вырвался молитвенный вздох: «О, Господи, за что красота создания твоего! Чем и как мне, червю презренному, благодарить Тебя ;за великие милости Твои!»
Отрешенная красота... Тяготение к скорбным глубинам присуще ей…

«… СЛЫШИТСЯ ЖАЛОБНЫЙ СВИСТ, ОТ КОТОРОГО ЩЕМИТ СЕРДЦЕ» (Н. ЛОССКИЙ)
Часовня св. апостолов Петра и Павла
Соловецкая зима, до краев исполненная безмолвием, завораживающая и делающая невозможным всякое наслаждение, время напряженного духовного делания. Кажется, что каждая вещь к оберегаемой от века, этой отстоявшейся тишине обретает свою существенность.
...Белая снежная пелена покрывает землю. Залитая солнечным светом, сверкает всеми цветами радуги в  кристаллах снега, преломляющих солнечные лучи, а деревья, опушенные инеем, образуют какой-то сказочный, волшебный мир.
Когда небо покрывается серыми облаками, холодный ветер гонит струйки снега, навивая из них сугробы с красивыми складками и завитками у какого-нибудь пня или косогора.

«...И ВЕЧНОСТЬ ПО КАПЛЕ СОЧИТСЯ СКВОЗЬ ИСТОНЧИВШЕЕСЯ ВРЕМЯ»
(С. АВЕРИНЦЕВ)
Золотой закат
Отрешасъ от суеты, отказавшись от всего, что можно назвать эмоциями и постаравшись сосредоточиться на самой реальности как таковой, можно ощутить как духовную реальность исповедальные строки стихов.
II услышать слова, которых ничто не может быть проще и ничто не может быть неожиданнее. До простоты которых надо докапываться, опускаясь глубже и глубже и подниматься, взмывая ввысь, горе.

…ЗДЕСЬ МОЛЧАНИЕ ЗВУЧИТ, КАК БЕЗЗВУЧНАЯ МОЛИТВА
Соловецкие пруды. Крест
Через самое незначительное ощущение — дыхание, созерцание благословенной лазури неба, прикосновение к вопиющему в безмолвии камня и рассматривание медлительности дерева попытаться проникнуть в нездешнее звучание вещей...
Здесь молчание звучит, как беззвучная молитва, согласуемая с дыханием... Но и молчание смолкает, безмолвие само безмолвно, если братия сошлась для служенья...

РЕАЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ ЖЕСТКОСТИ, ПОСКОЛЬКУ ПРИХОТЯМ НЕ ПОДВЛАСТНА
Снег и камень. Никольская башня
Соловецкое монашество, светлое, доброе и милосердное, но одновременно суровое, исполненное твердости. Ведь реальность духовная, даже самая светлая, обладает свойством жесткости, поскольку неподатлива, тверда, неподвластна прихотям. В них соль и сила, дух и свет. Отсюда внутренний образ Христа — печальный и светлый, но не мрачный, а спасительный и радостный.

ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ, КОТОРЫЙ НИСХОДИТ СВЕРХУ ЕСТЬ НЕ ОТРИЦАНИЕ ЖИЗНИ, А ЕЕ ПОЛНОТА
Секирная гора. Церковь Вознесения Господня
Чтобы созерцать мир, надо иметь его в глубине, надо принять его и себя, а это доступно лищь в любви; любовь не может оставаться безучастной зрительницей страдания, вражды, разделения, смерти, иначе это не любовь. Только так можно воспринять мученическую историю Соловков с той высоты вечности, где все - смятение и ужас чудесно претворяется в радость и покой. II вы чувствуете, что вечный покой, который нисходит сверху, есть не отрицание жизни, а ее полнота.

«...ВОТ ПРИДЕМ МЫ КО СВЯТЫНЕ ЯВЛЕННОЙ, В ЗЕМЛЮ ПРИЛОЖИМСЯ ПО ЧИНУ, ПРИЛОЖИМСЯ, ПРИЛЬНЕМ С ПЛАЧЕМ» (С. АВЕРИНЦЕВ)
Поклонный Крест. Макарьевская пустынь
В поисках «новой земли» и «нового неба» с давних лет устремляются к святым местам богомольцы, воспринимая северный монастырь, как реальное воплощения образа «Преображенного Града». Паломничество, как приобщение к иному миру и его святыням; как путь, длительное странствование, путешествие, в процессе которого происходит внутреннее перерождение человека.

ОЩУЩЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ДУХОВНОЙ СВЯЗИ С ВЕЛИКИМИ СВЯТЫМИ ПРЕДКАМИ
Ранняя весна. Соловецкий кремль. Первые лучики тепла
Своеобразный временной мост в вечность, ощущение постоянной духовной связи с великими святыми предками, небесными покровителями Соловецкой обители и нынешними насельниками монастыря. Молитвенная сосредоточенность соловецких иноков и весь удивительный строй повседневной жизни древней обители, как особое состояние души, приобретаемое на Соловках...
Восприняв встречу со Христом в глубине сердца, как личную встречу, отправимся в странствие вместе с богомольцами. В своем ЛИЧНОМ пути повторяющими крестный путь, путь скорбей и лишений, путь смирения.

ОСОБЕННАЯ ЖИЗНЬ. ОСОБЕННАЯ ПРИРОДА, ОСОБЕННЫЙ БЫТ, НЕ НАШИ ИНТЕРЕСЫ И РАЗГОВОРЫ, НЕ НАШ УКЛАД ЖИЗНЬ, НЕ БОЯЩАЯСЯ СМЕРТИ, И СМЕРТЬ КАК ПРАЗДНИК
Цветок и камень
Неоднократно совершавший паломничество в монастырь северный сказочник Борис Шергин писал: «...Жили и монастырях люди, умершие для радостей мира, но как тускнели и умалялись радости мира перед СВЯТЫМ иноческим житьем».

Суриковский пейзаж

Заснеженный исполин. Никольская башня

Рыжая плутовка. Случайная встреча с лисичкой

Быстрые ящерки

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ…

Источник:
   Соловки – духовная твердыня Беломорья: Фотоальбом,/ фото иеромонах Стефан; текст Алла Ивановна Иванова: Перевод Татьяна Николаевна Клушина. –Архангельск: Архангельское подворье Спасо-Преображенского ставропигиального Соловецкого мужского монастыря, 2005. – 128 с., иллюстрации
«Соловки – это северный форпост Русской Православной Церкви, место, отмеченное величием и подвигами монахов. Но вместе с тем это и трагическое место, где многие и многие пострадали  за веру и правду.
Нот уже десять дет как идет возрождение обители, и наша главная задача - вернуть ее духовное значение для всех православных людей. вернуть то благолепие, которое всегда отличало Соловки, что бы паломники имели возможность всегда приезжать в святыню - одну из русских Голгоф» (Патриарх Московский п Всея Руси Алексий II. 2о августа 2001 года)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...