Казанская икона Божией Матери
Иконография Казанской иконы
Божией Матери, обретенной в 1579
г., уникальна для древнерусской иконописи XVI столетия.
Руки Богородицы на иконе не видны, голова склонена к Младенцу Христу. Правая
рука Спасителя отведена в жесте двуперстного благословения, левая опущена и
скрыта под гиматием. Особенность положения на иконе Богомладенца, изображенного
на иконе прямо, фронтально, стоящим и высоко приподнятым, отличает Казанскую
икону от традиционных икон типа Одигитрии. Священномученик патриарх Ермоген
(l612), автор Повести о явлении иконы в Казани и ее чудесах, называет явленную
икону Богородицы образом Одигитрии (Путеводительницы) и отмечает необычность ее
«перевода». Иконография Казанской иконы относится исследователями к особому
типу Божией Матери Одигитрии со стоящим Младенцем Христом.
Обретение Матроной Казанской иконы
Божие Матери. Художник Юдин Георгий
Казанской Божьей
Матери икона,
Не раз спасала русских от беды.
С мольбой просили люди: «Богородица!
Ты смилуйся над нами, помоги.»
И к небесам лилась сильней молитва,
И Божьей Матери пресветлый лик
Явился вдруг над нашею Россией,
И все враги разбиты были в миг.
Ты заслоняла женщин и младенцев,
От вражеских мечей и острых стрел
И громче над Россией пелись песни,
Трусливый ,становился сразу смел.
И Вера Православная Святая
День ото дня крепчала на Руси,
И повторяли , сердцем замирая,
Помилуй, Богородица, спаси!!!! (Ветна с сайта https://www.stihi.ru/2012/11/04/2757 )
Не раз спасала русских от беды.
С мольбой просили люди: «Богородица!
Ты смилуйся над нами, помоги.»
И к небесам лилась сильней молитва,
И Божьей Матери пресветлый лик
Явился вдруг над нашею Россией,
И все враги разбиты были в миг.
Ты заслоняла женщин и младенцев,
От вражеских мечей и острых стрел
И громче над Россией пелись песни,
Трусливый ,становился сразу смел.
И Вера Православная Святая
День ото дня крепчала на Руси,
И повторяли , сердцем замирая,
Помилуй, Богородица, спаси!!!! (Ветна с сайта https://www.stihi.ru/2012/11/04/2757 )
Казанский образ — лаконичный
и ясный, в нем необыкновенная сила и простота: Богородица, склоняясь ко Христу,
предстательствует за весь род христианский, Богомладенец благословляет всех.
Прямое обращение к людям Сына Божия, спасающего всех людей, с верой
обращающихся к Нему, и Заступничество Богородицы за человеческий род зримо
явлены в иконе. Именно такой образ Заступницы, предстательствующей за род
христианский, явился в Казани, прославился по всей Руси, укреплял и ныне
укрепляет людей в верности Православию. Явленная в 1579 г. святыня утрачена в
1904 г., но сохранилось множество списков с Казанского образа.
Рассказ об одном шедевре
Автор: Наталия Николаевна Чугреева
![](file:///C:\DOCUME~1\User\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image005.gif)
Одна из чудотворных Казанских
икон Богородицы 1670—1680 гг. находилась в Вознесенском девичьем монастыре
Московского Кремля. В 1717 г.
икона была украшена драгоценным окладом с частицами Ризы и волос Богородицы,
помещенными в ковчежце на левом поле оклада. После закрытия монастыря в 1918 г. (взорван в 1929 г.), как особо
почитаемую, монахини монастыря передали икону на подворье Троице-Сергиевой
Лавры Святейшему Патриарху Тихону, но вскоре при обыске она была изъята и
отдана на хранение в Оружейную палату. Ныне Казанский образ можно видеть в
экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля (Государственный
историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). Он написан в
традиции «живоподобия» одним из лучших царских изографов Оружейной палаты
Московского Кремля.
В начале XVIII в. икона
находилась у схимонахини Вознесенского монастыря Иоанны Борятинской. Род князей
Борятинских (Барятинских) был связан с царским двором. Некоторые из Борятинских
были пожалованы в патриаршие и царские стольники. История иконы, связанная со
старицей Иоанной, известна по архивным документам (Российский государственный
исторический архив). Образ находился в келье схимонахини. В 1701 г. в Кремле и
Вознесенском монастыре случился пожар, но икона не пострадала от огня. Почти
совсем слепая схимонахиня с особой молитвой обращалась к иконе Богородицы
Казанской, прославившейся чудесами исцелений от глазных болезней. Старица
просила выстроить в Вознесенском монастыре Казанский храм. По челобитью
игуменьи монастыря Евдокии (Челищевой) с сестрами и по изволению царевны
Наталии Алексеевны, дочери царицы Наталии Кирилловны, местоблюститель
Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский)
благословил строительство храма.
Лики Богоматери и Младенца Христа. Деталь иконы
«Богоматерь Казанская». 1670— 1680-е гг. Москва. Оклад- 1717 г. Мастерские
Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник
«Московский Кремль», Москва
В 1711 г. схимонахиня Иоанна
построила на свое иждивение в поминовение царицы Наталии Кирилловны, своих
родителей и по себе, а также для «поставления» содержащегося у нее почитаемого
Казанского образа небольшую каменную Казанскую церковь. Она располагалась на
площади Вознесенского монастыря между соборным Вознесенским, Екатерининским и
Михайловским храмами. От Казанского образа совершались чудеса, которые
записывались в специальную книгу.
В 1717 г. «подаянием
боголюбивых человек» почитаемый Казанский образ был украшен драгоценным
окладом.
На правом поле оклада резная
надпись о его создании.
Надпись о создании оклада. Деталь оклада иконы
«Богоматерь Казанская». 1717 год. Мастерские Московского Кремля.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»,
Москва
В маленький ковчежец на левом
поле, закрытом внизу на небольшой замочек, были вложены святыни — частицы Ризы
и волос Пресвятой Богородицы. На рамке ковчежца по сторонам резные надписи —
наименования святынь.
Ковчег с реликвиями Богоматери. Деталь оклада иконы
«Богоматерь Казанская». 1717 год. Мастерские Московского Кремля.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»,
Москва
Частица Ризы могла быть
передана старице Иоанне Борятинской из дома Голицыных или из Успенского собора
Московского Кремля. Известно, что Василий Голицын вложил в Успенский собор
серебряный «ковчежец» с частью Ризы Божией Матери, значащийся в описи собора 1701 г. Частица волос
Богородицы, видимо, была подарена старице Иоанне из Образной палаты Теремного
дворца Московского Кремля.
Редкий по красоте чеканный
золотой оклад иконы с драгоценными камнями, жемчугом и полупрозрачными эмалями
зеленого и темно-синего тонов относится к произведениям кремлевских мастерских.
На венце Богородицы эмалевое изображение трехфигурного Деисуса с херувимами
между полуфигурами.
Деисус. Деталь венца оклада иконы «Богоматерь
Казанская». 1717 г.
Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Жемчужный убрус Божией
Матери, нимб, цата, поля украшены запонами с драгоценными камнями (цата —
полукруглая часть оклада, подвешивающаяся снизу к венцу; запоны — золотые или
серебряные накладки для украшения одежд). Некоторые из запон были отданы для
убора иконы жертвовательницами, как и серьги, закрепленные на цате.
![](file:///C:\DOCUME~1\User\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image015.gif)
Книга с записями чудес от
Казанской иконы (всего в нее было внесено тридцать два чуда) в 1720 г. была взята у старицы
Иоанны для освидетельствования в московском приказе Церковных дел судьей
приказа архимандритом Златоустовского московского монастыря Антонием. Затем
последовало «неправое», как говорила об этом схимонахиня Иоанна, доношение
архимандрита в Святейший Синод.
По Синодальному указу от 23
июля 1721 г.
было велено разобрать Казанскую церковь. В 1722 г. Казанский храм, как
«ненужный» и стоящий в «неудобном» месте через десять лет после его постройки
был разобран, а почитаемая икона поставлена в алтаре Успенского собора
Московского Кремля. Прошло восемь лет, и старица Иоанна подала в Святейший
Синод прошение о построение вновь «для ее старости» на том же месте такой же
теплой Казанской церкви на свое иждивение, прося лишь вернуть прежнюю церковную
утварь и книги. В декабре 1729
г. дозволено было вновь выстроить каменный теплый храм
во имя Казанской иконы на том же месте. II вновь трудами схимонахини Иоанны,
храм в 1730 г.
был возведен.
Ангел, поддерживающий венец. Деталь оклада иконы
(Богматерь Казанская». 1717 г.
Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В 1808 г. в Вознесенском
монастыре за ветхостью разобрали храм святой великомученицы Екатерины (1686 г.), который вновь был
выстроен и освящен в 1817 г.
После постройки Екатерининского храма в том же 1817 г. была разобрана и
небольшая обветшавшая Казанская церковь. В новом поместительном храме святой
Екатерины по благословению архиепископа Московского Филарета 22 октября 1822 г. в праздник «осенней
Казанской» преосвященным Афанасием, викарием Московской Митрополии, был освящен
Казанский придел, располагавшийся сначала на хорах, а затем в западной части
церкви святой Екатерины. Почитаемая икона Казанской Богородицы в той же
драгоценной ризе со святынями стояла в приделе слева от Царских врат, являясь
храмовой, в раме с клеймами чудес, украшенной чеканным серебряным позолоченным
окладом. Образ почитался чудотворным и в XIX в.
Ныне икона является одной из
главных русских святынь.
Источник:
ЧУГРЕЕВА Н. Н. Казанская икона Божией Матери./ Наталия
Николаевна Чугреева — СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. –
(Русская икона: образы и символы. Серия подготовлена в тесном взаимодействии с
Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия
для учебных заведений)
Казанская икона Божией Матери — одна из главных
русских святынь. Она была обретена в Казани в царствование Иоанна Грозного в
1579 году. История почитания Казанского образа связана с важнейшими событиями
русской истории. С Казанской иконой в 1612 году Москва была освобождена от
польско-литовских интервентов. В царствование династии Романовых Казанская
икона становится важнейшей государственной святыней. Общерусское празднование
Казанскому образу установлено царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. Списки
Казанской иконы получили широчайшее распространение на всей территории
огромного русского государства. В современной России Казанская икона является
символом государственного значения.
Книга рассказывает о событиях явления образа Божией
Матери в Казани и его чудесах, изображенных в клеймах икон, о почитании
Казанского образа в России. В издании публикуются важные в историко-культурном
и художественном отношении Казанские иконы, хранящиеся в музейных и частных
собраниях, архивные фотографии утраченных чудотворных Казанских икон.
очень красивая икона
ОтветитьУдалитьСогласна, она - прекрасна! По сути дела, все иконы - прекрасны!
Удалитьподобные иконы современной работы я видел на выставке в Доме мастерской русского иконописца в Брехово. Мастера используют все виды ювелирной техники, скань, чеканку, литье, горячие эмали, чернь, гравировку и т.д. У них можно заказать икону и оклад.
ОтветитьУдалить