вторник, 9 июля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 07 июля (24 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
07 июля (24 июня старого стиля)
РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
  …Кто-то из нас погибнет, кто-то из нас спасется, кто-то станет святым. Господь с каждого спросит ровно столько, сколько ему будет дано. И искушений, и всяких трудов, скорбей, болезней Господь никогда не пошлет больше, чем мы можем это понести. Поэтому если мы с вами по какой-то причине не войдем в сонм святых земли Русской, то в этом будет только наша вина и больше ничья: наша лень, наша нелюбовь ко Христу или отсутствие полноты этой любви, которая бы заставляла нас трудиться.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57–80), праведные родители святого Иоанна Крестителя - священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал "играньми, яко песньми" и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.
Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему" – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.
… Ты хочешь причащаться? Пожалуйста, причащай­ся. Моя, что ли, эта Ча­ша? Нет, Христова. Но ты ниче­го не получишь. Можешь с но­жом к горлу пристать и прича­ститься. Можно и завтра? И за­втра. И послезавтра? И после­завтра, и послепослезавтра, и каждый день. И что? И ни­чего. Каким ты был, таким ты и останешься, потому что ни от какого механического дей­ствия, даже пусть оно по внеш­ней форме самое возвышен­ное и заповедано Самим Бо­гом, ничего в душе не произой­дет. Произойдет только тогда, когда будет подвиг покаяния, когда будет вот это движе­ние — подвиг — от тьмы к свету, от неправды к правде, от дурного ежедневного поступка к более редкому такому же поступку, пока он не исчезнет совсем. Вот тогда благодать Божия придет, когда будет у человека не желание набрать ка­ких-то количеств механических: в этот монастырь съез­дил, в этот, там такая благодать, здесь такая благодать — некий духовный туризм. Ну и дальше-то что? Ты-то стал хоть чуточку лучше? А ведь надо именно это. И для этого не надо в Палестину ездить, для этого вообще никуда не надо ходить, потому что все совершается вот здесь, в серд­це. «Царствие Божие внутрь вас есть».
Чудотворная икона Коробейниковской Казанской Божией Матери Икона происходит из храма Казанской Божией Матери с. Коробейниково Бийского уезда и до разорения церкви в 1936–1938 гг. была храмовым образом, т.е. занимала центральное место в церкви. До революции 1917 г. с. Коробейниково называлось Усть-Каменский Исток…
В 1936-м г. последнего священника храма Казанской Божией Матери, отца Романа, арестовали, а в 1938 г. храм разорили и превратили в зернохранилище. Верующие смогли спасти несколько наиболее чтимых икон, но храмовый образ Божией Матери богоборцы показательно бросили на землю, и по ней ходил скот и люди. Потом икону, перевернув ликом вверх, бросили вместо половой доски в превращенный в зернохранилище храм, так, чтобы входящие попирали ее ногами.
Спасли икону слабые и убогие женщины, известные впоследствии почитаемые праведницы, жительницы с. Коробейниково Ольга Гавриловна Перегудова и Домника Фатеевна Капустина. https://pravoslavie.ru/107793.html
… Столько святых, сколько дал народ, живший на на­шей земле, не было больше нигде. В Евангелии говорится: «Вышел Сеятель сеять». Господь посеял слово Божие во всех народах, и каждый из них по-своему на это от­реагировал. Святость есть ответ человека на зов Божий. Нам невозможно всем сделаться ловцами человеков, апостолами. Невозможно всем стать и мучениками. Это только кого Господь изберет, кому даст пострадать за Себя. Нам невозможно всем стать преподобными, потому что не все могут уйти в монастырь, да и учить­ся духовной жизни теперь уже стало не у кого. Но для нас не закрыт путь спасения. Мы, и живя в миру, тоже можем стяжать праведность в свою меру. Для этого надо так устроить эту жизнь, чтобы не мир нами владел, а нами владел Христос, чтобы Его заповеди управля­ли нашими мыслями, чувствами, словами и поступками.
Нам надо всегда помнить, что мы новый народ Божий, призванный к жизни небесной, и Господь хочет нам эту жизнь небесную дать. Иногда бывает, грех так обступит нас, что, кажется, ничего не осталось, кроме тьмы. Но мы просто забыва­ем, что Господь, любящий нас, рядом и все святые земли Русской тоже рядом. И они молятся за нас, любя нас. Невозможно даже представить, чтобы это было иначе. Раз мы, грешные, способны на такую любовь к ним, то тем более как же их святые сердца должны любить нас и нам сострадать. И если мы, уже утопающие, обратимся и, как Петр, воскликнем: «Господи, спаси нас, мы погибаем!» — Господь готов прий­ти к нам на помощь и наши святые сродники обязательно услышат наш вопль.
Собор Новгородских Святых. Особенностью иконы является то, что на ней почти с документальной точностью представ­лен Новгородский кремль конца XVII в. с четырьмя башнями: проездной Владимирской, Дворцо­вой, Спасской и Пречистенской — в древности это была главная башня, самая высокая и мощная. В 1665 г. на ней надстроили каменное помещение для часов и поставили три шатра: один по­выше, с караульной вышкой и колоколом, и два малых. Справа от башни — Софийская звонница; в середине XVII в. ее также перестроили в связи с привозом новых колоколов: старые пролеты заложили, сверху построили новые, а вместо снесенных шатров возвели главку. Рядом с Софий­ским храмом изображена знаменитая башня с часами — Новгородская часозвоня, построенная также в XVII в. За стеной находится Владычный двор. Художник, сместив часозвоню вправо (она должна находиться между Пречистинскими воротами и Софией), показал, что древо с новго­родскими святыми как будто «произрастает» из Владычного двора. Подобно автору «Древа го­сударства Российского» Симону Ушакову, священник-иконописец Георгий ставил своей целью прославление Дома Софии и традиций Древнего Новгорода. Особое внимание к новгородским святыням позволяет предположить, что замысел композиции публикуемой иконы связан с дея­тельностью Иова, митрополита Новгородского (1697—1716). http://icons.pstgu.ru/icon/3756
… В каждом человеке существуют три сферы, но по тому, какая из них преобладает, люди разделяются на плотских, душевных и духовных. Для одного важней книгу почитать, а для другого — вкусно поесть. То есть один человек более плотской, другой более душевный. А для третьего важней Богу помолиться. Это сфера духовная. Понаблюдав за собой, мы заметим, что какая-то сфера в нашей жизни обя­зательно преобладает: то ли плотская, то ли душевная. И лишь духовная ни у кого из нас не преобладает. Это — результат трагедии человечества, к которой мы все причастны. Когда Адам отпал от Бога, духовная сфера его повредилась, и он перестал видеть Бога. А мы все правнуки Адама, поэтому духовная сфера и в нас повреждена.
Но Господь Иисус Христос, как говорится в одном церковном песно­пении, преклонил небеса, сошел на землю, и началась новая эра. И теперь каждому человеку дан шанс: любой может креститься и начать духовную жизнь, начать по крупицам восстанавливать в себе утерянное духовное, восстанавливать видение Бога, духовное познание иного мира, достичь жизни вечной.
Как человек состоит из тела, души и духа, так и окружающий мир со­стоит из материальной, душевной и духовной сфер. Мир материальный — это разные страны, предметы, растения, моря, горы, всякая материальная красота; все то, что можно потрогать. Мир душевный — это мир культуры, искусства, живописи. Он тоже имеет знаки материального проявления. На­пример, книга существует в виде печатных знаков, через которые мы входим в тот мир, который создал автор. Или открывая нотную тетрадь, мы видим какие-то значки. Но оказывается, если сквозь эти значки пройти, мы вой­дем в совершенно особенный, созданный человеком мир музыки. И, упо­требив определенный труд, каждый может этот мир познать. И много-много других. А есть еще мир духовный — где живут святые, ушедшие от нас на небо; где живут все девять чинов ангельских; где живет Сам невидимый и непостижимый Триипостасный Господь Бог в сиянии Своей славы. Там же живут и наши усопшие сродники — они не исчезли, исчезло только их тело, их материальная, телесная жизнь.
Материальное все временно: исчезает тело, исчезают цивилизации, целые страны, народы — всё. Исчезает и мир душевный. Лишь какие-то выс­шие проявления душевной жизни остаются в веках — Достоевский, Томас Манн, Моцарт, Бах, может быть, Римский-Корсаков. Это связано с тем, что в самых высших проявлениях душевной жизни человек касается жизни духовной. И когда в человеке есть отпечаток Божества, этот божественный талант, то даже душевное его произведение, плод его души будет жить вечно и переживет создателя. Самая высшая сфера — это сфера духа, потому что из нее не исчезает ничто. Духовное вечно. И каждый человек, независимо от степени его одаренности, может достичь этой высшей жизни, которая есть общение с Богом. После Рождества Христова любой: крестьянин, плотник, ученый, музыкант, художник, милиционер, — может достигнуть духовной жизни, высшей, вечной жизни, которая никогда не кончается и пребывает вовек.
По церковному учению жизнь есть общение с Богом. Кто не имеет об­щения с Богом, тот не живет, потому что в его жизни нет полноты. Человек может сочинять музыку или писать замечательные рассказы, но если он не живет духовной жизнью, это жизнь неполная. Потому что когда он умрет и телесная его жизнь прекратится, то, окажись он в мире духовном, в мире духов, чем ему там жить? Романы писать? А там нет бумаги и письменного стола, там даже тела нет. И ему останется только страдать, потому что он привык к жизни плотской и душевной, которая за гробом реализоваться не может. Поэтому цель христианской жизни — достичь Царствия Небес­ного, то есть еще живя здесь, на земле, проникнуть в мир духовный.
Если бы сто лет назад кто-то сказал, что Бога нет, на него бы смотрели как на сумасшедшего: как так нету? это же очевидно. А для современного человека все наоборот. Он говорит: покажи мне Бога, потому что я даже не понимаю, о чем речь. То есть, оказывается, можно так удалиться от Бога, что потерять даже видение Его. Современный человек в этом смысле уни­кален, таких людей не было никогда на земле, с самого сотворения Адама, это совершенно новая формация. Возник совершенно новый, особенный человек, который не чувствует, не знает, не понимает и никак не ощущает Бога, поскольку целую сферу человеческой жизни отсекли.
Если человека ослепить, жизнь его будет ущербна, поскольку восемь­десят процентов информации о мире он получает через глаза. А если у человека отнять духовную сферу, он превращается в нечеловека. Двадцатый век дал нам целый ряд таких страшных нелюдей, в которых нет ничего человеческого, их даже судить нельзя, их нельзя ни в чем обвинять. Это про­сто плеяда зверей, которые никогда раньше по земле не ходили. Это, коне­чно, большое достижение нашего века, но достижение, к сожалению, отри­цательное. Хотя в то же время двадцатый век дал и очень много святых.
И здесь мы подходим к весьма важной проблеме. Возьмем нашу историю. Тысячу лет прожила Святая Русь — и когда у нас был самый взлет духовной жизни? В какой век было больше всего святых, когда у нас была самая великая архитектура, самая великая живопись, самая великая му­зыка? В конце четырнадцатого — начале пятнадцатого века. А что в это время происходило в государстве? Полное разорение: князья между собой дерутся и еще призывают на помощь татар; постоянная междоусобица, храмы разоряют, дань берут, людей убивают, кровь течет рекой. Страшные времена. Спрашивается, как же так? Оказывается, существует закон: чем больше угнетена материальная и душевная сфера жизни, тем больше расцве­тает духовная. Поскольку у человека сильно развита плотская и душевная сфера, это мешает жизни духовной. А когда все в тяжелом зажиме и полито кровью, то духовная жизнь расцветает лучше. Поэтому двадцатый век, когда душевная и материальная жизнь была зажата, и дал самое большее количе­ство святых, чем за всю предыдущую историю.
Вот на Западе никто никого не гоняет, никого не сажают, а люди в цер­ковь не ходят. Почему? А потому, что материальная сфера в высшей степени развита. Душевная тоже — всего полно, пожалуйста: какие хочешь фильмы смотри, какие хочешь книги читай, на любых языках; куда хочешь поезжай, музыку слушай любую. Абсолютно все доступно. И причем люди, почти не страдают благодаря прекрасно развитой медицине. Все бы это хорошо, благо для тела и благо для души, но человек живет на земле временно. Сколько бы ты благ душевных и телесных ни получал, умирать все равно придется. Можно уехать в Эквадор, там, говорят, люди до ста лет живут и больше, есть такое селение. Богатые японцы так и делают, покупают там себе имения, а своими финансовыми империями управляют оттуда. Хотят подольше пожить.
Ну, хорошо, сто пятьдесят лет прожил, ну двести восемьдесят, но потом-то все равно умирать. А Христос нам другой путь предлагает: не так уж важно, как ты проживешь в смысле телесном и душевном, а главное — как в духовном; и главное не количество лет, а качество твоей жизни. Вот что важно, потому что за этой жизнью идет следующая, вечная. Здесь мы только в преддверии той жизни, и надо скорей искать жизнь духовную, искать Царствие Небесное, искать Духа Святого, искать общения с Богом. Вот этим, собственно, Церковь и занимается, этому она и учит людей на протя­жении двух тысяч лет. Ученые говорят, что скоро на земле наступят очень мрачные времена. Они, конечно, наступят, это обязательно; и антихрист придет. Все это будет. Поэтому нам нужно не расслабляться, не распыляться по миру, а стараться собирать духовное сокровище по крупицам, стараться вникнуть в духовную жизнь, побольше молиться, все время понуждать себя на духовное делание, постоянно закалять и упражнять свою душу

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...