среда, 20 ноября 2019 г.

Казанская икона Божией Матери: Рассказ об одном шедевре



Казанская икона Божией Матери
Иконография Казанской иконы Божией Матери, обретенной в 1579 г., уникальна для древнерусской иконописи XVI столетия. Руки Богородицы на иконе не видны, голова склонена к Младенцу Христу. Правая рука Спасителя отведена в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Особенность положения на иконе Богомладенца, изображенного на иконе прямо, фронтально, стоящим и высоко приподнятым, отличает Казанскую икону от традиционных икон типа Одигитрии. Священномученик патриарх Ермоген (l612), автор Повести о явлении иконы в Казани и ее чудесах, называет явленную икону Богородицы образом Одигитрии (Путеводительницы) и отмечает необычность ее «перевода». Иконография Казанской иконы относится исследователями к особому типу Божией Матери Одигитрии со стоящим Младенцем Христом.
       Обретение Матроной Казанской иконы Божие Матери. Художник Юдин Георгий
Казанской Божьей Матери икона,
Не раз спасала русских от  беды.
С мольбой просили  люди:  «Богородица!
Ты смилуйся над нами, помоги.»

И к небесам лилась сильней  молитва,
И Божьей Матери пресветлый  лик
Явился вдруг над нашею  Россией,
И все враги  разбиты были  в миг.

Ты заслоняла женщин и младенцев,
От вражеских мечей и  острых стрел
И громче над Россией пелись песни,
Трусливый ,становился сразу смел.

И Вера Православная Святая
День ото дня    крепчала  на Руси,
И  повторяли  , сердцем  замирая,

Помилуй, Богородица, спаси!!!! (Ветна с сайта https://www.stihi.ru/2012/11/04/2757 )
Казанский образ — лаконичный и ясный, в нем необыкновенная сила и простота: Богородица, склоняясь ко Христу, предстательствует за весь род христианский, Богомладенец благословляет всех. Прямое обращение к людям Сына Божия, спасающего всех людей, с верой обращающихся к Нему, и Заступничество Богородицы за человеческий род зримо явлены в иконе. Именно такой образ Заступницы, предстательствующей за род христианский, явился в Казани, прославился по всей Руси, укреплял и ныне укрепляет людей в верности Православию. Явленная в 1579 г. святыня утрачена в 1904 г., но сохранилось множество списков с Казанского образа.
Рассказ об одном шедевре
Автор: Наталия Николаевна Чугреева
«Богоматерь Казанская», в окладе 1670-1680-е гг. Москвы. Оклад — 1717 г. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва

Одна из чудотворных Казанских икон Богородицы 1670—1680 гг. находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля. В 1717 г. икона была украшена драгоценным окладом с частицами Ризы и волос Богородицы, помещенными в ковчежце на левом поле оклада. После закрытия монастыря в 1918 г. (взорван в 1929 г.), как особо почитаемую, монахини монастыря передали икону на подворье Троице-Сергиевой Лавры Святейшему Патриарху Тихону, но вскоре при обыске она была изъята и отдана на хранение в Оружейную палату. Ныне Казанский образ можно видеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). Он написан в традиции «живоподобия» одним из лучших царских изографов Оружейной палаты Московского Кремля.
В начале XVIII в. икона находилась у схимонахини Вознесенского монастыря Иоанны Борятинской. Род князей Борятинских (Барятинских) был связан с царским двором. Некоторые из Борятинских были пожалованы в патриаршие и царские стольники. История иконы, связанная со старицей Иоанной, известна по архивным документам (Российский государственный исторический архив). Образ находился в келье схимонахини. В 1701 г. в Кремле и Вознесенском монастыре случился пожар, но икона не пострадала от огня. Почти совсем слепая схимонахиня с особой молитвой обращалась к иконе Богородицы Казанской, прославившейся чудесами исцелений от глазных болезней. Старица просила выстроить в Вознесенском монастыре Казанский храм. По челобитью игуменьи монастыря Евдокии (Челищевой) с сестрами и по изволению царевны Наталии Алексеевны, дочери царицы Наталии Кирилловны, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) благословил строительство храма.
Лики Богоматери и Младенца Христа. Деталь иконы «Богоматерь Казанская». 1670— 1680-е гг. Москва. Оклад- 1717 г. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В 1711 г. схимонахиня Иоанна построила на свое иждивение в поминовение царицы Наталии Кирилловны, своих родителей и по себе, а также для «поставления» содержащегося у нее почитаемого Казанского образа небольшую каменную Казанскую церковь. Она располагалась на площади Вознесенского монастыря между соборным Вознесенским, Екатерининским и Михайловским храмами. От Казанского образа совершались чудеса, которые записывались в специальную книгу.
В 1717 г. «подаянием боголюбивых человек» почитаемый Казанский образ был украшен драгоценным окладом.
На правом поле оклада резная надпись о его создании.
Надпись о создании оклада. Деталь оклада иконы «Богоматерь Казанская». 1717 год. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В маленький ковчежец на левом поле, закрытом внизу на небольшой замочек, были вложены святыни — частицы Ризы и волос Пресвятой Богородицы. На рамке ковчежца по сторонам резные надписи — наименования святынь.
Ковчег с реликвиями Богоматери. Деталь оклада иконы «Богоматерь Казанская». 1717 год. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Частица Ризы могла быть передана старице Иоанне Борятинской из дома Голицыных или из Успенского собора Московского Кремля. Известно, что Василий Голицын вложил в Успенский собор серебряный «ковчежец» с частью Ризы Божией Матери, значащийся в описи собора 1701 г. Частица волос Богородицы, видимо, была подарена старице Иоанне из Образной палаты Теремного дворца Московского Кремля.
Редкий по красоте чеканный золотой оклад иконы с драгоценными камнями, жемчугом и полупрозрачными эмалями зеленого и темно-синего тонов относится к произведениям кремлевских мастерских. На венце Богородицы эмалевое изображение трехфигурного Деисуса с херувимами между полуфигурами.
Деисус. Деталь венца оклада иконы «Богоматерь Казанская». 1717 г. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Жемчужный убрус Божией Матери, нимб, цата, поля украшены запонами с драгоценными камнями (цата — полукруглая часть оклада, подвешивающаяся снизу к венцу; запоны — золотые или серебряные накладки для украшения одежд). Некоторые из запон были отданы для убора иконы жертвовательницами, как и серьги, закрепленные на цате.
Деталь цаты оклада иконы «Богоматерь Казанская». 1717 г. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
Книга с записями чудес от Казанской иконы (всего в нее было внесено тридцать два чуда) в 1720 г. была взята у старицы Иоанны для освидетельствования в московском приказе Церковных дел судьей приказа архимандритом Златоустовского московского монастыря Антонием. Затем последовало «неправое», как говорила об этом схимонахиня Иоанна, доношение архимандрита в Святейший Синод.
По Синодальному указу от 23 июля 1721 г. было велено разобрать Казанскую церковь. В 1722 г. Казанский храм, как «ненужный» и стоящий в «неудобном» месте через десять лет после его постройки был разобран, а почитаемая икона поставлена в алтаре Успенского собора Московского Кремля. Прошло восемь лет, и старица Иоанна подала в Святейший Синод прошение о построение вновь «для ее старости» на том же месте такой же теплой Казанской церкви на свое иждивение, прося лишь вернуть прежнюю церковную утварь и книги. В декабре 1729 г. дозволено было вновь выстроить каменный теплый храм во имя Казанской иконы на том же месте. II вновь трудами схимонахини Иоанны, храм в 1730 г. был возведен.
Ангел, поддерживающий венец. Деталь оклада иконы (Богматерь Казанская». 1717 г. Мастерские Московского Кремля. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
В 1808 г. в Вознесенском монастыре за ветхостью разобрали храм святой великомученицы Екатерины (1686 г.), который вновь был выстроен и освящен в 1817 г. После постройки Екатерининского храма в том же 1817 г. была разобрана и небольшая обветшавшая Казанская церковь. В новом поместительном храме святой Екатерины по благословению архиепископа Московского Филарета 22 октября 1822 г. в праздник «осенней Казанской» преосвященным Афанасием, викарием Московской Митрополии, был освящен Казанский придел, располагавшийся сначала на хорах, а затем в западной части церкви святой Екатерины. Почитаемая икона Казанской Богородицы в той же драгоценной ризе со святынями стояла в приделе слева от Царских врат, являясь храмовой, в раме с клеймами чудес, украшенной чеканным серебряным позолоченным окладом. Образ почитался чудотворным и в XIX в.
Ныне икона является одной из главных русских святынь.


Источник:
ЧУГРЕЕВА Н. Н. Казанская икона Божией Матери./ Наталия Николаевна Чугреева — СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы. Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений)
Казанская икона Божией Матери — одна из главных русских святынь. Она была обретена в Казани в царствование Иоанна Грозного в 1579 году. История почитания Казанского образа связана с важнейшими событиями русской истории. С Казанской иконой в 1612 году Москва была освобождена от польско-литовских интервентов. В царствование династии Романовых Казанская икона становится важнейшей государственной святыней. Общерусское празднование Казанскому образу установлено царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. Списки Казанской иконы получили широчайшее распространение на всей территории огромного русского государства. В современной России Казанская икона является символом государственного значения.
Книга рассказывает о событиях явления образа Божией Матери в Казани и его чудесах, изображенных в клеймах икон, о почитании Казанского образа в России. В издании публикуются важные в историко-культурном и художественном отношении Казанские иконы, хранящиеся в музейных и частных собраниях, архивные фотографии утраченных чудотворных Казанских икон.

3 комментария:

  1. Ответы
    1. Согласна, она - прекрасна! По сути дела, все иконы - прекрасны!

      Удалить
  2. подобные иконы современной работы я видел на выставке в Доме мастерской русского иконописца в Брехово. Мастера используют все виды ювелирной техники, скань, чеканку, литье, горячие эмали, чернь, гравировку и т.д. У них можно заказать икону и оклад.

    ОтветитьУдалить

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...