вторник, 9 июля 2019 г.

Рождество Иоанна Предтечи, пророка и Крестителя Господня



 Автор текста - Белик Жанна Григорьевна
            
Икона. Иоанн Предтеча с процветшим крестом. 1560-е. Музеи Московского Кремля
Иоанн Предтеча, Креститель Господень, был последним пророком Ветхого Завета. Ему суждено было стать провозвестником, идущим впереди воплотившегося Сына Божия, возвещая о Нем людям. Пророками в Священном Писании называются святые люди, которые предсказывали и возвещали людям волю Божию. Пророки говорили не от себя, а по велению Святого Духа, поэтому каждое пророческое слово воспринималось народом как истина, сказанная Самим Богом. Народ нуждался в Слове Божием особенно в дни испытаний, потому что именно пророк мог открыть причину несчастий и указать путь к их преодолению. К моменту рождения Иоанна Предтечи прошло более четырехсот лет со времени кончины последнего ветхозаветного пророка Малахии (МАЛАХИЯ - ветхозаветный пророк. Жил в середине V века до Р.Х. при царях Ездре и Неемии, во время возвращения еврейского народа из вавилонского плена. В Книге Пророка Малахип возвещается пришествие Мессии и Иоанна Предтечи. Святые отцы называют его «печатью пророков», ибо после него уста пророков замкнулись)
Рождение Иоанна Предтечи многие в Израиле связывали с началом новой эры в истории человечества, потому что само рождение этого человека было необыкновенным.

Святой пророк Захария и святая праведная Елиcавета. Византия. IX. Миниатюра Топографии Косьмы Индикоплова (фрагмент). Византия. IX в. Ватиканская библиотека. Рим. http://www.patriarchia.ru/db/text/913526.html
Евангелие свидетельствует, что Иоанн Предтеча родился в семье праведного священника Захарии и Елисаветы в городе Иудином — современном Айн-Кареме на окраине Иерусалима. Родители Иоанна Предтечи дожили до глубокой старости и не имели детей, что считалось наказанием Божиим и большим семейным несчастием. Елисавета была бесплодна, и сам возраст обоих супругов не давал надежды на рождение ребенка.
Праведный Захарня был одним из священников Иерусалимского храма. По закону Моисееву священниками становились только потомки первосвященника Аарона. Таких потомков во времена праведного Захарии насчитывалось двадцать четыре рода (чреды). Согласно Евангелию, Захария был из Авиевой чреды, названной по имени главы рода — Авия. Почти за тысячу лет до описываемых событий Царь Давид установил очередность в богослужении. С тех пор каждая чреда (священники одного рода) совершала служение от субботы до следующей субботы. Очередь того или другого священника в роде определялась по жребию. После того, как жребий указывал порядок служения священников, специальный писец делал запись, чтобы избежать недоразумений.
Рождение Иоанна Предтечи было возвещено праведному Захарии в Иерусалимском храме. Ему выпал жребий богослужения у кадильного жертвенника, что считалось среди священников одним из важнейших священнодействий. Тот, кому доставалось это служение, признавался особо почтенным от Бога. Жертвенник воскурения (каждения) находился в святилище, ежедневно утром и вечером священник возлагал на него благовонный фимиам, как символ общей молитвы к Богу. Народ в это время стоял вне храма, так как в святилище могли входить только священники.
Явление ангела Захарии. Клеймо иконы «Иоанн Предтеча —Ангел Пустыни, с житием в 16 клеймах». Середина XVI в. Ярославский художественный музей
И вот, в тот момент, когда праведный Захария молился у жертвенника, явившийся архангел Гавриил предвозвестил ему рождение сына. Увидев Ангела, Захария смутился. Благовестие Захарии подробно описывает евангелист Лука: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом» (Лк. 1:13-15). Ангел предсказал Захарии, что его сын будет великим праведником и аскетом, своей проповедью обратит к Богу многих людей и подготовит их к встрече с Господом.
О чем же молился священник в храме? Почему его молитва была услышана? Как представитель избранного народа, Захария молился о даровании людям Мессии. В согласии с библейскими пророчествами, народ Израиля ждал рождения Мессии, который принесет на страдающую землю всеобщий мир и благоденствие. О пришествии в мир Спасителя и возносились молитвы священников в Иерусалимском храме. Ангел возвестил праведному Захарии, что его молитва услышана: Мессия грядет в мир. В доказательство истинности своего предсказания о скором пришествии Спасителя Ангел объявляет, что Предтечею Мессии станет сын Захарии.
Отца Предтечи одолевают сомнения, и в ответ на слова Ангела он просит показать знамение, которое подтвердило бы, что обещанное действительно наступит. «И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1:18-20). В наказание за сомнение Ангел налагает печать молчания на уста Захарии: он, священник, проповедник, должен молчать! И Захария онемел. «Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем» (Лк. 1.- 21-22).
Зачатие Иоанна Предтечи (Целование Захарии и Елисаветы). Вторая половина  - конец XV в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Москва
После выполнения своих священнических обязанностей, Захария вернулся домой. «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1: 24-25).
Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы». Устюжское Благовещение. 1130-1140-е ГТГ, Москва
Через шесть месяцев Архангел Гавриил принес Благую Весть Деве Марии о рождении Спасителя. От него Мария узнала, что Ее родственница Елисавета, бывшая «неплодною», зачала и на­ходится уже на шестом месяце. Мария поспешила к родственнице разделить с ней общую радость. «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1:39-44).
Встреча Марии и Елисаветы. 1040-е гг. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве
Обращаясь к Марии, Елисавета почти повторяет слова приветствия Архангела в момент Благовещения. Она прибавляет, что Мария уже носит в лоне Своем благословенного Мессию. Взыграние младенца Иоанна во чреве она поняла как приветствие приближающемуся Спасителю мира. Елисавета первой прославила Пресвятую Деву как Богородицу и Матерь Божию. Мария пробыла в доме Елисаветы три месяца до времени рождения Иоанна.
Рождество Иоанна Предтечи. Вторая половина XV в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рождение младенца произвело радостное волнение среди соседей и родственников Захарии и Елисаветы. Милость Господня к Елисавете была велика: рождение сына после столь долгого бесплодия было делом необыкновенным.
По закону на восьмой день каждый младенец мужского пола проходил обряд обрезания, имевший большое значение в жизни древнего Израиля. Обряд обрезания был установлен Богом и стал особым символом завета Бога с Авраамом как знак отличия потомства Авраама от других народов. С принятием обрезания ребенок становился потомком Авраама, в этот момент младенцу давали имя. Родственники и друзья собрались в дом Захарии, чтобы присутствовать при торжестве обрезания его новорожденного сына. Они настаивали на том, чтобы при обрезании младенцу было дано имя отца. «На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его» (Лк. 1: 60-62).
Обычно новорожденных называли в честь отца или уважаемого родственника, поэтому все пришли в недоумение, услышав о намерении Елисаветы дать своему сыну непривычное в семье имя. «Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились» (Лк.1: 63). Это неожиданное совпадение желаний отца и матери повергло спрашивавших в изумление. И сразу прошла немота Захарии: пророчество о рождении сына исполнилось, младенца назвали согласно с предсказанием Ангела. «И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк. 1:64).
Рождество Иоанна Предтечи. Деталь двусторонней иконы-таблетки. Конец XV — начало XVI вв. Новгород. Из собора Св. Софии в Новгороде. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Посмотрим внимательно на эту икону. В ней все взаимосвязано и наполнено символическим смыслом. Захария сидит на ступенях высокой лестницы и пишет на дощечке имя «Иоанн», молчаливый диалог супругов выражает согласие в наречении имени новорожденному младенцу и понимание его будущей великой миссии. Рождение сына, величайшего «из рожденных женами», — это вершина духовного служения Захарии. В иконе единство родителей подчеркнуто композиционно, их позами, цветами одежд, направленными друг на друга взглядами. Рождение ребенка - всегда тайна, а рождение великого святого — это событие мистической значимости. Обратим внимание на то, как высокий и богословски глубокий смысл выявляется даже в бытовых сценах. В нижней части иконы повивальная бабка рукой проверяет льющуюся из кувшина воду, насколько она горяча, и подходит ли для омовения новорожденного младенца. Казалось бы, несущественная деталь, относящаяся к повседневной жизни, но на иконе Рождества Иоанна Предтечи акцент на омовение предопределяет его дальнейшую миссию Крестителя народа и Самого Господа через омовение в водах Иордана.
Необычные события, случившиеся в семье Захарии и Елисаветы, испугали жителей горной иудейской страны: все понимали, что тут действовала высшая, божественная сила. «И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (Лк. 1: 65-66). Захария же, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, благодарил и славословил Бога за посланного в мир Мессию и за спасение Израиля, говоря о предназначении новорожденного Иоанна — стать Пророком Всевышнего.
Избиение вифлеемских младенцев. 1150г. Германия, Нижняя Саксония. Мемрополитен-Музей, Нью-Йорк. США
И вот пришло Рождество Христово. Пришедшие поклониться новорожденному Младенцу волхвы спрашивали у царя Ирода, где родился пришедший в мир Мессия. Тем самым они сообщили Ироду о рождении Царя Иудейского.
Испугавшись за свой трон, царь Ирод приказал убить всех младенцев от двух лет и младше в городе Вифлееме и окрестностях. Спасаясь, Святое Семейство отправились в Египет. Большой опасности подвергся и младенец Иоанн, будущий Господень Креститель.
Спасение Елисаветы с младенцем Иоанном в горе. Клеймо иконы «Иоанн Предтеча — Ангел Пустыни, с житием в 16 клеймах». Середина ХVI в. Ярославский художественный музей
В апокрифическом сказании, Протоевангелии Иакова («ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ ИАКОВА» - название дали апокрифу «Евангеше Иакова» его первые издатели, так как считали его текстом, хронологически предшествующим каноническим Евангелиям»), рассказывается о спасении Елисаветы с младенцем Иоанном от воинов царя Ирода: «А Елисавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие. 22: 3-6).
Убиение праведного Захария. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год. http://eikon.piwigo.com/picture?/23263/tags/10
Праведный Захария отказался выдать местонахождение младенца Иоанна слугам Ирода. «И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: Скажи правду, где сын твои? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель  (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И передрассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» (Протоевангелие 4-8).
Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню. Елисаветградское евангелие. Российская государственная библиотека, Москва
О детстве Иоанна Предтечи свидетельствует Евангелие от Луки: «Мледенец же возрастая и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). Апокрифическая традиция рассказывает о пребывании святого в пустыне подробнее. Повествование об обстоятельствах жизни Иоанна Крестителя начинается с того, что Ангел ведет его в пустыню…
О детстве Иоанна Предтечи ничего не известно. Его отец Захария был убит, престарелая Елисавета умерла. Об Иоанне сообщается, что он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1: 80). Научные реконструкции жизни пророка связывают пребывание младенца Иоанна в пустыне с практикой ессеев, но такое предположение противоречит религиозным воззрениям ессеев, которые не верили в пришествие Мессии, а Иоанн называл себя Предтечею Мессии. Фарисеи, саддукеи и ессеи, упоминаемые в Евангелии, — три древнееврейские религиозно-философские школы, просуществовавшие с середины II в. до Р.Х. вплоть до разрушения Израильского царства римлянами в 70 г. н.э. По религиозным взглядам, ессеи устранялись от участия в политической жизни, поэтому вождями еврейского народа были фарисеи и саддукеи.
Даниил, Андрей Рублев и мастерская (?). Младенец Иоанн Предтеча, ведомый ангелом в пустыню 1408 г. Роспись жертвенника Успенского собора во Владимире
Ессеи жили в пустыне и принимали сирот на воспитание в свою общину, что дает основания предположить, что особый образ жизни Иоанна Предтечи был воспринят им в среде ессеев.
Иоанн носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом. Существует несколько вариантов истолкования слова «акриды»: большинство исследований связывают его с одним из видов саранчи, но в некоторых вариантах жития акридами называют дикие растения, произраставшие в пустыне. С точки зрения современной медицины, питание скудной растительной пищей позволяет вести активный образ жизни лишь в течение небольшого периода времени. Питание дикими растениями унаследуют многие последующие святые. А можно ли было жить в пустыне, питаясь саранчой? Известно, что не только в древности, но и ныне некоторые кочевые племена, обитающие в этом регионе или в местах с похожими климатическими условиями, употребляют в пищу саранчу (обычно жареную или подкопченную). Римляне считали, что питание саранчой свойственно восточным народам. В иудейской традиции, такой образ жизни показывал желание святого полагаться только на Бога и на ту пищу, которую Он дает, или стремление избежать осквернения языческой пищей. Архангел Гавриил предрекает, что Иоанн Предтеча «не будет пить вина и сикера». Возможно, что отказ от вина был связан с необходимостью соблюдения ветхозаветными священниками особой ритуальной чистоты перед служением в храме.
Крещение Господне. III в. Катакомбы Каллиста, Рим. Италия
Когда Иоанну исполнилось около тридцати лет, Господь повелел Ему идти в долину реки Иордан и возвестить народу о скором пришествии Спасителя, чтобы через покаяние и крещение все приготовились встретить Мессию.
Икона. Иоанн Предтеча с процветшим крестом. Деталь иконы. 1560-е. Музеи Московского Кремля
Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира проявилось в обширной и разнообразной иконографии святого. Подробности его жизни, которые мы видим на иконах, художники брали из разных источников. В Евангелиях жизнь и учение Иоанна Крестителя описываются кратко, в них говорится преимущественно о тех событиях, где проповедь Предтечи связана с явлением Спасителя. Большая часть сведений об Иоанне Предтече содержится в христианских апокрифах — сочинениях, не вошедших в Священное Писание.
Деисус. 1201—1234 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконы, изображающие Христа с предстоящими по сторонам Богоматерью и Предтечей, в Византии именовались триморфами. Первое датированное упоминание о подобной иконе-триморфе относится к 629 г., древнейшие из известных изображений датируются VII в. Иконостас православного храма сложился не сразу. Сначала его роль выполняла низкая алтарная преграда, над ней (иногда также над входом в храм) помещали деисус, например, такой, как на иконе «Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча» первой трети XIII и. из собрания Третьяковской галереи.

Источник:
БЕЛИК Ж.Г. Иоанн Креститель. — СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (серия «Русская икона: образы и символы»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...