воскресенье, 23 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 23 июня (10 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
23 июня (10 июня старого стиля)
…Кто-то говорит: «Хорошо, я не буду прелюбодействовать, я не буду воровать, я не буду убивать, но буду пить» или «Я не буду пить, не буду убивать, но буду немножко воровать, чуть-чуть, коробок спичек каждый день». Все, Царствия Небесного он не наследует. Пускай другие миллионы воруют, а третьи — миллиарды, но он Царствия Божия не увидит как своих ушей, потому что он тоже вор. Даже если он крадет не коробок спичек, а из коробка вынимает одну спичку, ломает пополам и берет эту половинку, то он все равно вор, потому что он украл, он взял то, что ему не принадлежит. Важно не сколько взял, а важно, что взял. Вот в чем важность.
 
Икона Божией Матери ''Умягчение злых сердец'' или «Семистрельная» Чудотворная икона Божией Матери «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ», или «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ». Еще одно название этой иконы — «Симеоново проречение», ибо связана она с евангельским рассказом о Сретении Господнем (Лк. 2, 22—35). Когда Иосиф и Дева Мария — «как предписано в законе» — понесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, встретил их праведный и благочестивый человек Симеон, пришедший в храм «по вдохновению». А было Симеону Духом Святым предсказано, что не умрет он, пока не узрит Мессию. И узнал он в Младенце Иисусе ожидаемого. И благословил Симеон Иосифа и Марию, дивившихся странным речам его, и сказал Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет в душу», — предрек он Ее сострадание Сыну Человеческому на Голгофе.

Этот образ «оружия печали и болезни сердечной» буквально изображен на «Семистрельной». Число семь в Священном Писании означает законченность, полноту чего-либо: полную чашу горя испила Божья Матерь. Оружие, пронзающее Ее душу, иконописцы видели по-разному: то  как мечи, то как стрелы. Различно и расположение их: по три справа и слева и один внизу или четыре и три с двух сторон. Главное, что число семь явлено с нарочитой определенностью — в асимметрии ли образа (три и четыре), в композиции ли разящего треугольника.
Замечательно, что «Семистрельная» икона в Православии стала почитаться не только в согласии с прямым ее смыслом — как заступница, защитница, сострадательница испытывающим муки, но и как образ, которому молились об «умягчении злых сердец» — тех, кто творит зло, не чувствуя чужой боли. Но зло не безответно: рано или поздно оно вызывает противодействие, а очень часто и ответное злосердие. Потому следующая, третья, степень молитвенного обращения к чудотворному образу «Семистрельной» — о умиротворении враждующих.
… Раз мы пришли в церковь, зна­чит, мы в Бога веруем, но наша беда в том, что у нас нет веры слову Божию, мы как бы не замеча­ем того, что Бог говорит. Возникла даже такая поговорка: «Нельзя, но если уж очень хочется, то можно». Вот лежит какая-то вещь, смотрим, вокруг никого нет и можно ее взять. Если эта вещь пустяковая, мы впол­не можем это искушение преодолеть, а если она нам нужна или она очень дорогая, то преодолеть уже сложнее. И у каждого есть такой уровень, когда он преодолеть соблазн не может: никак не может отказаться от лишнего стакана вина, не может отказаться от папироски, не может отказать­ся от того, чтобы кого-то не облаять. Все родители пони­мают, что при ребенке ссориться нельзя, потому что они тем самым подрывают авторитет друг друга и ребенок пе­рестает их слушаться, перестает уважать. Но преодолеть соблазн высказать то, что он в данный момент ощущает, человек не может, и начинается скандал. А почему? А по­тому что одно дело теоретически знать, что это вредно, а другое — реально это ощущать.
Если любому человеку, самому грешному, показать ад, он никогда больше не будет грешить, потому что в тот же миг умрет от инфаркта, ни одно сердце не сможет этого выдержать. Но Господь хочет, чтобы человек творил добро не по принуждению, а по склонности к самому добру. Вот для чего нужна вера. Поэтому веруем ли мы в то, что слово Божие благо и оно для нас спасительно, или мы из этого слова выбираем тот маленький уровень, который для нас удобоисполним, вместо Православия избираем какую-то маленькую секточку и исполняем только то, что нам удоб­но? Но Христос неделим, поэтому мы должны принимать всё; если же мы не принимаем какой-то части, то мы не принимаем Его целиком.
Богоматерь «Нерушимая стена». Мозаика Собор Святой Софии. Киев. XVII в. Этот образ Божьей Матери считается прекрасным произведением искусства, и говорят, что Она по-настоящему чудотворна и целительна. Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Данная святыня выполнена в стиле мозаики. Божья Матерь представлена в позе Оранты («Оранта», от лат. orans — молящийся), то есть молящейся, с воздетыми к небу руками подняв руки к небу, на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне   Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11).
Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
Главным местом иконы Божьей Матери «Нерушимая стена» всегда был Софийский собор в Киеве. Образ расположен у главного алтаря над горным местом. Такое название она получила благодаря своей нерушимости. Ведь образ Божьей Матери в Киевском монастыре пережил бесчисленное количество бедствий и войн за много веков, но, тем не менее, остался неповрежденным.
Это доказывает чудо нерушимости данной святыни, так как ее не затронули ни пожары, ни стихии. Хотя сам собор Св. Софии и сам Киев были не раз разграблены и разрушены. Это случайность? Или настоящее чудо? А может что-то уникальное и таинственное для человеческого разума? Кто это знает? Именно поэтому христиане ищут защиту у нее от всех недугов и негативных воздействий
http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1128142
… В день Пятидесятницы Господь послал Святого Духа Утешителя на апостолов. Они увидели, как огненные языки сходят с неба и, скручиваясь, вхо­дят в каждого из них, и почувствовали, что с ними произошло что-то необыкновенное, что-то сверхъ­естественное. И действительно, они совершенно из­менились, они даже получили способность говорить на разных языках — на языках тех людей, которые из разных стран пришли в Иерусалим на праздник.
В истории Церкви есть одно описание — «Беседа Мотовилова со старцем Серафимом». Когда преподобный Серафим Саровский помолился, на его друга Мотовилова сошел Святой Дух и он, стоя на земле, оказался на небе. То же самое испытали ученики Христовы. Когда они приняли в себя Духа Божия, Он изменил их природу. Он из грешных людей, подобных нам, сделал их святыми, то есть их душа сочеталась с Духом Божиим и стала с Ним как бы одно целое. Благодаря этому они получили ту же животворную силу, которую имеет Сам Бог, и Бог стал через них действовать так же, как действовал через Иисуса Христа.
Благодать есть благой дар. Нельзя ее заслужить, нельзя купить, нельзя Бога заставить войти в себя. Можно только приуготовить себя, как апостолы приуготовили всей своей жизнью, и принять этот дар. Когда человек проходит все ступени возрастания в благодати Божией начиная со смирения, нищеты духовной, то в кон­це своего духовного пути он получает эту небесную радость. Все люди, которые сподобились этой небесной радости, дара Святого Духа, так и говорят, как сказал апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией?» Никакое страдание тела, ни­какие ограничения свободы или насильственная смерть не могут ее не только отнять, а даже и погасить и умалить. Это радость, о которой Господь сказал: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».
Когда-то на святых апостолов сходил Святой Дух и сходит на святых по-преж­нему, а мы к этому не причастны. Мы являемся свидетелями чужого пира. Мы при­шли на брачный пир в небрачной одежде. В нем все святые угодники Божий участвуют, а мы в стороне стоим только и облизываемся, и даже не облизываемся, потому что нам никакого до этого и дела нет. А нужно все время трезвиться, нужно все время проникать в самую глубь того, что сказал Христос, чему Он нас учил, что Он хо­чет нам сообщить, как Он хочет нас спасти, в чем состоит это спасение.
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири (1715) О жизни Святителя в Сибири летописец говорит: "Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив".
Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: "Приимите во Имя Иисуса Христа". Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешення. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми. Святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1275.htm
… Воскресший Господь явился сперва Марии Магдалине. Она пошла и возвестила об этом ученикам Христовым, но те ей не поверили. Потом Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. И когда они рассказали об этом остальным ученикам, те опять не могли поверить. Хотя ученики очень скорбели, что Господь их оставил, плакали и рыдали, как сказано, тем не менее они не поверили свидетелям Его воскресения. Господь столько раз им говорил, что Он должен пострадать, а потом воскреснуть. Но погру­женность в отчаяние затмила им память. Это произошло потому, что они еще не были людьми духовными в православном понимании этого слова. Господь через слово только предочистил их к принятию Святого Духа, но они еще Духа Святого не получили. Поэтому ум их пленялся то одним, то другим обстоятельством, и они просто забыли о том, что сказал им Учитель. Горе вытеснило память об этом.
Нечто подобное происходит и с нами. Мы уже прочитали Евангелие и вроде веруем, что Христос не только был когда-то, но есть и сейчас и уча­ствует в нашей жизни. Но из-за погруженности в свою собственную жизнь, в свои переживания и мысли память о том, что Христос среди нас, как-то уходит. Хотя время от времени появляются свидетели, которые говорят нам, что жив Христос, и наше сердце воскресает для этой мысли, но потом житейские перипетии опять уводят нас от сознания, что Господь пребывает с нами, что Он никуда не ушел, Он рядом и действует. Это происходит с нами оттого, что мы, как и апостолы, не имеем Духа Божия в той полноте, которую они получили позже, в день Пятидесятницы. И нам нужно еще восприять Духа Святаго, нам нужно еще стать людьми подлинно духовными.
Господь явился одиннадцати ученикам, «возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Упрекал не только за неверие, но и за жестокосердие, потому что человек верует не умом, но сердцем. И жестокосердие, огрубление сердца не дают ему воспринять веру во всей полноте, делают его невосприимчивым. Сердце — это орган веры, и, как любой орган, оно может утратить свою функцию. Глаза могут покрыться катарактой — и человек потеряет зрение; барабанные перепонки могут лопнуть — тогда человек перестанет слышать; может лопнуть сосуд в мозгу — и человек утратит речь. Так же и сердце: оно может воспринимать духовное, а может не воспринимать. Многие думают, что если человеку очень убедительно объяснить, то он обязательно поверит в Бога. Это огромное заблуждение. По каждому слову Евангелия написаны тома, все разъяснено, разжевано сотни лет тому назад, все давно известно — надо просто пойти в библиотеку и почитать. Православная философия на­столько сокрушительна для ума, что никакие марксизмы не устоят перед ней никогда. Именно поэтому все эти книги были изъяты не только из библио­тек, но даже в букинистические магазины их не принимали, потому что, не дай Бог, кто-нибудь прочтет и все ему станет ясно. В православном ми­ровоззрении нет темных дыр, оно содержит ответ на всё — но это только для ума, потому что ум можно убедить логикой. Хотя мало кто умеет логически мыслить, но все-таки если человек напряжется и будет следовать логическим рассуждениям, то ум можно убедить. А сердце? Сердце не заставишь верить ничем, его надо обязательно предварительно умягчить.
Сердце Марии Магдалины сначала тоже было огрубелым. Господь изгнал из нее семь бесов, семь страстей — значит, она тоже имела смертные грехи, свойственные всем нам, людям падшим. Но Господь спас Марию — спас за то, что она «возлюбила много», то есть умягчила свое сердце, так, что оно оказалось способно воспринять, и Господь многое ей открыл и ей пер­вой явился воскресшим. Поэтому если нам что-то неясно в Писании, это не потому, что мы глупые и необразованные люди. Апостолы все были людьми необразованными и очень простыми, но веру усвоили, потому что усвоение шло сердцем, а сердце у них было чистое. И многое, чего они не понимали умом, они сердцем уясняли быстро, а потом уже это осмысливал ум. Так бывает и в любви: сначала человек любит, хотя и не знает, почему и за что. А уже прожив жизнь, он может объяснить: вот это мне любо в этом человеке. То есть сначала любовь, а потом уже объяснение.
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», хотя и крестится. Многие на вопрос: «Веруешь ли ты в Бога?» — отвечают: «Я крещеный», забывая о том, что и Маркс был кре­щен, и Гитлер, и Ленин, и Сталин, и Лаврентий Павлович Берия, наверное, тоже был крещеный человек. Но крещение само по себе не спасает, потому что это не магический акт: что-то поколдовали, и ты спасен. Нет, крещение начинает действовать в человеке, когда у него есть вера, а если веры нет, крещение лежит втуне.
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Могут даже взять в руки змею ядовитую; если даже кто смертельное выпьет, не повредит им; а если возложат руки на больных, то они встанут здоровыми. Вот такие признаки сопровождают верующих во Христа. И если мы проверим, как это у нас получится, мы увидим, что ничего такого не происходит. Следова­тельно, по определению никакой веры христианской у нас нет, потому что, если имеешь веру с горчичное зерно и скажешь горе: двигнись и вверзись в море, — она пойдет и вверзется. Только если мы стяжем Святый Дух, то есть станем святыми, эти признаки будут явными. Конечно, каждому святому своя мера. Апостол Павел говорит: есть святые как солнце на небе; солнце от земли в славе разнится; и звезды тоже разные: одна поярче, дру­гая поменьше светит. Но каждый христианин призван именно к святости. А «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», говорит апостол.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...