понедельник, 4 ноября 2019 г.

Казанская икона Божией Матери: исторические факты



Казанская икона Божией Матери
Это образ заступницы всего народа. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак. К ней обращаются в семейных нуждах, молятся за детей. Просят заступления в тяжелые времена. По вере Русской Православной церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. На восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
           Икона Божией Матери «Казанская». Тимофей Ростовец. 1649г. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят. (С. М. Городецкий)
В России образ Казанской Божией Матери — самый знаменитый, самый почитаемый и любимый из всех. 8 (21) июля — великий непереходящий праздник, посвященный обретению иконы. 22 октября (4 ноября) – праздник Казанской иконы Божией Матери в честь избавления Москвы.

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иваном Грозным.
По преданию, обретение чудотворного образа произошло именно в Казани 8 июля 1579 года. После страшного пожара, от которого сгорел и дом купца Онучина, Пресвятая Богородица явилась во сне девочке Матроне и повелела: возвестить архиепископу, чтобы откопали Её образ на месте сгоревшего дома. Мать не поверила рассказу дочери, решив, что та просто выдумала этот сон. Однако Дева Мария ещё дважды являлась Матроне во сне. От Неё исходили грозные лучи, и Она говорила: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».
Перепуганные мать и дочь прибежали к архиепископу, но и он не поверил их рассказу. Тогда 21 июля Матрона с матерью пошли на место, указанное Богородицей, и в окружении народа мать стала копать землю. Однако ничего, кроме головешек, не нашла. Но когда за дело взялась Матрона, там, где прежде была печь на глубине около полутора метров, она обрела образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) с Предвечным Младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий суконный рукав, но сияла таким лучезарным светом, будто только недавно была написана. Радости православных людей не было предела. Они преклонили перед иконой колена, лобызали ее и наперебой стремились прикоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать.
Обретение Матроной Казанской иконы Божией Матери. Художник Юдин Георгий
О находке дали знать архиепископу Казанскому и воеводам, и по благословению архиепископа вскоре зазвонили в колокола. Когда священник увидел новояв­ленный образ, то сильно удивился, пото­му что до той поры никогда не видел икон такого чудного письма. Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое не­верие, а также и воеводы просили себе по­милование.
Вскоре по милосердию Божиему от свя­той иконы начали совершаться чудеса. Пре­жде всего, милость Господню получил один нищий, который три года был слеп, ничего не видел, а потом чудесным образом про­зрел. Когда обретенный образ Пресвятой Богородицы внесли в казанскую Благове­щенскую церковь, зрение было даровано и некоему Никите, который до того времени тоже ничего не видел.
Весть о явлении Казанской иконы Божией Матери вскоре разнеслась далеко за пределы города, и, прежде всего, эту весть поспешили сообщить царю Ивану Грозному. С чудотворной иконы был снят список, кото­рый как драгоценное сокровище был послан в Москву — вместе с описанием явления чудотворного образа и бывших от него чу­дес. Список с Казанской иконы Божией Матери произвел глубочайшее впечатление на царя и сыновей его: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».
Иван Грозный повелел немедленно воз­двигнуть на месте обретения чудотворной иконы церковь в честь Богоматери Одигитрии и устроить женский монастырь. Первой инокиней, а затем и настоятельницей монастыря стала Матрона, который и был явлен чудотворный образ.
Икона Божией Матери «Казанская». 2-я пол. XVII в. Витебский областной краеведческий музей
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука.
На Казанской иконе Сын Божий представлен с благословляющей десницей. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного; в детском их выра­жении виден разум взрослого человека, в детской нежности — сила Божественная, и весь лик Его исполнен неземной красоты. Пресвятая Богородица преклонила голову к Сыну Своему, и в лице Ее столько всеобъемлющей любви,  что трудно предста­вить себе что-либо выше этого изображения, превосходящего всякое человеческое искусство. В светлых очах Царицы Небесной отражается задумчивость, но не суетная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.
Казанский священник Гермоген, который принял икону и на своих руках нес ее до Благовещенской церкви, впоследствии стал Патриархом Московским и всея Руси. Как очевидец, он оставил описание явления Казанского образа Божией Матери и некоторых чудес, бывших при нем в Казани: «Одна мать принесла слепого ребенка к чудотворному образу и со слезами молила Небесную За­ступницу о его прозрении. Вместе с матерью молился и весь народ. И вдруг дитя стало хва­тать свою мать за лицо и разглядывать его. Архиепископ, который все это время стоял на своем месте и наблюдал за происходящим, велел принести красное яблоко и показать его ребенку. И тот тут же потянулся к нему своими ручонками...».
Казанская Икона Божией Матери в раме с изображением чудес от иконы в двадцати клеймах,. XVII в.
Национальной святыней Казанская Икона Божией Матери стала в начале XVII века, в Смутное время, когда страшные бедствия обрушились на Русское государство, и оно осталось без царя. В 1610 году воспользовавшись столь печальным для России событием, всеобщей смутой, поляки захватили Москву и вошли в Кремль. Захватчики грабили столицу и другие русские города. Они предложили на православный престол своего королевича Владислава, католика, но тот в Москву не явился, и тогда патриарх Гермоген призвал русских людей к освобождению столицы от поляков и избранию православного русского царя.
Нижегородские послы князя Пожарского, 1882 г. Художник Савинский Василий
Через два года архиепископу Арсению явился во сне преподобный Сергий Радонежский и возвестил о том, что, по молитвам Богоматери, ради Казанской иконы Её, будет освобождена Москва и спасена Россия.
Весть эта быстро облетела народ и воодушевила русское ополчение на битву. Три дня русские воины во главе с князем Дмитрием Пожарским, при котором неотлучно находилась Казанская икона Божией Матери, храбро бились с поляками, заставив их сдаться. Перед каждым сражением русские воины молились у чудотворной иконы, призывая на помощь Царицу Небесную. С тех пор 22 октября (4 ноября) 1612 года, день освобождения Москвы от поляков, отмечается православными как великий праздник Казанской иконы Божией Матери.
Впоследствии, в благодарность Божией Матери за то, что она сохранила его в походах и сражениях  и на память потомкам, князь Дмитрий Пожарский на свои деньги построил на углу Красной площади и Никольской улицы деревянный собор. (Совершившие в 1917 году революцию большевики и богоборцы, не любящие царскую династию и презирающие её святыни, разрушили этот чудный храм, но в настоящее время он восстановлен во всей своей несказанной красоте и украшает Красную площадь)
Казанская икона Божией Матери, бывшая в ополчении. ХVII в.
Один из списков Казанской иконы Царицы Небесной был привезен в 1708 году в Санкт-Петербург по повелению императора Петра  I. В 1709 году, перед решающей битвой русских войск со шведами под Полтавой, к царю Петру Великому  прибыл священник Иоанн с Казанской иконой Божией Матери. Он рассказал, что от иконы исходит яркий свет, а из очей Богоматери текут благодатные слёзы. Иконой обнесли все русские полки, и русские воины с Её небесной помощью разбили грозных шведов.
Икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а потом ее перенесли в построенный Казанский собор.
Вступление русских и союзных войск в Париж. 1880 г.  Художник Кившенко Алексей
Во время войны с французами в 1812 году, в день празднования иконы 22 октября (4 ноября),  когда выпал снег и ударили сильные морозы, в день Казанской Божией Матери (этот образ постоянно находился при фельдмаршале Кутузове), была одержана первая победа русских войск над маршалом Даву. С этого дня наша армия начала громить французов и гнать их с нашей земли.
Санкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери. Конец XVI века. Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Эта икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. Источник изображение иконы: http://vlvpsiholog.bestpersons.ru/?page=16
Несмотря на воинствующий атеизм советской власти, после революции не только сохранилась, но и окрепла вера в чудотворный Петербургский список Казанской иконы Божией Матери. Он был сделан в конце шестнадцатого века и стал собственностью царской семьи Романовых. Сначала икона находилась в Москве, в Кремлевских палатах, а потом стала хранительницей новой столицы Российского государства, города Санкт-Петербурга. Некогда святитель Митрофаний Воронежский сказал Петру Великому: «Пока образ сей пребудет во граде Петрове, враг не ступит на эту землю». И пророчество святого сбылось: чудом при разграблении Казанского собора в 1930 году удалось сохранить икону.
А самый первый образ Божией Матери на Казанской иконе, Путеводительницы и Хранительницы земли русской, исчез. Накануне трагических событий в истории государства Российского, в 1904 году, в ночь на 29 июня, из Казанского женского монастыря была похищена явленная в 1579 году Казанская икона Божией Матери. И покровительство Великой Заступницы на время покинуло нашу страну: вслед за поражением в русско-японской войне - Первая мировая, потом Октябрьский переворот, конец династии Романовых, десятилетия безбожной власти. Двое воришек, совершивших святотатство, изрезали золотые ризы, распродали часть украшений, а сам лик Богородицы как будто бы сожгли. Так ли это?
Победа, 1948 r. Художник Кривоногов Петр
Во время последней, самой страшной — Отечественной войны 1941 года, Казанская Божия Матерь вновь явила чудо и в который уже раз спасла Россию.
В начале войны, когда фашисты, разбомбив многие наши города, окружили Ленинград и вплотную подошли к Москве, в далёком Ливане митрополит Илия затворился от всех в далёкой пещере, не принимал пищу и неустанно молился перед образом Казанской Божией Матери о спасении России.
Казанская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. Государственный Эрмитаж
Царица Небесная услышала его слёзные молитвы и однажды явилась перед Илией в огненном столпе. Богородица велела передать волю Бога российскому народу: открыть все закрытые после революции храмы и монастыри, освободить из тюрем священников и монахов, не сдавать немцам Ленинград и обнести вокруг города чудотворный Казанский образ.
Митрополит Илия тотчас сообщил Сталину о явлении Царицы Небесной, и вот под бомбёжкой, под грохот пушек священники и оставшиеся в живых жители Ленинграда, шатаясь от голода, с пением молитв обнесли город святой иконой. Все 900 дней блокады измученные и голодные ленинградцы не уставали подходить к чудотворному образу.
И блокада была прорвана, и Ленинград стал оживать.
В день празднования иконы Казанской Божией Матери 22 октября (4 ноября) был освобождён Киев.
Казанская икона Божией Матери с клеймами. 1785 г. Григорий Белоусов. ГТГ
В Государственной Третьяковской галерее хранится удивительный список с Казанской иконы Божией матери. Согласно надписи на обороте, икона была написана в 1785 году художником Григорием Белоусовым (другие его работы неизвестны). Чтимый образ в среднике окружен на этой иконе клеймами с изображениями двунадесятых праздников, избранных святых и чтимых икон, которые располагаются слева направо и сверху вниз: 1. Рождество Богоматери; 2. Введение во храм; 3. Распятие; 4. Воскресение — Сошествие во ад; 5. Благовещение; 6. Рождество Христово; 7. Сретение; 8. Крещение; 9. Преображение; 10. Вход в Иерусалим; 11. Вознесение; 12. Воздвижение Креста; 13. Троица; 14. Успение Богоматери; 15. Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16. Богоматерь Боголюбская; 17. Спас Нерукотворный; 18. Святитель Николай, Архангел Михаил, преподобный Сергий Радонежский; 19.Святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст; 20. Воскрешение Лазаря.
Примечательно, что иконописец располагает клейма с изображением двунадесятых праздников не в хронологическом или литургическом порядке, но изменяет их последовательность. Так, в центре верхнего поля представлены «Распятие» и «Сошествие во ад», напоминающие об искупительной Жертве и Воскресении Христа, которые традиционно рассматривались как важнейшие события истории Домостроительства Божия на Земле.
Удивительна судьба чудотворных икон в России. Ведь такими они становятся не по чьему-то указу — сам народ познает и признает чудотворную силу образа. И глубокую веру в эту силу тоже невозможно отменить никаким указом...
Воссияет ли над русской землей чудотворная икона, найденная девочкой Матроной на пепелище в Казани? Как бы там ни было, но и в том образе Казанской, на который вы молитесь, прося заступничества и покровительства, есть частичка чуда!
Молитвы Пресвятой Богородице перед иконой «Казанская»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы ко иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от на­вета злых человек, от всяких искушений, скорбей, Болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, Благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Оына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

«О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховный и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от смертоносныя язвы, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианам, и просвети им ум и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; я ко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Тропарь, глас 4
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».


7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил Казанскую икону Божией Матери на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.
Вручая икону Божией Матери экипажу космического корабля Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал:
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
 
Источники:
Ионина Н. А. Православные святыни./ Надежда Алексеевна Ионина. – М.: Росса. 2007. - 272 с.
Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников./ Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2007 – 384 с.
Иванова Т. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ./ Татьяна Иванова // Крестьянка. - 2005. - № 7. - с.28-30
Гладышева Е. ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ» 1785 ГОДА ИЗ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ./ Екатерина Гладышева.// Крестьянка. – 2004. - № 11. – с.28-30
http://www.evpatori.ru/prazdnik-obreteniya-ikony-kazanskoj-bozhiej-materi.html Здесь подробно текст и изображения Казанской иконы Божией Матери

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...