понедельник, 10 июня 2019 г.

Икона Божией Матери «Знамение». История, Образы и символы в деталях



                 
Лик Богородицы "Знамение". Деталь лицевой стороны двусторонней иконы Божией Матери "Знамение". Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород.
Богоматерь Оранта. Миниатюра Четвероевангелия. Вторая половина IX в. Константинополь. Университетская библиотека в Принстоне. Нью-Джерси. США
Если рассмотреть образ «Богоматерь Знамение» со стороны его композиционной схемы, то станут очевидными древность происхождения и глубокое символическое значение такой иконографии. Божия Матерь изображена с молитвенно поднятыми руками, в жесте оранты (от латинского глагола огаге — молиться). Этот жест имеет древнее происхождение. Для нас важно то, что он получает широкое распространение в раннехристианской живописи — в первую очередь на фресках римских катакомб. В катакомбах фигуры молящихся — как мужские, так и женские, написанные на стенах погребальных крипт, - символизируют души похороненных здесь лиц, олицетворяют их моление о спасении. В пространстве катакомб такие изображения нередко соседствуют с ветхозаветными или новозаветными сценами, раскрывающими тему спасения и воскресения.

Богоматерь «Нерушимая стена». Мозаика в храме Святой Софии в Киеве. XI в.
…Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена»,
Выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря,
Киевского Софийского собора.
Божия Матерь в рост изображена на золотом фоне;

Икона называется «Нерушимая стена», так как неповрежденной оставалась,
Тогда как город и собор неоднократно разрушались,
По киевскому преданию, Киев не погибнет никогда,
Пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена» (автор стиха, помощью Божией - Виктория Скитёва https://www.stihi.ru/2015/04/17/5086 )
Богоматерь «Великая Панагия» с предстоящими ангелами. XIV в. Церковь св. Димитрия. Печ. Косово
В Византии, а впоследствии и в Древней Руси, были широко распространены и образы Богородицы с Младенцем в лоне. Существовали как полнофигурные, так и полуфигурные изображения. Они известны и в храмовых росписях, и на предметах богослужебной утвари, что позволяет говорить о новом содержании, которым наделялись эти изображения. Они не только свидетельствовали о молитвенном предстательстве Богородицы за людей, но доступно и емко разъясняли догмат о Боговоплощении и о роли в нем Матери Божией.
Основание для формирования данной иконографии, называемой также «Богоматерь Воплощение», давал текст из Книги пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Эта цитата из пророческой книги была повторена в Евангелии от Матфея (Мф. 1: 23) и вошла как в богословие, так и в христианское искусство. Влияние текста пророка Исайи на христианскую иконографию оказалось многогранным. Он не только дал название одному из иконографических типов Иисуса Христа - Эммануил (Христос в облике Младенца), предопределил соотношение фигур Богоматери и Сына на иконах «Воплощение» (Младенец на груди, «во чреве», Матери), но и позволил именовать такие иконы Знамением.
Богоматерь «Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Около 1224 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В росписях алтарного пространства церквей византийского региона образ Богоматери «Воплощение» (и в рост, и по пояс) размещался в конхах жертвенника (левая часть алтаря), где во время начальной части литургии (проскомидии) приготавливались Святые Дары, и в конхах центральной апсиды, на престол которой переносились Святые Дары для совершения таинства Евхаристии. В обоих случаях изображение проецировалось на жертвенник или на престол, находящиеся в центре этих сакральных помещений. Это позволяет понять, что образ Богоматери «Воплощение» мыслился в тесной связи с Божественной литургией, то есть являлся по своей сути литургическим.
Дионисий с сыновьями. «Богоматерь Знамение». Фреска в церкви Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. 1502—1503 гг.
В своем «Толковании на Божественную литургию» Софроний Иерусалимский дает символическое обоснование размещения данного образа в алтарном пространстве: «Как пресушественный Бог восприяв плоть от Девы, во единой ипостаси родился совершенным Богом и совершенным человеком... так и новое тело «проскомидийный агнец» как бы из некоего чрева и от кровей и от плоти девственного тела, то есть из целого хлеба иссекается диаконом или иереем». Поэтому далеко не случайно, что образ Богородицы с Младенцем в лоне встречается и на Богослужебных предметах — на тарелях, служивших для изъятия частиц из Богородичной просфоры, и на покровцах, которыми покрывали потир после окончания проскомидии.
Икона Божией Матери «Знамение», хранящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, — одна из древнейших и самых почитаемых святынь Великого Новгорода, чествуется Церковью 27 ноября/10 декабря.
Икона Божией Матери «Знамение».
Рассказ о шедевре
Автор: Надежда Валерьевна Пивоварова
«Богоматерь Знамение». Лицевая сторона двусторонней иконы. Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород
Икона Богородицы, получившая на Руси наименование «Знамение», — это не только особо почитаемый образ в Великом Новгороде, хорошо известный паломникам к новгородской святыне, но и название одного из иконографических типов Богоматери с Младенцем, появившегося в Византии и впоследствии воспринятого на Руси. На этой иконе Матерь Божия изображена по пояс, с воздетыми в молении руками. На Ее груди — образ Младенца Христа, заключенный в медальон. Запечатленный на древнем произведении XII века этот вариант иконографии встречается и на других ранних памятниках, к которым относятся вислые печати киевских и новгородских церковных иерархов, стенные росписи, рельефы владимиро-суздальских белокаменных храмов. На Руси подобное изображение Богородицы с полуфигурой Младенца Христа в лоне именовалось также «Богоматерь Воплощение», что свидетельствует об особом смысле, которым наделялась эта иконография. С помощью изобразительных средств, наглядно и доступно, она объясняла один из важнейших догматов Православной Церкви о воплощении (вочеловечении) Сына Божия.
Иконография данной иконы необычайно многогранна и символически насыщена. Наиболее существенным ее нюансом является переосмысление молитвенного жеста рук Богородицы. Руки написаны таким образом, что создают подобие чаши, в которую погружен Христос Эммануил.
Знаменский собор в Новгороде. 1680-е гг. https://yandex.by/collections/card/5ac2336f9f759a00844c15d8 . Из этого собора происходит знаменитая новгородская икона Божией Матери «Знамение»
В отличие от многих чтимых образов, чья история забыта или зачастую легендарна, Знаменская икона имеет документированную историю.
Упоминание о ней содержит древний письменный источник — Новгородская Первая летопись. И хотя текст его достаточно лаконичен, он отражает роль Богородичной иконы в избавлении Новгорода от осады коалиционного войска во главе с суздальским князем Мстиславом Андреевичем. События эти имели место в третьей четверти XII века. Зимой 1169/1170 года на Новгород двинулось объединенное русское войско. Наряду с суздальцами — давними соперниками новгородцев — в него входили смоляне и полочане, муромцы и рязанцы, и «просто вся Русская земля». Новгородцы же «сташа твърдо о князи Романе о Мьстиславлици, о Изяславли вънуце, и о посаднице о Якуне, и устроиша острог около города». Вражеские войска приступили к городу 22 февраля.
Икона «Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Середина XV в. http://radiologos.ru/chudo-ot-ikony-znamenie-bitva-novgorodcev-s-suzdalcami
Три дня длилась осада, а в четвертый произошло решительное сражение, в котором новгородцы одолели «суздальцев»: «в четвьртыи же день в среду приступиша силою и бишася всь день и к вечеру победи я (их) князь Роман с новгородъци, силою крестьною и святою Богородицею и молитвами благовернаго владыки Илие, месяца феураря в 25, на святого епископа Тарасия...».
Более пространный рассказ об этом событии сохранило «Слово о Знамении святыя Богородица в лето 6677-е (1169)», составленное в XIV-XV веках на основе ранних текстов. Исследователи древнерусской словесности чаще называют его «Сказанием о битве новгородцев с суздальцами». В нем, в отличие от летописного источника, тема о чудесном заступничестве за Новгород Богоматери через Ее святую икону была разработана в деталях. После прихода суздальцев под стены Новгорода архиепископ новгородский Илия (Иоанн) молился перед иконой Спасителя о помощи городу. Внезапно он услышал глас, повелевавший ему пойти на Ильину улицу в церковь Спаса и взять там икону Богородицы. Посланные за иконой диакон и другие клирики не смогли сдвинуть образ с места. Тогда сам архиепископ Иоанн с собором священников и множеством народа отправился в церковь Спаса Преображения.
Перенесение иконы Богоматери «Знамение». Деталь иконы «Чудо от иконы "Богоматерь Знамение"» («Битва новгородцев с суздаяьцами»). Середина — вторая половина XV в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Совершив службу перед иконой, он передал ее двум диаконам, и крестным ходом образ перенесли на острог. Началась осада. Стрелы полетели на город, «яко дождь умноженъ». И тогда по Божию промыслу икона повернулась ликом к городу, а владыка Иоанн увидел истекающие из очей Богородицы слезы, которые собрал «в фелон свой». Так, со слезами, молилась Пресвятая Богородица к Сыну Своему за Новгород, чтоб не отдал его в поругание неприятелю. «Тогда Господь Бог наш умилосердися на град наш молитвами святым Богородицы: пусти гнев свой на вся полкы рускьгя, и покры их тма, ...и ослепоша ecu, и начата ся бити межи собою».
И новгородцы увидели замешательство во вражьем стане, выехали в поле и разбили неприятеля.
Составление особого текста, имеющего разработанную сюжетную канву, конечно же, не могло не послужить импульсом для создания иллюстрированной версии событий XII века. Это случилось в середине — второй половине XV века, когда в новгородской иконописи появилась новая иконография, известная под названием «Чудо от иконы Знамение». Исследователи древнерусской иконописи называют ее так же «Битва новгородцев с суздальцами».
Икона. Чудо от иконы Божией Матери «Знамение». Россия, первая половина XV в. https://img-fotki.yandex.ru/get/16173/132387107.113/0_134672_18628b7e_XL.jpg
Однако, наши предки едва ли могли постичь глубинный смысл иконографии иконы Божией матери «Знамение». Для них икона Богородицы была, прежде всего, заступницей за город, помощницей в скорбях и печалях. Это отразилось в традиции ее почитания, которая может быть восстановлена на основе письменных источников. Один из них — древний архиерейский служебник новгородского Софийского собора, подробно описывающий очередность и порядок совершения крестных ходов в Новгороде. Рукопись датируется XVII веком, но в ней зафиксированы городские обычаи, сложившиеся на протяжении предшествующих столетий. Согласно данным служебника, в дни больших церковных празднеств и в храмовые праздники Софийского собора и главнейших новгородских церквей, весь церковный клир с крестами и иконами собирался вначале на службе в храме святой Софии. Затем шествие направлялось к тому храму, где был престольный праздник, или обходило с пением всю Торговую или Софийскую части города. Обязательной службой в такие дни была служба перед иконой Богоматери «Знамение». По самым торжественным дням чудотворный образ участвовал в крестном ходе. Особый молебен всегда пели на мосту через Волхов, «у Черного креста».
Моление перед иконой Богоматери. Деталь иконы «Чудо от иконы "Богоматерь Знамение" (Битва новгородцев с суздалъцами)». Первая половина — середина XV в. Новгород. Из церкви Успения Богоматери в с. Курицко. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В общих чертах представить себе такое шествие можно по трехчастной иконе «Чудо от иконы Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами»). И хотя на ней показан конкретный эпизод перенесения иконы с Торговой на Софийскую сторону, связанный с событиями 1169/1170 годов, он может быть распространен и на традицию богослужебного использования и почитания иконы.
В верхнем ярусе иконы «Чудо от иконы Знамение», предположительно происходящей из церкви святого Димитрия в Кожевниках, мы видим шествие духовенства и мирян с крестами и иконами, то есть так, как описаны подобные хождения в архиерейском служебнике. Навстречу процессии движется другая, причем находящиеся во главе ее люди представлены коленопреклоненными в знак особого благоговения перед чудотворным образом. Изображение на иконе места действия — моста через Волхов — словно напрямую адресует к указанию служебника о совершении на мосту особого молебна с пением.
Лик Богородицы. Деталь лицевой стороны двусторонней иконы. Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород
Новгородская чудотворная икона Богоматери «Знамение», безусловно, принадлежит к шедеврам иконописи XII века. Об этом свидетельствуют фрагменты авторской живописи на ее лицевой стороне и хорошо сохранившиеся изображения на обороте. К сожалению, за долгие годы своего существования икона подверглась многочисленным поновлениям, которые значительно исказили образы Богородицы и Младенца. Не сохранились древние лики и одежды Иисуса Христа и Божией Матери. По остаткам древней живописи мы можем удить лишь о первоначальном колорите одежд. Мафорий (головной плат) Девы Марии был написан изысканной по тону синей краской, ее остатки и ныне проглядывают сквозь слой сплошной записи. Вдоль краев плата шла золотая кайма. Светящийся синий гармонично сочетался с ярко-розовым тоном рукавов Богоматери, видимым на нескольких участках. Многослойным и светящимся изнутри было в древности и личное письмо, но об этом можно догадываться, опираясь на стилистические особенности других древних икон.
Со временем Знаменская икона была надставлена по краям. Границы надставки хорошо видны на снимке ее тыльной стороны. По этому же фото очевидно, что фигуры, находящиеся ныне на боковых полях оборота иконы, вписываются в границы старых полей, то есть они появились на них ранее реставрации деревянной основы. В то же время изображения на полях лицевой стороны выходят за рамки первоначальных полей, что отодвигает дату их создания к моменту починки доски. В точности не известно, были ли на их местах фигуры в древности, но образы великомучеников Георгия и Иакова Персиянина играли в программе иконы весьма существенную роль. Сохранилось свидетельство о поновлении живописи чудотворного образа в 1528 году. В это время его реставрировал новгородский владыка Макарий. Возможно, именно он и был инициатором дальнейшего усложнения программы памятника, приписав в нижней части полей фигуры преподобных отшельников Макария (своего соименника) и Онуфрия.
Праведные Иоаким и Анна (?). Оборотная сторона двусторонней иконы. Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород
Как уже отмечалось, новгородская икона изначально была двусторонней. На ее обороте написаны фигуры двух святых в позах молитвенного предстояния, обращенные к благословляющему Спасителю. Древние надписи с именами святых не сохранились, но до раскрытия иконы, в слое поздней записи, они были названы Петром и Наталией. Именно так именовали их и авторы сочинений о новгородской святыне. С теми же именами они известны и в специальной научной литературе.
Сложен и дискуссионен вопрос о времени появления фигур на полях оборотной стороны образа. Сверху представлены две святые жены (по поздним надписям — Екатерина и Евфимия), внизу — святители Николай и Климент (?). Фигуры отличаются разномасштабностью, что также заставляет думать об их разновременности. Образы святых жен встречаются на новгородской иконе Богоматери «Знамение» из собрания П.Д. Корина, что может свидетельствовать в пользу их раннего появления и на чудотворной иконе. Изображения святителей Николая Чудотворца и Климента характерны для новгородского искусства второй половины XIII века — времени пребывания на архиепископской кафедре владыки Климента. Этот факт дает определенные основания для датировки этих фигур.
Однако самым существенным оказывается вопрос об атрибуции изображений в среднике тыльной стороны иконы. Именование их в поздних надписях Петром и Наталией заставило исследователей усомнится в идентичности древних и новых надписей. В новгородском искусстве не редки случаи замены имен святых при поновлениях икон.
Изображения на лицевой и оборотной сторонах двусторонних икон находились в тесной взаимосвязи. Между тем, найти основания для объединения образов Богоматери «Знамение», Петра и Наталии довольно сложно. Они появляются в том случае, если предположить, что сопроводительные надписи на обороте иконы изначально были другими. Одна из версий предлагает считать их родителями Богоматери — святыми праведными Иоакимом и Анной. Обоснование этой гипотезы принадлежит исследователю новгородского иконописания Э.С. Смирновой.
Праведный Иоаким (?). Деталь оборотной стороны двусторонней иконы. Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород
Сохранилось немало икон, где Богородица, Иоаким и Анна показаны вместе. Обычно Иоаким представлен в возрасте средовека, с темными короткими волосами и небольшой бородой. Но известны случаи, когда его облик напоминает изображение апостола Петра.
Красный мафорий — типичная одежда Анны, в которой она предстает и на иконах, и в памятниках монументальной живописи. По мнению Э.С. Смирновой, идентификация фигур Знаменской иконы с Иоакимом и Анной придает программе древнего памятника цельность, присущую искусству византийского круга XI—XII веков. «Ее главная идея — единство Божественной и человеческой природ Спасителя, которое на лицевой стороне представлено символическим образом Его чудесного Воплощения, а на обороте — изображением его предков по плоти, "по человечеству", предстоящих перед Господом в небесах».
Праведная Анна (?). Деталь оборотной стороны двусторонней иконы. Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород
Однако наряду с этой версией существует и другая, предлагающая видеть в изображенных святого апостола Петра и мученицу Анастасию, чей образ был необычайно популярен в новгородском искусстве, а облик близок к тому изображению, которое мы видим на Знаменской иконе. Основанием для такой атрибуции послужил один из наиболее известных предметов прикладного искусства древнего Новгорода — так называемый кратир мастера Косты (КРАТИР - большой сосуд, чаша конической формы с двумя ручками по бокам).
Богоматерь Оранта. Кратир мастера Косты. Конец XI — первая треть XII в. Из ризницы Новгородского Софийского собора. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Два серебряных сосуда XII века, аналогичных по форме и системе декорации, были обнаружены в ризнице новгородского Софийского собора и сразу же вызвали живой интерес исследователей. Кратиры выполняли роль сосудов для причастия, о чем свидетельствуют литургические тексты на их венцах. Надписи на донцах сосудов называют имена мастеров Братилы и Косты, трудившихся над их созданием. Сосуды относились к числу вкладных, то есть были заказаны определенными лицами, имена которых также упомянуты в соответствующих надписях. Кратир работы Братилы вложили некие Петр и жена его Марья, кратир Косты — Петрила и жена его Варвара. Некоторые исследователи склонны отождествлять двух заказчиков с новгородскими посадниками конца XI — первой половины XII века, носившими имя Петр.
На кратире мастера Косты с четырех сторон изображены: Спаситель, Богоматерь в позе оранты, апостол Петр и мученица Анастасия. Как видим, именно с этой системой образов ученые и сопоставили программу новгородской чудотворной иконы Богоматери «Знамение». Анализируя состав изображений на кратире Косты, исследователь византийского и древнерусского искусства И.А. Стерлигова рассматривала образы апостола Петра и Богородицы как святых соименников заказчиков — Петра и Марии. В то же время она уловила в их объединении и на иконе, и на кратире, особый символический смысл: «Изображение Петра и Анастасии перед Господом так же, как и на кратире, связано с темой Будущего века, что глубоко отвечало смыслу лицевой стороны иконы. Петр (основание Церкви Христовой и хранитель ключей небесного царства, куда он ведет праведников) и Анастасия (Воскресение) — образ истинного предназначения жизни христианина».
Лики Богородицы Христа Спасителя. Деталь лицевой стороны двусторонней иконы. Вторая четверть XII в. (1130-1140-е гг.). Происходит из Знаменского собора в Новгороде. Софийский собор, Великий Новгород
Раскрытие иконы было начато в 20-е годы XX века известным реставратором Н.И. Брягиным; впоследствии работу продолжили мастера Г.О. Чириков и В.О. Кириков. Но лишь в сравнительно недавнее время, в 80-е годы прошлого столетия, тщательное реставрационное исследование иконы позволило полностью завершить процесс раскрытия (работы производились московскими реставраторами Г.3. Быковой и Ю.А. Рузавиным).
Раскрытие иконы позволило подтвердить сведения письменных источников о древности образа Богородицы и вероятности его участия в событиях 1169/1170 годов. Само по себе это участие свидетельствует в пользу того, что икона была написана ранее этих событий и уже прославилась в Новгороде, коль скоро новгородцы прибегли к ее помощи. Когда же и по чьей инициативе она была создана?
Существует мнение, что заказчиком иконы был новгородский архиепископ Нифонт. Выходец из Византии, он первоначально подвизался в киевском Печерском монастыре, а впоследствии оказался в Новгороде во главе епископской кафедры. Нифонт принимал активное участие в церковной жизни Новгорода и Пскова, куда он отправился в 1137 году вслед за изгнанным новгородцами князем Всеволодом Мстиславичем. Известны предпринятые по его инициативе строительные, ремонтные и художественные работы в обоих городах. В Новгороде владыка Нифонт реставрировал Софийский собор. В 1144 году в южной части храма, впоследствии названной Мартирьевской папертью, появились фрески, исполненные по его заказу.
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. https://ic.pics.livejournal.com/strochka_/8901223/163301/163301_original.jpg
От древних росписей почти ничего не сохранилось, зато известны фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря — уникальный, редкий по полноте ансамбль монументальной живописи 40-х годов XII века. Можно с уверенностью предполагать, что Нифонт был составителем иконографической программы этой росписи и инициатором приглашения византийских мастеров, принявших участие в ее создании.
Вероятность того, что заказчиком Знаменской иконы был именно архиепископ Нифонт, отчасти подтверждается данными новгородской сфрагистики (СФРАГИСТИКА - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски). Среди новгородских владычных печатей XII века известны три, принадлежавшие владыке Нифонту (его имя было увековечено в надписях на реверсах). Аверс печатей имел изображение Божией Матери «Знамение». Напомним, что сам иконографический тип Знамения обязан своим происхождением Константинополю. В Новгород он мог быть занесен из Киева, куда со времени крещения Руси привозились из византийской столицы различные иконы, в том числе и образы Богородицы. Одну из таких икон — Печерскую — предание даже связывает с константинопольским Влахернским храмом. Представление об этих не сохранившихся до наших дней печатях можно составить по поздним образцам.
Богоматерь «Знамение». Голгофский крест. Актовая висловая печать анонимного наместника новгородского архиепископа. Вторая четверть XV в.Лицевая и оборотная стороны. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Аверс (АВЕРС - лицевая, главная сторона печати. Обратная сторона — реверс) печатей имел изображение Божией Матери «Знамение». Сам иконографический тип Знамения обязан своим происхождением Константинополю. В Новгород он мог быть занесен из Киева, куда со времени крещения Руси привозились из византийской столицы различные иконы, в том числе и образы Богородицы. Одну из таких икон — Печерскую — предание даже связывает с константинопольским Влахернским храмом. Представление об этих не сохранившихся до наших дней печатях можно составить по поздним образцам.
Молитва перед иконой «Богоматерь Знамение». Иконописный образец. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва
Одна из особенностей почитания Знаменской иконы, проявившейся в создании списков с образа в размер оригинала («в меру и подобие») или уменьшенных размеров. Но почитание иконы выразилось и в другом — в создании для нее драгоценных риз, скрывавших живописную поверхность, за исключением ликов и кистей рук, а также шитых пелен, подвешивавшихся под изображение. Описание драгоценного убора образа можно найти в описях храмов и монастырей Новгорода, неизменно упоминающих о чудотворной иконе. Эти сообщения различаются по степени подробности. Так, в одной из описей, относящейся к 1617 году, риза описана достаточно лаконично; большее внимание уделено «прикладу» к образу — разнообразным приношениям от верующих, сделанным в благодарность за избавление от бед или за исцеления от болезней. Особенно ценны для исследователей свидетельства описи, касающиеся материала и техники исполнения оклада: «Риза и венец чеканены золоты, около ризы сажено крупным жемчугом. Венцы святые навожены мусиею (эмалью), в подписках 10 зерен жемчюжных болших на спнях. Да 12 зерен гурминских и московских. Поля у пречистые образа и назади цки (доски) обложены серебром».
«Богоматерь Знамение» с избранными святыми. Подвесная пелена. XVII в. Из Знаменского собора в Новгороде. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
В собрании Новгородского музея счастливо уцелела драгоценная, шитая золотными, серебряными и шелковыми нитями подвесная пелена к образу, изготовленная в XVII веке. Мы видели, что мастерицы-вышивальщицы часто обрамляли образ Богоматери «Знамение» каймами с надписями. Рассматриваемая пелена отличается от них точным воспроизведением композиции чудотворного образа: наряду со средником здесь вышиты и фигуры на полях, что позволяет признать данное изделие своеобразной иконой «в меру и подобие», но иконой, исполненной в другом материале.

Источник:
ПИВОВАРОВА Н. В. Икона Божией Матери «Знамение». — СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (РУССКАЯ ИКОНА: образы и символы)
Икона «Знамение»... В ней раскрывается древнее предсказание пророка Исайи: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Ветхозаветная тайна становится истиной, явленной не только христианам, но и всему человечеству. Этот емкий, насыщенный смыслом образ был излюбленным сюжетом византийского искусства. Но особенную роль он сыграл в истории Руси. Его судьба неотделима от судьбы нашей государственности. Икона «Знамение» вразумляла русских людей в пору междоусобной брани, к ее помощи прибегали правители нашего государства.
Об истории, художественных особенностях и богословском смысле иконы «Знамение», а также самых известных ее списков рассказывает эта книга. Текст, подготовленный известным специалистом по древнерусскому искусству Надеждой Валерьевной Пивоваровой, написан доступным, живым языком, учитывает новейшие научные данные и при этом стремится к богословской точности. Многочисленные иллюстрации делают книгу незаменимым пособием для преподавателей истории искусства и основ православной культуры.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...