понедельник, 24 июня 2019 г.

Икона «Святые апостолы Петр и Павел». Образы и символы в деталях



          Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Баптистерий православных. Италия. Равенна. IV в. http://icons.pstgu.ru/monumental/sujet/1004
 Апостолы святые Пётр и Павел - каждый из них по-своему Бога славил.
Пётр -"камень" - так Господь его назвал, был предан горячо Иисусу,
Подвержен, правда, иногда искусу. От немощи своей отчаянно страдал.
Он был простой рыбак, и маловерья победить не мог, порой, никак.
Известным проповедником вскоре стал. ( Иисус все колебанья его знал.
Пётр даже трижды от Иисуса отрекался! Но он всегда исправиться старался):
Нёс слово Божие по многим странам. Он проповедовал его израильтянам.
По повелению Нерона, был распят святой,
Как Иисус. Но необычно, а вниз головой.

А Павел был сперва обычным фарисеем. Жестоким был мучителем людей.
Не принимал он ни учения евреев, ни сути христианства, ни идей.
А стал глашатаем и проповедником Христовым.
-По сути, стал он человеком новым.
За пламенную проповедь и постоянство
Нерону захотелось с Павлом рассчитаться.
Он был, после Петра кончины, обезглавлен.
Позднее церковью, так же, как Пётр, прославлен!

Для нас их жизнь - пример общенья с Богом.
Их стойкости привыкли удивляться.
Прошли по жизни они разною дорогой,
Старались оба на Иисуса жизнь равняться.
Всей своей жизнью повторяя вновь и вновь:
Наш мир спасёт одна только Любовь!" (https://www.stihi.ru/2016/04/25/5718 , автор Людмила Попкова)
Вопрос о существовании прижизненных изображений святых апостолов Петра и Павла до сегодняшнего дня остается открытым. Церковный образ — неотъемлемая часть Православия, «ибо христианство, — как отмечал Л.А. Успенский, — есть Откровение не только Слова Божия, но и Образа Божия», явленного Спасителем.
Однако, все немногие свидетельства о существовании образов в I в. были записаны в позднее время. К их числу относятся предания о возникновении нерукотворных изображений Иисуса Христа, Богородицы и, согласно католической легенде, лика апостола Петра в Риме.
О рукотворных иконах I в. повествует сказание «О святом евангелисте Луке», восходящее к устным рассказам примерно IV в. В нем говорится, что апостол Лука написал образы Богородицы с Младенцем и всех апостолов. Исторические документы зафиксировали подобные сведения несколько ранее. Так, Ириней Лионский писал об образе апостола Павла, которому некая сектантка Маркеллина, жившая в Риме при папе Аниките (157—168 гг.), поклонялась так же, как «портретам» Христа, поэта Гомера и математика Пифагора. Историк Евсевий Памфил (263—339 гг.), без тени сомнения, указывает, что виденные им иконы апостолов Петра и Павла, «писанные красками на досках», являются прижизненными изображениями подвижников. Его свидетельство особенно ценно, поскольку Евсевий Памфил принадлежал к христианам, отрицающим необходимость икон, и в его интересах было бы умолчать об этом факте…
Икона «Святые апостолы Петр и Павел» из Белозерска. Рассказ о шедевре
Автор: Нина Михайловна Турцева
Икона «Святые апостолы Петр и Павел». XII — первая половина XIII вв. Новгород. Из церкви Петра и Павла в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На древнем образе запечатлены в торжественном предстоянии святые апостолы Петр и Павел. На первый взгляд композиция иконы предельно проста и немногословна. Однако в этом лаконизме, строгом отборе изобразительных средств и символов, заключен глубокий смысл. О подобных иконах в старину говорили: «Два живых образа. Стоят как живые». А лучших иконописцев, если верить памятникам русской книжности, с начала XI в. называли премудрыми живописцами. Почему же столь условные изображения и их создатели удостоились таких наименований? Дело в том, что на иконах изображались не обычные люди, а те, которым Бог даровал вечную жизнь в Своем Царстве. Иконописец воплощал в своих произведениях не чувственные формы земной действительности, а свидетельство о мире, где не может быть смерти.
Четко очерченные, слегка удлиненные силуэты апостолов Петра и Павла почти лишены объема, что говорит об их святости, духовном преображении человеческого естества. Святые обращены к людям, однако их глаза направлены не на молящихся, а подняты вверх, к Спасителю, простирающему над ними Свои Руки. Внимая гласу Господа, Петр и Павел словно замерли. Но они не безмолвствуют. Об этом говорят жесты их рук, свиток со священными текстами и Евангелие. Святые апостолы передают Божьи глаголы людям: они не только сами открыты для горнего мира, «но отверзают его другим». Спокойная уверенность Петра и Павла, монументальность их фигур, заполняющих почти все пространство иконы, словно являют мощь и правдивость христианского учения. Строгие ритмические соотношения форм, светлый, лишенный резких цветовых акцентов, колорит иконы, как и плоскостность изображения — усиливают ощущение «надмирности» происходящего.
Апостолы Петр и Павел
Живопись Новгорода первой половины XIII в. представляла собой довольно пеструю картину. В ней выделялось два основных направления. Первое отражало местные вкусы мастеров республики: любовь к звучным, контрастирующим краскам, «геометризированным» формам, усиление роли контура, упрощение психологического смысла. Второе направление — «византинизирующее». В нем еще чувствуются отголоски византийского стиля в понимании композиции, объема и пропорций фигур. Но и в иконах этого направления мы видим преобладание русских черт: укрупненность форм, особую строгость линейного рисунка, смягченный светлый колорит. Образы суровые, но не грозные: изографы помнят, что Бог оставил за человеком свободу выбора, но при этом предупредил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24; ср. Лк. 16: 13).
Чисто русское осмысление образов сказывается не только в формальных признаках. Богословские идеи передаются не через эмоциональную напряженность жестов, колорита, композиционную динамику, свойственные византийской иконе. Русские образы раскрывают их с особой глубиной и тонкостью. Это то, что невозможно скопировать или подделать.
К этому византинизирующему творческому направлению и принадлежит образ апостолов Петра и Павла из Белозерска. Каждая русская икона составляет неразрывное целое с храмом. Она не только подчинена его формам, но имеет и свою внутреннюю архитектурность (Е. Трубецкой). Строй белозерского образа в этом отношении особенно примечателен: он отличается строгим равновесием, конструктивностью и ясностью силуэтов. Композиция иконы напоминает очертания Церкви, причем каждый живописный фрагмент указывает на ту или иную храмовую часть. Мастер не буквально следует каноническому описанию идеального храма, а создает его символический образ, который угадывается в силуэтах изображенных фигур.
Престол и ангелы
В самом верху представлен Престол с поклоняющимися ангелами, чуть ниже — погрудный образ Иисуса Христа в полукруглом сегменте. Не только взор апостолов, но и взор Самого Христа обращен вверх к Престолу (Его изображение дошло до нас, к сожалению, только в записи XVI в.). Подобная трактовка, видимо, опирается на евангельские строки, где Христос говорит ученикам: «... Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14: 10). Иконописец соединяет престол и образ Христа круговой линией. Круг подчеркивает единство Христа и Престола над Ним. Художник создает образ Невидимого Бога, познаваемого через Иисуса Христа.
Образ Иисуса Христа
Круг, в который вписан Господь, вместе с нимбами апостолов создает подобие купола над стоящими, словно колонны, фигурами апостолов. Два столбца с куполообразным перекрытием в иконописи и книжной миниатюре символизировали храм. Эта символика идет из Ветхозаветного описания храма Соломона, где упоминается только два церковных столпа (2 Пар. 4:12). Этот Иерусалимский храм почитался образцовым, поскольку царь воздвиг его по указаниям Самого Бога. В церковном зодчестве именно храмовые столпы, как говорилось выше, являются символами апостолов. Например, известно изображение апостолов Петра и Павла раздельно на двух предалтарных столпах в Кирилловской церкви (1146—1171 гг.) г. Киева. Позы, жесты, атрибуты, облачения апостолов очень схожи, что подчеркивает архитектоничность всего изображения. Перед нами — символическое изображение Небесной Церкви.
При всей условности изображения, лики апостолов в иконе индивидуальны в соответствии с традициями их иконографии.
Апостол Петр
Роль святого Петра как главы апостолов подчеркнута едва заметными приемами: он чуть выше ростом, нежели апостол Павел, и изображен слева от зрителя, но по правую руку от Господа, «одесную». Тогда как в апостольских иконах, следующих за древним образом собора Святой Софии Новгородской, это место почти всегда занимает фигура святого Павла. Теперь посмотрим, какие еще возможности из богатого арсенала старой и современной ему иконописи использовал и от чего отказался мастер-богослов.
Влияние византийского искусства проявилось в белозерском образе в вытянутости фигур апостолов, естественной красоте складок облачений, слегка намеченном объеме. Однако все гораздо строже и лаконичнее, чем у греков. Очертания фигур и складок изящны, но по-своему: в них нет той, почти светской изысканности, которая присуща образам XI—XII вв. Объем хотя и присутствует, но менее ощутим, чем у византийцев. Таким образом, автор белозерской иконы подчеркивает святость, духовное преображение человеческого естества учеников Христа. Здесь отсутствуют излюбленные греками ассиметричные сдвиги. Трехчетвертной разворот фигур в их иконах несколько нарушает плоскостность пространства. Прямоличное же изображение апостолов из Белозерска, напротив, ее подчеркивает. Непроницаемость фона создает здесь впечатление бесконечности Горнего мира. Как мы уже видели, изображения апостолов в работах греческих изографов XI—XII вв. более оживленные, чем в русских, их фигуры пропорциональны и объемны: кажется, они вот-вот заговорят. В столпообразных застывших силуэтах иконы из Белозерска, даже в некоторой непропорциональности их укрупненных форм в большей степени ощутима глубокая погруженность в состояние молитвы. Кстати, по поводу постановки фигур в иконах следует отметить, что иконописцы Руси и в раннее время отдавали предпочтение прямоличным изображениям святых (конечно, если это не были образы из деисусного чина). Такие образы, обращенные ликами к миру, облегчали верующим молитвенную связь со святыми заступниками и учителями, делали их более близкими и доступными.
Апостол Павел
Большую роль играл в образе - взгляд святых. В Священном Писании очи — это символ духовного прозрения или духовной слепоты. Спаситель говорил апостолам: «Ваши же блаженны очи... многие пророки праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали...» (Мф. 13: 16-17). В греческих иконах апостолы также смотрят на Спасителя. Но трехчетвертной поворот их ликов не создает впечатления той созерцательной отрешенности, которая возможна при фронтальном положении. Однако с течением времени значение отдельных символов в иконописи переосмыслялось. Неизвестный мастер (XIII—XIV вв.), заново переписывавший обветшавшую икону из Белозерска, изобразил первоверховных апостолов смотрящими прямо перед собой, обращенными к предстоящим и молящимся людям. Это видно по фрагменту записи, оставленной на лике апостола Павла. Почему это произошло? Дело в том, что, художник-поновитель руководствовался уже новыми представлениями: лучшими образами стали считать те, в которых взгляд святого направлен на молящегося. Это давало христианам ощущение большей защищенности, как бы сокращало расстояние между человеком и Богом. Причем такое понимание возникло во многих христианских странах. «Когда я смотрю на нарисованный лик с востока, кажется, что и Его взор обращен на Восток. Когда я смотрю с запада — то же самое, и как я не изменяю положение своего лица, он все равно обращен ко мне... Питай меня Своим взором Господи и учи», — писал немецкий богослов XV в. Николай Кузанский. На Руси столь подробного учения не было, но ее отношение к данному вопросу отражено в самих иконах. Неслучайно русское богословие — это «богословие в красках».
Апостолы Петр и Павел
Иконописцу, написавшему белозерскую икону, чуждо завораживающее богатство цветосочетаний русских и греческих икон XI—XII вв. Его палитра более спокойна и благородна. Она построена на сочетании светлых красок: голубой, коричневато-желтой, серебряной. Простое строго симметричное распределение цвета создает ощущение просветленности и неземной тишины. Ничто в ней не отвлекает от сосредоточенности на молитве. Конечно, безжалостное время сказалось и на красках прекрасной апостольской иконы из Белозерска. Утраты, потертости красочного слоя притенили ее. Почти полностью стерлось и потемнело серебро на фоне и полях образа. А между тем, этот фон играл важную роль в авторском замысле. В византийском каноне золотой, белый и родственный ему серебряный цвета стоят на первом месте. Золотой — это цвет Божественного света, пронизывающий Царство Небесное. Белый и серебряный имеют устойчивые значения: свет Рая и вечность Божественной гармонии. Последнее значение христиане заимствовали из древнейших культур. Многие из них трактовали белый как цвет всех начал, символ целомудрия и чистоты. В христианстве это значение особенно ощутимо: в изображениях Рая Адама и Евы и Райского сада в сценах Страшного Суда фон всегда белый. Однако в образах апостолов и святителей, учителей, несущих миру слово Божие, он обретал дополнительное значение: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).
Символика цвета облачений апостолов Петра и Павла — это еще один важный вопрос, о котором заставляет задуматься изограф, написавший икону из Белозерска. Одинаковые цвета их одежд — еще один прием, подчеркивающий равенство подвига апостолов. На миниатюре 1220 г. Петр и Павел также облачены в одинаковые, но розовато-красные гиматии (намек на их мученичество). В поздних иконах этот прием еще будет встречаться. Однако, в ранних парных образах апостолов к нему прибегали не часто. Одинаковые облачения были более свойственны композициям, представляющим всех двенадцать проповедников.
Итак, несмотря на своеобразие осмысления художественных особенностей и иконографии, икона «Апостолы Петр и Павел» традиционно отражает равенство, «союз» апостолов, символизирующий грядущее преображение всего тварного мира в Царстве Небесном.
Единение — это то, в чем остро нуждалась Древняя Русь в эпоху феодальной раздробленности.
Фрагмент иконы «Битва новгородцев с суздальцами». 15 в. http://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=530
Борьба князей за первенство привела страну к братоубийственным войнам. Мыслители того времени, святые и печальники земли русской не раз взывали к благоразумию Рюриковичей, к преодолению розни, ослабляющей отечество. Многочисленные памятники письменности сосредотачивают внимание на примерах любви, смирения, отказа от гордыни, подчинения младших правителей старшим. Их страницы пронизаны тревожным ожиданием неминуемой беды. На княжеских съездах, еще в 1097 и 1103 гг., великий Владимир Мономах и другие дальновидные политики предупреждали: если усобицы не прекратятся то «погибнет земля Русская, и врази наши, половци, пришедше, возъмутъ земълю Руськую». Но пришли не половцы. Другая, более грозная сила из далеких монгольских степей надвигалась на Русь. Не вразумило князей и поражение русских войск в битве с монголо-татарами 1223 г. на реке Калке. Неспокойной и мятежной была в то время и жизнь Новгорода, где положение князя с 1136 г. было сведено к роли полководца. Это в значительной мере сделало северо-западный город невосприимчивым к идее необходимого единства Руси перед лицом опасности. Осознание ее придет чуть позже: угроза со стороны шведов и немцев заставит Новгород просить некогда изгнанного ими князя Александра Невского о защите.
Церковь во имя Св. Петра и Павла. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского" https://sobory.ru/photo/172672
В этих «нестроениях» город Белозерск принимал самое непосредственное участие. Он располагался на стратегически важном месте: через него проходил знаменитый водный путь «из варяг в греки». Это обеспечивало озерному городу контакты с крупнейшими центрами Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Его связи с Новгородом восходят к истокам русской государственности: согласно «Повести временных лет», именно здесь в середине IX в. княжил Синеус, родной брат основателя древнерусского государства и строителя Новгорода, Рюрика. Многие века Белозерск переходил из рук в руки: им долго владели киевские князья, с конца XI в. — переяславские. Однако с 1238 г. город становится центром самостоятельного Белозерского княжества.
«Архив» града на Белом озере сохранился в документах фрагментарно. Однако и эти минимальные сведения позволили ученым выделить ряд важных фактов. Белозерск, благодаря своему удачному расположению, уникальной истории, в старину не был затерянным заштатным поселением. Владевшие городом князья не оставляли его своим вниманием. Но мы укажем лишь факты значимые для истории иконы Петра и Павла. Так, согласно преданию, некогда город посетил креститель Руси, равноапостольный князь Владимир I Святославич (ум. 1015 г.) и построил здесь храм в честь своего святого покровителя Василия Великого (в посаде Крохино). Возвышение Белозерска как столицы удельного княжества должно было побудить его первого князя, Глеба Васильковича (1238—1278 гг.), позаботиться об украшении своего главного города: обновить церкви, заказать для них достойные иконы. Конечно, вряд ли удельный князь мог позволить себе очень большие расходы, поэтому не исключено, что ряд икон (в том числе и образ апостолов) был привезен сюда кем-либо ранее.
Икона «Апостолы Петр и Павел» из Петропавловского монастыря г. Белозерска была обнаружена в 1934 г. и сразу привлекла внимание специалистов. Поначалу образ отнесли к искусству Новгорода XII в., исследования 1950—1990-х гг. позволили внести уточнения и датировать икону первой половиной XIII в. Сомнения ученых понятны: икона Петра и Павла — это не только одно из самых выразительных, богословски продуманных, но и самых загадочных созданий домонгольской Руси. Никаких письменных свидетельств о ней до нас не дошло. Стилистические данные образа «Апостолы Петр и Павел» слишком индивидуальны. Икон же первой половины XIII в. сохранилось крайне мало, и точных аналогий белозерской иконе не находится. Более того, в течение своей долгой жизни икона неоднократно переписывалась: в XIII—XIV вв. и XVI в. Эпоха феодальной раздробленности, к которой принадлежит белозерская икона, очень сильно повлияла на развитие отечественного искусства. Если в XI—XII вв. оно находилось в зависимости от художественной жизни Византии, то с конца XII в. в древнерусском искусстве стали формироваться местные школы.
Икона «Апостолы Петр и Павел» — не единственный древний памятник Белозерска.
Икона Божией Матери «Белозерская». XIII в.
Оттуда происходит другая знаменитая икона — «Богоматерь Белозерская» из Русского музея. Она также относится к новгородским произведениям первой половины XIII в., но принадлежит к другому художественному направлению. Стилистика иконы «Богоматерь Белозерская», с ее обостренной эмоциональностью, подчеркнутой символикой цвета резко отличается от благородного спокойствия образа «Апостолы Петр и Павел». Обе иконы в старину, вероятно, украшали один храм. Скорее всего, это была древняя церковь Василия Великого на посаде Крохино, где, по преданию, был похоронен князь Глеб Василькович.
«В основе композиции иконы тема Похвалы Богоматери, в которой звучат мотивы собирания русских земель под покровительством Небесной Царицы, особенно популярные во Владимиро-Суздальской Руси с середины XII столетия. Монументальное решение величавого образа Богоматери, богатство колорита с его интенсивными тонами напоминают о высоком расцвете искусств в домонгольской Руси Залесской, а ювелирное мастерство рисунка, чеканная моделировка форм, сочетание цветных нимбов и голубых полей свидетельствуют об активном взаимодействии художественных традиций Запада и Востока, о рождении их новых вариаций на восточной окраине византийского культурного мира.
«Богоматерь Белозерская» относится к канону гликофилуса. Иконографическими признаками иконы являются обнаженные и согнутые ноги Христа. Открытые ноги и руки Спасителя можно понимать как указание на Его евхаристическую жертву, как символический образ жертвенного агнца. Правой рукой Пречистая Дева поддерживает Своего Сына, а левой указует на Него. Расположение ликов и рук полностью совпадает с «Богоматерью Владимирской». В. И. Антонова полагала, что «Богоматерь Белозерская» — список с «Владимирской», сделанный до того, как после многочисленных поновлений ноги Младенца на оригинальном изображении были переписаны и в результате левая нога Эммануила оказалась с вывернутой ступней (Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII. — М., 1961. С. 204.). Если это так, то «Богоматерь Белозерская» донесла до нас первоначальный облик прославленной владимирской иконы.
Икона из Белозерска содержит несколько характерных индивидуальных особенностей, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Икона белофонная — редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяются фигуры Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с образом Богоматери. Он показан скорее не младенцем Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме.
Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматери пурпурный мафорий — указание на то, что она представлена как Царица Небесная.
«Богоматерь Белозерская» воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Заветов». http://artdosug.ru/archives/12617
Исследователем Э.А. Гордиенко были обнаружены ценные сведения об иконе «Апостолы Петр и Павел», относящиеся к более позднему времени. Образ верховых апостолов почитался жителями Белозерска как чудотворный. С начала XVII в. и, возможно, гораздо ранее, он находился в Петропавловской церкви Петровского монастыря «в Петровском сороке». В 1770 г. на месте старой церкви построили новый каменный храм с тем же названием. В него и была перенесена икона «Апостолы Петр и Павел».
На этом мы закончим рассказ об удивительном древнем памятнике иконописи, перед которым столетиями молились наши предки. В минуты радости она укрепляла в вере, в горестных испытаниях несла надежду на спасение и утешение в скорбях.

Источник:
ТУРЦОВА Н.М. Апостолы Петр и Павел. — СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (РУССКАЯ ИКОНА: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ)
Петр и Павел - апостолы Иисуса Христа. Один сопутствовал Спасителю с самого начала Его служения. Другой стал учеником Господа уже после Голгофской драмы. Один — неученый галилейский рыбак. Другой - римский гражданин, аристократ, изысканный интеллектуал. Один нес Благую весть иудеям, другой — язычникам. При жизни они спорили друг с другом, но в христианском предании их союз стал символом единства Церкви. Апостолькие служения различны, но дух един. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — один из самых главных праздников Православной Церкви. С древности в их честь строились храмы, слагались богослужебные гимны. Многообразна и иконография Петра и Павла. Ее истории и основным смысловым мотивам посвящена новая книга из серии «Русская икона: образы и символы». Текст, подготовленный ведущим специалистом, Ниной Михайловной Турцовой, отличается научной выверенностью и богословской точностью. При этом он написан ярким и живым языком. Книга позволит знатокам древнерусского искусства освежить свои знания. Будет она полезна и тем, кто только приступает к изучению духовной культуры России. Многочисленные иллюстрации помогут педагогам и ученикам на занятиях по истории искусства и основам православной культуры.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...