понедельник, 10 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 10 июня (28 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
10 июня (28 мая старого стиля)
… Многие говорят: я ничего такого плохого не делаю. Мало ничего плохого не делать, нужно еще делать хорошее. Покойник, когда лежит в гробу, тоже ничего плохого не делает, но это не значит, что он жив. Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Поэтому если мы хотим быть христианами, мы должны быть живыми: у нас должна быть живая вера, у нас должна быть живая молитва, живое покаяние, живая любовь к Богу: мы должны жить полной жизнью.
 
Икона Божией Матери Никейская. «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». (304) Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: "Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель". Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.
Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: "Бысть чрево Твое Святая Трапеза". https://days.pravoslavie.ru/name/2919.html
… Если бы мы все были подвижники, тогда не было бы такой нужды в скорбях. Когда мы сами бы проводили, как в древних книгах сказано, «жестокое житие», сами бы подвизались, тогда скорбей у нас было бы меньше. Они все равно были бы, но, конечно, реже.
А в силу того, что мы очень нежные, очень расслабленные, очень себялюбивые, очень любящие всякое комфортное житие, душевную и телесную сласть, Господь все время вынужден нас, очень нежно и участливо, чего-то лишать. Чтобы все время нам не давать уснуть сном греховным. И это в каждого из нас должно вселять надежду, потому что свидетельствует о заботе о нас Отца Небесного, о участии Его в нашей жизни.
Чухломская (Галичская) икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» (1350). Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери". Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону. Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4278.htm
…Грешник — это не обязательно тот, кто совершает плохие поступки. Человек может не совершать никаких плохих поступков, может не произнести никогда в жизни ни одного худого слова, может даже никогда плохой мысли в свою голову не впускать — и быть страшным грешником, хуже всякого убийцы, злодея, грабителя, насильника. Грешник — это человек, который живет своей собственной жизнью, отдельной от Бога. А уж когда человек отделился от Бога, это выражается по-разному: один просто в своей гордыне пребывает и наслаждается собой, другой Лермонтова изучает, третий марки собирает, пятый водку пьет — это не играет никакой роли. Собирать марки — такое же безумие, как пить водку, или колоться наркотиками, или ходить по ресторанам, или в карты играть всю ночь. В этом нет принципиальной разницы, как нет принципиальной разницы, чем человек болен, туберкулезом или раком четвертой степени. Какая разница, от чего умирать.
Всякая отдельная от Бога жизнь — это есть смерть. Поэтому если наша жизнь отделяется от Бога, значит, мы пребываем в зоне смерти, мы мертвы. Поэтому надо жизнь постоянно оживлять, надо постоянно приходить в храм, постоянно причащаться, делать усилие над собой, каяться в грехах. Какие-то свои грехи мы уже познали, и надо изо всех сил стараться воздерживаться от них. Если не можем целый день воздерживаться, хотя бы полдня; если не можем полдня, хотя бы два часа в день. Чтобы на следующий год воздерживаться два с половиной часа, а еще через год — три. И так постепенно вытеснять грех из своей души собственным усилием и молитвой к Богу.
Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский (IX) Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во 2-й половине VIII века. За свою богоугодную жизнь он был возведен в сан епископа Халкидонского. Святитель Никита отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты - святой Игнатий. https://days.pravoslavie.ru/name/1619.html
… Церковь прославляет всех святых угодников Божиих — и христиан, которые жили до нас, и тех людей, которые были водимы Духом Святым даже до пришествия Христа на землю. У каждого народа, независимо от его веры, есть такое понятие: святой. Святым называют обычно человека, который в лучшую сторону отличается от всех окружающих, хотя выразить, в чем именно святость заключается, люди, как правило, затрудняются. Но в учении Православной Церкви этот вопрос разрешается просто: святой — это тот, кто причастен к Святому Духу.
Ни один человек, рождаясь от грешных родителей и проводя жизнь свою греховно, сам по себе святым быть не может, потому что природа человеческая пала из-за греха. Человек никак не может быть генератором Божественной благодати. Источник благодати есть только Бог. И если человек стремится к Богу, если стремление его искреннее, глубокое, настоящее, тогда Господь, видя это, выходит такому человеку навстречу и происходит соединение духа человеческого и Духа Божия. Вот это соединение и называется святостью или вечной жизнью, потому что все, что непричастно к Богу, в чем нет Божьей искры, то тленно, а то, что к Богу причастно, — нетленно. Бог вечен, и, когда человеческий дух соединяется с Духом Божиим, он получает вечную жизнь.
Господь основал Церковь только с одной целью: не для того, чтобы мы покойников поминали; не для того, чтобы отпевали и еще какие-то требы совершали. Единственная цель у Бога — приведение всех нас к Себе, а это происходит благодатью Божией, через соединение с благодатью нашего духа. И в Евангелии рассказывается, каким образом можно достичь этого соединения, каким образом можно достичь святости. Но Евангелие писалось давно, когда святых еще не было, поэтому нам сейчас гораздо легче. Мы можем изучить жизнь любого святого, посмотреть, что он делал, что говорил, и начать подражать ему в своей жизни, чтобы достичь того же общения с Богом. В Евангелии и житиях святых нам показан путь, которым можно достичь святости. И если мы в результате нашей жизни хотим достичь того, чего достигли святые угодники Божии, если мы хотим, чтобы наше хождение в храм, наше причащение, изучение Священного Писания, вообще наша жизнь имела хоть какой-то плод, то мы должны идти именно этим путем. А если мы стремимся еще к чему-то помимо святости, тогда наша жизнь будет бесплодной, потому что не приведет нас к вечной жизни. Можно стать самым прославленным в мире писателем и погубить свою душу. Можно быть самым лучшим кондитером и погубить свою душу. Можно нарожать пятнадцать человек детей и погубить душу. Можно все человечество спасти от рака, от СПИДа и погубить свою душу. Да, спасешь, изобретешь вакцину, масса людей продлят свою жизнь на некоторое время — а ты все равно будешь в геенне огненной, если не соединишься с Духом Святым, если будешь чужд Ему, если тебе духовная жизнь будет совершенно неведомой, потому что она лежит вне сферы твоих интересов.
Господь нам говорит, с чего начинается святость: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». «Исповедать» — значит, из себя поведать о том, что я есть христианин. Но понятно, что если мы химическим карандашом на лбу или на майке напишем: «Я православный христианин» — и будем ходить по улице, то ничего, кроме смеха, у людей это не вызовет. Потому что слов все слышали достаточно, надо показать дела. Мы должны, живя в этом мире, жить по-христиански. Несмотря на то, что все блудят, все воруют, все ругаются, все завидуют, все ненавидят, никто не молится, мы должны поступать наоборот. Исповедание — это не значит, что мы должны каждого уговаривать, чтобы он крестился, стал бы православным христианином, курить бы бросил. Пусть делает все, что угодно, но мы своей жизнью должны являть жизнь иную. Если же мы смешиваемся с толпой, если мы живем так, как все, то мы не христиане. Наша жизнь должна быть принципиально иной, принципиально. Мы должны даже и одеваться иначе, чем одевается современный человек. Все должно быть у нас обязательно иное, жизнь инаковая. Так и иночество возникло — в противовес мирскому обычаю. Именно это значит исповедание себя перед людьми. А тогда и Господь исповедает нас перед Отцом Своим Небесным. Он скажет: эти люди — вот этот, вот этот, вот этот — жили не по стихиям этого мира, а так, как Я их научил. То есть Господь будет Сам за нас ходатайствовать.
«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Каждый современный человек вместо того, чтобы принять тот крест, какой ему дал Господь, все время находится в нытье, он всем недоволен: это у него болит, это у него плохо, тут у него все разваливается, здесь у него не получается. Вот иногда жалуются: «У меня там болит, здесь болит». Спрашиваешь: «А ты аборты делала?» — «Да, делала три аборта». И хочешь быть здоровой? Ну не смешно ли это? Человек, убивший троих детей, еще хочет себе счастливую жизнь, и чтобы ничего не болело. Ну, если бы ты лет тридцать отсидела за это на Колыме, тогда еще понятно, можно было бы требовать, чтобы Господь жизнь продлил, а то ведь нет, живет в тепле, никто ее каждый день не лупцует, и еще ропщет. Та жизнь, которую мы имеем в данную секунду, — это то, что мы заслужили и что сами себе создали. Какой ты дом построил, в таком и живешь. Поэтому нам нужно обязательно перед Богом смириться. Тот крест, который Господь нам дал, надо нести безропотно, причем не куда попало, а вслед за Христом. Какую дорогу Господь нам указал, только той дорогой и надо идти, хотя это и трудно, неся крест. Но Господь первым крест пронес именно для того, чтобы нам этот путь указать. Если мы выбрали путь духовной жизни, путь святости, по которому прошли и Сам Господь, и Матерь Божия, и все апостолы, все святые угодники, то мы должны стараться все силы нашей души тратить на духовное, прежде всего стремиться к святости.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...