вторник, 12 ноября 2019 г.

Никольский Г. Е. - любовь художника к природе

Никольский Георгий Евлампиевич. 1906 — 1973
Красота животных – наших братьев меньших 
Никольский Георгий Евлампиевич - Заслуженный художник РСФСР, величайший анималист, зоолог, гениальный график, один из лучших художников-натуралистов, иллюстратор произведений А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, А.А. Фета, А.П. Чехова, Э. Сетон-Томпсона, С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, И.С. Соколова-Микитова, В.В. Бианки и др. Художник рисовал природу и стольких животных, что всех и не перечислить.
Обучался во ВХУТЕМАСе, затем - на Биолого-почвенном факультете МГУ, у А.Н. Северцева, М.А. Мензбира, Б.М. Житкова. В это же время здесь начали научную деятельность молодой А.Н. Формозов (позднее ставший выдающимся художником-анималистом, не расставшись при этом с большой наукой), В.Г. Гептнер (будущий автор «Зоогеографии» и З-х томного издания «Млекопитающие Советского Союза»).

           Никольский Георгий Евлампиевич.
Фотография с сайта http://bibliogid.ru/articles/4215

Никольский Г.Е. родился 17 июня в городе Пскове. Рисовал с трёх лет, потом в школе, в университете и так всю жизнь. Ему это было необходимо: он видел что-то такое, чего другие не видели, и спешил поскорее зарисовать — поделиться тем, что ему открылось. Окончив университет, Георгий Никольский вернулся к художественному творчеству, подкрепленному высшим биологическим образованием.
По совету своего наставника и старшего коллеги художника Ватагина В.А.  Никольский начал работать в книжной иллюстрации.
В 1935 году первым опытом двадцатидевятилетнего художника в оформлении книг о животных стала «Страна зверей» В. Бианки. Работа сразу получила признание.
Осенью 1941 года Георгий Никольский был мобилизован в армию. Там судьба свела его с художником Н. Жуковым, который работал в военной студии им. Грекова. После войны художник вернулся к профессии художника-иллюстратора. Книги с рисунками Никольского получили международное признание. Он так же сотрудничал со студией «Диафильм», для которой выполнил серию рисунков к книге Р. Киплинга «Маугли», выполнил серию открыток, иллюстрирующих басни И.А. Крылова.
Значительное место в творчестве Г.Е. Никольского занимают изображения лошадей, особенно диких лошадей. Больше всего у него изображений лошадей Пржевальского. Художника интересует динамика движения этих животных. Для книги «Наши помощники» Никольский выбирает изображения рысаков на бегах и табунов свободно пасущихся лошадей.
Г.Е. Никольский. Лошади Пржевальского. 1960-е гг. http://www.darwin.museum.ru/_theme/horses здесь его прекрасные картины и рисунки лошадей.
Впоследствии Никольским было проиллюстрировано множество книг о природе, по большей части адресованных детям.
«Детки не в клетке», «Звери и зверята», «Лесные малыши», «Наши помощники» — вот некоторые из названий иллюстрированных им книг. Никольский иллюстрировал рассказы М. Пришвина «В краю дедушки Мазая», «Избранное», «Моим молодым друзьям».
Георгий Евлампиевич (или просто Евлампич, как его называли друзья) рисовал львов, носорогов, оленей, бизонов, волков — всех и не перечислишь.Ему это было необходимо: он видел что-то такое, чего другие не видели, и спешил поскорее зарисовать — поделиться тем, что ему открылось. Сын художника вспоминал, что если у отца не было под рукой карандаша, он рисовал пальцем по воздуху. «Ах, если бы человеческая рука могла оставлять в воздухе видимый след! Пространство наполнилось бы неповторимой «линией Никольского» — уверенной, гибкой, грациозной, о которой искусствоведы и художники пишут с неизменным восторгом и восхищением.
Николай Устинов называл Георгия Евлампиевича «художником особого дара»: «…Он был не только изобразителем животных — это был также знаток природы вообще, во всех её проявлениях. Он был превосходным пейзажистом, проникновенным и тонким. Он замечательно изображал солнце, которое в хвойном лесу заплатами ложится на кусты малины, пустые поля и вереницы журавлей над тёмной осенней водой. Или вот: вдруг пробился луч вечернего солнца, полыхнул на фоне чёрной тучи осенний золотой лес, возник тёмный силуэт лося. Тоже осень, но настроение, состояние другое совсем. Весна, лето, зима, осень. Степи, болота, перелески. Всё это у Георгия Евлампиевича было заселено множеством бегающей, ползающей, летающей живности…»
В 1972 году была издана книга Соколова-Микитова И.С. «Год в лесу» с иллюстрациями Никольского Г. Это был сборник коротких рассказов о животных, разделенных по временам года. Виртуозность и вместе с тем проникновенность и лиричность, картинность рисунков — главные черты в этой книжной графики замечательного художника–анималиста. Удивительно классическое сочетание: Соколов-Микитов и Никольский. В иллюстрациях художника гармоничное сочетание штриховки, тонких линий и акварельности красок. Изящны заставки к разделам, "рифмовка" черно-белых и цветных иллюстраций! И лаконичное совершенство композиций.
Один из читателей этой книги делится своим впечатлением: «В детстве, помню, мне вдруг померещилось, будто на картинке в книжке Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Год в лесу» изображены не два птичьих силуэта, летящие на фоне пробуждающегося весеннего неба, а чьи-то глаза. Пантеист, вероятно, сказал бы на моём месте, что это глаза самой природы, глядящей с небес на землю. Хотите верьте, хотите нет, но тогда мне именно так и казалось: глаза природы, увиденные зорким взглядом художника Никольского и запечатлённые для всех нас».

Иллюстрации Никольского Г.Е.
к книге Соколова-Микитова «Год в лесу»

Зима в лесу
Зимняя погоня

Зимние глухари

Весна в лесу
Весенний олененок

Весенние тетерева

Лето в лесу
Летние медведи

Летние олени

Осень в лесу
Осенний лось

Осенние волки

Источники:
Соколов-Микитов И. Год в лесу./ Иван Сергеевич Соколов-Микитов; рисунки Г. Никольского. – М.: Детская литература, 1980. – 96 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...